Тема урока : «Вписанная окружность»
Тип урока : урок изучения нового материала
Цель урока:
- ввести понятие вписанная окружность
- рассмотреть доказательство теоремы о вписанной окружности
- закрепить новый материал на примере решения задач.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить усвоение обучающимися понятия вписанная окружность;
- сформировать умение применять теорему о вписанной окружности к решению задач;
развивающие:
- развить у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли при решении задач;
- учить обобщать и систематизировать материал, анализировать чертежи;
- устанавливать связь изучаемого материала с жизнью, развивать познавательный интерес;
воспитательные:
- сформировать мотивацию учебной деятельности;
- воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, аккуратность;
- сформировать значимое представление геометрии в жизни.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – знать определение и свойства вписанной окружности,
знать доказательство теоремы об окружности, вписанной в треугольник,
уметь применять полученные знания к решению задач;
метапредметные – уметь представлять конкретное содержание и сообщить его в письменной и устной форме, выделять и формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений;
личностные – формирование положительного отношения к учению, формирование навыков работы по алгоритму, формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Основные термины, понятия: окружность, касательная, вписанные и описанные фигуры, биссектриса, равноудаленная точка, перпендикуляр.
Оборудование ПК, проектор, электронная презентация, чертежные инструмент.
План урока
Этап урока
Время
Организационный момент
2 мин.
Актуализация знаний
5 мин.
Изучение нового материала
12 мин.
Закрепление
18 мин.
Подведение итогов
2 мин.
Домашнее задание
1 мин.
Ход урока
Этапы урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность ученика
время
1.
Организационный момент.
Слайд 1,2
Приветствие учеников, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, проверка отсутствующих.
Сообщаю тему и цель урока.
Приветствие.
2
2.
Актуализация
знаний
Слайд 3
Задача 1
АВ-касательные , В и С – т. касания,
ÐВАС=56о, ОС=4 см
Найти: ÐОАВ, ОВ.
Слайд 4
Задача 2
АВ,ВС,АС – касательные, ÐВОС=120о, ÐАВО=25о, ÐАОС=115о
Найти углы ∆АОВ
Для подготовки учащихся к восприятию нового материала предлагаю решить задачи по готовым чертежам
Решают задачи в тетради и по одному ученику у доски
- Ответ : ÐОАВ=56о:2= 28о
ОВ=ОС=4 см.
- Ответ: ,ÐАОВ= 360о-120о-115о=125о,ÐВАО=180о-25о-125о=30о.
5
3.
Изучение нового материала
Если все стороны многоугольника касаются окружности, то такая окружность называется вписанной в многоугольник. А многоугольника в этом случае называется описанным около окружности.
Слайд 5
Определение: окружность называется вписанной в многоугольник, если все стороны многоугольника касаются окружности.
Слайд 6.
Слайд 7
Замечания:
- в треугольник можно вписать только одну окружность
-не во всякий четырехугольник можно вписать окружность
- Как вы думаете, как называется окружность из задачи 2?
- Можно ли вписать окружность в многоугольник?
- Перед вами окружность, вписанная в многоугольник. Как располагается окружность относительно сторон многоугольника?
- Откройте учебник на странице 181 и запишите определение вписанной в многоугольник окружности.
- Как построить вписанную окружность в заданный треугольник?
Для этого необходимо знать теорему о вписанный в треугольник окружности и ее доказательство.
- Рассмотрим произвольный ∆ АВС. Проведем биссектрисы углов ∆. Они пересекутся в т.О. Проведем из т.О перпендикуляры ОК, ОМ и ОL. Т.к. т.О равноудалена от сторон ∆ АВС, то ОК=ОМ=ОL.Скажите, что из этого следует?
-Заметим , что ∆АКО=∆АМО. Почему?
- Правильно. Окружность проходит через т. К,L,М, а стороны треугольника касаются окружности в этих точках. Значит окружность с центром в т.О является вписанной в ∆ АВС. Теорема доказана.
- Теперь рассмотрим какими свойствами обладает окружность, вписанная в треугольник. Откройте учебник на стр.182 и 183. Запишите эти свойства в тетрадь.
- Вписанная окружность.
- Да.
-Стороны многоугольника являются касательными к окружности.
Записывают определение вписанной окружности в тетрадь
?
Записывают теорему и ее доказательство в тетрадь.
- ОК, ОМ и ОL являются радиусами окружности.
- ∆АКО и ∆АМО - прямоугольные, АО- общая сторона, ÐКАО=ÐМАО т.к. АО биссектриса.
Записывают свойства окружности, вписанной в треугольник.
12
4.
Закрепление
Слайд8
Слайд 9
Слайд 10
№690
Слайд 11
№691
- Закрепим полученные знания на примере решения задач
Самостоятельное решение задачи №691.
Оценивается решение задачи по критериям:
«5»- задача решена правильно, имеется чертеж, в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок, нет ошибок в математических расчетах.
«4» - задача решена правильно, но допущено 1-2 негрубые ошибки.
«3»- допущено1 грубая и 3-4 негрубые ошибки
«2» - допущено 2 и более грубых ошибок.
ученики решают задачи у доски.
-а, д
Решение
-Отрезки касательных к
окружности , проведенные из одной точки, равны. Поэтому АТ=АМ=5м, СМ=СН=3м, ВН=ВТ=6м. След-но РАВС=АМ+МС+СН+ВН+АТ+ВТ= 2*(АМ+СМ+ВТ) =28м.
Краткое решение: Т.к. АВ,ВС, АС- касательные, К,N,D- т. касания рис. 8.122, то АК=АD, СD=CN, BK=BN. Т.к. АВ=ВС, то СN=CD=3см, следовательно РАВС= 3*4+4*2=20 см.
18
5.
Подведение итогов
- Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Те кто работал на уроке получают соответствующие оценки.
Давайте подведем итог:
Что нового вы узнали сегодня на уроке
- мы узнали что такое вписанная окружность
- доказали теорему о вписанной окружности
- узнали свойства вписанной окружности
-можем применять все это к решению задач.
2
6.
Домашнее задание
П.74 стр. 181-183 учебника, выучить определение, доказательство и свойства; №689, 692