Тема: Учимся думать и запоминать.
Цель: Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи:
Работать над развитием у учащихся представления о своих умственных способностях и их значении.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию.
Развивать мыслительные операции: обобщения, сравнения, понятийное и логическое мышление, долговременную память; сосредоточенность и устойчивость внимания; мелкую моторику рук.
Оборудование:
карточки с играми, релаксацией;
картинки: животные, посуда, растения, игрушки, шк. принадлежности и др.;
бланки на каждого ученика;
правила;
магнитофон с релаксационной кассетой.
Ход занятия:
Содержание: | Примечания: |
1. Вступительная часть. 1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии будут присутствовать гости, коллеги из других школ, они тоже психологи, давайте поприветствуем их. Садитесь. - К нам сегодня пришёл ещё один гость Тимка, очень уж ему хотелось побывать на нашем уроке. 2. Ритуальное приветствие. - Давайте поприветствуем друг друга, от лица Тимки. Кому сложно будет придумать приветствие- пожелание, помните, про волшебный мешочек, который всегда поможет и выручит. 3. Работа с правилами и ограничениями. - Для того, чтобы нам было интересно общаться, мы введём правила. - С каким человеком приятнее общаться: с тем, который тебя внимательно слушает, или с тем, который не слушает? Почему? Следовательно, нужно правило: «Слушай внимательно!». - С кем интереснее общаться: с тем, кто тебя перебивает, или с тем, кто внимательно слушает? Почему? Значит, нам потребуется следующее правило: «Не перебивай!». - Есть люди, которые правильно обращаются друг к другу, т.е. называют по имени, а есть те, которые обращаются: «Эй - ты», или по кличке. Какое обращение приятнее? Почему? Верно, обращение не по имени обидно, оскорбительно, это проявление неуважения к человеку. Значит «Обращайся по имени!». - Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какие правила будут нам помогать общаться? Этих важных правил, мы с вами будем придерживаться не только на наших занятиях, но и дома, в школе, на улице. 4. Психологическая разминка. - Поиграем в игру «Летает – не летает». Для этой игры нам потребуется встать на расстоянии вытянутой руки от товарища. - Я буду называть вам слова, и если названное слово летает, то вы высоко подпрыгиваете. Если предмет не летает, то вы хлопаете один раз в ладоши и садитесь на корточки. Приготовились слушать очень внимательно. Слова: облако самолётик самолёт слон стул страус бумага вертолёт сыр попугай шоколад каша пицца ботинок парашют - Молодцы, ребята, сначала вам было сложно сосредоточить своё внимание, но вам удалось собраться и поэтому вы начали действовать правильно и быстро. Теперь вы готовы к работе. 2. Основная часть. Объявление темы и задач занятия. - Тема сегодняшнего занятия «Учимся думать и запоминать». Мы будем учиться сосредотачиваться, запоминать, отдыхать; обобщать слова, называя их 1 словом. - А нужно нам всё это для того, чтобы быть умными, внимательными и хорошо учиться. Психологические игры и упражнения. - Для того, чтобы научиться обобщать, Тимка мне тут подсказывает, нужно уметь называть предметы 1 словом. Упражнение №1. «Назови, одним словом». - А как мы умеем это делать? Например, как одним словом можно назвать лето, осень, зима, весна? (Времена года). - Каким, одним словом можно назвать эти предметы? И т.д. Рефлексия: - Молодцы, ребята, быстро научились называть предметы одним словом. 3. Развивающие упражнения. - Перед вами лежит листок с интересными заданиями, которые Тимка приготовил для вас. Прежде чем преступить к их выполнению, нужно подписать листок. Верху пишется фамилия, на строке ниже - имя. а) Развернули листок, перегнули. Первое задание «Фигурки», прочитайте. Задание понятно? Кто не понял его, поднимите руку. Выполняем. Проверка. Это упражнение учило нас быть внимательными и наблюдательными. Овала у нас 2, различаются они только размером, поэтому мы их обводим кружками. Всего сколько фигур обвели в кружочки? Верно 6 фигур. б) Перевернули лист. Читаем второе задание, оно называется «Заплатки». Тимке спать не на чем все коврики с дырками, нужно к каждому коврику, не нарушая узор найти 1 заплатку. Соединяем стрелочкой заплатку с ковриком. Подбирая заплатки к коврикам, мы учились думать, сравнивать. Проверка. Давайте проверим по целым коврикам, не нарушил ли кто узор. Тимка, рад, что все его коврики теперь целые, и благодарит вас за помощь. в) Перевернули лист, перед вами 3 задание с названием «Запомни». Всё внимание на картинку. Запоминаем, 20 сек. А теперь напишите, всё что запомнили. Поставьте вертикальную черту. Проверка. - Внимание, проверяем. Ещё раз посмотрите на картинки, и допишите предметы, о которых забыли. -А теперь вы скажите, чему мы учились на этом упражнении? Верно, запоминать. - А это важно уметь запоминать, как вы считаете? Конечно, важно, иначе мы не помнили бы свой адрес, телефон мамы, и многие другие важные для нас вещи. - Молодцы, хорошо поработали! Листочки с последних парт передайте на первые. 4. Релаксация под музыку. «Поляна». - А сейчас, чтобы настроение было хорошим, чтобы расслабиться и чувствовать себя хорошо, вы закроете глаза, удобно сядете на стуле, можно лечь на парту. Голову опустите на руки. Внимательно слушайте и повторяйте мои слова «про себя». Шептать не надо. Спокойно отдыхайте. Текст на карточке. « Мысленно представьте себе тёплый, солнечный день, чистое, голубое небо, зелёную поляну. Вы находитесь… на этой поляне…чувствуете, как солнце пригревает вас своими тёплыми…золотистыми лучами. Как дует тёплый…свежий ветерок. Он колышет вашу одежду…ваши волосы. Вы чувствуете …приятный…нежный аромат цветов…растущих на поляне. Слышите пение птиц. Чувствуете… как усталость покидает вас. Вы полны сил…и энергии (2раза). Чувствуете себя бодрыми и отдохнувшими (2раза).» На счёт 3 вы откроете глаза. (1,2,3). Потянитесь. -Как вы себя чувствуете? (Хорошо, спокойно, бодрым, отдохнувшим.) Продолжаем активно работать. Упражнение №2. «Скажи наоборот». - Тимка, придумал слова и просит вас подобрать к ним противоположные по смыслу красивый - … страшный 11. идти - … стоять громкий - … тихий 12. глупый - … умный забывать – … вспоминать 13. горький - … сладкий поздно – … рано 14. добро - … зло трус - … смелый 15. открыть -… закрыть 6. жечь - …тушить 16. сушить - … мочить сухой - … мокрый 17. давать - … брать большой - … маленький 18. жалеть -… бить злой - … добрый 19. медленно -…быстро день - … ночь Рефлексия: - Итак, ребята, у кого получилось подобрать противоположное слово, поднимите руку, а кому сложно было? Значит кому-то нужно мало времени, чтобы подумать, а кому-то больше, на следующем занятии мы будем продолжать этому учиться.
| 1 мин.
2 мин. Круг в игровой комнате.
Показ карточки 1. Показ карточки 2. Показ карточки 3.
Показ карточек вразноброс, повтор правил.
2 мин.
1 мин.
Постепенно темп ускорять. Тема на доске. 1 мин.
Показ карточек с изображением 4-х предметов. 2 мин.
1 мин.
1мин. 1 мин. 1мин. 20 сек. на запоминание. 1мин..
2 -3 мин.
Тон учителя ровный, спокойный, делаются паузы.
3 -4мин. |
3. Заключительная часть. 1. Итог урока. -Чему вы сегодня учились на уроке? (Обобщать предметы, называя 1 словом, сравнивать, отдыхать, думать). - Зачем мы отдыхали? (Чтобы, настроение было хорошее, чтобы расслабиться) - А какие упражнения помогали нам учиться? («Летает - не летает», «Фигуры», «Заплатки», «Запомни», «Назови 1 словом», «Поляна». - Какие правила нам помогали работать? 2.Ритуальное прощание. -Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся. Возьмитесь за руки и скажите друг другу: «Я благодарю моих одноклассников за всё интересное, что было сегодня на занятии». Пожмите друг другу руки, улыбнитесь. 3. Рефлексия всего занятия. - Нам с Тимкой, очень понравилось, как вы работали на уроке, и мы говорим вам спасибо! До свидания! | 1-2 мин. Круг в игровой комнате. 1 мин. |
Тема: Учимся думать и сравнивать.
Задачи:
Сформировать у учащихся представление об умственных способностях и их значении.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию.
Развивать способность к классификации; восприятие пространства; сосредоточенность и устойчивость внимания; мелкую моторику рук.
Оборудование:
листы в клетку с узором и чистые на каждого ученика,
простые и цветные карандаши, листы бумаги (12 *16),
шаблон из тонкого картона (6*4),
картинки: белка и кошка, девочка и кукла; собака, кошка, заяц, змея,
предметная таблица; правила,
магнитофон с релаксационной кассетой,
мягкая игрушка.
Ход занятия:
Содержание: | Примечания: |
1. Вступительная часть. Представление. - Здравствуйте, ребята! Знакомство. - Ребята, мне хочется с вами познакомиться. Я по кругу пущу игрушку медвежонка Тимку, а вы, когда он окажется у вас в руках, назовёте своё имя. Скажете медвежонку и всем нам: «Меня зовут _____» и передадите его дальше. Спасибо! Ритуальное приветствие. - Давайте, поприветствуем, друг друга, но не так, как вы делали это раньше. «Возьмитесь за руки, закройте глаза. Представьте мысленно теплый солнечный день, чистое голубое небо. Ты и твои товарищи похожи на солнечные лучики. Погрей своими лучиками каждого из сидящих за этим столом, пожелай мысленно всем участникам группы хорошего настроения. Пожмите бережно, осторожно, не причиняя боли, друг другу руки. Откройте глаза, отпустите руки. |
1 мин.
3 мин.
Встать в круг перед доской.
1 мин.
|
Работа с правилами и ограничениями. - Для того, чтобы нам было интересно общаться, мы введём правила. - С каким человеком приятнее общаться: с тем, который тебя внимательно слушает, или с тем, который не слушает? Почему? Следовательно, нужно правило: «Слушай внимательно!». - С кем интереснее общаться: с тем, кто тебя перебивает, или с тем, кто внимательно слушает? Почему? Значит, нам потребуется следующее правило: «Не перебивай!». - Есть люди, которые правильно обращаются друг к другу, т.е. называют по имени, а есть те, которые обращаются: «Эй - ты», или по кличке. Какое обращение приятнее? Почему? Верно, обращение не по имени обидно, оскорбительно, это проявление неуважения к человеку. Значит «Обращайся по имени!». - Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какие правила будут нам помогать общаться? Этих важных правил, мы с вами будем придерживаться не только на наших занятиях, но и дома, в школе, на улице. Психологическая разминка. - Давайте немножко подготовимся, чтобы сосредоточиться. Я вам быстро покажу таблицу, на которой изображены различные предметы, а вам нужно запомнить их. - И так, кто запомнил все предметы? Назови их. - Молодец, какой ты внимательный! Вот мы и подготовились к дальнейшей работе. |
Показ карточки 1. Показ карточки 2. Показ карточки 3.
Показ карточек вразноброс, повтор правил.
2 мин. |
2. Основная часть. Объявление темы. Сегодня мы будем развивать свои умственные способности. Постановка задач. Сегодня для вас начались новые уроки, они особые, т.к. отличаются от остальных. Информационная часть. - Ребята, скажите, для чего люди учатся? А вы для чего учитесь? А ещё для чего? (Развивать свои способности, чтобы быть умным и образованным человеком. Для развития ума, внимательности, мышления.) -Об одних людях говорят: «Какой умный!», а о др. «Какой глупый!». - А какого человека можно назвать умным? -Верно, умный человек, тот, который умеет анализировать и делать выводы. -Поднимите руки, те, кто хочет быть умным. Скажите, а зачем нужно быть умным в учёбе? - Верно, для того чтобы хорошо учиться, чтобы всё получалось. Психологические игры и упражнения. - Ребята, мы отметили, что умный человек умеет сравнивать, а что значит сравнивать? (Находить сходства и различия.) - Мы хотим быть умными, так давайте развивать своё умение сравнивать. - А на уроках, вам приходилось сравнивать? А для чего? (Чтобы лучше понять материал). Упражнение №1. «Сравнение». - Ребята, сравните между собой белку и кошку. Сначала найдём сходства. - А какое самое главное сходство? (Живые). Как, одним словом можно назвать белку и кошку? (Животные). -А какие различия вы видите? Молодцы! - Попробуйте ещё раз. Сравните девочку и куклу. В чём их сходство? (Женского рода). - А в чём их различия? (Девочка живое, а куклу не живое существо). Рефлексия: - Итак, ребята, что мы увидели? Верно, что одни ребята хорошо умеют сравнивать, а другие ещё пока учатся. А ещё, что различия легче найти, чем сходства. Упражнение №2. «Скажи наоборот». - Умный человек, может быстро соображать. Сейчас проверим, как вы умеете это делать. Я буду называть вам слова, а вы быстро к этому слову должны подобрать противоположное. Отвечает только тот, кого я спрошу. Помните правила: «Слушай внимательно!», «Не перебивай!». красивый - … страшный 11. идти - … стоять громкий - … тихий 12. глупый - … умный забывать – … вспоминать 13. горький - … сладкий поздно – … рано 14. добро - … зло трус - … смелый 15. открыть -… закрыть беречь - … транжирить 16. жечь - …тушить сухой - … мокрый 17. сушить - … мочить большой - … маленький 18. давать - … брать злой - … добрый 19. жалеть -… бить день - … ночь 20. медленно -…быстро Рефлексия: - Итак, ребята, у кого получилось подобрать противоположное слово, поднимите руку, а кому сложно было? Значит кому-то нужно мало времени, чтобы подумать, а кому-то много. Упражнение №3. «Действие». - Умный человек умеет подбирать правильные слова, а как это мы умеем делать. Давайте покажет, что и мы это умеем. - Я буду называть вам разных животных, а вы назовите действия, которые может выполнять это животное. Спрашивать буду всех по очереди. Собака (играет, прыгает, бегает, лает, кусает, скулит, виляет хвостом, подаёт лапу, кружится, кушает, гуляет, дышит, воет, ползает, кувыркается, приносит палку и т.д.) Кошка (бегает, царапает, играет, дышит, виляет хвостом, мяукает, кусает, прыгает, кружится, кушает, гуляет, ползает, лакает молоко, умывается, облизывает себя, греется на солнышке, фыркает, мурлычет и т.д.) Заяц (прыгает, играет, скачет, стучит лапами, шевелит усами, трясётся, грызёт морковь, убегает, прячется, оставляет следы на снегу, попадает в капкан, кушает кору дерева и т.д.) Змея (ползает, шипит, кусает, душит, греется на солнышке, спит, кушает, охотится, сворачивается клубком, плавает, лежит и т.д.) Рефлексия: - Итак, ребята, ещё не у всех, получается, подобрать нужные слова, значит, эту способность мы ещё будем развивать. Упражнение №4. «Доскажи словечко». - Наши способности проявляются и в том, как мы умеем сочинять. Я буду читать вам начало предложения, а вы придумайте конец и отвечайте хором. Весной птицы прилетают, а осенью… (улетают). На дерево залезают, а с дерева … (спускаются). В дом заходят, а из дома…(выходят). По дороге ходят, а дорогу…(переходят). Птицы через дорогу перелетают, а змеи… (переползают). Воду в стакан вливают, а из стакана… (выливают). Воду разлили, а крупу …(рассыпали). Глазами не всё рассмотрели, а ушами не всё…(расслышали). Рефлексия: - Итак, ребята, сочинять вы умеете, но не всегда точно. Это говорит о том, что нам ещё следует поработать в этом направлении. 5. Релаксация под музыку. - Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. На парту можно лечь так, или так. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснёте по настоящему, будете слышать всё, но не будите двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Внимательно слушайте и повторяйте мои слова «про себя». Шептать не надо. Спокойно отдыхайте. «Волшебный сон» закончится, когда я попрошу вас открыть глаза. Текст: «-Реснички опускаются,… Глазки закрываются… - Мы спокойно отдыхаем,…Мы спокойно отдыхаем… - Сном волшебным засыпаем… - Дышится легко…ровно…глубоко… - Губы тёплые и вялые.… И нисколько не усталые… - Губы чуть приоткрываются.… Всё чудесно расслабляется… - Всё чудесно расслабляется…Нам понятно, что такое - Состояние покоя… Мы спокойно отдыхали… - Сном волшебным засыпали,…Но пора уже вставать… - Крепче кулачки сжимать… Их повыше поднимать… - Подтянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать. Потянулись и сели». Упражнение №5. «Продолжи узор». -Думать нам часто помогают руки. А как они помогают, вы сейчас поймёте. Я расскажу вам о Малееве Вите, о котором написал Н.Носов. Однажды Витя решил помочь своей сестре Лике решить задачу. Витя учился в 4 кл., а Лика в 3-ем. Лика ушла гулять, а Витя стал решать задачу про орехи. Витя прочитал задачу, решил, но ответ не сошёлся. Он прочитал задачу 10 раз, но так и не понял в чём его ошибка. Тогда он с отчаяния нарисовал ореховое дерево с 120-ю орехами, мальчика с девочкой. Думал, думал, пририсовывал то девочке, то мальчику орехи. Мальчику он нарисовал 2 кармана, а девочке 1. И он понял, что раньше делил на 2-е, а надо делить на 3 части. - Итак, кто может доказать, что работая рукой мы развиваем свой ум? Верно, мы размышляем, анализируем, выбираем различные варианты, следовательно, рука помогает нам мыслить. - А теперь, внимательно рассмотрите узор, на листке, который вам дали и затем дорисуйте него. Рефлексия: - А кто на этом упражнении может доказать, что работая рукой мы развиваем ум. (Сравнивали, анализировали, потом только рисовали).
