Загадки истории

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки истории» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к воспитанию патриотизма, духовно-нравственного развития, любви к своей малой Родине, уважения национальных истоков, своего края у юных граждан Российской Федерации и направлена на реализацию основной образовательной программы ГБОУ школы № 621 по предметам «История», «История и культура Санкт-Петербурга».Выбор данной темы неслучаен, т.к. сегодня актуально наполнение курса истории фактами, особо значимыми как в истории нашего государства в целом, так и связанными с историей Малой Родины. Связь теоретического материала с практической деятельностью обучающихся даёт возможность расширить диапазон знаний и практических умений. Особенно важно то, что эта деятельность имеет прикладной характер, даёт возможность познакомиться с богатым музейным материалом Санкт-Петербурга и его малых пригородов и самостоятельно выбрать тематику будущего проекта.

Содержимое разработки


«Согласовано»

Руководитель МО учителей истории, обществознания и художественно-эстетического цикла



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР




«Принято»

Педагогический совет








«Утверждено»

Директор школы





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 621

Колпинского района Санкт-Петербурга









Рабочая программа внеурочной деятельности кружка “Загадки истории”

для учащихся 5-10 классов на базе школьного музея

“Страницы истории Ижорской земли”

учителя истории высшей квалификационной категории

заведующей школьным музеем

Нечипорук Ирины Николаевны,

Программа рассчитана на 1 час в неделю,

34 часа в год













2020-2021г



Пояснительная записка.



Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки истории» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к воспитанию патриотизма, духовно-нравственного развития, любви к своей малой Родине, уважения национальных истоков, своего края у юных граждан Российской Федерации и направлена на реализацию основной образовательной программы ГБОУ школы № 621 по предметам «История», «История и культура Санкт-Петербурга».

Национальные традиции определяются как устойчивые элементы социального и культурного наследия, проявляющиеся во всех сферах жизни, свойственные этнокультурным особенностям той или иной нации, народности. Национальные традиции обладают высоким духовно- нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут быть одним из средств духовно-нравственного воспитания детей.

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса Истории России. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.

Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д.) Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывающие новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия.

Выбор данной темы не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит проблема сохранение памятников истории, их реставрации, поддержания жизнедеятельности, то в этой связи актуально воспитание в детях чувства прекрасного, умения видеть духовную ценность исторических предметов, экспонатов школьного музея.

.Изучив данный курс, учащиеся могут проследить, не только как развивался наш край с глубокой древности до 20 века, но и как шло развитие нашего государства, народов, живущих на её территории.

Внеурочная деятельность позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с интересными фактами материал.

Как известно, одним из дидактических принципов является наглядность. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на достаточно ясные, живые восприятия и образы. Представления сюжетов о давно прошедших исторических событиях лишь тогда становятся знаниями, когда они находят свое выражение не только в научных понятиях, но и в чувственно-образном познании.


Основная цель курса:

- формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края;

Задачи курса:

-воспитывать всесторонне развитых, активных, творческих детей;

-развивать интерес к историческому прошлому своего края; своей Родины;

-формировать любовь к Малой Родине;

-познакомить с национальными традициями, праздниками, обрядами, словесным, музыкальным фольклором, с предметами материальной культуры и быта народов России;

- познакомить с известными историческими деятелями, связанными с историей нашего посёлка, района,

- расширить содержания курса истории;

- формировать умения самостоятельной работы с различными видами исторических источников;

- развивать навыки исследовательской работы;

- воспитать нравственные качества, позволяющих правильно решать вопросы, связанные с историей памятников культуры (компетентность, ответственность и др.)

Программа рассчитана на один учебный год, на 34 часа (один час в неделю).

Она включает в себя материал о различных видах исторических источников, знакомит с разными видами искусств (живопись, скульптура, архитектура), традициями народов России, методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. В течение года программа предусматривает посещение школьного музея, работа на экспозиции, экскурсии в школьные музеи нашего района (в рамках районного межмузейного сотрудничества) и города.

Содержательные линии курса:

Образовательная – содержит исторический материал, характеризующий культурные, исторические, этнографические, географические особенности Ленинградской области, Санкт-Петербурга, села Усть-Ижора.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная – способствует становлению духовно-нравственного становления личности ребенка в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами

Принципы построения курса:

1.Принцип социальной активности.

2.Принцип социального творчества.

3.Принцип взаимодействия личности и коллектива.

4.Принцип развивающего воспитания.

5.Принцип единства образовательной среды.



Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.


Работа выполняется индивидуально, в парах и группах.


Планируемый результат:

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Загадки истории» в 5-7 классах является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • Самостоятельно формулировать цели собственной деятельности после предварительного обсуждения.

Ученик получит возможность научиться:

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Ученик получит возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Ученик получит возможность научиться:

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Список литературы для ученика:


  1. Сорокин П.Е. Страницы истории Ижорской земли.1998

  2. Топографический справочник. Спб. 2010

  3. Справочник. Петербург-Петроград-Ленинград.Спб.2013.

  4. Сборник «Ленинградская область: знаете ли вы?», СПб, «Паритет», 2007 год

  5. Азбука Металлостроя. Колпино.2014

  6. Сборник. К 60летию НИИЭФА им.Ефремова. Спб., 2006.

  7. Пыляев М. И.. Забытые окрестности Петербурга.

  8. Сорокин П.Е. Окрестности Петербурга Спб, 2016.

  9. Архив и экспозиция школьного краеведческого музея “Страницы истории Ижорской земли“


















Тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности

«Загадки истории» (для 5- 10 классов)

Тема занятия

Форма проведения

Вид деятельности

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Мы живём в Металлострое

Просмотр видеофильма, экскурсия в музей пос.Металлострой

познавательная игровая

2

1

1

2.

Какой была Ижорская земля в древности. От первобытного периода до средневековья.

Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли »

познавательная краеведческая

3

2

1

3.

Кто они, святые заступники нашего края?

Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли ». Александр Невский. Экскурсия в Усть –Ижору.


познавательная краеведческая

3

1

2

4.

Как наш край стал частью России

Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли ».

Викторина: «Что? Где? Когда?»

познавательная краеведческая

3

2

1

5.

Под государевой рукой

Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли »

Экскурсия в городской музей Петропавловская крепость

познавательная художественно-эстетическая

3

1

2

6.

Народы Ижорской земли


Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли »

Экскурсия в музей этнографии народов России. Знакомство с экспозицией финно-угорских народов.


познавательная краеведческая

3

1

2

7.

Загадки старого сундучка. Старинные вещи из музейной коллекции.

Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли »

Интерактивная игра в зале музея «Страницы истории Ижорской земли »


познавательная краеведческая

4

1

3

8.

О чем рассказывают фотографии и письма военных лет

Экскурсия по Зеленому поясу славы Колпинского района (пос. Металлострой и Усть-Ижора)

Встреча с ветеранами войны и работниками тыла

познавательная краеведческая

творческий проект

3

1

2

9.

Что такое герб? Символика Металлостроя, Колпино и Санкт -Петербурга

Творческая работа: рисование герба.

Брейн - ринг

познавательная художественно-эстетическая

игровая

2

1

1

10.

Известные люди нашей земли.

Встреча с интересными людьми (М.А.Астахова)

познавательная ценностно-ориентированная

3

1

2

11.

Что же такое музей? Какие бывают музеи?

Экскурсия в Колпино.

коммуникативная, ценностно-ориентированная

3

1

2

12.

Разгаданные загадки прошлого

Защита творческих работ учащихся

познавательная краеведческая

2

-

2




Итог:

34

12

22




Сохранить у себя:
Загадки истории

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки