Выступление на педсовете «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС».
Цель выступления: познакомить педагогов с особенностями организации работы для обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися, познакомить с организацией образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, познакомить с активными методами обучения детей с ОВЗ.
План:
1. Нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ.
2. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ.
3. Организация «без барьерной» образовательной среды для обучающихся с ОВЗ
4. Активные методы работы с детьми с ОВЗ.
1.В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года была принята Конвенция «О правах инвалидов», в которой прописывается право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства путем организации их интегрированного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»2, принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16).
В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).
Согласно ч. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
Компонентный состав структуры АОП
№ | Структурные единицы АОП | Их характеристика |
1. | Титульный лист АОП
| Наименование образовательного учреждения |
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) | ||
Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) | ||
Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ. | ||
ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) | ||
Параллель/класс, в которых изучается Программа. | ||
Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) | ||
Год составления программы | ||
2.
| Пояснительная записка АОП
| Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа. |
Цель и задачи АОП. | ||
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается. | ||
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП. | ||
Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП. | ||
Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ | ||
Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) | ||
3. | Содержание АОП | Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ. |
4. | Основные требования к результатам реализации АОП | Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса) |
Личностный результат. | ||
5. | Система контрольно-измерительных материалов АОП | Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ. |
Количество контролирующих материалов | ||
Критерии оценки проверочных работ |
Структура КТП
№/п | Тема | Час | Дата | Коррекция | Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. В ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью.
Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к не успешности в учебной деятельности.
Младшие школьники с ОВЗ (ЗПР) характеризуются:
- низким уровнем готовности к школьному обучению,
-пониженная работоспособность, неустойчивость внимания,
-трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире,
-замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств,
-недостатки пространственного восприятия. (зрение, двигательный анализатор и осязание)
-затруднение в обучении чтению и письму,
-недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного,
-отставание в развитии мыслительной деятельности. (анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщение, низкий уровень развития абстрактного мышления.
-неумение организовать свою умственную деятельность,
-отсутствие навыков самоконтроля.
Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.
Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности.
3.Что же нам поможет сформировать успешность в учебной деятельности, повысить познавательную активность у детей с ОВЗ?
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.
Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового»3. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения [там же]. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.
Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения.
Легооборудование
«Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Песочный стол Dusyma
Среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком.
Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости.
4. У детей с ОВЗ ведущей деятельностью долгое время остается игровая, поэтому на уроках целесообразно применять задания игрового плана. С учетом быстрой утомляемости детей с ОВЗ каждые 10-20 минут необходимо менять вид учебной деятельности.
Коме основных методов и приемов работы на уроке для детей с ОВЗ целесообразно использовать активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия).
К таким методам относят:
Приветствия (что способствует позитивному настрою на урок)
Установка (создание ситуации успеха)
Минутки создания хорошего настроения
метод «Пометки на полях» (Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.)
Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.
Восприятие материала с закрытыми глазами (на определённом этапе занятия с используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности)
Сигнальные карточки (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
Упражнения на релаксацию, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, «тренажеры» для глаз
Букварный период обучения грамоте (игры с песком):
-выкладывание букв;
-письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);
-узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);
-написание буквы с помощью зеркала;
-письмо слогов, слов, коротких предложений.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У обучающихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.)
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Литература:
Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве. /Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
http://narfu.ru/upload/iblock/0f1/inklyuzivnoe-obrazovanie-vypusk-1.pdf
Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. - Методические рекомендации. (серия «Инклюзивное образование») М., 2014
http://krippo.ru/files/ink/m3.pdf
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № № 1662-р
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php
5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf
6.Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/?menu=show_book&book=845212
http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm#$p1
7.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
http://base.garant.ru/70291362/
8.Интегрированная творческая среда «ПервоЛого»
http://www.int-edu.ru/
9.Математический он-лайн тренажер «Мат-Решка»
http://www.mat-reshka.com/
10.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.
http://ne-proza.ru/data/files/Tihomirova-L.-F.-Razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey..pdf
11.Тормахова Н.В. Лего-конструирование — предметно игровая среда развития и обучения ребенка // Эксперимент и инновации в школе. - №5. – 2012. - С. 26-27.
https://goo.gl/TgzC5G
12.«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
13. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
14. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные
технологии”, Москва, Педагогическое общество
России, 2000 г.
15. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006
11.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974
2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974
3 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский под. ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ Астрель, 2010. - 671 с.