МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«РОСТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28»
«Центр дистанционного образования детей-инвалидов»
Её величество королева Энергия
Методическая разработка урока
Тема: «Закон сохранения энергии в механике»
10 класс
Симонова Рая Александровна
учитель физики
2020
г.Ростов-на-Дону
Оглавление
Введение …....................................................................................................2
Основная часть (технологическая карта урока):
- цели и задачи урока....................................................................................3
- план-конспект урока..................................................................................4
- методические рекомендации по подготовке и проведению урока........7
- материально-техническое обеспечение урока.........................................9
Список литературы.......................................................................................9
Приложения..................................................................................................10
Данная методическая разработка посвящена организации урока по освоению учащимися 10 класса фундаментального закона природы — закона сохранения энергии при изучении раздела «Механика».
В соответствии с контингентом (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) урок является очно-дистанционным и проводится на базе программы Skype, обеспечивающей возможность оперативного онлайн взаимодействия учителя и учеников. Каждому ученику предоставлен персональный компьютер с выходом в интернет-пространство, что позволяет использовать интернет-ресурсы учебных сайтов и различные сервисы непосредственно во время урока, а также сопутствующее оборудование (сканер, принтер, наушники и т. д.).
Важной частью образовательного процесса является использование информационно-коммуникационных технологий, открывающих учащимся доступ к разнообразным источникам информации и позволяющих обеспечить дифференцированный подход к самостоятельному отбору и продуктивному преобразованию необходимого учебного материала.
Созданию условий для повышения эффективности обучения способствует использование средств мультимедиа, объединяющих как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию различных типов (речь, музыку, видеофильмы, анимацию и т. п.).
В предлагаемой разработке последовательность предъявления учебного материала соответствует принципам научности и преемственности, а выбор способа организации предъявления информации учитывает особенности обучающихся с ОВЗ и направлен на формирование мотивации учения и активизацию их самостоятельной деятельности.
Цель урока.
Учебная:
создать условия для актуализации опорных знаний учащихся по темам «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия», для раскрытия смысла закона сохранения и превращения энергии, получения сведений о границах применимости закона сохранения механической энергии, приобретения навыков его практического применения.
Развивающая и воспитывающая:
содействовать развитию речи, учить анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания. способствовать развитию памяти, логического мышления,
способствовать дисциплинированности, аккуратности, формированию культуры общения.
Задачи урока:
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи.
Познавательные: формирование представлений о видах механической энергии и их взаимопревращениях, внутренней энергии и методах ее изменения, ознакомление с соответствующими работами известных учёных.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, работать в группе, выслушать собеседника, обсудить возникшие вопросы, помогать товарищу,если возникают трудности при решении той или иной задачи.
План-конспект урока
Формы и методы урока.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные, продуктивные.
При выборе форм и методов обучения учитывалось их соответствие цели и задачам урока, содержанию учебного материала, реальным учебным возможностям конкретных учеников.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, технология сотрудничества, проблемная технология, «облачная» технология.
Межпредметные связи: математика, химия, биология, медицина.
Планируемые результаты обучения:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Осознание смысла и практическое применение закона сохранения механической энергии | Самостоятельное управление своей деятельностью, работа с информацией в разных формах, коммуникативные навыки, грамотная речь. | Мотивация к деятельности, способность к самооценке, к разрешению учебных и житейских проблем. |
Структура урока
№ | Название этапа урока
| Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результативность | |||||||||||||
1 | Организационный | Создать благоприятную обстановку, настроить класс на работу.
| Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
| Восприятие слов учителя. Включение в деятельность
| Настроились на урок.
| |||||||||||||
2 | Актуализа-ция знаний | Повторить основные физические понятия, необходимые для «открытия новых знаний»
| Повторить ранее изученные понятия по презентации и ответить на вопросы.
| Отвечают на поставленные вопросы.
| Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Развитие самостоятельного мышления, умение рассуждать.
| |||||||||||||
3 | Постановка учебной задачи | Способствовать выявлению затруднений. Создать условия для определения темы и цели занятия.
| Соэдать проблемную ситуацию и подвести к формулировке темы и цели урока
| Определяют затруднения. Ищут пути выхода из проблемной ситуации. Отвечают на наводящие вопросы. Определяют тему урока. Ставят цель занятия.
| Способность ставить новые учебные цели и задачи
| |||||||||||||
4 | Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
| Организовать коллективную деятельность по определению путей решения проблемы
| Организовать групповую (парную) работу по поиску путей разрешения проблемной ситуации.
| Работа группой (парой): определяют взаимосвязь понятий «энергия» и «работа» на конкретных примерах с помощью презентации
| Парная работа. Составление плана выхода из проблемной ситуации.
| |||||||||||||
5 | Изучение нового материала
| Раскрыть смысл понятия «Энергия». Способствовать самостоятельному получению аналитического выражения закона сохранения механической энергии.
| Задаёт наводящие вопросы, побуждает к логическим построениям.
| Отвечают на вопросы. Составляют формулу закона сохранения механической энергии и ее словесное описание
| Выстраивают полученные знания в логическую цепочку действий для осознания смысла закона сохранения механической энергии и границ его применимости. И Развитие логического мышления.
| |||||||||||||
6 | Первичное закрепление | Способствовать закреплению знаний о видах энергии и их взаимных превращениях.
| Предъявление вопросов и качественных задач.
| Отвечают на вопросы, определяют виды энергии и типы систем тел (замкнутая или нет), которым соответствует каждая задача.
| Развитие умения применять полученные знания на практике.
| |||||||||||||
7 | Включение новых знаний в систему и повторение
| Обобщить полученные знания.
| Организовать совместную деятельность по обобщению знаний, необходимых для результативной работы по применению закона сохранения механической энергии на практике.
| Совместно обобщают полученные знания. Включаются в коммуникатив-ный процесс.
| Развитие логического мышления, умений анализировать, обобщать, делать выводы.
| |||||||||||||
8 | Рефлексия | Способствовать правильной самооценке деятельности учащегося на уроке.
| Организует процесс самооценки и взаимооценки учениками своей деятельности на уроке (в форме беседы).
| Оценивают содержание урока, свою деятельность на уроке: хотел узнать, узнал, свое отношение к уроку (понял все, не понял ничего, понял, но остались вопросы).
| Формирование навыков рефлексии
| |||||||||||||
9 | Итог. Домашнее задание.
| Подвести итоги учебной деятельности на уроке.
| Подводит итог урока. Задает домашнее задание.
| Записывают задание (или знакомятся с ним в электронной тетради).
|
|
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока
При подготовке к проведению урока по теме «Закон сохранения энергии в механике» в 10 классе было учтено, что он завершает изучение раздела «Закон сохранения энергии», а также, что первичное ознакомление учащихся с понятием «энергия» и взаимосвязью этой физической величины с работой, видами механической энергии, формулами для их вычисления, единицами измерения, возможностью превращения одного вида механической энергии в другой было осуществлено в 7 классе.
В 8 классе при изучении раздела «Тепловые явления» учащиеся вновь встречались с понятиями «кинетическая энергия» и «потенциальная энергия», знание которых было необходимо для освоения тем «Внутренняя энергия», «Энергия топлива», изучении агрегатных состояний вещества и переходов из одного агрегатного состояния в другое, функционирования тепловых двигателей. В 9 классе было обращено особое внимание на практическое применение закона сохранения механической энергии.
Однако, как показывает опыт, для улучшения восприятия темы «Закон сохранения энергии в механике» в 10 классе необходима интенсивная актуализация базовых знаний, что и было выполнено с помощью авторской интерактивной презентации «Её величество королева Энергия» (слайды 10-18).
После этого в процессе совместного обсуждения опытов по наблюдению незатухающих (слайд 13) и затухающих колебаний маятника с точки зрения выявления причин полного (в первом случае) и неполного (во втором случае) причин перехода механической энергии из одной формы в другую учащиеся делают вывод о том, что при определённых условиях полная механическая энергия сохраняется неизменной, т.е. сохраняется. Это позволяет перейти к формулировке учениками темы и цели урока.
Далее ученикам предлагается посмотреть видеофильм который находится в "Электронной тетради" (падение на пластину) свинцового шарика с точки зрения превращений энергии (на основе имеющегося житейского опыта и виртуального эксперимента-слайд 13), отвечая на вопросы и записывая соответствующие формулы в индивидуальной "Электронной тетради.
1) каким видом энергии обладает свинцовый шар, находящийся на некоторой высоте над землёй?
2) какая сила вызывает движение шара вниз?
3) к уменьшению какого вида энергии приводит совершаемая этой силой работа и как это выразить математически?
4) что происходит с величиной скорости шара по мере приближения к земле?
5) что происходит с величиной кинетической энергии шара по мере приближения к земле?
6) можно ли связать работу силы тяжести с изменением кинетической энергии шара и если да, то как это выполнить математически?
7) учитывая, что изменение каждого вида механической энергии выражали через работу силы тяжести, какой вид будет иметь формула, связывающая убыль потенциальной энергии с увеличением кинетической энергии по мере движения шара вниз?
8) преобразуй полученную формулу так, чтобы в её левой части оказались потенциальная и кинетическая энергия шара в момент начала движения, а в правой - потенциальная и кинетическая энергия шара в момент окончания движения (за мгновение до касания пола) и запиши результат в тетради.
После сравнения результатов в электронных тетрадях и исправления возможных ошибок (роль учителя может исполнять более сильный ученик) предлагается дать словесную формулировку полученного математического выражения и на основании её коллективного обсуждения прийти к общему мнению, можно ли ее считать формулировкой закона сохранения механической энергии. Одними из элементов первичного закрепления являются слайды 19-20 презентации.
Далее для осознания учащимися понятия «замкнутая система» и условий применимости закона сохранения механической энергии надо, предложив указать причину существования силы тяжести, подчеркнуть, что сила тяжести - внутренняя сила системы тел «шар-Земля». Затем необходимо обратить внимание учащихся на то, что для изменения механической энергии системы необходима работа внешней силы, и предложить привести пример с указанием конкретной внешней силы.
В заключение этапа «открытия» нового знания целесообразно рассмотреть систему «витки пружины» и подвести учащихся к пониманию итоговой формулировки закона сохранения механической энергии, содержащейся в учебнике, обратив внимание на понятие «консервативные силы».
Обращение к слайдам 21-25, освещающим некоторые этапы на пути открытия закона сохранения и превращения энергии, демонстрирует необходимость внимательного отношения к экспериментальным фактам, важность развития логики мышления, способности к анализу и синтезу, познаваемость законов природы. Слайды 26, 30 содержат примеры проявления закона сохранения энергии в природе и в быту, позволяют осуществить эмоциональную разгрузку, мотивировать к практическому применению изучаемого закона при решении задач.
При проявлении учащимися признаков усталости желательно проведение физпаузы, конечно, учитывающей специфику вида нарушения здоровья.
Остальная часть урока посвящена обобщению полученных знаний и привитию навыков их практического применения. С целью реализации дифференцированного подхода на этом этапе предпочтительна индивидуальная форма работы, причем для более слабых учеников — в виде ответов на вопросы, представленные на слайдах 27, 28, 29 для более сильных-в виде более сложного теста, оформленного в игровой форме, а для наиболее успевающих-самостоятельное решение задач, указанных в их электронных тетрадях.
На последнем этапе ученики информируются о предлагаемых домашних заданиях (в том числе в нестандартной форме), причём разрешается самостоятельно выбрать желаемый уровень задания из трёх возможных (задания указаны в электронных тетрадях).
Завершается занятие самоанализом учеников успешности достижения поставленной цели, аргументацией поставленных оценок и предложениями по последующей совместной работе.
Материально-техническое обеспечение урока
- персональный компьютер (с сопутствующим оборудованием);
- интерактивная презентация(на базе сервиса "Google-презентация")
- видеофильм и интерактивный плакат на базе сервиса Genial.ru
- youtube
- электронная тетрадь (на базе сервиса "Google-документ");
- интерактивные задания для контроля и самоконтроля ;
- учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика-10» - М.: Просвещение, 2016г.
Список литературы
1) Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. - 244с.
2) Изотов И. В. История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 279-282. — URL https://moluch.ru/archive/11/836/ (дата обращения: 21.01.2020).
Приложения
1. Презентация "Её величество королева Энергия"
2.Интерактивный плакат на основе сервиса Genial.Ly. Нажимая на «+» вы увидите текст, на «Название» видим рисунки к законам или наоборот, нажимаем на «+» и видим рисунки, если вы нажмёте на видео, то увидите урок по теме."Законы физики"
Электронная тетрадь ученицы 10 Р класса Кудря Светланы.