3. Заключительная часть. Рефлексия всего занятия. - Чем мы занимались на уроке? -Какие способности развивали? - Какие правила нам в этом помогали? - Невыполнение, каких правил помешало нам сегодня успешно работать? Итог. - Чья работа на занятии вам особенно понравилась? Почему? - Кому сегодня вы хотели бы сказать спасибо? Ритуальное прощание. - Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся. Возьмитесь за руки, закройте глаза. Мысленно скажите друг другу: «Я благодарю моих одноклассников за всё интересное, что было сегодня на занятии». А теперь мысленно скажите себе: «Я прощаю себе свои ошибки, свои неудачи, которые были у меня сегодня». Пожмите друг другу руки, откройте глаза, улыбнитесь.
До свидания! |
Показ картинки. Опрос каждого по кругу.
Опрос каждого по кругу.
4 мин.
3 мин.
4-5 мин.
Магнитофон с релаксационной кассетой.
4 мин.
5 мин.
1 мин.
В кругу у доски. 1 мин. |
Тема: Учимся думать и наблюдать.
Задачи:
Уточнять у учащихся представление о своих умственных способностях и их значении.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию.
Развивать мыслительные операции: понятийное и логическое мышление, долговременную память; сосредоточенность и устойчивость внимания; мелкую моторику рук.
Оборудование:
простые и цветные карандаши, листы бумаги (12 *16),
картинки: животные, посуда, растения, игрушки, школьные принадлежности, машина – автобус, яблоко – вишня,
магнитофон с релаксационной кассетой,
правила.
Ход занятия:
Содержание: | Примечания: |
1. Вступительная часть. 1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече с вами. Как ваше настроение? 2. Ритуальное приветствие. - Давайте поприветствуем друг друга. 3. Работа с правилами и ограничениями. - На прошлом занятии мы ввели правила, для того, чтобы нам было приятно общаться. Какие это правила? - Что означает этот знак? О чём говорит это правило? - Для чего нам нужны эти правила? 4. Психологическая разминка. - 2. Основная часть. Объявление темы и задач занятия. - Сегодня мы продолжим развивать свои интеллектуальные способности, будем сравнивать, сочинять, подбирать слова, развивать ум, развивая руку. - Для чего нам это нужно? (Верно, чтобы быть умными и хорошо учиться). Какие способности мы развивали? Психологические игры и упражнения. - Для того, чтобы быть умным, нужно развивать своё внимание, давайте посмотрим как развито ваше внимание. Упражнение №1. «Муха». - Ребята, посмотрите внимательно, где сейчас находится муха? (В середине). - А сейчас представьте, что она перелетела на 1 клетку вправо, потом она полетела вверх на 1 клетку, затем полетела влево и улетела на 2 клетки. - Итак, кто покажет, где остановилась наша муха? Рефлексия: - Итак, ребята, что мы увидели? Верно, что кто-то внимательно следил за мухой, т.к. знает, где право, где лево, а кто-то ещё не совсем в этом разбирается. Поднимите все правую руку, а теперь левую. Упражнение №2. «Назови, одним словом». - Ребята, умный человек, должен уметь называть предметы одним словом. А как мы умеем это делать? Как одним словом можно назвать март, апрель, май? (Месяца). - Каким, одним словом можно назвать эти предметы? Рефлексия: - Итак, ребята, вы молодцы, очень хорошо умеете называть предметы одним словом, поэтому с заданием справились быстро. Упражнение №3. «Разметка». - Ребята, думать нам часто помогают руки. А как? Верно, работая рукой, мы думаем, размышляем, анализируем, сравниваем, выбираем различные варианты. Следовательно, рука помогает нам мыслить. - Перед вами лежит листок бумаги - четырёхугольник, в нём нужно разместить как можно больше маленьких флажков. Поэтому прежде чем обводить флажок – прямоугольник, подумайте, как вы будите это делать. Работаем 2 мин. (макс. 8). Рефлексия: - Внимательно посмотрите на свой листок и сами оцените его, так ли вы сделали, как требовалось? Повторяю, нужно было разместить на листке как можно больше флажков. - Какую ошибку вы допустили? - Убрали листочки на край стола, в конце занятия вы их сдадите. Упражнение №4. «Сравнение». - Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что умный человек умеет сравнивать. А что значит сравнивать? (Находить сходства и различия). - Сравните, машину и автобус по сходству. - А какое самое главное сходство между машиной и автобусом? Подумайте. (Занимаются транспортированием людей, перевозок, а также изготовлены из металла). - Какое самое главное различие? (Автобус больше по размеру, чем машина). - Молодцы, попробуем ещё. Сравните яблоко и грушу. - Какое самое главное сходство? Верно это фрукты. - А какое самое главное различие? (Форма, цвет, вкус). Рефлексия: - Итак, ребята, ну вот вы уже и научились хорошо выделять самое главное сходство и различие в предметах. Упражнение №5. «Действие». - Умный человек умеет подбирать правильные слова, давайте покажем, что и мы это умеем делать. Отвечает только тот, кого я спрошу, помните наши правила! - Я буду называть животное, а вы действие, которое может выполнять это животное. Птица (играет, прыгает, бегает, клюёт, поёт, кружится, кушает, гуляет, дышит, щебечет, чирикает, вьёт гнёзда, выводит птенцов, пьёт и т.д.) Корова (бегает, играет, дышит, виляет хвостом, прыгает, кружится, кушает траву, гуляет, облизывает себя, греется на солнышке, даёт молоко, приносит телят, пасётся, мычит, ест корм, пьёт и т.д.) Таракан (прыгает, играет, бегает, шевелит усами, убегает, прячется, кушает и т.д.) Рефлексия: - Итак, ребята, ещё не у всех, получается, подобрать нужные слова, значит, эту способность мы ещё будем развивать. - Скажите, а что заметили, когда подбирали слова? Когда вы называли действия, вы говорили: дышит, ест, бегает и др. О чём это говорит? Верно, что у них есть сходства. 3. Релаксация под музыку. - Сейчас вы закроете глаза. Удобно сядете на стуле, можно лечь на парту так, или так. Голову опустите на руки. Внимательно слушайте и повторяйте мои слова «про себя». Шептать не надо. Спокойно отдыхайте. Текст: -« Представьте себе, что у вас есть надёжное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы это место реально существовало. Вы можете представить себе хижину в горах или лесную долину, о которой никто, кроме вас не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или любоваться природой. Сбрасываем напряжение, отдыхаем». - На счёт раз – открываем глаза, на счёт 2 – потягиваемся, на счёт 3 – встряхиваем руками и ногами. Упражнение №6. «Дорисуй». - У вас на столе листок с узором. Рассмотрите его и скажите, что это? - Вам нужно так дорисовать узор, что бы он был таким же, как нарисованный, таким же цветом. Попробуйте скопировать узор. Работаем 2 мин. - Хорошо, а теперь заштрихуйте всю ёлочку. Покажите друг другу, что у вас получилось. Рефлексия: - Что мы развивали, выполняя это упражнение? (Руку и ум). Упражнение №7. «Доскажи словечко». - Наши способности проявляются и в том, как мы умеем сочинять. - Сейчас, я буду читать начало предложения, а вы придумайте конец. Отвечает только тот, кого я спрошу. По дороге ходят, а дорогу … переходят. В дом заходят, а из дома… выходят. На дерево залезают, а с дерева… слезают. Весной птицы прилетают, а осенью… улетают. Глазами не всё увидели, а ушами не всё… расслышали. Поздно ложатся, а рано… встают. Ложкой едят, а ножом… режут. Книгу читают, а в тетради… пишут. Кошка мяукает, а собака… лает. Днём свежо, а ночью… темно. Утром читают, а вечером… ужинают. Рефлексия: - Итак, ребята, сочинять вы умеете, но не всегда пока точно, это говорит о том, что над этим нам ещё следует поработать. Упражнение №8. «Сравни». - Сегодня мы сравнивали картинки, а сейчас нам нужно сравнить бумагу и вату. - Как вы думает, что легче? Почему? А как можно узнать, что легче? - Давайте проверим. Руки поставьте на локоток, вот так, и в правой руке у вас листок, а в левой вата. Отпустите их. - Итак, что быстрее падает, а что медленнее? Значит, что легче? Рефлексия: - Вот мы и научились сравнивать и доказывать свою точку зрения. А что нам для этого потребовалось? (Провести опыт).
|
1 мин.
Правила на доске. 1 мин.
1 мин.
Постепенно темп ускорять.
1 мин.
2 мин.
4 чел. Показывают. 2 мин.
Показ карточек с изображением 4-х предметов. 4 мин.
Раздаются бланки и флажки.
1 мин.
Картинки
Карточка с новым словом.
4 мин.
5 мин. Магнитофон с кассетой.
4 мин. Листки с узором, для каждого.
3 мин.
4 мин. У каждого кусочек ваты и листик бумаги. |
3. Заключительная часть. Рефлексия всего занятия. -Какие способности развивали на уроке? - Какие правила нам помогали работать? - Невыполнение, каких правил помешало нам сегодня успешно работать? - Чья работа вам особо понравилась? - Кому бы вы хотели сегодня сказать спасибо? Дача домашнего задания. - Дома сравните погоду летом и осенью. Ритуальное прощание. - Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся от лица Тимки. Возьмитесь за руки, закройте глаза. «Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, что вы дружные и помните о правилах. А вам что понравилось, что запомнилось?
До свидания! |
|
Тема: Учимся думать и обобщать.
Задачи:
Углублять представление детей о своих умственных способностях и их значении.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию, воспитывать культуру общения.
Развивать мыслительные операции: понятийное, логическое и творческое мышление, долговременную память; сосредоточенность и устойчивость внимания; мелкую моторику рук.
Оборудование:
простые и цветные карандаши,
магнитофон с релаксационной кассетой,
правила.
Ход занятия:
Содержание: | Примечания: |
1. Вступительная часть. 1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. 2. Ритуальное приветствие. - Выйдем к доске и поприветствуем друг друга. 3. Закрепление правил и ограничений. - Какими правилами мы пользуемся, чтобы нам было приятно общаться? Поясните это правило. О чём оно? - Что обозначает этот знак? А для чего нам нужны правила? 4. Психологическая разминка. Игра «Словесная перепалка». - Чтобы подготовиться к уроку и сосредоточиться, поиграем. Я буду называть вам слова, а вы повторяйте только те слова, перед которыми я произнесу слово «скажи» остальные слова вы не повторяете, но хлопаете 1 раз в ладоши. Задание всем понятно? Приготовились. скажи стол (стол) говори дом хлопок скажи слон (слон) повтори дятел хлопок повтори дверь хлопок скажи мяч (мяч) скажи кубик (кубик) говори море хлопок скажи яблоко (яблоко) - Молодцы, не все были внимательными, но это мы исправим путём тренировок. 2. Основная часть. 5.Объявление темы и задач занятия. - Сегодня мы продолжим развивать свои интеллектуальные , умственные способности, будем развивать умение обобщать, анализировать, сравнивать, тренировать сообразительность, внимание, память, развивать ум, развивая руку. - Для чего нам это нужно? (Верно, чтобы быть умными, сообразительными и хорошо учиться). - Какие способности мы развивали на прошлом занятии? - Тимке очень приятно, что вы помните материал прошлого занятия. 6.Психологические игры и упражнения. Упражнение №1. «Лишнее слово». - Чтобы быть умными, нужно уметь обобщать слова, предметы, т.е. называть их одним словом. Выполним упражнение, где на карточке, в которой я вам дала, написано 5 слов, из которых 4 можно объединить в одну группу и дать ей название, но одно слово к этой группе не относится, его нужно найти и исключить, объяснив при этом, почему оно лишнее. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр. Берёза, сосна, дуб, ель, сирень. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога. Лист, почва, кора, чешуя, сук. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный и т.д. Рефлексия: - Скажите, ребята, что мы развивали и чему учились? Молодцы, но не все, некоторым ещё следует эту способность развивать. Упражнение №2. «Что общего?».
- А теперь попробуем на слух, назвать предметы одним словом, т.е объединить их в одно понятие. компьютер, телевизор … электротехника. липа, дуб, берёза… деревья. роза, ромашка, василёк… цветы. кастрюля, кружка, тарелка… посуда. барсук, медведь, лиса… животные. аист, синица, воробей… птицы. пшеница, овёс, клевер… растения. Рефлексия: - Молодцы, на слух вы неплохо обобщаете слова, называя их одним словом, Тимка и я рады этому. Упражнение №3. «Дорисуй жука». - Каждому на стол я положу листок с узором. Рассмотрите его внимательно и скажите, кого он вам напоминает? (жука). - Ребята, вам нужно дорисовать узор, так чтобы он был таким же, как нарисованный, таким же цветом. Попробуйте скопировать его. Работаем 2 мин. Покажите друг другу, что у вес получилось. Рефлексия: - У кого получилось точно скопировать жука у того голова работает вместе с рукой. Ребята, а что мы развивали, выполняя это упражнение? Упражнение №4. «Речевые аналогии». Потренируем нашу сообразительность. Я буду называть 3 слова, 2 из них м/у собой как-то связаны. А к 3-ему нужно подобрать такое слово, чтобы между ними получилась такая же связь, как и в первой паре слов. День – ночь, лето-… (зима). Глаз – зрение, ухо-… (слух). Чёрное - белое, да -…(нет). Косынка – голова, ноги -… (носки). Вода – рыба, воздух - … (птица) Часы – время, температура - … (градусник). Синица – птица, муха -… (насекомое) Лето – гроза, зима - …(метель) Дом – комнаты, тетрадь -… (листы) Птица – перо, собака - …( шерсть). Одежда – ткань, мебель -…(дерево) Учёба – знания, лечение – …(здоровье) Мозаика- детали, машина -…(детали) Рефлексия: Задание было сложным, кто-то быстро с ним справился, т.к. легко удалось связать м/у собой слова, а кому-то потребовалось время. Поэтому эту способность мы ещё будем развивать. 3. Релаксация «В лесу». - Умственная работа тяжёлая, после неё надо отдыхать. Удобно сядете на стуле, можно лечь на парту так, или так. Голову опустите на руки. Внимательно слушайте и повторяйте мои слова «про себя». Шептать не надо. Спокойно отдыхайте. Текст: « Мысленно представьте себе тёплый, солнечный день, чистое, голубое небо, зелёную поляну. Вы находитесь… на этой поляне…чувствуете, как солнце пригревает вас своими тёплыми…золотистыми лучами. Как дует тёплый…свежий ветерок. Он колышет вашу одежду…ваши волосы. Вы чувствуете …приятный…нежный аромат цветов…растущих на поляне. Слышите пение птиц. Чувствуете… как усталость покидает вас. Вы полны сил…и энергии (2раза). Чувствуете себя бодрыми и отдохнувшими (2раза).» На счёт 3 вы откроете глаза. (1,2,3). Потянитесь. Встряхнитесь. Продолжаем активно работать. Упражнение №5. «Признаки предметов». Чтобы быть умным, нужно уметь выделять признаки предметов. Ребята, будьте внимательны, здесь повторяться нельзя. Саша, скажи нам, какой песок? (сухой, мокрый, светлый, с камешками, жёлтый, тёплый, рассыпчатый, горячий, просечный и тд) А снег какой, скажи Рома. (словно скатерть, мокрый, хрустящий, липкий, белый, холодный, падающий, лёгкий, тающий и т.д.). Рефлексия: -Молодцы! Справились. Заметили, что не всем было легко выделить признаки, да? Эму способность мы продолжим развивать на следующем занятии. Творческое упражнение №6. «Рассказ». А ещё, чтобы быть умными вы должны уметь продолжать рассказы. Наш рассказ будет называться «Весна». Итак, я буду называть вам начало предложения, а вы должны его так закончить, чтобы у нас получился связанный рассказ. «Наступила…. Природа….Все деревья…Птицы… Дети…Они… Им нравится… Животные весной….». Рефлексия: - Какой замечательный рассказ у нас получился. Благодаря этому упражнению мы с вами развивали свою фантазию, смекалку, сообразительность и конечно речь. | 30 сек.
2 мин. В кругу. Правила на доске. 1 мин. 1 мин. Быстрое и чёткое проговаривание. 1 мин. 2 мин. Раздаются повторяющиеся карточки на каждого ученика. 40 сек. 4 мин. Листки с узором, для каждого.
Опрос каждого ученика
4 мин.
Тон учителя ровный, спокойный, делаются паузы.
4-5 минут
Фронтальный опрос. 1 мин. 3 мин.
|
3. Заключительная часть. 1.Рефлексия всего занятия. -Какие способности развивали на уроке? -Чья работа сегодня вам особенно понравилась? Почему? - Кому бы вы хотели сегодня сказать спасибо? 2Ритуальное прощание. - Наше занятие подошло к концу, встаём в круг. Возьмитесь за руки, закройте глаза. Мы с Тимкой говорим вам спасибо, за то что были наблюдательными, внимательными. Нам занятие очень понравилось!
До свидания! |
30 секунд 40 секунд |
Тема: Учимся думать и классифицировать.
Задачи:
Углублять представление детей о своих умственных способностях и их значении. Формировать коммуникативные навыки.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию.
Развивать мыслительные операции: понятийное, логическое и творческое мышление, память; сосредоточенность и устойчивость внимания; операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения; мелкую моторику рук.
Оборудование:
простые и цветные карандаши, листы бумаги (12 *16),
карточка с поездом, домиком, ТСО,
иллюстрации утёнка, лисы, поезда,
правила.
Ход занятия:
Содержание: | Примечания: |
1. Вступительная часть. 1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Сегодня к нам пришёл друг Тимки, Бегемотик- розовый животик. Тимка рассказал ему о вас, какие вы добрые, сообразительные, и ему стало интересно с вами пообщаться. Бегемотик надеется с вами подружиться и стать вам другом. 2. Ритуальное приветствие. - Выйдем и поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки, закройте глаза. «Мысленно представьте, что каждый из вас это - красивый, нежный цветок. Рассмотрите стебель своего цветка, его листочки, лепестки. Вдохните аромат цветка. Вместе вы похожи на цветочную клумбу. Пожмите руки. Откройте глаза. Опустите руки». Садитесь. 3. Закрепление правил и ограничений. - Давайте расскажем Бегемотику, какими правилами мы пользуемся, чтобы нам было приятно общаться? Поясните это правило. О чём оно? - А, что они обозначают? - Мы оставим их на наших занятиях? 4. Психологическая разминка. Игра «Словесная перепалка». - Чтобы подготовиться к уроку и сосредоточиться, выполним такое упражнение. Будьте внимательны! Я буду быстро произносить вопросы, а вы так же быстро, хором отвечайте на них. А Бегемотик посмотрит, кто же ни разу не ошибётся. - Что растёт на ёлке? (шишки, да иголки) - Что над нами вверх ногами? (лампочка) - Что отделяет голову от туловища? (шея) - Там на арене клоуны? (цирк) - Время года перед зимой? (осень) - Кот из Простоквашино? (Матроскин) - Недвижимость на курьих ножках, где проживает Баба-Яга. (избушка) - Молодцы! Хорошо себя показали…,….они ни разу не ошиблись, а значит, были внимательны и заинтересованы. 2. Основная часть. 1.Объявление темы и задач занятия. - Сегодня мы продолжим учиться думать и классифицировать, то есть делить слова на группы. Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие на поезде. Вот мы едем по поля и видим домик, чей это домик? Остановимся? 2.Психологические игры и упражнения. Упражнение №1. «Перепутанка». - Ребята, посмотрите, кто бежит нам на встречу? (Утёнок). - Ребята, он просит нас о помощи. У него перепутались все картинки, и он никак не может их разложить на группы. Поможем утёнку? - Сейчас каждому я дам картинку. Вы со своей картинкой выйдете к доске и найдёте пару к своей картинке, так чтобы у вас получилась группа, которую можно назвать одним словом. Задание всем понятно? яблоко, груша – фрукты. самолёт, машина – транспорт. ручка, тетрадь – учебные предметы, канцелярия. платье, шуба – одежда. диван, кресло – мебель и т.д. - Молодцы! Утёнок говорит вам спасибо! Упражнение №2. «Речевые аналогии». - Продолжаем наше путешествие, тренируем сообразительность. Я называю 2 слова, которые м/у собой как-то связаны, а затем ещё слово, к которому надо подобрать такое слово, чтобы получилась пара. А связь такая же, как и в первой паре. герб - флаг, рисунок -… листок горб – верблюд, хобот - … слон чай – сахар, суп - ...соль свеча – воск, стакан - …стекло птица – летать, змея - …ползать собака – шерсть, птица -… перо. - Молодец…, ты делаешь успехи,…,… тоже молодцы сразу были готовы ответить, дают правильные ответы. А чему мы учились в этом упражнении? Упражнение №3. «Речевые классификации». - Едем дальше. А кто это на тропинке? О, это же лиса, а на носу у неё колобок. Она хочет его съесть. Но не съест, если мы выполним её задание. Итак, вы готовы? Я быстро буду вам называть слова, а вы продолжайте этот ряд, обобщая его одним словом. Например, лиса, волк…, а вы должны продолжить: медведь, заяц и т.д.по очереди, а всё это дикие животные. Москва, Кемерово… города Утюг, тостер… электроприборы Март, апрель… месяца Липа, тополь… деревья Жук, стрекоза… насекомые и т.д. - Чему мы учились в этом задании? Нас особенно порадовали:….., т.к. они, обобщая слова, развивали свою память, мышление, речь. -Молодцы, ребята! А чему мы научились? (Обобщать признаки). Упражнение №4. «Что может делать…?». -Наше путешествие подходит к концу. Но, чтобы выехать из леса нужно ответить на вопрос, что может делать животное, которое я назову. Птица, что может делать? (Летать, вить гнездо, чирикать, петь, клевать…) Рыба, что может делать? (плескаться, кормиться, плавать, расти, дышать…) Корова, что может делать? (Жевать, мычать, давать молоко, пастись…). Рефлексия: - Удивительно, вы давали такие интересные ответы, особенно мне понравились ответы…,…, т.к. они были оригинальными и неожиданными для меня. 3. Заключительная часть. 1. Рефлексия всего занятия. -Наше путешествие закончилось. Мы узнали много нового и многому научились. Вам понравилось? А что особенно? 2. Ритуальное прощание. -Возьмитесь за руки и слегка пожмите. Всем скажите «Спасибо и до свидания!». Опустите руки. Мы тоже говорим всем спасибо, занятие нам очень понравилось! До свидания! | 30 сек.
2 мин. В кругу.
Правила на доске. 1 мин. 2 мин. Быстрое чтение
1 мин. Вывешивание поезда, затем домика Речевой анализ, синтез 2 мин. Раздаются карточки на каждого ученика. «Как, одним словом можно назвать группу?» 4мин.
3 мин.
3 мин. Фронтальный опрос.
1 мин. |
Тема: Учимся думать и находить лишнее.
Задачи:
Углублять представление детей о своих умственных способностях и их значении. Формировать коммуникативные навыки.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию.
Развивать мыслительные операции: понятийное, логическое и творческое мышление, память; сосредоточенность и устойчивость внимания; операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения; мелкую моторику рук; эмпатию.
Оборудование:
правила,
Ход занятия:
Содержание: | Примечания: |
1. Вступительная часть. 1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я и Бегемотик - розовый животик, рады вас видеть. Мы так же, как и вы любим учиться. Но Бегемотик ходит не в обычную школу, а в школу для зверей. Там тоже все приветствуют друг друга. 2. Ритуальное приветствие. - Выйдем к доске, возьмёмся за руки и закроем глаза. Сейчас мысленно представьте себе, то о чём я буду говорить. «Мысленно представьте тёплый солнечный день, чистое голубое небо. Вы все похожи на солнечные лучики. Погрей своими лучиками каждого. Мысленно пожелай всем хорошего настроения. Пожмите друг другу руки. Откройте глаза. Опустите руки». Садитесь. 3. Закрепление правил и ограничений. - По каким правилам мы занимаемся именно здесь и сейчас? - Верно, и эти правила очень важны на занятиях. Я рада, что вы это усвоили. 4. Психологическая разминка. Игра «Живое - неживое». - Чтобы подготовиться к занятию и сосредоточиться, поиграем в игру «Живое – неживое». Для игры потребуется встать. Я буду быстро называть слова и если это слово обозначает живой предмет, то вы должны быстро 1раз хлопнуть в ладоши. А если неживое, то нужно присесть на корточки. Слушайте внимательно! СОБАКА-Х, ШКАФ- П, СНЕГ-П, ПОПУГАЙ-Х, РЕБЁНОК-Х, ИГРУШКА-П, ХОМЯК-Х, ШЛЯПКА-П, РЫБА-Х, ЭЛЕКТРИЧКА-П, ПЕСОК- П, ЧЕРЕПАХА –Х - Молодцы, садитесь! Хорошо себя показали…,….они ни разу не ошиблись, а значит, были внимательны. 2. Основная часть. 1.Объявление темы и задач занятия. - Сегодня мы продолжим развивать свои интеллектуальные и умственные способности, а также речь, мелкам моторику, будем сравнивать, подбирать подходящие по смыслу слова. 2.Психологические игры и упражнения. Упражнение №1. «Лишнее слово». - Ребята, Бегемотик в школе получил 1ое задание и не может с ним справиться. Поможем ему? Тогда я называю вам слова, которые можно объединить в одну группу, но 1 из них является лишним. Это лишнее слово нужно найти и исключить, объяснив, почему оно лишнее. А остальным словам дать название. стол, стул, книга, диван. ( мебель) Книга, чашка, ручка, тетрадь. (уч. принадлежности). чай, морс, кекс, квас. (напитки). акула, ёж, енот, лиса. (дикие животные). помада, тушь, тени, заколка. (косметика). Россия, Москва, Кемерово, Воронеж. (города) платье, халат, пальто, сапоги. (одежда). пылесос, холодильник, вилка, утюг. (электроприборы). озеро, река, море, берег. (водоёмы). ложка, пицца, суп, пюре картофельное (пища). венок, юбка, заколка, брошка. (украшения) и т.д. Рефлексия: - Молодцы! Думаю, что вы уже хорошо стали обобщать предметы. А какое правило нам помогало при выполнении этого упражнения? Упражнение №2. «Что общего?». - Я буду называть вам слова, которые нужно назвать одним словом. строитель, пекарь-… профессии Земля, Венера, марс-… планеты футбол, хоккей-… игры руки, ноги-… части тела рис, гречка -… крупы треугольник, квадрат -… геометрич. Фигуры наволочка, простынь-… постельное бельё пароход, корабль-… суда сердце, лёгкие, почки, печень – внутренние органы. - Молодец…, ты делаешь успехи,…,… тоже молодцы сразу были готовы ответить, дают правильные ответы. А какие способности развивали у себя? - Верно, способность к обобщению, сообразительность, а также смекалку и находчивость. Упражнение №3. «Что может делать…?». - Бегемотику в школе очень понравилось одно задание, и он попросил меня выполнить его с вами. Я животное называю, а вы мне говорите, что оно может делать и обязательно показать как. Обезьяна. (Показывать рожи, подражать, чесаться, дразнить, спать, играть, есть бананы и т.д.) Человек. (Учиться, думать, рисовать, писать, готовить, убирать, мыть, говорить, отвечать, играть и т.д.) - Отлично справились, а главное не растерялись, показывая движения. Нас особенно порадовали:….., т.к. они давали самые неожиданные и оригинальные ответы. Упражнение №4. «Чепуха». - Однажды Бегемотик составил предложения, но учитель сказал, что они неправильные. Найдите ошибки и исправьте их. На огромной сосне выросли маленькие яблоки. - Может такое быть? Почему? А как бы ты составил это предложение? -А яблоки, где растут? На печи стоит кастрюля, в которой варится паша. - Что исправит это предложение? Как будет правильно? -Молодцы, ребята! Бегемотик понял свои ошибки и постарается их больше не совершать. А мы чему научились? -Верно, правильно строить предложения, находить и исправлять ошибки. 3. Заключительная часть. 1. Рефлексия всего занятия. - Какие способности вы сегодня развивали? Чья работа сегодня вам особенно понравилась? Почему? Кому бы вы хотели сказать спасибо? За что? 2. Дача домашнего задания. - Дома сравните мамины и папины дела. 3. Ритуальное прощание. -Возьмитесь за руки и слегка пожмите. Всем скажите «Спасибо и до свидания!». Опустите руки. Мы тоже говорим всем спасибо, занятие нам очень понравилось! До свидания! | 30 сек.
2 мин. В кругу. Правила на доске. 1 мин. 2 мин. Быстрое чтение
1 мин.
3мин. «Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?» «Как, одним словом можно назвать группу?»
3мин.
3 мин.
1 мин. 1 мин.
|
Тема: Учимся думать и говорить наоборот.
Задачи:
Углублять представление детей о своих умственных способностях и их значении. Формировать коммуникативные навыки.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию.
Развивать мыслительные операции: понятийное, логическое и творческое мышление, память; сосредоточенность и устойчивость внимания; операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения; мелкую моторику рук; эмпатию.
Оборудование:
картинки: верёвка – нитка, камень – глина, молоко – вода, медведь – белка.
правила.
Ход занятия:
Содержание: | Примечания: |
1. Вступительная часть. 1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я и Бегемотик - розовый животик, рады снова вас видеть. Мы надеемся, что у вам сегодня хорошее настроение и самочувствие. 2. Ритуальное приветствие. 3. Закрепление правил и ограничений. - По каким правилам мы занимаемся, помните? Сейчас проверим. - Верно, и эти правила очень важны на занятиях. Я рада, что вы это усвоили. 4. Психологическая разминка. - Давайте немножко подготовимся, чтобы сосредоточиться. Я вам быстро покажу таблицу, на которой изображены различные предметы, а вам нужно запомнить их. - И так, кто запомнил все предметы? Назови их. - Молодец, какой ты внимательный! Вот мы и подготовились к дальнейшей работе. 2. Основная часть. 1.Объявление темы и задач занятия. - Сегодня мы будем учиться думать и говорить наоборот. 2.Психологические игры и упражнения. Упражнение №1. «Сравнение». - Ребята, а вы умеете сравнивать? А на каких уроках вы уже сравнивали? (Чтение, мир вокруг нас, математика и т.д.) Вот и мы с вами сейчас будем сравнивать предметы. А что значит сравнивать? - Верно, это значит находить сходства и различия. 1).Ребята, сравните по сходству: верёвку и нитку. - Подумайте, в чём их главное сходство? (Имеют длину). - А какие различия вы ещё видите? - Каким же будет главное различие? (Верёвка толще, чем нитка). 2). Сравните камень и глину. - В чём главное сходство? (Не пропускают влагу). А какое главное различие? (Камень не ломается, а глина пластичная, может менять свою форму). 3). Сравните молоко и воду. В чём сходство? (Жидкости). А различаются чем? (Цветом). 4). Сравните белку и медведя. В чём сходство? (Животные). А различаются чем? (Размером, цветом шерсти, повадками и т.д.) Рефлексия: - Молодцы! С каждым разом вы всё быстрее и быстрее находите сходства и различия, что говорит мне о не зря потерянном времени и развитии ваших умственных способностей. Упражнение №2. «Скажи наоборот». - Я буду называть вам слово, а вы к слову подберите противоположное по смыслу. Например: выдвигать полку - …задвигать. Понятно? Работаем все вместе хором. Ложиться - …вставать 6. Крупный-…мелкий Близкий-…далекий 7. Теплота-… холод Вверх-…вниз 8. Белое-… чёрное Глупый -…умный 9. Смелый-…трусливый Твёрдый-…мягкий 10. Больной-…здоровый. Рефлексия: - Молодцы, умеете подбирать и противоположные слова по смыслу, но кто-то быстро думал, а кому-то требовалось для этого время. А какие способности развивали у себя? - Верно, способность сообразительность, ум, речь, а также быстроту. Упражнение №4. «Загадки». - Я сейчас загадки вам загадаю, а вы подумайте, что в них общего. - Итак, что в них общего? Верно, все они о временах года и их признаках. А какие ещё признаки зимы вы знаете? А что идёт следом за зимой? А что потом? Что было перед зимой? Рефлексия: - Отлично обобщаете и определяете признаки. Упражнение №5. «Исправь ошибку». - Я читаю предложение, а вы подумайте, что в нём неправильно и что нужно изменить. Задание всем понятно? Солнце село, потому что стало темно. - Имеет смысл это предложение? А что нужно сделать, чтобы предложение стало правильным? Кто может его исправить? (Стало темно, потому что солнце село). В дневнике пять, потому что ученик радостный. - Кто исправит это предложение? А как правильно, кто знает? (Ученик радостный, потому что получил пять). Рефлексия: -Молодцы, ребята приятно, что вы умеете логически правильно строить предложения! - А мы чему научились и что развивали? -Верно, правильно строить предложения, находить и исправлять ошибки. Развивали мышление, память, соображение. 3. Заключительная часть. 1. Рефлексия всего занятия. - Какие способности вы сегодня развивали? -Чья работа сегодня вам особенно понравилась? Почему? - Кому бы вы хотели сказать спасибо? 2. Дача домашнего задания. - Дома нарисуйте животное, которого в мире не существует. 3. Ритуальное прощание. -Возьмитесь за руки и слегка пожмите. Всем скажите «Спасибо и до свидания!». Опустите руки. Мы тоже говорим всем спасибо, занятие нам очень понравилось! До свидания! | 30 сек. 2 мин. В кругу. Показ карточек вразноброс, повтор правил. 1 мин.
2 мин.
1 мин.
3мин. «Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?» «Как, одним словом можно назвать группу?» 2мин.
Карточка с 5 загадками.
1 мин.
3 мин
2 мин.
|
Стресс
Физиологический Психологический
(действие физических перегрузок, (действие моральных и психологи-
болезни.) ческих перегрузок.)
информационный эмоциональный
(информационная перегрузка, (ситуации угрозы
отсутствие правильного решения, жизни и здоровью)
отставание от требуемого темпа)
Пояснительная записка
Начало обучения ребёнка в школе важнейший этап в его воспитании и развитии, но не начло воспитания и развития. Поэтому, на мой взгляд, начальное обучение должно строиться на основе достигнутых результатов предшествующего воспитания и учёте всей истории развития ребёнка. Задача педагога и психолога в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие.
Общие интеллектуальные способности по определению - это индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают лёгкость и продуктивность во владении знаниями и осуществлением различных видов деятельности. К общим интеллектуальным способностям относят : особенности внимания, речи, памяти, воображения, мышлении.
Существует 2 уровня развития способностей: репродуктивный, где человек обнаруживает высокую способность овладевать умением усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей и творческий, когда человеком создаётся что-то новое, оригинальное, необычное или находится новый способ выполнения деятельности. В реализации программы мною использовались оба уровня.
МОУ Топкинская средняя общеобразовательная школа
Конспект открытого урока
по психологии
во 2 классе по теме:
«Учимся думать
и
запоминать»
Автор-составитель: А.С.Лютова,
педагог-психолог
с. Топки - 2008 год.
Дата: 24.03.08.
Класс: 2
Цель: Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи:
Работать над развитием у учащихся представления о своих умственных способностях и их значении.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию.
Развивать мыслительные операции: обобщения, сравнения, понятийное и логическое мышление, долговременную память; сосредоточенность и устойчивость внимания; мелкую моторику рук.
Оборудование:
карточки с играми, релаксацией;
картинки: животные, посуда, растения, игрушки, шк. принадлежности и др.;
бланки на каждого ученика;
правила;
магнитофон с релаксационной кассетой.
Ход занятия:
Содержание: | Примечания: |
1. Вступительная часть. 1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии будут присутствовать гости, коллеги из других школ, они тоже психологи, давайте поприветствуем их. Садитесь. - К нам сегодня пришёл ещё один гость Тимка, очень уж ему хотелось побывать на нашем уроке. 2. Ритуальное приветствие. - Давайте поприветствуем друг друга, от лица Тимки. Кому сложно будет придумать приветствие- пожелание, помните, про волшебный мешочек, который всегда поможет и выручит. 3. Работа с правилами и ограничениями. - Для того, чтобы нам было интересно общаться, мы введём правила. - С каким человеком приятнее общаться: с тем, который тебя внимательно слушает, или с тем, который не слушает? Почему? Следовательно, нужно правило: «Слушай внимательно!». - С кем интереснее общаться: с тем, кто тебя перебивает, или с тем, кто внимательно слушает? Почему? Значит, нам потребуется следующее правило: «Не перебивай!». - Есть люди, которые правильно обращаются друг к другу, т.е. называют по имени, а есть те, которые обращаются: «Эй - ты», или по кличке. Какое обращение приятнее? Почему? Верно, обращение не по имени обидно, оскорбительно, это проявление неуважения к человеку. Значит «Обращайся по имени!». - Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какие правила будут нам помогать общаться? Этих важных правил, мы с вами будем придерживаться не только на наших занятиях, но и дома, в школе, на улице. 4. Психологическая разминка. - Поиграем в игру «Летает – не летает». Для этой игры нам потребуется встать на расстоянии вытянутой руки от товарища. - Я буду называть вам слова, и если названное слово летает, то вы высоко подпрыгиваете. Если предмет не летает, то вы хлопаете один раз в ладоши и садитесь на корточки. Приготовились слушать очень внимательно. Слова: облако самолётик самолёт слон стул страус бумага вертолёт сыр попугай шоколад каша пицца ботинок парашют - Молодцы, ребята, сначала вам было сложно сосредоточить своё внимание, но вам удалось собраться и поэтому вы начали действовать правильно и быстро. Теперь вы готовы к работе. 2. Основная часть. Объявление темы и задач занятия. - Тема сегодняшнего занятия «Учимся думать и запоминать». Мы будем учиться сосредотачиваться, запоминать, отдыхать; обобщать слова, называя их 1 словом. - А нужно нам всё это для того, чтобы быть умными, внимательными и хорошо учиться. Психологические игры и упражнения. - Для того, чтобы научиться обобщать, Тимка мне тут подсказывает, нужно уметь называть предметы 1 словом. Упражнение №1. «Назови, одним словом». - А как мы умеем это делать? Например, как одним словом можно назвать лето, осень, зима, весна? (Времена года). - Каким, одним словом можно назвать эти предметы? И т.д. Рефлексия: - Молодцы, ребята, быстро научились называть предметы одним словом. 3. Развивающие упражнения. - Перед вами лежит листок с интересными заданиями, которые Тимка приготовил для вас. Прежде чем преступить к их выполнению, нужно подписать листок. Верху пишется фамилия, на строке ниже - имя. а) Развернули листок, перегнули. Первое задание «Фигурки», прочитайте. Задание понятно? Кто не понял его, поднимите руку. Выполняем. Проверка. Это упражнение учило нас быть внимательными и наблюдательными. Овала у нас 2, различаются они только размером, поэтому мы их обводим кружками. Всего сколько фигур обвели в кружочки? Верно 6 фигур. б) Перевернули лист. Читаем второе задание, оно называется «Заплатки». Тимке спать не на чем все коврики с дырками, нужно к каждому коврику, не нарушая узор найти 1 заплатку. Соединяем стрелочкой заплатку с ковриком. Подбирая заплатки к коврикам, мы учились думать, сравнивать. Проверка. Давайте проверим по целым коврикам, не нарушил ли кто узор. Тимка, рад, что все его коврики теперь целые, и благодарит вас за помощь. в) Перевернули лист, перед вами 3 задание с названием «Запомни». Всё внимание на картинку. Запоминаем, 20 сек. А теперь напишите, всё что запомнили. Поставьте вертикальную черту. Проверка. - Внимание, проверяем. Ещё раз посмотрите на картинки, и допишите предметы, о которых забыли. -А теперь вы скажите, чему мы учились на этом упражнении? Верно, запоминать. - А это важно уметь запоминать, как вы считаете? Конечно, важно, иначе мы не помнили бы свой адрес, телефон мамы, и многие другие важные для нас вещи. - Молодцы, хорошо поработали! Листочки с последних парт передайте на первые. 4. Релаксация под музыку. «Поляна». - А сейчас, чтобы настроение было хорошим, чтобы расслабиться и чувствовать себя хорошо, вы закроете глаза, удобно сядете на стуле, можно лечь на парту. Голову опустите на руки. Внимательно слушайте и повторяйте мои слова «про себя». Шептать не надо. Спокойно отдыхайте. Текст на карточке. « Мысленно представьте себе тёплый, солнечный день, чистое, голубое небо, зелёную поляну. Вы находитесь… на этой поляне…чувствуете, как солнце пригревает вас своими тёплыми…золотистыми лучами. Как дует тёплый…свежий ветерок. Он колышет вашу одежду…ваши волосы. Вы чувствуете …приятный…нежный аромат цветов…растущих на поляне. Слышите пение птиц. Чувствуете… как усталость покидает вас. Вы полны сил…и энергии (2раза). Чувствуете себя бодрыми и отдохнувшими (2раза).» На счёт 3 вы откроете глаза. (1,2,3). Потянитесь. -Как вы себя чувствуете? (Хорошо, спокойно, бодрым, отдохнувшим.) Продолжаем активно работать. Упражнение №2. «Скажи наоборот». - Тимка, придумал слова и просит вас подобрать к ним противоположные по смыслу красивый - … страшный 11. идти - … стоять громкий - … тихий 12. глупый - … умный забывать – … вспоминать 13. горький - … сладкий поздно – … рано 14. добро - … зло трус - … смелый 15. открыть -… закрыть 6. жечь - …тушить 16. сушить - … мочить сухой - … мокрый 17. давать - … брать большой - … маленький 18. жалеть -… бить злой - … добрый 19. медленно -…быстро день - … ночь Рефлексия: - Итак, ребята, у кого получилось подобрать противоположное слово, поднимите руку, а кому сложно было? Значит кому-то нужно мало времени, чтобы подумать, а кому-то больше, на следующем занятии мы будем продолжать этому учиться.
| 1 мин.
2 мин. Круг в игровой комнате.
Показ карточки 1. Показ карточки 2. Показ карточки 3.
Показ карточек вразноброс, повтор правил.
2 мин.
1 мин.
Постепенно темп ускорять. Тема на доске. 1 мин.
Показ карточек с изображением 4-х предметов. 2 мин.
1 мин.
1мин. 1 мин. 1мин. 20 сек. на запоминание. 1мин..
2 -3 мин.
Тон учителя ровный, спокойный, делаются паузы.
3 -4мин. |
3. Заключительная часть. 1. Итог урока. -Чему вы сегодня учились на уроке? (Обобщать предметы, называя 1 словом, сравнивать, отдыхать, думать). - Зачем мы отдыхали? (Чтобы, настроение было хорошее, чтобы расслабиться) - А какие упражнения помогали нам учиться? («Летает - не летает», «Фигуры», «Заплатки», «Запомни», «Назови 1 словом», «Поляна». - Какие правила нам помогали работать? 2.Ритуальное прощание. -Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся. Возьмитесь за руки и скажите друг другу: «Я благодарю моих одноклассников за всё интересное, что было сегодня на занятии». Пожмите друг другу руки, улыбнитесь. 3. Рефлексия всего занятия. - Нам с Тимкой, очень понравилось, как вы работали на уроке, и мы говорим вам спасибо! До свидания! | 1-2 мин. Круг в игровой комнате. 1 мин. |
Игра «Летает – не летает».
- Для этой игры нам потребуется встать на расстоянии вытянутой руки
- Я буду называть вам слова, и если названное слово летает, то вы высоко подпрыгиваете. Если предмет не летает, то вы хлопаете один раз в ладоши и садитесь на корточки. Приготовились слушать очень внимательно.
Слова: облако самолётик самолёт шифер
слон стул страус шар
бумага вертолёт сыр цветок
попугай шоколад каша ветер
пицца ботинок парашют человек
- Молодцы, ребята, сначала вам было сложно сосредоточить своё внимание, но вам удалось собраться и поэтому вы начали действовать правильно и быстро.
Релаксация под музыку.
- Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. На парту можно лечь так, или так. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснёте по настоящему, будете слышать всё, но не будите двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Внимательно слушайте и повторяйте мои слова «про себя». Шептать не надо. Спокойно отдыхайте. «Волшебный сон» закончится, когда я попрошу вас открыть глаза.
Текст:
«-Реснички опускаются,… Глазки закрываются…
- Мы спокойно отдыхаем,…Мы спокойно отдыхаем…
- Сном волшебным засыпаем…
- Дышится легко…ровно…глубоко…
- Губы тёплые и вялые.… И нисколько не усталые…
- Губы чуть приоткрываются.… Всё чудесно расслабляется…
- Всё чудесно расслабляется…Нам понятно, что такое
- Состояние покоя… Мы спокойно отдыхали…
- Сном волшебным засыпали,…Но пора уже вставать…
- Крепче кулачки сжимать… Их повыше поднимать…
- Подтянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать. Потянулись и сели».
Желаю всем любознательности.
Желаю всем мудрых ответов.
Желаю всем добра
Желаю всем хорошего настроения
Желаю быть умными
Желаю приятного совместного общения
Желаю быть собранными
Желаю всем работать дружно
Желаю всем работать с удовольствием
Желаю всем, всем смекалки.
Желаю всем находчивости
Я желаю всем оставаться, внимательными к ответам товарищей
Я желаю всем приятной работы на уроке
Желаю всем быть сообразительными
Тимка желает вам узнать много нового и интересного
Желаю всем вам быть внимательными
Желаю всем быть дружелюбными
Желаю всем быть активными
МОУ Топкинская средняя общеобразовательная школа
Протокол анализа открытого урока по психологии данному во 2 классе,
по теме: «Учимся думать и запоминать».
Самоанализ: Лютовой Анастасии Сергеевны.
Цель: Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи:
Работать над развитием у учащихся представления о своих умственных способностях и их значении.
Воспитывать интерес к психологии и саморазвитию.
Развивать мыслительные операции: обобщения, сравнения; понятийное и логическое мышление, кратковременную и долговременную память; сосредоточенность и устойчивость внимания; мелкую моторику рук.
Считаю, что занятие по структуре соблюдено, т.к. чётко выделены все этапы.
Чётко прослеживается переход от одного этапа занятия к другому.
Стиль общения доброжелательный, т.к. поддерживала всех детей, особенно тех, кто в этом нуждался.
Ритуальное приветствие проведено правильно с учётом возрастных особенностей учащихся и прогнозированием на будущее. Старалась подобрать верную интонацию, удачные образы, для пробуждения эмпатии, чувства «Мы», в помощь детям был создан волшебный мешочек.
Тема доступно представлена детям, в соответствии с их возрастными особенностями.
Принцип наглядности соблюдался, почти на каждом этапе занятия присутствовала наглядность, таблицы, карточки, раздаточный материал, т.к. в этом возрасте наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим, применение наглядности способствует лучшему усвоению материала.
На этапе повторения правил, обратила внимание детей на то, как образ связан с правилом. В течение всего занятия периодически вспоминала о них и корректно напоминала, мотивировала желание детей держать эти правила в памяти.
Разминка позволила диагностировать внимание, следовательно, тренировать мышление, восприятие память, а также способствовала повышению активности учащихся на занятии, развитию интеллектуальному и физическому, настроили на рабочий лад.
Блок развивающих упражнений, позволил учащимся оценить свои возможности и проверить правильность своих предположений.
Инструкции к упражнениям старалась дать чётко. Релаксация проведена полушёпотом с соблюдением ударений и пауз, использовалось музыкальное сопровождение. Старалась всех детей привлекать к работе. Сами упражнения разноплановые, разноуровневые. Присутствовала удачная смена видов деятельности.
Объяснение для детей считаю, что было доступным, научным, т.к. дети меня понимали и не переспрашивали.
Материал старалась излагать чётко, логично, доступно, эмоционально, по теме.
Использовала в занятии такие психологические методы и приёмы: беседа, наблюдение, психологические игры и упражнения, техника релаксации.
Я считаю, что поставленные цели занятия реализованы, т.к. детям было интересно, они с желанием работали на протяжении всего занятия.
Дата: _________________
Подпись: ______________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. –М.: «Этрол», ООО «ИКТЦ « ЛАДА», 2005. – 192 с.