|
|
Учитель математики МБОУ «Старицкая СОШ» Козлова Наталия Валентиновна
Тема кружкового занятия «Проценты в современной жизни» (9 – а класс) |
Цели (задачи) занятия
Образовательные: организовать деятельность учащихся по закреплению понятия процент, правил перевода процентов в десятичную дробь и десятичной дроби в проценты, сформировать прочные навыки и умения находить процент от числа и число по процентам и применять их при решении задач;
Развивающие: развитие познавательного интереса к математике, развитие речи, пополнение словаря учащихся;
Воспитательные: воспитание дисциплины, настойчивости, взаимопомощи, умению внимательно выслушивать других, уважительно относиться к ответам одноклассников.
Оборудование занятия
Доска, мультимедиа проектор, ноутбук, презентация, карточки, рабочая тетрадь.
Тип занятия
Применение изученного материала в практической жизни
Контроль, самоконтроль на уроке.
Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в группах.
Ход занятия:
I Мотивация к учебной деятельности:
-Ребята, здравствуйте! Я рада вас видеть сегодня на занятии в хорошем настроении.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.
А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.
-Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.
Скажите, как вы понимаете данное высказывание? (слайд 1)
«Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». (Античный афоризм.)
Пусть это будет нашим девизом на сегодняшний урок.
II Актуализация знаний:
-Ребята, посмотрите на доску. Что видите? Отгадайте ребус (слайд 2)
- Давайте сформулируем тему занятия. А если связать с названием кружка? Какие цели перед собой поставим?
- Быстро вспомним, что такое процент? Как находим процент от числа? Число по его проценту? Как определяем, сколько % одно число составляет от другого?
- Скажите, где мы встречаемся с процентами? (слайд 3)
- А знаете ли вы, как появился знак процента? (слайд 4)
III Работа в группах:
- Сегодня мы будем работать в группах и немного поиграем
1. Ситуация ПРОДАВЕЦ – ПОКУПАТЕЛЬ
Какую рекламу часто видим в магазинах? (предоставляются различные скидки)
Задача 1: Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15%, а в декабре еще на 10 %. Какой стала стоимость зонта в декабре?
Сколько прибыли потеряет магазин с одного зонта в декабре?
Сколько сэкономит покупатель при покупке одного зонта в декабре?
2. Ситуация РАБОТОДАТЕЛЬ – РАБОТНИК
Нанимаясь на работу, человек заключает трудовой договор, где, конечно же, указывается размер заработной платы. Как вы думаете, именно эту сумму получит человек, отработав месяц, и ли это будет иная сумма и почему?
В качестве основного налога на заработную плату и другие виды доходов выступает НДФЛ. Подоходный налог, как было указано выше, напрямую зависит от заработка гражданина и составляет 13%. Но если у работника есть несовершеннолетние дети, то не вся сумма оклада облагается налогом. 1400 рублей – это та сумма, с которой не взимается налог на одного ребенка. (Если у вас один ребенок, то полагается вычет в 1 400 рублей из заработной платы в месяц, на второго несовершеннолетнего распространяется аналогичное правило. Третий и последующие дети позволяют получать 3 тысячи льгот).
Задача 2: Какую заработную плату получит женщина, если по договору ее зарплата составляет 22900 рублей и у нее есть один ребенок?
Какую сумму налога отчислит работодатель?
3. Ситуация СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК – СЕМЬЯ
Слышали ли вы такие понятия как льгота, субсидия. Субсидия (с лат. – «поддержка») на оплату ЖКХ предоставляется государством людям и семьям с низким достатком, которые не в состоянии оплачивать коммунальные услуги без серьёзного ухудшения своего материального положения. Всем ли дается субсидия? Условия предоставления Согласно ЖК люди с маленьким достатком могут оплачивать коммунальные услуги на льготных условиях. Главное условие: оплата квартиры и коммунальных услуг составляет больше 22 % дохода всего семейства или одного человека. Она выдаётся, если: Обращающийся зарегистрирован и проживает в этой квартире как минимум 5 лет. У него нет долгов по оплате ЖКХ (как минимум – за последние полгода).
Задача 3: Полагается ли субсидия семье из четырех человек, если зарплата папы составляет 18200 рублей, зарплата мамы – 12400 рублей, пенсия бабушки – 7500 рублей. Оплата коммунальных услуг состоит из оплаты ЖКХ – 1890 рублей, плата за газ – 2700 рублей и плата за свет (в среднем семья потребляет 250 КВ.)?
4. Ситуация БАНКОВСКИЙ РАБОТНИК – ВКЛАДЧИК
Иногда люди кладут деньги под проценты в банк, чтобы увеличить свои доходы.
Задача 4: Банк выплачивает вкладчикам каждый год 8% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200000 рублей. Какая сумма будет на его счете через 5 лет? Через 10 лет?
5. Ситуация ВОДИТЕЛЬ - СБЕРБАНК
Задача 5: Если водитель не прошел техосмотр машины, сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на 50% минимальной оплаты труда. Какую сумму штрафа нужно заплатить, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3% за услуги банка?
С 1 июля 2017 года МРОТ в России повысился и его размер составляет 7800 рублей. Это предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ
6. Ситуация РОДИТЕЛЬ - СБЕРБАНК
Задача 6: Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 рублей. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю? Сколько рублей составят пени за неделю просрочки?
7. Ситуация ЧЛЕН ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ – УЧАСТНИК УЧЕНИЧЕСКОГО СОВЕТА
Задача 7: Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении ученического совета участвовали 88% учащихся. На вопрос референдума 75% принявших в голосовании ответили «Да». Какой процент числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?
IV Рефлексия занятия.
Подведите итог занятия. Отметьте на шкале, на сколько процентов вы сегодня поработали.
Вернемся к девизу (вспомнили и узнали что-то новое)
Если хотите, то дома составьте свою задачу на проценты (запишите, решите)
Спасибо за работу на занятии!
Карточки к занятию
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Задача 1: Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15%, а в декабре еще на 10 %. Какой стала стоимость зонта в декабре?
Сколько прибыли потеряет магазин с одного зонта в декабре?
Сколько сэкономит покупатель при покупке одного зонта в декабре?
Задача 2: Какую заработную плату получит женщина, если по договору ее зарплата составляет 22900 рублей и у нее есть один ребенок? Какую сумму налога отчислит работодатель?
Задача 3: Полагается ли субсидия семье из четырех человек, если зарплата папы составляет 18200 рублей, зарплата мамы – 12400 рублей, пенсия бабушки – 7500 рублей. Оплата коммунальных услуг состоит из оплаты ЖКХ – 1890 рублей, плата за газ – 2700 рублей и плата за свет (в среднем семья потребляет 250 КВ.)?
Задача 4: Банк выплачивает вкладчикам каждый год 8% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200000 рублей. Какая сумма будет на его счете через 5 лет? Через 10 лет?
Задача 5: Если водитель не прошел техосмотр машины, сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на 50% минимальной оплаты труда. Какую сумму штрафа нужно заплатить, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3% за услуги банка? Какую сумму возьмет банк за свои услуги?
Задача 6: Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 рублей. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю? Сколько рублей составят пени за неделю просрочки?
Задача 7: Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении ученического совета участвовали 88% учащихся. На вопрос референдума 75% принявших в голосовании ответили «Да». Какой процент числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?