«Согласовано» Руководитель МО учителей истории, обществознания и художественно-эстетического цикла
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР | «Принято» Педагогический совет
| «Утверждено» Директор школы
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 621
Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка “Загадки истории”
для учащихся 5-10 классов на базе школьного музея
“Страницы истории Ижорской земли”
учителя истории высшей квалификационной категории
заведующей школьным музеем
Нечипорук Ирины Николаевны,
Программа рассчитана на 1 час в неделю,
34 часа в год
2020-2021г
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки истории» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к воспитанию патриотизма, духовно-нравственного развития, любви к своей малой Родине, уважения национальных истоков, своего края у юных граждан Российской Федерации и направлена на реализацию основной образовательной программы ГБОУ школы № 621 по предметам «История», «История и культура Санкт-Петербурга».
Национальные традиции определяются как устойчивые элементы социального и культурного наследия, проявляющиеся во всех сферах жизни, свойственные этнокультурным особенностям той или иной нации, народности. Национальные традиции обладают высоким духовно- нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут быть одним из средств духовно-нравственного воспитания детей.
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса Истории России. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.
Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д.) Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывающие новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия.
Выбор данной темы не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит проблема сохранение памятников истории, их реставрации, поддержания жизнедеятельности, то в этой связи актуально воспитание в детях чувства прекрасного, умения видеть духовную ценность исторических предметов, экспонатов школьного музея.
.Изучив данный курс, учащиеся могут проследить, не только как развивался наш край с глубокой древности до 20 века, но и как шло развитие нашего государства, народов, живущих на её территории.
Внеурочная деятельность позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с интересными фактами материал.
Как известно, одним из дидактических принципов является наглядность. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на достаточно ясные, живые восприятия и образы. Представления сюжетов о давно прошедших исторических событиях лишь тогда становятся знаниями, когда они находят свое выражение не только в научных понятиях, но и в чувственно-образном познании.
Основная цель курса:
- формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края;
Задачи курса:
-воспитывать всесторонне развитых, активных, творческих детей;
-развивать интерес к историческому прошлому своего края; своей Родины;
-формировать любовь к Малой Родине;
-познакомить с национальными традициями, праздниками, обрядами, словесным, музыкальным фольклором, с предметами материальной культуры и быта народов России;
- познакомить с известными историческими деятелями, связанными с историей нашего посёлка, района,
- расширить содержания курса истории;
- формировать умения самостоятельной работы с различными видами исторических источников;
- развивать навыки исследовательской работы;
- воспитать нравственные качества, позволяющих правильно решать вопросы, связанные с историей памятников культуры (компетентность, ответственность и др.)
Программа рассчитана на один учебный год, на 34 часа (один час в неделю).
Она включает в себя материал о различных видах исторических источников, знакомит с разными видами искусств (живопись, скульптура, архитектура), традициями народов России, методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. В течение года программа предусматривает посещение школьного музея, работа на экспозиции, экскурсии в школьные музеи нашего района (в рамках районного межмузейного сотрудничества) и города.
Содержательные линии курса:
Образовательная – содержит исторический материал, характеризующий культурные, исторические, этнографические, географические особенности Ленинградской области, Санкт-Петербурга, села Усть-Ижора.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению духовно-нравственного становления личности ребенка в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами
Принципы построения курса:
1.Принцип социальной активности.
2.Принцип социального творчества.
3.Принцип взаимодействия личности и коллектива.
4.Принцип развивающего воспитания.
5.Принцип единства образовательной среды.
Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.
Работа выполняется индивидуально, в парах и группах.
Планируемый результат:
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Загадки истории» в 5-7 классах является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
Самостоятельно формулировать цели собственной деятельности после предварительного обсуждения.
Ученик получит возможность научиться:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД
Ученик научится:
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
Ученик получит возможность научиться:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Ученик получит возможность научиться:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Список литературы для ученика:
Сорокин П.Е. Страницы истории Ижорской земли.1998
Топографический справочник. Спб. 2010
Справочник. Петербург-Петроград-Ленинград.Спб.2013.
Сборник «Ленинградская область: знаете ли вы?», СПб, «Паритет», 2007 год
Азбука Металлостроя. Колпино.2014
Сборник. К 60летию НИИЭФА им.Ефремова. Спб., 2006.
Пыляев М. И.. Забытые окрестности Петербурга.
Сорокин П.Е. Окрестности Петербурга Спб, 2016.
Архив и экспозиция школьного краеведческого музея “Страницы истории Ижорской земли“
Тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Загадки истории» (для 5- 10 классов)
№ | Тема занятия | Форма проведения | Вид деятельности | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Мы живём в Металлострое | Просмотр видеофильма, экскурсия в музей пос.Металлострой | познавательная игровая | 2 | 1 | 1 |
2. | Какой была Ижорская земля в древности. От первобытного периода до средневековья. | Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли » | познавательная краеведческая | 3 | 2 | 1 |
3. | Кто они, святые заступники нашего края? | Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли ». Александр Невский. Экскурсия в Усть –Ижору.
| познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
4. | Как наш край стал частью России | Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли ». Викторина: «Что? Где? Когда?» | познавательная краеведческая | 3 | 2 | 1 |
5. | Под государевой рукой | Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли » Экскурсия в городской музей Петропавловская крепость | познавательная художественно-эстетическая | 3 | 1 | 2 |
6. | Народы Ижорской земли
| Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли » Экскурсия в музей этнографии народов России. Знакомство с экспозицией финно-угорских народов.
| познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
7. | Загадки старого сундучка. Старинные вещи из музейной коллекции. | Занятие в музее «Страницы истории Ижорской земли » Интерактивная игра в зале музея «Страницы истории Ижорской земли »
| познавательная краеведческая | 4 | 1 | 3 |
8. | О чем рассказывают фотографии и письма военных лет | Экскурсия по Зеленому поясу славы Колпинского района (пос. Металлострой и Усть-Ижора) Встреча с ветеранами войны и работниками тыла | познавательная краеведческая творческий проект | 3 | 1 | 2 |
9. | Что такое герб? Символика Металлостроя, Колпино и Санкт -Петербурга | Творческая работа: рисование герба. Брейн - ринг | познавательная художественно-эстетическая игровая | 2 | 1 | 1 |
10. | Известные люди нашей земли. | Встреча с интересными людьми (М.А.Астахова) | познавательная ценностно-ориентированная | 3 | 1 | 2 |
11. | Что же такое музей? Какие бывают музеи? | Экскурсия в Колпино. | коммуникативная, ценностно-ориентированная | 3 | 1 | 2 |
12. | Разгаданные загадки прошлого | Защита творческих работ учащихся | познавательная краеведческая | 2 | - | 2 |
|
|
| Итог: | 34 | 12 | 22 |