«Закон сохранения энергии в механике»

Данная методическая разработка посвящена организации урока по освоению учащимися 10 класса фундаментального закона природы — закона сохранения энергии при изучении раздела «Механика».

Важной частью образовательного процесса является использование информационно-коммуникационных технологий, открывающих учащимся доступ к разнообразным источникам информации и позволяющих обеспечить дифференцированный подход к самостоятельному отбору и продуктивному преобразованию необходимого учебного материала.

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«РОСТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28»

«Центр дистанционного образования детей-инвалидов»










Её величество королева Энергия



Методическая разработка урока


Тема: «Закон сохранения энергии в механике»


10 класс






Симонова Рая Александровна

учитель физики




















2020



г.Ростов-на-Дону





Оглавление



Введение …....................................................................................................2

Основная часть (технологическая карта урока):

- цели и задачи урока....................................................................................3

- план-конспект урока..................................................................................4

- методические рекомендации по подготовке и проведению урока........7

- материально-техническое обеспечение урока.........................................9

Список литературы.......................................................................................9

Приложения..................................................................................................10



Данная методическая разработка посвящена организации урока по освоению учащимися 10 класса фундаментального закона природы — закона сохранения энергии при изучении раздела «Механика».

В соответствии с контингентом (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) урок является очно-дистанционным и проводится на базе программы Skype, обеспечивающей возможность оперативного онлайн взаимодействия учителя и учеников. Каждому ученику предоставлен персональный компьютер с выходом в интернет-пространство, что позволяет использовать интернет-ресурсы учебных сайтов и различные сервисы непосредственно во время урока, а также сопутствующее оборудование (сканер, принтер, наушники и т. д.).

Важной частью образовательного процесса является использование информационно-коммуникационных технологий, открывающих учащимся доступ к разнообразным источникам информации и позволяющих обеспечить дифференцированный подход к самостоятельному отбору и продуктивному преобразованию необходимого учебного материала.

Созданию условий для повышения эффективности обучения способствует использование средств мультимедиа, объединяющих как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию различных типов (речь, музыку, видеофильмы, анимацию и т. п.).

В предлагаемой разработке последовательность предъявления учебного материала соответствует принципам научности и преемственности, а выбор способа организации предъявления информации учитывает особенности обучающихся с ОВЗ и направлен на формирование мотивации учения и активизацию их самостоятельной деятельности.







Цель урока.

Учебная:

создать условия для актуализации опорных знаний учащихся по темам «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия», для раскрытия смысла закона сохранения и превращения энергии, получения сведений о границах применимости закона сохранения механической энергии, приобретения навыков его практического применения.

Развивающая и воспитывающая:

содействовать развитию речи, учить анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания. способствовать развитию памяти, логического мышления,

способствовать дисциплинированности, аккуратности, формированию культуры общения.



Задачи урока:

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи.

Познавательные: формирование представлений о видах механической энергии и их взаимопревращениях, внутренней энергии и методах ее изменения, ознакомление с соответствующими работами известных учёных.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, работать в группе, выслушать собеседника, обсудить возникшие вопросы, помогать товарищу,если возникают трудности при решении той или иной задачи.






















План-конспект урока


Формы и методы урока.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные, продуктивные.

При выборе форм и методов обучения учитывалось их соответствие цели и задачам урока, содержанию учебного материала, реальным учебным возможностям конкретных учеников.


Используемые педагогические технологии: ИКТ, технология сотрудничества, проблемная технология, «облачная» технология.


Межпредметные связи: математика, химия, биология, медицина.


Планируемые результаты обучения:


Предметные

Метапредметные

Личностные

Осознание смысла и практическое применение закона сохранения механической энергии

Самостоятельное управление своей деятельностью, работа с информацией в разных формах, коммуникативные навыки, грамотная речь.

Мотивация к деятельности, способность к самооценке, к разрешению учебных и житейских проблем.


Структура урока


Название этапа урока


Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результативность

1

Организационный

Создать благоприятную обстановку, настроить класс на работу.



Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку




Восприятие слов учителя. Включение в деятельность



Настроились на урок.



2

Актуализа-ция знаний

Повторить основные физические понятия, необходимые для «открытия новых знаний»


Повторить ранее изученные понятия по презентации и ответить на вопросы.


Отвечают на поставленные вопросы.



Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Развитие самостоятельного мышления, умение рассуждать.



3

Постановка учебной задачи

Способствовать выявлению затруднений. Создать условия для определения темы и цели занятия.


Соэдать проблемную ситуацию и подвести к формулировке темы и цели урока



Определяют затруднения. Ищут пути выхода из проблемной ситуации. Отвечают на наводящие вопросы. Определяют тему урока. Ставят цель занятия.



Способность ставить новые учебные цели и задачи



4

Построение проекта выхода из проблемной ситуации.


Организовать коллективную деятельность по определению путей решения проблемы


Организовать групповую (парную) работу по поиску путей разрешения проблемной ситуации.


Работа группой (парой): определяют взаимосвязь понятий «энергия» и «работа» на конкретных примерах с помощью презентации



Парная работа. Составление плана выхода из проблемной ситуации.



5

Изучение нового материала



Раскрыть смысл понятия «Энергия». Способствовать самостоятельному получению аналитического выражения закона сохранения механической энергии.




Задаёт наводящие вопросы, побуждает к логическим построениям.



Отвечают на вопросы. Составляют формулу закона сохранения механической энергии и ее словесное описание



Выстраивают полученные знания в логическую цепочку действий для осознания смысла закона сохранения механической энергии и границ его применимости. И Развитие логического мышления.


6

Первичное закрепление

Способствовать закреплению знаний о видах энергии и их взаимных превращениях.



Предъявление вопросов и качественных задач.



Отвечают на вопросы, определяют виды энергии и типы систем тел (замкнутая или нет), которым соответствует каждая задача.



Развитие умения применять полученные знания на практике.



7

Включение новых знаний в систему и повторение


Обобщить полученные знания.



Организовать совместную деятельность по обобщению знаний, необходимых для результативной работы по применению закона сохранения механической энергии на практике.



Совместно обобщают полученные знания. Включаются в коммуникатив-ный процесс.



Развитие логического мышления, умений анализировать, обобщать, делать выводы.



8

Рефлексия

Способствовать правильной самооценке деятельности учащегося на уроке.



Организует процесс самооценки и взаимооценки учениками своей деятельности на уроке (в форме беседы).



Оценивают содержание урока, свою деятельность на уроке: хотел узнать, узнал, свое отношение к уроку (понял все, не понял ничего, понял, но остались вопросы).



Формирование

навыков

рефлексии



9

Итог. Домашнее задание.



Подвести итоги учебной деятельности на уроке.



Подводит итог урока. Задает домашнее задание.


Записывают задание (или знакомятся с ним в электронной тетради).






Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

При подготовке к проведению урока по теме «Закон сохранения энергии в механике» в 10 классе было учтено, что он завершает изучение раздела «Закон сохранения энергии», а также, что первичное ознакомление учащихся с понятием «энергия» и взаимосвязью этой физической величины с работой, видами механической энергии, формулами для их вычисления, единицами измерения, возможностью превращения одного вида механической энергии в другой было осуществлено в 7 классе.

В 8 классе при изучении раздела «Тепловые явления» учащиеся вновь встречались с понятиями «кинетическая энергия» и «потенциальная энергия», знание которых было необходимо для освоения тем «Внутренняя энергия», «Энергия топлива», изучении агрегатных состояний вещества и переходов из одного агрегатного состояния в другое, функционирования тепловых двигателей. В 9 классе было обращено особое внимание на практическое применение закона сохранения механической энергии.

Однако, как показывает опыт, для улучшения восприятия темы «Закон сохранения энергии в механике» в 10 классе необходима интенсивная актуализация базовых знаний, что и было выполнено с помощью авторской интерактивной презентации «Её величество королева Энергия» (слайды 10-18).

После этого в процессе совместного обсуждения опытов по наблюдению незатухающих (слайд 13) и затухающих колебаний маятника с точки зрения выявления причин полного (в первом случае) и неполного (во втором случае) причин перехода механической энергии из одной формы в другую учащиеся делают вывод о том, что при определённых условиях полная механическая энергия сохраняется неизменной, т.е. сохраняется. Это позволяет перейти к формулировке учениками темы и цели урока.

Далее ученикам предлагается посмотреть видеофильм который находится в "Электронной тетради" (падение на пластину) свинцового шарика с точки зрения превращений энергии (на основе имеющегося житейского опыта и виртуального эксперимента-слайд 13), отвечая на вопросы и записывая соответствующие формулы в индивидуальной "Электронной тетради.

1) каким видом энергии обладает свинцовый шар, находящийся на некоторой высоте над землёй?

2) какая сила вызывает движение шара вниз?

3) к уменьшению какого вида энергии приводит совершаемая этой силой работа и как это выразить математически?

4) что происходит с величиной скорости шара по мере приближения к земле?

5) что происходит с величиной кинетической энергии шара по мере приближения к земле?

6) можно ли связать работу силы тяжести с изменением кинетической энергии шара и если да, то как это выполнить математически?

7) учитывая, что изменение каждого вида механической энергии выражали через работу силы тяжести, какой вид будет иметь формула, связывающая убыль потенциальной энергии с увеличением кинетической энергии по мере движения шара вниз?

8) преобразуй полученную формулу так, чтобы в её левой части оказались потенциальная и кинетическая энергия шара в момент начала движения, а в правой - потенциальная и кинетическая энергия шара в момент окончания движения (за мгновение до касания пола) и запиши результат в тетради.

После сравнения результатов в электронных тетрадях и исправления возможных ошибок (роль учителя может исполнять более сильный ученик) предлагается дать словесную формулировку полученного математического выражения и на основании её коллективного обсуждения прийти к общему мнению, можно ли ее считать формулировкой закона сохранения механической энергии. Одними из элементов первичного закрепления являются слайды 19-20 презентации.

Далее для осознания учащимися понятия «замкнутая система» и условий применимости закона сохранения механической энергии надо, предложив указать причину существования силы тяжести, подчеркнуть, что сила тяжести - внутренняя сила системы тел «шар-Земля». Затем необходимо обратить внимание учащихся на то, что для изменения механической энергии системы необходима работа внешней силы, и предложить привести пример с указанием конкретной внешней силы.

В заключение этапа «открытия» нового знания целесообразно рассмотреть систему «витки пружины» и подвести учащихся к пониманию итоговой формулировки закона сохранения механической энергии, содержащейся в учебнике, обратив внимание на понятие «консервативные силы».

Обращение к слайдам 21-25, освещающим некоторые этапы на пути открытия закона сохранения и превращения энергии, демонстрирует необходимость внимательного отношения к экспериментальным фактам, важность развития логики мышления, способности к анализу и синтезу, познаваемость законов природы. Слайды 26, 30 содержат примеры проявления закона сохранения энергии в природе и в быту, позволяют осуществить эмоциональную разгрузку, мотивировать к практическому применению изучаемого закона при решении задач.

При проявлении учащимися признаков усталости желательно проведение физпаузы, конечно, учитывающей специфику вида нарушения здоровья.

Остальная часть урока посвящена обобщению полученных знаний и привитию навыков их практического применения. С целью реализации дифференцированного подхода на этом этапе предпочтительна индивидуальная форма работы, причем для более слабых учеников — в виде ответов на вопросы, представленные на слайдах 27, 28, 29 для более сильных-в виде более сложного теста, оформленного в игровой форме, а для наиболее успевающих-самостоятельное решение задач, указанных в их электронных тетрадях.

На последнем этапе ученики информируются о предлагаемых домашних заданиях (в том числе в нестандартной форме), причём разрешается самостоятельно выбрать желаемый уровень задания из трёх возможных (задания указаны в электронных тетрадях).

Завершается занятие самоанализом учеников успешности достижения поставленной цели, аргументацией поставленных оценок и предложениями по последующей совместной работе.



Материально-техническое обеспечение урока

- персональный компьютер (с сопутствующим оборудованием);

- интерактивная презентация(на базе сервиса "Google-презентация")

- видеофильм и интерактивный плакат на базе сервиса Genial.ru

- youtube

- электронная тетрадь (на базе сервиса "Google-документ");

- интерактивные задания для контроля и самоконтроля ;

- учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика-10» - М.: Просвещение, 2016г.



Список литературы


1) Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. - 244с.

2) Изотов И. В. История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 279-282. — URL https://moluch.ru/archive/11/836/ (дата обращения: 21.01.2020).

























Приложения



1. Презентация "Её величество королева Энергия"




2.Интерактивный плакат на основе сервиса Genial.Ly. Нажимая на «+» вы увидите текст, на «Название» видим рисунки к законам или наоборот, нажимаем на «+» и видим рисунки, если вы нажмёте на видео, то увидите урок по теме."Законы физики"








  1. Электронная тетрадь ученицы 10 Р класса Кудря Светланы.


























































Сохранить у себя:
«Закон сохранения энергии в механике»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки