Выявление и работа с одаренными детьми

Представляю Вашему вниманию разработку по выявлению одаренных детей на уроках истории и обществознания, и дальнейшей работе с ними.

Содержимое разработки

Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, но очень важная и нужная. Ведь благодаря именно этой работе выявляются ребята, имеющие ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок более уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых.

Поэтому цель современной школы - выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости обучающихся. А целью своей работы в этом направлении в качестве учителя – предметника считаю организацию работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознания, а также создание эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

Для успешной работы я придерживаюсь определённой системы, первым этапом которой является выявление талантливых и одарённых детей. Обычно я использую различные формы урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Использую метод наблюдения за обучающимися. Для меня так же важно дальнейшее развитие творчества обучающихся, выбравших мои предметы в качестве профильных. Это поможет им осознанно подойти к выбору будущей профессии.

Поэтому, начиная работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. Поделюсь наиболее интересными приемами работы:

1.«Удивляй». Привожу факты из новой темы, интригующие ребят.

2.Театрализация (по каким-то вопросам темы)

3.Путешествие по карте. Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:

А) Творческие образные задания:

Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».

Б) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:

- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.

4.« Многоуровневый анализ картины»

В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.

Пример: Вопросы и задания к репродукции картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» », история, 7 класс.

Историко-логический анализ:

1.Разделите картину на мизансцены. Назовите их.

2.Опишите действия каждой.

3. Кто кому противостоит в картине? Как это изобразил художник?

Аксиологический анализ:

1.Какие идеи заложил художник в свою картину? В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают?

2.На чьей стороне автор картины? Где и как он изобразил себя на картине?

Критический анализ:

1.Может ли картина Сурикова быть историческим источником?

2.В чем субъективизм автора?

3.Как на самом деле проходил стрелецкий бунт и последующие за ним расправы?

4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 18 в.? Почему вы так думаете?

5. Игра «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. Вданной игре ребятам предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например, «Разночинцы- межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умсвенным трудом» = «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

На следующем этапе одарённые обучающиеся получают возможность в самореализации своих творческих способностей. Для этого использую индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На уроках истории, обществознания, права и экономики процесс идёт через различные формы работы с применением полученных знаний для выполнения заданий повышенной сложности: работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях; при помощи информационных технологий обучающиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.

1.Прием «Особое задание».

Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности. Пример:

Представьте, что вы находитесь в России на рубеже XVII-XVIII веков. Вы гвардеец Смоленского полка. Связным текстом опишите свой жизненный путь, учитывая, в том числе, приведенные ниже события. На ваше время пришлось царствование трех / четырех правителей (кто они?) Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске. Какие у вас взаимоотношения со стрельцами? Полк понес большие потери под Нарвой, но вы выжили. Как полк вел себя во время сражения? За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700—1740 гг. носили красные чулки – если вы знаете почему, напишите.

2. Прием «Энциклопедист»

Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.
3.Прием «Забывчивый учитель»

Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.

Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому для обучения выбираю технологии, позволяющие проводить процесс обучения на высоком уровне сложности: технология проблемно- развивающего обучения (проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемно-познавательное задание), технология развития критического мышления (кластеры, логические цепочки, работа с текстом и его маркировка), интерактивное обучение(дискуссии, диспуты, составление схем, таблиц, презентаций).

4.Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.

1.Вызов:

-мозговой штурм;

- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

3.Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.

Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно.

Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:

Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;

Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;

Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);

Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов).

Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

На уроках обществознания использую такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где обучающиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Разного рода творческие задания, различные формы вовлекают ребят в самостоятельную познавательную деятельность.

Дифферинциация используется мною и при выполнении домашнего задания.

Прием «три уровня домашнего задания».

Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе и др.

Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере.

Научно-исследовательская работа обучающихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у ребят является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.

В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в олимпиадах, конференциях и конкурсах разного уровня.

Особое значение уделяю участию одаренных детей в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:

• стимулирование интереса детей к истории, обществознанию и праву;

• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;

• расширение информационного пространства в области предметов обществоведческого цикла.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации. Постоянная и кропотливая работа не только с обучающимися, но и над собой приносит свои плоды, мои ребята являются призерами и победителями конференций, конкурсов и олимпиад разного уровня, успешно поступают и учатся в высших учебных заведениях не только нашей страны, но и за рубежом.


Сохранить у себя:
Выявление и работа с одаренными детьми

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки