Выступление на тему "Активизация познавательной деятельности школьников на уроках литературного чтения в 4 классе"

Учитель делится своим опытом работы по активизации познавательной деятельности школьников на уроках литературного чтения в 4 классе.

Содержимое разработки

МБОУ КР ОО «Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»





ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ТЕМУ:



«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 4 КЛАССЕ»







подготовила

учитель начальных классов

Сыромятникова Е. И.

Проблема отсутствия читательского интереса у современных школьников знакома многим. Представление о литературных произведениях у детей сложилось по мульт- или кинофильмам. Потребности прочитать произведение многие не испытывают, да и в семье особенно никто не настаивает – легче к телевизору ребёнка посадить. Это отражается на грамотности, развитии речи и памяти детей, уровне их интеллекта.

В соответствии с новыми Федеральными стандартами нужно развивать творческие и познавательные способности личности, формировать потребность в систематическом чтении.

2015 год – Год литературы, что означает и год чтения. Чтение – индивидуальная художественная, эстетическая, творческая по своей природе деятельность. Эту деятельность необходимо развивать с детства, пробуждать у детей интерес к чтению.

Одним из основных в системе подготовки младших школьников является предмет «литературное чтение». Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, способствует общему развитию и воспитанию школьника, пробуждает интерес к чтению художественной литературы.

Одной из важных сторон обучения является активная познавательная деятельность учащихся, необходимым компонентом развития которой считается воспитание стойкого познавательного интереса, имеющего большую побудительную силу: он заставляет активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения возникающей жажды знаний. Известно, что под влиянием познавательного интереса учёба протекает плодотворнее, быстрее и с лучшими результатами. Для успешного формирования познавательного интереса нужно создать необходимые условия. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, ребёнок испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Этому способствуют уроки литературного чтения, которые являются важнейшим средством духовно-нравственного развития личности, когда школьники получают возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

В моделировании уроков в 4 классе главное внимание целесообразно уделять творческому компоненту, то есть интегрированной совокупности способов, приёмов и средств активизации творческого потенциала ученика. Наблюдение над языком и содержанием литературного произведения, использование приёмов анализа и есть суть интегративности, которая помогает выявить среди учащихся личностей с художественным типом мышления. На уроках литературного чтения дети применяют свои информационные самообразовательные умения и навыки, раскрывают свои способности. За годы учёбы школьники проявили таланты художника, докладчика, рассказчика, сценариста.

Главным видом деятельности на уроке является чтение. Дети должны учиться читать и думать, читать и чувствовать, читать и жить. Чтение это труд и удовольствие; совокупная речевая, познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность; сотворчество с авторами книг, сотрудничество с учителем, одноклассниками; процесс приобретения социально-нравственного опыта, возможность «строить себя», создавать в себе личность.

Чтобы привить детям интерес к урокам литературного чтения, учителя активизируют деятельность учащихся разными методами, приёмами и технологиями.

Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений. Добиваюсь на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других. На уроке дети повышают уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, строить монологи. Компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. В ходе диалога у учащихся формируется речевая культура, навыки публичного выступления.

В своей работе использую проблемный подход к обучению учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Дети не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов или явлений, выдвигают свои гипотезы, решение данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Составляем план проведения урока или даю его в готовом виде. Придумываем к уроку девиз или используем высказывания известных людей. Оформляем тематические выставки книг.

Для усиления эмоционального состояния детей используются на уроках музыкальные произведения, произведения живописи.

Учитель должен создавать условия для развития творческих способностей детей. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы; собственные сочинения сказок, стихов, рассказов, загадок; преобразования читаемого текста, литературные игры (например, синквейн), викторины, кроссворды, конкурсы, головоломки, ребусы, шарады. Такие виды творческой деятельности позволяют детям раскрыть и активизировать свои способности; развить инициативу, сообразительность, мышление.

В процессе работы над произведением используются различные приёмы: дети прогнозируют содержание текста, слушают аудиоприложение к учебнику и делятся своими впечатлениями, задают друг другу вопросы по тексту; чтение по ролям, словесное рисование, подбор к тексту пословиц, творческий пересказ; просмотр видеозаписей отрывков из художественных и мультипликационных фильмов, постановка «живых картин», драматизация.

Драматизация – это деятельность, в процессе которой дети воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя выразительные средства: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие. Это интересное и полезное мероприятие для всего классного коллектива. Оно интересно школьнику, непосредственно связывает его творческую деятельность с личными переживаниями.

Выполнение творческих работ (придумывание к произведению эпиграфа, характеристика героев в виде схемы или по плану, сравнительная характеристика героев в виде таблицы, анализ иллюстраций в учебнике, выполнение своих иллюстраций к тексту, театрализованные представления, кукольные постановки, спектакли картонажного театра или пальчиковых кукол) способствует повышению интереса к предмету и развитию природных задатков учащихся. Школьники постепенно начинают проявлять более высокую степень самостоятельности, учатся задавать вопросы, находить на них ответы, сопереживать, а также анализировать прочитанный текст, понимать его смысл, представлять картины, нарисованные автором, видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию, что способствует развитию творческого потенциала школьников.

На обобщающих уроках мы работаем с классической литературой, детскими газетами и журналами. Дети кратко пересказывают любимые произведения, рассказывают о прочитанных книгах, используя свои читательские дневники, иллюстрации к текстам, аннотации. Дают рекомендации одноклассникам прочитать свою книгу, рассказав самый интересный отрывок из неё.

