Программа внеурочной деятельности
по информатике в 6 классе ФГОС
Факультативный курс «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Данная программа «Информатика и ИКТ. Начальный курс» предназначен для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5-6 классах.
Изучение факультативного курса «Мой инструмент компьютер. Безопасность в сети Интернет» направлено на достижение следующих целей:
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
усвоение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе в компьютерном классе;
знакомство с назначением и основными устройствами компьютера;
начальное знакомство с операционной системой, элементами графического интерфейса, стандартными программами;
начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
безопасное использование Интернета в образовательных и развивающих целях;
создание проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Общая характеристика факультативного курса
«Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»
В данном курсе не ставится задача освоения всех используемых понятий информатики. Большая часть из них вводится пропедевтически и носит характер среды, в которой проходит деятельность учеников. Результатами изучения курса выступает создаваемая учениками образовательная продукция и соответствующий уровень их личностного приращения.
Особенностью предлагаемых заданий является их открытость. Задания ориентированы не столько на поиск готовых ответов и решений, сколько на творческое самовыражение учащихся по отношению к изучаемому понятию, устройству или действию. Например, детям предлагается придумать свои значки и пиктограммы, нарисовать образ информации.
Задания имеют личностный характер и адресованы ученику, его индивидуальным особенностям, жизнедеятельности, мировосприятию. Понятия информатики и соответствующие способы деятельности ученики усваивают в ходе собственного творчества.
Понятия информатики вводятся на двух уровнях восприятия:
1) персонажи пособия разъясняют ученикам смысл понятий с примерами и пояснениями;
2) в рамочках даны объяснения некоторых понятий информатики.
Их заучивание не является для учащихся обязательным.
В данном факультативном курсе ведущей и ключевой деятельностью выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении учебных заданий ребенок ощущает личную потребность именно в такой деятельности. Не логика науки, а интересы и жизнь школьника являются отправными точками его обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения факультативного курса «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационно-коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание медиасообщений, включающих текст, цифровые данные, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Предметные результаты
включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание факультативного курса «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»
Основной целью изучения информатики в школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
• основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
• основы коммуникационной компетентности.
В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с безопасным приемом и передачей информации.
Планируемые результаты изучения курса
Предполагается, что к концу изучения программы «Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
элементарное обоснование высказанного суждения;
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изменения и создания простых информационных объектов на компьютере;
поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач; решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по информатике
«Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет»
6-е классы. 34 часа в год. 2018-2019 уч.г.
Номер занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки прохождения | ||
по плану | корректировка | ||||
| Информационные технологии и техника безопасности | 1 | 01.09.18 |
| |
| Знакомство с текстовым процессором Word | 1 | 08.09.18 |
| |
| Работа с фрагментами текста | 1 | 15.09.18 |
| |
| Набираем и форматируем текст | 1 | 22.09.18 |
| |
| Безопасный поиск информации в сети Интернет | 1 | 29.09.18 |
| |
| Оформляем реферат | 1 | 06.10.18 |
| |
| Оформляем реферат | 1 | 13.10.18 |
| |
| Знакомство с электронной таблицей Excel | 1 | 20.10.18 |
| |
| Считаем в Excel | 1 | 27.10.18 |
| |
Итого за 1 четверть 9 часов | |||||
| Первые шаги в рисовании | 1 | 10.11.18 |
| |
| Графический редактор Paint | 1 | 17.11.18 |
| |
| Инструменты в графическом редакторе | 1 | 24.11.18 |
| |
| Копирование рисунка | 1 | 01.12.18 |
| |
| Меню: Палитра | 1 | 08.12.18 |
| |
| Ввод текста в рисунке | 1 | 15.12.18 |
| |
| Чертеж | 1 | 22.12.18 |
| |
Итого за 2 четверть 7 часов. | |||||
| Создание проекта | 1 | 12.01.19 |
| |
| Создание проекта | 1 | 19.01.19 |
| |
| Создание проекта | 1 | 26.01.19 |
| |
| Защита проекта | 1 | 02.02.19 |
| |
| Защита проекта | 1 | 09.02.19 |
| |
| Знакомство с PowerPoint | 1 | 16.02.19 |
| |
| Создание и дизайн слайдов | 1 | 02.03.19 |
| |
| Вставка фигур и рисунков | 1 | 09.03.19 |
| |
| Настройка анимации | 1 | 16.03.19 |
| |
| Работа в PowerPoint | 1 | 23.03.19 |
| |
Итого за 3 четверть 10 часов | |||||
| Работа в PowerPoint | 1 | 06.04.19 |
| |
| Создание проекта | 1 | 13.04.19 |
| |
| Создание проекта | 1 | 20.04.19 |
| |
| Защита проекта | 1 | 27.04.19 |
| |
| Создание итогового проекта «Чему я научился» | 1 | 04.05.19 |
| |
| Создание итогового проекта «Чему я научился» | 1 | 11.05.19 |
| |
| Защита итогового проекта «Чему я научился» | 1 | 18.05.19 |
| |
| Защита итогового проекта «Чему я научился» | 1 | 25.05.19 |
| |
Итого за 4 четверть 8 часов | |||||
Итого за год 34 часа |
Учебно – методическое обеспечение
Класс | Внеурочная деятельность | Количество часов | Программа |
6 | Мой инструмент – компьютер. Безопасность в сети Интернет | 34 | «ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.» |