Занятие по «Основам православной культуры»
Тема: Православный храм.
Цели урока.
Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Задачи:
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Подготовить учеников к посещению храма
Основные термины и понятия: Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.
Оборудование:
графические изображения;
презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора
иллюстративный материал
аудиозапись колокольного звона
Ход урока.
I.Самоопределение к деятельности
Звучит церковная музыка.
- Где можно услышать такое пение?(Ответы учащихся)
II. Актуализация знаний
(Слайд) Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?
(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)
найдите среди этих фотографий ту, где можно услыхать такое пение
- что это такое (храм, церковь)
- кто из вас был в храме?
-для чего предназначен храм?
III.Постановка учебной проблемы
- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
А. Майков( читает учитель)
КОГДА, ГОНИМ ТОСКОЙ НЕУТЕШИМОЙ…
Когда, гоним тоской неутешимой.
Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души.
Невольно в ней твое потонет горе,
Почувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвётся в небеса.
IV.Открытие детьми нового знания
Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм - это освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах.
Виртуальная экскурсия в храм.
-Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православный храм и познакомимся со внутренним устройством храма
Православный храм делится на три части:
притвор,
собственно храм (средняя часть)
алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.
Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах - в специальных больших рамах, а также на аналоях - на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей.
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви.
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.
Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.
Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.
Престол
На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица и лампада. В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого .
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
Жертвенник
У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой - воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада, Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд, а также церковных сосудов и богослужебных книг.
Царские врата
В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой.
После раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами, потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева - икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери - северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.
V.Закрепление
Подведем итог нашего путешествия. Еще раз вспомним, как устроен храм
Сюда приходят в день воскресный,
А в праздник здесь порою тесно.
Здесь люди каются, спасаются.
Как это место называется?
Храм на три части разделен,
сначала входим мы в…..
Затем войдем в другую часть.
Народ здесь молится, крестясь
И хорошо известно нам,
Что это, собственно, есть …..
Там престол, где Господь восседает,
Иерей службу там совершает.
И светится то место, как встарь,
И мы знаем, что это…..
Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте дружно мне сейчас:
Эта стена -….
Стоит высокая стена,
На ней иконы, образа,
А в самом центре – дверь
Она лучиста и светла, ведь это царские…….
Всех зовет к молитве он,
Знаешь ты и знаю я, то звонят ….
Она стоит, и я стою. Она горит, и я хочу
Гореть любовью к Богу , к людям….
О том молюсь, того хочу, и зажигаю я….
VI.Рефлексия
- Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. В храме также существуют правила. Давайте с ними познакомимся:
Правила благочестивого поведения в храме
(читают заранее подготовленные учащиеся)
Автор: Игумен Виссарион (Остапенко)
Прежде чем зайти в собор,
головной сними убор
злые мысли отгони
не нужны тебе они.
***
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
осени себя крестом.
***
Богомыслие храни,
Лень подальше отгони,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись
***
Богомольцев не толкай
К чину в храме привыкай
Не гляди по сторонам
Не полезно это нам.
***
Хоть старушка,хоть девица-
Не посматривай на лица,
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.
***
Со смиреньем как мытарь,
На святой взирай алтарь
где Дух Божий обитает,
Благодатью нас питает.
***
Слушай пение и службу
Разорви с бесами дружбу,
Козни их не принимай,
Слову Божию внимай.
***
И скажу я от души,
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
***
Приложись потом к кресту,
Обещанье дай Христу,
что исправиться намерен
И пребудь обетам верен.
***
Время даром не губи
Службу Божью полюби.
И пока душа в груди
на молитву приходи.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
(Ответы детей.)
Вывод:
Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Источники:
Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/
http://www.sakkos.ru/index.html
http://happy-school.ru/publ/pravila_blagochestivogo_povedenija_v_khrame/
Лекции курса