Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего —люди. Из них на первом месте —родители и педагоги. Макаренко А. С.
- Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в ФГОС ДО , является сотрудничество Организации с семьей (п. 1.4)
- Стандарт направлен на решение ряда задач, среди которых обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей/законных представителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6).
- Стандарт является основой для оказания помощи родителям/законным представителям (п. 1.7):
- в воспитании детей;
- охране и укреплении их физического и психического здоровья;
- развитии индивидуальных способностей;
- необходимой коррекции нарушений их развития.
Основная цель взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников – создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса (родители, дети, педагоги) влияют друг на друга, побуждают к саморазвитию и самовоспитанию.
Задачи:
• установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;
• создания условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
• оказания психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
• непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы «Мир открытий» принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.
1. Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и тех ограничений, которые имеются (отсутствие свободного времени, финансовых ресурсов, доступности Интернет и пр.). Важнейшие условия доверительных отношений с родителями – уважение, конфиденциальность,
стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость, которые не должны исключаться никакими обстоятельствами.
2 . Принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса в качестве равноправных партнеров (как в плане принятия управленческих решений, так и в плане участия в педагогическом процессе).
3 . Принцип целостности основан на понимании неразделимости семейного и общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации единой, целостной программы воспитания и развития детей в детском саду и семье. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в детском саду и его воспитания в семье, а также выработку тактических действий в совместной воспитательной деятельности.
4. Принцип минимакса предполагает дифференцированный подход к каждой семье, разноуровневое тактическое (помощь, взаимодействие) и содержательное многообразие в общении с родителями.
В процессе знакомства с семьями воспитанников педагог постепенно вырабатывает индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создает условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.
5. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.
6. Принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании детей в семье и в детском саду за счет согласования стратегий работы с ребенком в детском саду и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного институтов воспитания.
7. Принцип творчества означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом.
Организация должна создавать возможности:
- для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- обсуждения с родителя-ми/законными представителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы (п. 3.2.8).
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются, кроме прочего, ориентирами:
- для взаимодействия с семьями;
- информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации (п. 4.4).
В соответствии со Стандартом условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают, кроме прочего, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам:
-образования ребенка;
- непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5).
Направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Защита прав ребенка в семье и детском саду
Воспитание, развитие и оздоровление детей
Детско-родительские отношения
Взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми
Коррекция нарушений в развитии детей
Подготовка старших дошкольников к обучению в школе
Формы работы педагога ДОО с родителями
1. Информационные (например, устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.)
2. Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).
3. Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
4. Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение и др.
5. Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)
«семья социального риска»
- семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов;
- семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
- семья влияет на формирование психологического пола ребенка;
- семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность;
- семья имеет важное значение в овладении человеком социальных норм, определяющих исполнение им семейных ролей;
- семья играет большую роль в процессе социальной адаптации человека.
9
Формы работы с родителями
Традиционные: коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные. Коллективные: – родительские собрания – круглые столы – конференции – экскурсии по саду – анкетирование – дискуссии Индивидуальные формы: – беседы – консультации – заочные консультации Наглядно-информационные: – видеофильмы – фотовыставки – выставка детских работ – стенды – папки-передвижки
9
9
9
«семья социального риска»
- семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов;
- семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
- семья влияет на формирование психологического пола ребенка;
- семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность;
- семья имеет важное значение в овладении человеком социальных норм, определяющих исполнение им семейных ролей;
- семья играет большую роль в процессе социальной адаптации человека.
9
Спасибо за внимание
9