36
Тема урока: Вышивка крестом.
Класс:7
Место урока:1
Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки, технологией выполнения простого шва крестиком, научить выполнять простой крест.
Задачи:
сформировать умения по выполнению простого шва крестиком;
воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность,внимание.
развивать координацию движений рук, исполнительские умения, развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование и материалы: инструкционная карта, презентация "Вышивка крестом", образцы вышитых изделий, мулине, ножницы, игла, канва, пяльцы.
Используемая технология: работа в группах, синквейн, элементы игры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мобилизующий этап.
Сегодня замечательный весенний день. А весна - это новые позитивные эмоции, радостное настроение. А вы сегодня готовы к работе? Какое у вас настроение? Я вижу, вы улыбаетесь и с таким позитивным настроением мы приступим к работе.
2. Целеполагание.
У: Ребята, посмотрите пожалуйста на изделия и скажите, что объединяет эти изделия ?(вышивка)
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Ребята, какие виды декоративно-прикладного искусства вам уже знакомы? (вышивка украшающими швами, вязание крючком, аппликация)
Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с вышивкой крестом.(Запись темы в тетрадь)
Зная тему урока, назовите цели нашего урока.
3.Сообщение новой темы.
У:Вышивка крестиком одно из древнейших видов декоративно- прикладного искусства.
Для многих вышивка крестом не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями или сделать подарок близким вкладывая частичку своей души.
Однако далеко не каждый знает историю возникновения этого искусства.(сообщение учащихся)
Об истории вышивки нам расскажет Ксения.
Вышивка — это искусство, при котором узор, рисунок, выполнен на ткани нитками с помощью иголки было известно в далёкой древности. Наиболее ранние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 веку до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры с изображением деревьев и птиц. Вышитые ткани найдены и в гробницах фараонов в Древнем Египте. Высоким мастерством вышивания владели древние греки и римляне, арабы. В средние века, благодаря крестовым походам, европейцы познакомились с культурой и искусством Востока, и вышивание стало модным и в Европе. Вышиванием занимались даже царственные особы. В эпоху Возрождения вышивание достигло вершины своего развития. Вышивкой украшали одежду самые знатные и богатые люди. Уникальные произведения искусства, созданные зачастую безвестными мастерами, ныне хранятся в музеях.
Со времен язычества славянские народы начали закладывать символический смысл в вышиваемые орнаменты. Линии, кресты, ромбы, которыми украшалась одежда, имели по мнению людей, огромное магическое значение. Вышитые талисманы и обереги бережно хранились и передавались от родителей к детям. А вышивали наши пра-пра-прабабушки практически все: повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески покрывала, полотенца. На них изображали яркие мотивы, символизирующие достаток в доме и здоровье.
У:Когда появилась и как развивалась вышивка в Беларуси?(сообщение ученицы)
В Беларуси наиболее древние узоры вышивания известны из раскопок городищ Минска, Полоцка, Бреста, Волковыска и других. Они были найдены на остатках кожаной обуви Х—ХІІІ веков. В XIV—XVIII веках вышивка употреблялась для отделки церковной одежды, нарядов высших сословий, шляхты, городской знати.
Цветным шёлком, золотыми и серебряными нитками вышивали одежду, иконы, плащаницы и др. Древняя белорусская сюжетная вышивка отражает византийско-русские и западно-европейские иконописные традиции. Орнаментальные композиции сочетаются с мотивами традиционного узорного ткачества XVIII—XIX веков.
В народном быте вышивка издавна существовала в форме домашнего ремесла для нужд семьи, что обусловило её глубокую самобытность и устойчивость древних местных традиций. Была одним их основных занятий женщин; тканые и вышитые изделия входили в состав приданого невесты, были обязательным атрибутом свадебных обрядов, обрядов семейного и календарного циклов. Вышивкой украшали одежду (головные уборы, фартуки, жилеты, мужские и женские рубашки ).
В белорусской народной вышивке много общего с вышивкой соседних народов (русских, поляков, украинцев, литовцев, латышей).
У: Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников: Алексея Гавриловича Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием», Василия Андреевича Тропинина «Золотошвейка»(показ)
Вышивальщицам посвящали не только художники свои произведения, а также и поэты. Вот послушайте какие чудесные поэтические строки поэтессы Надежды Крыловой о вышивке:
От мала да велика,
От бедных,до великих,
С иглою были вы в ладу,
Сидя за вышивкой в саду.
В гостиной,на пороге,
Присев уютно у окна,
Трудились часто до темна,
Поджав уютно ноги.
Стелились ровно швы,
Стежки ложились кряду,
И представляли вы,
Как это подойдет к наряду
И укололи вы перста,
Но боли не узнали,
Секреты божьей красоты
Вы с вышивкою открывали...
У: Несмотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярности и в наши дни. Искусство вышивки стало любимым увлечением многих,в том числе и мужчин. Из обычной жизни трудно сказать, а вот из истории можно привести пример:король Швеции Густав 5 (1858-1950) вышивал крестом и гладью.
-Ребята, а кто из ваших знакомых занимается вышивкой крестом?(ответы учащихся).
А почему они этим занимались?
Вы сможете получить консультацию у своих мам и бабушек, а также можете использовать в работе книги и журналы для усовершенствования своего опыта.
4.Вводный инструктаж.
У: Ребята, прежде чем приступить к вышиванию что необходимо иметь для работы? (ответы учащихся-материалы,инструменты и приспособления).
- Итак, к материалам для вышивания относят ткани и нитки.
Канва
Канва — это основа для вышивки. Она представляет собой специально выработанное полотно, размеченное клетками, которые являются местом для вышивания крестика с помощью ниток. Канву производят из различных материалов — хлопок, лён, смесь материалов, пластик.В вышивальных наборах вы можете встретить канву, на которую уже нанесён рисунок. В процессе рукоделия он заполняется вышитыми крестиками. Такая техника называется «печатный крест». Если канва без рисунка, то используется техника «счётный крест», т.е. вам самим придётся отсчитывать количество крестиков.
Е сли вы сами выбираете канву, то следует обратить внимание на её размерность. Размерность канвы можно узнать по её маркировке (номер, присваиваемый канве н-р, Аида 14 (55 кл. на 10 см) — подходит для начинающих вышивальщиц).Чем мельче канва, тем элегантней крестик.
Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и разряженной структурой также подходит для вышивки крестом.
Накладная канва (waste canvas)
Эта канва используется для вышивания по тканям, не имеющим равномерную структуру. Обычно это предметы одежды из трикотажного полотна. Такая канва грубее, чем обычная, и имеет разметку по 10 клеток, синей нитью. Канва приметывается сверху, делается вышивка, канва удаляется.
П ластиковая канва
Эта канва используется для создания объемной вышивки.
C трамин
Это крупная, жесткая канва, использующаяся для вышивки ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют специальное шерстяное мулине.
Мулине
Для вышивки по канве используются уже знакомые вам нитки для вышивания. Что это за нитки?
Пяльцы -это знакомое вам приспособление для закрепления и натяжения канвы. Помните ,что существует несколько видов пялец.
Деревянные и пластмассовые пяльцы(СЛАЙД)
Это круглые пяльцы, состоящие из двух обручей, чуть отличных по диаметру.
Пяльцы–рамки (flexi-hoop)
Данный вид пялец окончании работы выполняют функцию рамки.
Пяльцы бывают настольными и напольными, что позволяет освободить вторую руку во время вышивки.
Q-snap
Прямоугольные пяльцы с зажимами для фиксации ткани. Такая конструкция позволяет не мять и не деформировать ткань.
Для вышивки больших работ неудобно лучше всего использовать прямоугольную раму или станок.
Иглы
Для вышивки крестом используются тупые иглы, т.к. острая игла может расщепить канву или уже вышитые крестики. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вдеть несколько ниток мулине. Иглы различаются по размерам, в зависимости от номера канвы берут и соответствующий номер иголки.
Ножницы
Для того чтобы комфортно вам было работать необходимо организовать свое рабочее место
Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным.
Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди.
Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой.
Во время работы большое значение имеет правильная постановка рук вышивальщицы: левая рука держит пяльцы, а правая – выполняет вышивку.
5.Физминутка. (игровой элемент «найди пару»)
1. Канва - ткань
2. Мулине – нитки
3. Пяльцы – инструмент
4. Игла – инструмент
5. Вышивка – искусство
6.Практическая работа. Текущий инструктаж.
Учитель проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы, обращает внимание учащихся на инструкционную карту по выполнению шва «крест».
А теперь приступим к запяливанию ткани. Может кто-то из вас продемонстрирует?
Заправка изделия в пяльцы
Запяливание – заправка ткани в пяльцы.
А) Положить меньший обруч пялец на стол, накрыть его тканью.
Б) Прижать большим обручем ткань к меньшему.
В) Подтянуть винт.
Г) Натянуть ткань в направлениях нити основы и по утку.
2. Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок.
Вы знаете, что для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Какая длина нити должна быть(ответы учащихся)?
Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50-60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами.
Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити. ( учащиеся отмеряют длину нити и отделяют от пучка 2 нити )
Учитель объясняет способы закрепления нити и технологию выполнения шва крест.
Прежде чем начнем выполнять крест, нам необходимо закрепить нить.
Помните, что в вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки . Лучше оставить несколько сантиметров нитки свободными, а затем заправить концы в стежки с изнаночной стороны. ( учащиеся заправляют нить в иголку)
Технология выполнения шва крест.
У:Ребята, а может кто-то из вас уже умеет вышивать крестиком?
Давайте построим работу так, те кто имеет умеет уже вышивать крестом, пользуясь пособием самостоятельно выполняйте крестики.(Дифференциация)
А другая группа подойдет ко мне и я покажу вам как выполнить крестики .
У: Прежде чем приступить к практической работе, давайте вспомним о безопасных приемах работы с иглой и ножницами (ответы учащихся).
Одиночный крестик выполняют в два приема: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево.
Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы – в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка
Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз. Переход к следующему ряду, смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз
У:С какими трудностями вы столкнулись? Все ли получалось?
С каким видом вышивки вы познакомились?
6.Закрепление изученного материала.
Составить синквейн со словом «вышивка» (работа в группах)
Вышивка
Красивая, белорусская,(сюжетная, оригинальная)
Украшает, доставляет, оберегает
Вышивка — одно из самых распространённых и любимых занятий рукодельниц всех возрастов.
Искусство
6.Рефлексия. Подведение итогов.
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, все удавалось, получалось и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если успешно справились, прикрепите цветочки. (спрашиваю, что затрудняло выполнить крестик ).
Приложение
Основные правила вышивания крестом.
1. Вышивать нужно слева направо, делая на изнанке вертикальные переходы.
2. Покрывающие стежки проходят справа налево, они всегда имеют наклон в одну сторону.
3. При вышивке вертикальными рядами или по диагонали каждый крестик вышивают полностью.
4. При смене цвета в одном ряду можно пропускать не более трех стежков.
5. Вышивая, нельзя сильно стягивать стежки, превращая канву в сетку, верхние стежки нужно расправлять.
6. Закрепки должны быть аккуратными, обратная сторона тоже.
Лупы и лампы
Для хорошего освещения рабочего места вышивальщицы можно также приобрести напольную или настольную лампу. Существуют лампы, совмещенные с лупой. Лупы продаются также отдельно от лампы и могут крепиться зажимом на пяльцы, ставиться на пол или стол.
Девушка за вышиванием. Автор: Everdingen, Cesar Boetius
Прошли годы и люди научились прясть нити, ткать ткани, из металла делать иглы и это рукоделие начало приобретать ту форму, которую мы привыкли видеть. Свидетельства о первой вышивке по ткани были найдены в Китае. Они датируется 4-5 веком до нашей эры. Первой основой под вышивку была ткань из шерсти, а позже шелк.
Вышивальщица.
Вслед за Китаем в Древней Индии был выращен первый лен и соткана ткань, имеющая подходящую структуру под вышивку. Эта ткань начала использоваться повсеместно для шитья одежд.
В Древнем Египте по узорам и пышности вышивки определяли социальное положение человека. Самая богатая, разноцветная вышивка наносилась на одежду только царственных особ - фараонов. А у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.
Золотошвейка. Автор: Василий Тропинин.
Мадам Помпадур за вышиванием. Автор: Francois-Hubert Drouais.
Леди Шалот. Автор: John William Waterhouse
Вышивальщица. Автор: С.Н. Виноградов.
Крестьянская девушка за вышиванием. Автор: А. Г. Венецианов.
Портрет Е.П.Нестеровой за вышиванием. Автор: Нестеров М. В.
Вышивальщица. (1878). Автор: М. Зичи.
Сидящая леди со своим рукоделием. Автор: М. Мункачи.
Молодая девушка вышивает. (1890-1894). Автор: Чарльз Фредерик Ульрих.
Вышивальщица. (1904). Автор: Л.Альма-Тадема.
Портрет сестер Уолдгрейв. (1780). Автор: Reynolds, Sir Joshua.
За рукоделием. Автор: Ю.Я. Леман.
Рукоделие. Автор: И.Е.Калентьева.
Вышивальщица. Автор: Веласкес Диего де Сильва.
Урок вышивания. Автор: Hugues Merle.
Портрет мадам Крозат. (1741). Автор: Jacques-Andre-Joseph.
Маленькие вышивальщицы. Автор: А.Анкер.
Маленькая швачка. Автор: Robert Papp.
Юные швачки. Автор: Heinrich Hirt .
Рукодельницы. Автор: Wenzel Ulrik Tornoe.
Вышивающая женщина. (1750). Автор: Ф. Мерсьер.
Портниха. Автор: Адольф-Вильям Бугро.
Маленькая рукодельница. Автор: Natasha Milashevich
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100318/37995/