Часто на уроках мы используем поэзию, которая передаёт впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, возникшие в душе поэта. Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости. В период младшего школьного возраста, когда интенсивно развивает эмоциональная сфера личности, совершенствуется речь и мышление, возникает необходимость в ярком, лаконичном, образном слове. Такое слово можно найти в поэтических произведениях. Именно поэтому формированию интереса к поэзии в начальной школе должно уделяться особое внимание. Дети знакомятся с поэзией великих литераторов, с фольклором (загадки, считалки, небылицы). Они сами учатся сочинять по аналогии с прочитанным, то есть включаются в высшую стадию познания текста, через самостоятельную продуктивную творческую деятельность учащиеся активизируют свою индивидуальность, включаются в поэтические эксперименты. Всё это помогает полноценно воспринимать художественное произведение, рождает процесс удовольствия от чтения.

Дети любят писать мини-сочинения. Сочинение являются одним из сильных средств, способствующих развитию мысли ученика, его размышлениям о собственном жизненном опыте, помогающих определить свои ценностные позиции и их личностный смысл. Излагая свои мысли, школьник учится анализировать, формулировать свои идеи, делать выводы. Для сочинений мы выбираем темы, близкие детям, волнующие их, побуждающие делиться своими мыслями.

Интересными для детей являются тестовые задания. Они представляют собой не просто вопросы к тексту, а систему высказываний, где ребёнку надо разграничить ответы, истинные и ложные. Поиск истинных ответов на вопросы теста мотивируют повторное обращение детей к тексту художественного произведения: перечитывание, выборочное чтение, определение значения слов и выражений. Всё это заставляет ученика задуматься о возможных вариантах развития событий, об особенностях персонажей, над речью героев. Таким образом, тесты могут послужить для формирования читательских компетенций учащихся, интереса к чтению.

Можно интересно знакомить учащихся с жизнью и творчеством авторов произведений. Дети находят материалы об авторе, работая с разными источниками информации. Мы создаём презентации с краткой биографией автора.

К юбилею литератора мы проводим коллективную исследовательскую работу «Изучаем творчество известных писателей и поэтов». Дети заполняют бланки, работа ведётся по схеме (Ф. И. О. автора. Дата рождения. Место рождения. Есть ли этому человеку памятники? Какие известные произведения этого автора вы знаете? Назовите известных литературных героев из произведений автора. Есть ли памятники литературным героям этого автора? Знаете ли вы музыкальные произведения, созданные по мотивам произведений этого автора? Смотрели ли вы художественные фильмы, снятые по мотивам произведений этого автора? Знаете ли вы картины, написанные к произведениям этого автора? Ваше любимое произведение этого автора. Чем оно вам нравится? Авторы исследовательской работы. Какими источниками информации пользовались в исследовании?) Такая работа интересна детям. Она помогает расширить знания учащихся об авторах, повышает интерес к их творчеству, показывает связь художественной литературы с живописью, скульптурой, музыкой, кино. Работа эта требует не только сотрудничества «ученик – учитель», но и сотрудничества «ученик – родитель», так как исследовательская деятельность продолжается и дома. Все собранные материалы мы оформляем в альбоме «Великие люди России». Используем информацию в проведении для учащихся начальной школы литературных праздников, к которым дети готовят сообщения об авторе, выполняют иллюстрации к его произведениям, читают и инсценируют отрывки из текстов, демонстрируют презентации.

Для привития интереса к чтению мы ведём читательские дневники, тетради по чтению; проводим литературные викторины, библиотечные уроки, Книжкины именины, Недели детской книги, конкурсы выразительного чтения.

Международный день детской книги (2 апреля), мартовский Всемирный день поэзии и майский День библиотек – любые календарные даты хороши для распространения идей о пользе чтения. Это мощный фактор развития навыков чтения и читательских интересов.

На уроках и во внеурочное время мы работаем над проектами. В процессе проектной деятельности у учащихся развиваются познавательные интересы, коммуникативные и творческие способности; формируются учебные знания и умения пользоваться разными источниками информации, выделять главное; воспитывается готовность к сотрудничеству, желание помочь друг другу. В ходе подготовки проекта формируется эмоционально-чувственное отношение к литературе, прививается любовь к произведениям детских писателей.

В 4 классе мы работали над проектами «Календарь исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину». Оформлялись проекты в виде альбомов, газет, стендов, презентаций.

Участие в проекте не только существенно расширяет кругозор ученика, но и способствует преодолению «узкопредметного» взгляда на мир, установлению междисциплинарных связей, восприятию целостной картины мира, позволяет ребёнку овладевать важными универсальными учебными действиями в игровой форме, соответствующей возрасту младшего школьника.

Использование различных приёмов активизации познавательной деятельности учащихся помогает заинтересовать учеников, способствует более глубокому изучению художественного произведения, формированию навыков работы с текстом, литературными терминами, расширяет кругозор, развивает детские творческие способности. Учащиеся становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками процесса обучения.

Вот так по крупицам складывается эта непростая работа – научить наших детей любить читать.



Сохранить у себя:
Выступление на тему "Активизация познавательной деятельности школьников на уроках литературного чтения в 4 классе"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки