Внеурочная деятельность 6-классников по информатике ФГОС

Программа внеурочной деятельности

по информатике в 6 классе ФГОС

Факультативный курс «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ» Цветкова М.С., Богомолова О.Б. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Данная программа «Информатика и ИКТ. Начальный курс» предназначен для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5-6 классах.

Изучение факультативного курса «Мой инструмент компьютер. Безопасность в сети Интернет» направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
  • воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

  • усвоение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе в компьютерном классе;
  • знакомство с назначением и основными устройствами компьютера;
  • начальное знакомство с операционной системой, элементами графического интерфейса, стандартными программами;
  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • безопасное использование Интернета в образовательных и развивающих целях;
  • создание проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Общая характеристика факультативного курса

«Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

В данном курсе не ставится задача освоения всех используемых понятий информатики. Большая часть из них вводится пропедевтически и носит характер среды, в которой проходит деятельность учеников. Результатами изучения курса выступает создаваемая учениками образовательная продукция и соответствующий уровень их личностного приращения.

Особенностью предлагаемых заданий является их открытость. Задания ориентированы не столько на поиск готовых ответов и решений, сколько на творческое самовыражение учащихся по отношению к изучаемому понятию, устройству или действию. Например, детям предлагается придумать свои значки и пиктограммы, нарисовать образ информации.

Задания имеют личностный характер и адресованы ученику, его индивидуальным особенностям, жизнедеятельности, мировосприятию. Понятия информатики и соответствующие способы деятельности ученики усваивают в ходе собственного творчества.

Понятия информатики вводятся на двух уровнях восприятия:

1) персонажи пособия разъясняют ученикам смысл понятий с примерами и пояснениями;

2) в рамочках даны объяснения некоторых понятий информатики.

Их заучивание не является для учащихся обязательным.

В данном факультативном курсе ведущей и ключевой деятельностью выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении учебных заданий ребенок ощущает личную потребность именно в такой деятельности. Не логика науки, а интересы и жизнь школьника являются отправными точками его обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения факультативного курса «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационно-коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание медиасообщений, включающих текст, цифровые данные, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты

включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание факультативного курса «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

Основной целью изучения информатики в школе явля­ется формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продол­жения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в сред­нем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение осно­вами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с ал­горитмом и строить простейшие алгоритмы;

основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различ­ных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

основы коммуникационной компетентности.

В рамках данного учебного предмета наи­более активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с безопасным приемом и передачей информации.

Планируемые результаты изучения курса

Предполагается, что к концу изучения программы «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  • создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
  • поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
  • элементарное обоснование высказанного суждения;
  • выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изменения и создания простых информационных объектов на компьютере;

поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач; решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по информатике

«Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

6-е классы. 34 часа в год. 2018-2019 уч.г.

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки прохождения

по плану

корректировка

Информационные технологии и техника безопасности

1

01.09.18

Знакомство с текстовым процессором Word

1

08.09.18

Работа с фрагментами текста

1

15.09.18

Набираем и форматируем текст

1

22.09.18

Безопасный поиск информации в сети Интернет

1

29.09.18

Оформляем реферат

1

06.10.18

Оформляем реферат

1

13.10.18

Знакомство с электронной таблицей Excel

1

20.10.18

Считаем в Excel

1

27.10.18

Итого за 1 четверть 9 часов

Первые шаги в рисовании

1

10.11.18

Графический редактор Paint

1

17.11.18

Инструменты в графическом редакторе

1

24.11.18

Копирование рисунка

1

01.12.18

Меню: Палитра

1

08.12.18

Ввод текста в рисунке

1

15.12.18

Чертеж

1

22.12.18

Итого за 2 четверть 7 часов.

Создание проекта

1

12.01.19

Создание проекта

1

19.01.19

Создание проекта

1

26.01.19

Защита проекта

1

02.02.19

Защита проекта

1

09.02.19

Знакомство с PowerPoint

1

16.02.19

Создание и дизайн слайдов

1

02.03.19

Вставка фигур и рисунков

1

09.03.19

Настройка анимации

1

16.03.19

Работа в PowerPoint

1

23.03.19

Итого за 3 четверть 10 часов

Работа в PowerPoint

1

06.04.19

Создание проекта

1

13.04.19

Создание проекта

1

20.04.19

Защита проекта

1

27.04.19

Создание итогового проекта «Чему я научился»

1

04.05.19

Создание итогового проекта «Чему я научился»

1

11.05.19

Защита итогового проекта «Чему я научился»

1

18.05.19

Защита итогового проекта «Чему я научился»

1

25.05.19

Итого за 4 четверть 8 часов

Итого за год 34 часа

Учебно – методическое обеспечение

Класс

Внеурочная деятельность

Количество часов

Программа

6

Мой инструмент – компьютер.

Безопасность в сети Интернет

34

«ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.»

Содержимое разработки

Программа внеурочной деятельности

по информатике в 6 классе ФГОС

Факультативный курс «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»





Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Данная программа «Информатика и ИКТ. Начальный курс» предназначен для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5-6 классах.

Изучение факультативного курса «Мой инструмент компьютер. Безопасность в сети Интернет» направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

  • воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

  • усвоение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе в компьютерном классе;

  • знакомство с назначением и основными устройствами компьютера;

  • начальное знакомство с операционной системой, элементами графического интерфейса, стандартными программами;

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

  • создание проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

  • ознакомление со способами организации и поиска информации;

  • безопасное использование Интернета в образовательных и развивающих целях;

  • создание проектов, предполагающих поиск необходимой информации.



Общая характеристика факультативного курса

«Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

В данном курсе не ставится задача освоения всех используемых понятий информатики. Большая часть из них вводится пропедевтически и носит характер среды, в которой проходит деятельность учеников. Результатами изучения курса выступает создаваемая учениками образовательная продукция и соответствующий уровень их личностного приращения.

Особенностью предлагаемых заданий является их открытость. Задания ориентированы не столько на поиск готовых ответов и решений, сколько на творческое самовыражение учащихся по отношению к изучаемому понятию, устройству или действию. Например, детям предлагается придумать свои значки и пиктограммы, нарисовать образ информации.

Задания имеют личностный характер и адресованы ученику, его индивидуальным особенностям, жизнедеятельности, мировосприятию. Понятия информатики и соответствующие способы деятельности ученики усваивают в ходе собственного творчества.

Понятия информатики вводятся на двух уровнях восприятия:

1) персонажи пособия разъясняют ученикам смысл понятий с примерами и пояснениями;

2) в рамочках даны объяснения некоторых понятий информатики.

Их заучивание не является для учащихся обязательным.

В данном факультативном курсе ведущей и ключевой деятельностью выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении учебных заданий ребенок ощущает личную потребность именно в такой деятельности. Не логика науки, а интересы и жизнь школьника являются отправными точками его обучения.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения факультативного курса «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационно-коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание медиасообщений, включающих текст, цифровые данные, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты 

включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



Содержание факультативного курса «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

Основной целью изучения информатики в школе явля­ется формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продол­жения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в сред­нем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

• основы логической и алгоритмической компетентностив частности овладение осно­вами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с ал­горитмом и строить простейшие алгоритмы;

• основы информационной грамотностив частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различ­ных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

• основы ИКТ-квалификациив частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

• основы коммуникационной компетентности.

В рамках данного учебного предмета наи­более активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с безопасным приемом и передачей информации.

Планируемые результаты изучения курса

Предполагается, что к концу изучения программы «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

  • поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;

  • элементарное обоснование высказанного суждения;

  • выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изменения и создания простых информационных объектов на компьютере;

поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач; решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.





Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по информатике

«Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»

6-е классы. 34 часа в год. 2018-2019 уч.г.



Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки прохождения

по плану

корректировка

Информационные технологии и техника безопасности

1

01.09.18


Знакомство с текстовым процессором Word

1

08.09.18


Работа с фрагментами текста

1

15.09.18


Набираем и форматируем текст

1

22.09.18


Безопасный поиск информации в сети Интернет

1

29.09.18


Оформляем реферат

1

06.10.18


Оформляем реферат

1

13.10.18


Знакомство с электронной таблицей Excel

1

20.10.18


Считаем в Excel

1

27.10.18


Итого за 1 четверть 9 часов

Первые шаги в рисовании

1

10.11.18


Графический редактор Paint

1

17.11.18


Инструменты в графическом редакторе

1

24.11.18


Копирование рисунка

1

01.12.18


Меню: Палитра

1

08.12.18


Ввод текста в рисунке

1

15.12.18


Чертеж

1

22.12.18


Итого за 2 четверть 7 часов.

Создание проекта

1

12.01.19


Создание проекта

1

19.01.19


Создание проекта

1

26.01.19


Защита проекта

1

02.02.19


Защита проекта

1

09.02.19


Знакомство с PowerPoint

1

16.02.19


Создание и дизайн слайдов

1

02.03.19


Вставка фигур и рисунков

1

09.03.19


Настройка анимации

1

16.03.19


Работа в PowerPoint

1

23.03.19


Итого за 3 четверть 10 часов

Работа в PowerPoint

1

06.04.19


Создание проекта

1

13.04.19


Создание проекта

1

20.04.19


Защита проекта

1

27.04.19


Создание итогового проекта «Чему я научился»

1

04.05.19


Создание итогового проекта «Чему я научился»

1

11.05.19


Защита итогового проекта «Чему я научился»

1

18.05.19


Защита итогового проекта «Чему я научился»

1

25.05.19


Итого за 4 четверть 8 часов

Итого за год 34 часа





Учебно – методическое обеспечение

Класс

Внеурочная деятельность

Количество часов

Программа

6

Мой инструмент – компьютер.

Безопасность в сети Интернет

34

«ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.»



Сохранить у себя:
Внеурочная деятельность 6-классников по информатике ФГОС

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки