Учитель информатики: Митрофанова Светлана Юрьевна
Занятие внеурочной деятельности учащихся 7-ых классов по курсу «Робототехника»
с применением LEGO WEDO
Модель «Машина».
Создание управляющих программ.
Цели:
знакомство с робототехникой с помощью конструктора ПервоРобот LEGO WeDo;
сформировать умение строить модель машины по схеме с помощью данного конструктора, программировать поведение модели, уметь исследовать поведение модели.
В ходе занятия обучающиеся должны продемонстрировать следующие результаты в виде универсальных учебных действий:
Регулятивные - научиться программировать роботов с помощью программы LEGO Education WeDo, формирование умения планировать свою деятельность.
Познавательные - изучение робототехники, создание робота, умение программировать с помощью LEGO WeDo; экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
Коммуникативные - развить коммуникативные умения при работе в группе (команде).
Личностные - развитие памяти и мышления, возможность изучения робототехники на старших курсах.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: практическая работа.
Оборудование: мультимедиа проектор, конструктор LEGO WeDo 9580 (5 шт.), в набор которого входят 158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния.
Методическое сопровождение: презентация к уроку, схемы модели «Машина», коллекция звуков, коллекция фонов.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин).
2. Интеллектуальная разминка (повторение теоретического материала ) (13 мин)
3. Практическая работа (20 мин).
4. Демонстрация творческой разработки «Лягушка» (3 мин).
5. Просмотр видеофильма о развитии робототехники в мире (4 мин).
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия (3 мин).
Ход занятия.
Организационный момент. Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с робототехникой и одним из самых распространенных исполнителей команд «вживую» - настоящим роботом. У нас присутствуют гости – учителя нашей школы. Давайте постараемся быть внимательными и покажем, чему мы научились.
Эпиграфом нашего урока стали слова американского учёного, основоположника теории искусственного интеллекта Норберта Винера: "Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника". Ребята, а как вы поняли эти слова?
Давайте отгадаем, какую модель мы будем сегодня собирать? Из каких частей она состоит?
Верно, ребята, сегодня мы с вами соберём модель машины. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (цель нашего урока собрать модель и задать её поведение с помощью программы). На слайде – тема урока.
План нашего занятия:
1. Интеллектуальная разминка.
2. Практическая работа.
3. Демонстрация творческой разработки.
4. Подведение итогов занятия.
Интеллектуальная разминка.
Наше занятие мы начнём с интеллектуальной разминки. Давайте вспомним элементы окна программы LEGO Education WeDo, соответствующие указанным номерам.
1 2 3 4 5 6
Давайте повторим основные блоки и механизмы.
Прочитайте программы:
Как изменить последнюю программу, чтобы она делала отсчёт каждые 2 секунды, 5 секунд, 10 секунд? (изменить значение входа блока ЖДИ с 10 на 20, 50, 100).
Практическая работа (работа в парах). Мы переходим к выполнению практической части занятия и я прошу вас занять свои места за компьютерами.
Напомню вам основные правила по технике безопасности: не трогайте разъемы соединительных кабелей; не прикасайтесь к экрану; не включайте и не отключайте компьютер без указания учителя; сидите прямо, чтобы линия взора приходила на центр монитора, глаза должны быть на расстоянии не менее 50 см от экрана.
На ваших столах стоят коробки с конструктором, а на Рабочем столе есть файл - технологическая карта с инструкцией по сборке базовой модели робота.
Все действия, которые выполняет робот, составляют его поведение. Движение, повороты, остановки, захват предметов и возвращение их на место, звуковые сигналы – всё это возможные действия роботов.
Движение робота определяется тем, как он запрограммирован. Программа будет постоянно сообщать роботу, что ему делать - шаг за шагом. Сначала мы должны хорошенько подумать, чего мы хотим от робота и в каком порядке он должен выполнять нужные действия, и после этого запрограммировать его соответствующим образом. Сейчас я предлагаю вам собрать по инструкции базовую модель робота.
Итак, наш робот готов. Но машина не едет.
Я предлагаю вам создать программу, которая обеспечивает движение робота вперёд.
Давайте прочитаем вашу программу и покажем работу модели (ответ ученика).
За счёт чего машина получает энергию?
(ответ ученика: Коронное колесо вращает другое коронное колесо, которое прикреплено к оси с колёсами. Таким образом, машина получает энергию и движется).
Создав эту программу, вы с лёгкостью создадите и такую, которая обеспечивает движение машины назад (ответ ученика).
Напишите программу, которая заставит машину двигаться вперёд в течении 3 секунд, а затем назад в течении 3 секунд.
Напишите программу, в которой мощность мотора меняется каждые 4 секунды. Программа повторяется 5 раз.
Создай такую программу, чтобы машина, увидев препятствие, отъезжала от него в течение 5 секунд и останавливалась (ответ ученика).
Примечание: блок «Ждать» показывает, сколько времени машина едет назад.
Создай такую программу, чтобы машина подъехала к дому и посигналила.
Я просила вас дома подготовить ответы на несколько вопросов.
Какое топливо использовалось для первых машин? (уголь).
Сколько человек могла перевозить первая машина? (два).
В каком году была создана первая машина? (в 1768 году).
Какую максимальную скорость могла развивать первая машина? (6 км/ч).
А какую максимальную скорость может развивать современная машина? (1149 км/ч).
4. Демонстрация творческой разработки. Сейчас я приглашаю Новикова Антона. Он представит нам свою творческую разработку (модель собрана заранее, подключена к свободному компьютеру, составлена программа).
Новиков Антон. Моя модель называется «Лягушка».
На первом шаге я создал конструкцию лягушки. Я постарался придать модели внешнее сходство с лягушкой.
На втором шаге с помощью программы я задал поведение модели. Моя задача заключалась в том, чтобы заставить лягушку прыгать и издавать при этом звук. Моя программа работает так: после щелчка по кнопке «Начало» начинается вращение мотора по часовой стрелке с мощностью 8, при этом мы слышим звук 2 («Карканье»), после завершения звукового сигнала программа ожидает полсекунды и повторяет эти четыре команды до тех пор, пока мы не нажмём кнопку «Стоп».
Сейчас я продемонстрирую вам работу своей модели.
Просмотр видеофильма о развитии робототехники в мире.
Подведение итогов занятия. Итак, ребята, давайте подведём итоги нашей работы.
Я сегодня узнал ....
Я сегодня научился....
Я сегодня понял....
Мне в будущем пригодится....
Оценивание работы учащихся во время занятия.
На этом наше занятие окончено. Спасибо всем за урок!
6