Задачи на движение

Открытый урок в 5 классе на тему "Задачи на движение" с элементами литературного произведения "Кладовая солнца"

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Вершиловская С.Г

Предмет: Математика.

Класс: 5

Тема урока: Задачи на движение

Цели:

-образовательные: формировать умения решать текстовые задачи на движение, используя схематическую запись условия задачи.

-развивающие: способствовать развитию умения анализировать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности;

-воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к труду; способствовать воспитанию культуры мышления и речи.


Задачи: Создание условий для развития мышления, познавательного интереса, способности систематизации и коррекции знаний.


Методы: проблемно-диалогический(побуждающие от проблемной ситуации диалога), частично-поисковый, наглядный, словесный.

Формы: фронтальная, коллективная, групповая, самостоятельная

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Давать позитивную оценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в своей учебной деятельности, проявлять широкий и устойчивый интерес к способам решения задач на проценты, оценивать свою учебную деятельность

Регулятивные – составлять план выполнения заданий, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные – передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

Коммуникативные – уметь организовать учебное взаимодействие с группой класса, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

- решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием;

- анализировать и осмысливать текст задачи;

- моделировать условие с помощью схем и рисунков;

- переформулировать условие;

- строить логическую цепочку рассуждений;

- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию



Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

1.Организационный этап

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Добрый день. Присаживайтесь пожалуйста. Сегодня мы с вами будем работать на уроке математики в группе, разделившись на команды. У каждой команды свой номер.







Проверяют свою готовность к уроку.


Встают. Приветствуют учителя.




Регулятивные (организация рабочего места)

Коммуникативные (форма приветствия)


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Формулирует тему урока и просит обучающихся, с помощью слов помощников (изучим, узнаем, применим) сформулировать задачи урока.

Создает эмоциональный настрой на работу

-Ребята, кто на майских праздниках из вас путешествовал? Поднимите руку

- Хорошо.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока смотрим на экран. (видео мультфильма)

- Что же надо нам и главному герою Коле Сорокину знать, чтобы избежать столкновения двух поездов? Чему мы должны сегодня научиться? Какова тема нашего урока?

- Значит тема сегодняшнего урока «Решение задач на движение»

- Какие существуют виды задач на движение?

- Сегодня я приглашаю вас вместе совершить математическое путешествие по станциям на нашем скоростном поезде знаний. Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно заранее подготовиться. Проверим, кто сегодня готов? Проведем разминку. Каждому нужно за 1 минуту решить задачи, представленные на слайде и записать ответ. Время пошло.

- Проверим ответы с решением на экране. Поменяйтесь тетрадью с соседом против часовой стрелки и оцените ответы одноклассников.

- Молодцы! (раздать вагоны)

- чтобы добраться до следующей станции вам необходимо выполнить задания








Поднимают руку


Смотрят мультфильм.




Скорость, время, расстояние.


Должны научиться решать задачи на движение






Личностные (смыслообразование)

Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, анализ и принятие чужого мнения)

Общеучебные (постановка проблемы, структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач,


3. Первичное закрепление новых знаний

- Первая станция у нас называется «Решалкино» , вам необходимо в течение 30 секунд найти скорости сближения или удаления. Записав ответы на раздаточном материале. Время пошло. – Стоп, время истекло. Поменяйтесь тетрадью с соседом по часовой стрелке и оцените ответы одноклассников.

- Молодцы! (раздать вагоны)

- На станции «Задачкино» работаем в группе. Задания лежат на парте. 1) Необходимо решить задачу, вставив пропущенные слова: Кто участвует в движении и чему равна скорость – сближения или удаления. Дается 1 минута. (1 вагон, если все правильно). Из каждой группы необходимо выбрать представителя для защиты своего решения. Выйти к доске и написать ваши ответы. За правильные ответы каждая группа получает жетоны.

-Пожалуйста, представители групп, прошу к доске.

-Молодцы! Вы справились с заданием. А теперь отдохнем и разомнемся.



Физкультминутка.

2) Также на столе лежит карточка с задачей, которую также нужно решить группой.


Решают задачи. Дают оценку деятельности по её результатам

Учащиеся определяют алгоритм решения задачи.

Решают задачи. Представляют свои решения задачи.







1 группа) Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч, скорость другой на 25 км/ч меньше скорости первой. Расстояние между городами 615 км. Через сколько часов машины встретятся?

  1. Группа) Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В» со скоростями 115 км/ч и 90 км/ч соответственно. Расстояние между автомобилями 615 км. Какое расстояние будет между автомобилями через 3 часа?

3 группа) Из одного и того же пункта одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Через 3 часа расстояние между ними стало 615 километров. Найти скорость второй машины, если скорость первого автомобиля 115 км/ч .

4 группа) Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость первого автомобиля 90 км/ч, а скорость второго на 25 км/ч больше. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

Личностные (умение делать осмысленный выбор)

Коммуникативные (умение договариваться, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий )

Регулятивные

(планирование, коррекция)

Познавательные

Предментые (оформление решения задачи)

Общеучебные (структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач),











Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания)

- Отдохнули. Третья станция называется «Конечная». Ребята, вам необходимо выполнить творческое задание.

1) Давайте с вами вспомним произведение Пришвина «Кладовая солнца». После того, как Митраша и Настя поругались, они пошли разными тропинками искать бруснику. Я предлагаю сейчас с вами решить такую задачу, тоже на движение. Настя и Митраша разошлись по разным тропинкам. Настя шла по своей тропинке со скоростью 6км/ч и затратила на весь путь, до места встречи с Митрашей, 4 часа. А Митраша шел со скоростью 3 км/ч. Через сколько часов Митраша дойдет до места встречи с Настей, есть длина тропинок одинаковая?

2) Составить и решить задачи на движение по заданным рисункам. Для каждой группы своя модель задачи. На выполнение этого задания вам дается 5 минут. После выполнения, вам необходимо представить свою работу.

- Молодцы. Справились с заданием. (Раздается по 1 вагону)


Ребята выполняют задания по группам


Учащиеся определяют алгоритм решения задачи.

Решают задачи. Дают оценку деятельности по её результатам.


Анализируют допущенные ошибки.


Личностные (самооценка) Коммуникативные (грамотная устная и письменная речь, умение сопереживать, поддержать, постановка вопросов)

Регулятивные (планирование хода решения, выбор уровня сложности работы, прогнозирование результата)

Познавательные Предметные (работа по алгоритму)

Общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение)

5. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- Учебники математики предлагали вам за школьные годы много задач на движение. Предлагаем вам выразить свое отношение к ним, разделив их на группы: любимые, легкие, увлекательные.
А какие задачи связаны с вашими семейными путешествиями?

Домашнее задание.
Придумать задачи на движение, связанные с семейными путешествиями.


Записывают домашнее задание

Коммуникативное (восприятие устной речи)

Регулятивные (планирование, прогнозирование)

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Подъехав на станцию «КОНЕЧНАЯ» каждый из вас может ответить на вопрос. Если бы герой из мультфильма «остров ошибок» был сегодня у нас на уроке, смог бы он с легкостью решить задачи на движение и смог бы он не допустить столкновения? Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Смотрим продолжение мультфильма

Рефлексия всего урока.

- Как я себя чувствовал на уроке! Поднимите соответствующий смайлик

- Спасибо всем за урок!

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи.



Учащиеся приобретают навыки рефлексии результатов деятельности.

Коммуникативное (восприятие устной речи)

Регулятивные (планирование, прогнозирование)









Сохранить у себя:
Задачи на движение

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки