Здоровьесберегающие технологии, и их использование в образовательном процессе школьников.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Содержимое разработки



Здоровьесберегающие технологии, и их использование в образовательном

процессе школьников.

       «Здоровье - это больше, чем знания…

 Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.  

(Н. Нильсон)  

 

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно   сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

      Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным  НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50%   имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Причем наблюдается  тенденция ухудшение здоровья  детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей  в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

 «Здоровье человека определяется как состояние

1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;

3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;

4) Здоровье-это право каждого»

      В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

 Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных  средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.

    Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе  природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ)

3 группа –  экологические технологии (обустройство школьной среды,

озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Они подразделяются на:

  1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).

  2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения  и др.)

        3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности

  • воспитание, а не изучение культуры здоровья

  • элементы индивидуализации обучения

  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

  • интерес к учебе, желание идти в школу

  • наличие физкультминуток

  • наличие гигиенического контроля  

 Эти технологии  помогают учащимся самореализоваться  в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

       В практике на моих  уроках нашли применение следующие технологии

Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство  самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков  по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..  

  • Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

  • Методы активного обучения  прочно вошли в технологический арсенал.    Это - ролевые  и деятельностные игры,  групповая и парная работа,

   уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

.  Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:   

1.Оптимальная плотность урока 

  • количество видов учебной деятельности

  • их смена

  • длительность и чередование

  • отвлечения от учебной работы 

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,

  • письмо,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание пособий,

  • ответ на вопрос,

  • решение примеров.

  • просмотр видеосюжетов и презентаций

Рекомендации:

  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.

  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы

  • минутки релаксации

  • дыхательная гимнастика

  • гимнастика для глаз

  • массаж активных точек

  • речевая гимнастика

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

 Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

  • поговорка,

  • высказывание,

  • веселое четверостишие,

  • юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка

  • высота ножек стула должна равняться длине голени.

  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол

  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка

  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

  • позвоночник опирается на спинку стула.

  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

  • Надплечья находятся на одном уровне


    Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

  •  Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

Работа по здоровьесбережению продолжается  и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.



Бег 6 минут, м (выносливость)









Бег 30м, сек. (быстрота)









Бег 3х10м, сек.(координация)









Прыжок в длину с места, см. (скоростно-силовые)









Наклон вперёд, см.(гибкость)









Подтягивание, раз(сила)









     Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.

     



ьзование Здоровьесберегающих технологий в образовательном

процессе.

       «Здоровье - это больше, чем знания…

 Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.  

(Н. Нильсон)  

 

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно   сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

      Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным  НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50%   имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Причем наблюдается  тенденция ухудшение здоровья  детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей  в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

 «Здоровье человека определяется как состояние

1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;

3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;

4) Здоровье-это право каждого»

      В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

 Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных  средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.

    Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе  природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ)

3 группа –  экологические технологии (обустройство школьной среды,

озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Они подразделяются на:

  1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).

  2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения  и др.)

        3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности

  • воспитание, а не изучение культуры здоровья

  • элементы индивидуализации обучения

  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

  • интерес к учебе, желание идти в школу

  • наличие физкультминуток

  • наличие гигиенического контроля  

 Эти технологии  помогают учащимся самореализоваться  в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

       В практике на моих  уроках нашли применение следующие технологии

Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство  самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков  по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..  

  • Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

  • Методы активного обучения  прочно вошли в технологический арсенал.    Это - ролевые  и деятельностные игры,  групповая и парная работа,

   уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

.  Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:   

1.Оптимальная плотность урока 

  • количество видов учебной деятельности

  • их смена

  • длительность и чередование

  • отвлечения от учебной работы 

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,

  • письмо,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание пособий,

  • ответ на вопрос,

  • решение примеров.

  • просмотр видеосюжетов и презентаций

Рекомендации:

  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.

  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы

  • минутки релаксации

  • дыхательная гимнастика

  • гимнастика для глаз

  • массаж активных точек

  • речевая гимнастика

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

 Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

  • поговорка,

  • высказывание,

  • веселое четверостишие,

  • юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка

  • высота ножек стула должна равняться длине голени.

  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол

  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка

  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

  • позвоночник опирается на спинку стула.

  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

  • Надплечья находятся на одном уровне


    Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

  •  Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

Работа по здоровьесбережению продолжается  и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.



Бег 6 минут, м (выносливость)









Бег 30м, сек. (быстрота)









Бег 3х10м, сек.(координация)









Прыжок в длину с места, см. (скоростно-силовые)









Наклон вперёд, см.(гибкость)









Подтягивание, раз(сила)









     Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.

     





Сохранить у себя:
Здоровьесберегающие технологии, и их использование в образовательном процессе школьников.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки