Вышивка крестом.

С историей вышивкой, инструментами и прспособлениями познакомит эта разработка урока.

Содержимое разработки

Тема урока: Вышивка крестом

Цели: создать условия для знакомства с историей возникновения вышивки крестом;

изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;

освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;

овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.

Оборудование: ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организация урока.

2. Изучение нового материала

а) Постановка целеполагания занятия:

- представление опыта работы школы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);

- драматизация интереса к работе вышивка крестом;

- знакомство с социальным опытом детей по овладению предлагаемой технологией;

- простраивание учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки крестом.

б) Сообщение познавательных сведений.

Исторический очерк.

Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру ( Приложение, слайд № 1,2,3,4,5 ).

Выбор материалов, инструментов, приспособлений.

Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.

О цвете.

Цвет имеет большое значение в осуществлении замысла художника. Цветом можно усилить или уменьшить звучание того или иного элемента узора. Не все цвета, расположенные рядом, выглядят красиво.

Гармония, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов, является очень важным элементом зрительного восприятия.

Цвет – это ощущение, возникающее в результате возникновения света на наш глаз. Тёплые цвета – красный, жёлтый. Холодные – все оттенки синего. (Приложение слайд № 6).

Швы вышивки:

Рис.1.- шов вперёд иголка;

Рис. 2.- шов козлик;

Рис. 3.- счетная гладь;

Рис. 4.-шов полукрест;

Рис. 5.- крест простой.

Текущий инструктаж.

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.

Организация рабочего места.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков- в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

3. Практическая работа.

а). Выберите схему рисунка.

б). Заправьте ткань в пяльцы.

в). Подберите по цвету нитки для рисунка и приступайте к работе.

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др.

4. Заключительная часть.

Вопросы для закрепления:

- Как давно существует искусство вышивки крестом на Руси?

- Какие орнаменты используют в вышивке крестом?

- Что можно украсить вышивкой крестом?

5. Рефлексия. Анализ и оценка работы.

На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки крестом. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки крестом ,приступили к выполнению творческой работы.

-С какой вышивкой вы познакомились?

- Как давно зародилась вышивка крестом?

- Где можно применять этот вид творчества?

- Какие виды швов вы узнали?

(Приложение, слайд № 7,8,9,10).



Сохранить у себя:
Вышивка крестом.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки