Тема урока: Вышивка крестом
Цели: создать условия для знакомства с историей возникновения вышивки крестом;
изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;
освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;
овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.
Оборудование: ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организация урока.
2. Изучение нового материала
а) Постановка целеполагания занятия:
- представление опыта работы школы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);
- драматизация интереса к работе вышивка крестом;
- знакомство с социальным опытом детей по овладению предлагаемой технологией;
- простраивание учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки крестом.
б) Сообщение познавательных сведений.
Исторический очерк.
Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.
В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру ( Приложение, слайд № 1,2,3,4,5 ).
Выбор материалов, инструментов, приспособлений.
Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.
В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.
О цвете.
Цвет имеет большое значение в осуществлении замысла художника. Цветом можно усилить или уменьшить звучание того или иного элемента узора. Не все цвета, расположенные рядом, выглядят красиво.
Гармония, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов, является очень важным элементом зрительного восприятия.
Цвет – это ощущение, возникающее в результате возникновения света на наш глаз. Тёплые цвета – красный, жёлтый. Холодные – все оттенки синего. (Приложение слайд № 6).
Швы вышивки:
Рис.1.- шов вперёд иголка;
Рис. 2.- шов козлик;
Рис. 3.- счетная гладь;
Рис. 4.-шов полукрест;
Рис. 5.- крест простой.
Текущий инструктаж.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков- в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
3. Практическая работа.
а). Выберите схему рисунка.
б). Заправьте ткань в пяльцы.
в). Подберите по цвету нитки для рисунка и приступайте к работе.
В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др.
4. Заключительная часть.
Вопросы для закрепления:
- Как давно существует искусство вышивки крестом на Руси?
- Какие орнаменты используют в вышивке крестом?
- Что можно украсить вышивкой крестом?
5. Рефлексия. Анализ и оценка работы.
На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки крестом. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки крестом ,приступили к выполнению творческой работы.
-С какой вышивкой вы познакомились?
- Как давно зародилась вышивка крестом?
- Где можно применять этот вид творчества?
- Какие виды швов вы узнали?
(Приложение, слайд № 7,8,9,10).