Муниципальное учреждение дополнительного образования
“Центр эстетического воспитания детей”
Республика Мордовия, город Саранск
Занятие по изобразительному искусству:
«Зимняя сказка»
Подготовила: педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Павельева Елена Фёдоровна
Саранск 2021 г.
Тема урока: « Зимний пейзаж». Творческая живописная работа.
Цели урока:
1. Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;
2. Расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка;
3. Ознакомление детей со способами смешивания красок для получения разнообразных оттенков.
4. Научить выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
5. Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач;
6. Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
7. Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Воспитывать бережное отношение к природе,
любовь к родной природе, к животным, родному краю
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование, необходимое для занятия:
Музыкальными произведениями: П.И.Чайковский «Времена года», Ев. Крылатова « Кабы не было зимы», репродукции картин художников на тему зимы, работы детей на зимнюю тематику.
Для учащихся:
Акварельная бумага формат А3, карандаш, клячка, гуашь, кисти, непроливайка с водой, палитра.
План занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Введение в тему урока.
Вводная беседа.
Беседа по картинам художника И.И. Шишкина «Зима».
III. Объяснение материала и задание урока.
Выбор формата листа (вертикально или горизонтально).
Проведение линии горизонта.
Изображение переднего и заднего плана. Соблюдение правил перспективы. На переднем плане большое, на заднем плане маленькое.
Работа гуашевыми красками. Показ воздушной перспективы на работе.
Прорисовка переднего плана работы.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная помощь во время занятия.
Показ работ на каждом этапе работы.
V. Итог занятия.
1. Выставка работ учащихся.
2. Анализ работ.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Вокруг, куда ни глянь, бело.
Зима на землю опустилась.
Все пухом мягким замело
И в снежном вальсе закружилось.
Зима с любовью приодела
Деревья в хрупкий свой наряд.
Мы живем с вами в такой прекрасной стране, где бывают и холодная зима и жаркое лето. А вот есть такие страны, где круглый год жара и жители той страны не знают что такое зима, никогда не видели снега.
Представьте знакомую красоту зимнего леса. Серебристо-белым пушистым ковром снег устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело-серое небо почти сливается с землёй. И вокруг всё сказочное. Сама сказка таится вокруг.
Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать стук дятла или стрекотание сороки.
Вьюга немало потрудилась, намела сугробы. Какие красивые деревья, завороженные тишиной, окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах зимнего солнца. Необходимо сохранить эту красоту, чтобы потом долгое время любоваться ее.
Нужно уметь видеть эту красоту природы взглядом. И поэтому художники не могут остаться равнодушными к такой красоте: к зимним уголкам природы.
II. Введение в тему урока.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина…
Называется - пейзаж.
Картина с изображением природы называется пейзаж.
А художника? Пейзажистом.
- Перед вами репродукция художника И.И.Шишкина «Зима».
( Фото 1)
Краткая биография
Шишкин Иван Иванович - известный русский художник-пейзажист; гравёр-аквафортист; академик и руководитель пейзажной мастерской. Родился 25 января 1832 года в Елабуге в семье купца второй гильдии, бывшего представителем древне-вятского рода. До 17 лет был учеником 1-ой казанской гимназии, затем переехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. С детства Иван был личностью незаурядной, поэтому в молодости даже несколько лет был городским главой Елабуги. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Здесь его творчество расцвело. Под чутким руководством педагога С. Воробьева он неустанно работал и даже заслужил зарубежную стажировку, от которой отказался в угоду поездки в родную Елабугу. В академии его картины одна за другой награждались медалями. В 1860-х гг. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
В 1863 году он путешествует также в Цюрих, а через три года возвращается в Санкт-Петербург, где ему присваивают звание академика. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.
Сам он прожил 66 лет и умер 1 апреля 1898 года в своей петербургской мастерской, работая над очередной картиной. За свою жизнь он вел активную преподавательскую деятельность и имел немало учеников-последователей.
Краткое описание картины.
Во все времена русским пейзажем любовались и восхищались. Истинные знатоки и любители природы ценят подобные полотна, ведь им присущ тонкий психологизм, правдивость, мягкие краски и даже своеобразная мощь. Все это особенно важно для тех, кто умеет наслаждаться увиденным, понимать и чувствовать красоту природы.
И.И. Шишкин – это один из самых знаменитых пейзажистов России. Он мог легко и искусно изобразить морозную свежесть, утреннее солнце, золотистые листья и березовые рощи. При этом его полотна в точности передают действительность без приукрашиваний.
Картина Шишкина «Зима» написала в 1890 году. Достаточно одного взгляда на полотно, чтобы почувствовать красоту зимы ее умиротворение, холодное спокойствие и по-своему праздничную и торжественную атмосферу.
На переднем плане видна заснеженная лесная поляна. Возникает ощущение, что недавно прошла буря. Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами. В центре стоит несколько небольших елочек. Буря их пощадила, а снег аккуратно прикрыл, подарив надежную защиту от мороза.
Кажется, что с первыми лучами весеннего солнца они встрепенутся и пойдут в рост. Подобная группа елей заметна и в правой части полотна. Слева видны кусты. Их ветви покрыты блестящим инеем.
Шишкину удалось очень рельефно изобразить снег. Создается впечатление, что картина «Зима» окутана легкой розовой дымкой. Кажется, что это один из зимних закатов, когда солнце не спеша прячется за горизонт. Особое внимание стоит обратить на задний план. Там виды сосны, уходящие вдаль. Это дает понять, что лес очень большой, он раскинулся на многие километры.
Все детали на полотне выписаны очень точно и тщательно. Благодаря мастерству и технике художника можно рассмотреть оттенки холодного низкого зимнего неба. При этом, кажется, что чувствуешь незабываемый характерный запах зимнего воздуха. Кора деревьев изображена настолько реалистично и живо, что хочется ее потрогать и ощутить шершавость.
Автор полотна – настоящий романтик. Он тонко чувствует природу и воспевает ее красоту. Картина « Зима» свидетельствует о том, что художник – пейзажист по призванию. Современники не зря назвали Ивана Шишкина художником совершенной действительности, ведь у этого талантливого мастера есть много преимуществ. Так, он умеет рисовать без прикрас, в точности передавая реальность. Художник не боится правды, потому его пейзажи всегда ценились. В них чувствуется трепетная и вместе с тем могучая душа природы и ее русский характер. Все это достигается благодаря правдивости и точности изображения.
Сегодня картина находится в Русском музее в Санкт Петербурге, ее размер составляет 126 на 204 см.
(Фото2)
III. Объяснение материала и задание урока.
Выбор формата листа (вертикально или горизонтально).
Проведение линии горизонта.
Изображение переднего и заднего плана. Соблюдение правил перспективы. На переднем плане большое, на заднем плане маленькое.
Работа гуашевыми красками. Показ воздушной перспективы на работе.
Прорисовка переднего плана работы.
Сегодня мы с вами будет пейзажистами. В работах изобразим красоту зимнего леса. Рисовать будем “Зимний пейзаж”. Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Недаром художники любили и любят рисовать зимнюю сказку, хранящую в себе множество тайн и секретов.
Рисуя пейзаж, делаем разметку (небо-земля) линия горизонта (это линия, которая зрительно соприкасается с землей и льдом, т.е. разделяет друг от друга). В зависимости от линии горизонта будут располагаться и наши предметы. Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз. И наоборот, чем ближе предмет к нам, тем больше его размеры. Определенные детали пейзажа кажутся голубоватыми и нечеткими, а контуры ближних предметов смотрятся редко и сами предметы – объемными, многоцветными.
Основой дерева является ствол. И рисовать дерево нужно начинать со ствола. Сверху ствол тоньше, а внизу – толще.
Рисуя кисточкой ствола, нужно рисовать её кончиком, а низ - нажимая всей кистью.
Рисуем ветки: вверху тоненькие, а ближе к стволу – толще, и направлены они вверх тонким концом. Мелкие - рисуются одинаковой толщины - они тоненькие, тянутся вверх – к солнышку.
Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, они выше и. Но так как мы рисуем зимний пейзаж, деревья должны быть покрыты снегом. Белой краской (снегом) с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев. При помощи ватной палочки изобразите падающий снег. Настоящий снегопад получился.
Составление эскизов для работы.
(Фото 3)
(Фото 4) (Фото5)
Поэтапное рисование зимнего леса гуашью.
Взять лист формата А3, набор гуаши художественной 12 цветов, две плоские кисти, №10,6, палитру и банку с чистой водой.
Размешиваем, синий цвет с белилами и наносим на бумагу как придётся фоновый цвет.
(Фото 6)
Легким движением наносим облака, рисуем широкой кистью горы. Простыми, уверенными движениями рисуем формы гор, мазками сверху вниз наискосок, нанося краску довольно жирно, что бы был не просто слой на рисунке, а даже присутствовала фактура. Появляется некоторый объем, сохнуть гуашь будет дольше
(Фото 7)
Опять же широкой кистью рисуем примерные формы гор, придав им объем с помощью света, падающего слева направо. С левой освещённой стороны почти чистыми белилами, втираем их в предыдущий слой, с правой стороны горных хребтов – гуашью белого цвета немного притушенными смесью синего, фиолетового и чуть зелёного цветов.
(Фото 8)
Смешиваем тёмно - зелёный и чуть фиолетово - синий цвета почти без белил и рисуем контрастно по отношению к фоновым цветам - ель - крупной плоской кистью тыкая небрежно в лист, контурно ещё дорисовываем ёлки.
(Фото 9)
Рисуем на заднем плане полосу леса, грубо как придётся замазал непонятного вида холмы на которых стоят ели и горы, цветом с этих холмов вертикальными штрихами порисовал по дальней полосе леса - убираем его на задний план и сводим по цветам с остальными деталями рисунка. Потом широкой кистью и белилами нанес снег на ёлке - не особо заботясь об аккуратности.
(Фото 10)
Нарисовать ещё одну ель справа и кустарник широкой кистью по бумаге.
(Фото 11)
Нанести снег на эту ель, и небрежными широкими мазками полусухой кистью ориентируясь на свои представления о том как "ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь, стаи туч", нарисовал метель, ураган, буран. Таким образом, поэтапная живописная работа выполнена в технике гуашевых красок.
(Фото 12)
IV. Самостоятельная работа учащихся. 1. Работа по эскизам. 2. Яркое живописное решение.
IV. Итог. Выставка работ и обсуждение.
У вас получились чудесные зимние пейзажи. Попробуйте назвать свои работы «Зимняя сказка», «Первый снег», «Танец снежинок».
Сегодня вы очень хорошо потрудились. У вас получились замечательные рисунки. Словами не передать красоту сказочного снежного леса. Это надо увидеть самому.
(Фото 13)
(Фото 14)
(Фото 15)
(Фото 16)
Работы учащихся.
(Фото 17)
(Фото 18)
(Фото 19)
(Фото 20)
Литература.
1. http://istoki-jizni.ru/forum/22-746-1
2. http://www.galya.ru/catd_new_page.php?id=3085063
3. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
Источник: https://allpainters.ru/shishkin-ivan.html
Фото на титульном листе из личного архива
(Фото1,2) https://www.art-portrets.ru/artists/kartina-shishkina-zima.html
(Фото 3) https://larecmasterici.ru/podelki/risunki-na-temu-zima.html
(Фото 4) https://detskie-raskraski.com/vremena-goda/161-zimnij-pejzazh.html
(Фото 5) https://tvoiraskraski.ru/interesnye-raskraski/raskraska-zimniy-domik
(Фото 6,7,8,9,10,11,12) https://prostoykarandash.ru/lessons/guash/169-zimnij-pejzazh-guashyu.html
(Фото 13) http://samlib.ru/img/e/emiral/zimneeutro/index.shtml
(Фото 14) https://www.pinterest.ca/pin/177470041545683553/
(Фото 15) https://artnow.ru/kartina-Solntse-v-zimnem-lesu-hudozhnik-Yurgin-Aleksandr-971724.html
(Фото 16) https://artsova.com.ua/p64048897-shema-dlya-vyshivki.html
(Фото 17, 18,19,20) фото из личного архива