Внеклассное занятие "Русская печка. Добро и тепло"

Начальная школа.

Внеклассное занятие "Русская печка. Добро и тепло"

Содержимое разработки



Праздник русской печки

Тема: «Русская печка – добро и тепло»

Цели:

-  знакомство учащихся с народными традициями и обрядами, с устройством русской избы, бытом крестьян;

-приобщить учеников к истокам культуры русского народа, быта, обычаям и традициям;

-привить интерес к народному творчеству, его красоте и гармонии, воспитать чувство прекрасного;

-познакомить учащихся с особенностями питания славян.

-расширять кругозор и словарный запас учащихся.

-воспитание любви к Родине, её историческому прошлому.

Оборудование: макет печки, декорация – убранство деревенской избы, атрибуты крестьянского быта (или их изображения) ; корзина с вязанием, карточки со словами, шали, угощения, костюмы участников, музыкальная фонозапись, презентация.

Ход праздника:

ФОНОЗАПИСЬ:

-Про Емелю дурака 1СЛ.
Всяк слыхал наверняка – 
Выловил детина щуку
Да проведал про науку,
Как желанья исполнять,
Да судьбой повелевать.
Жил Емеля без затей
Без жены и без детей.
Днями, лежа на печи,
Ел он с маком калачи.

Выезжает Емеля на печи. (Муз. фон –балалайка)

- Тише, тише, ребятишки,

Любим все мы старину.

Не пропустят шалунишек

В ту волшебную страну.

Чудеса не любят шума.

Тихо сядем на пенёк.

Сказка чтоб не испугалась

Свои губки на замок! 2сл.





- Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны! 



Вступительное слово учителя:

- Дорогие гости! Сегодня речь у нас пойдет о русской старине, о том, как жили – не тужили наши предки.

Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.


Ученик.

- Часто за событиями и за сутолокой дней…

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Девочка.

- Есть в природе русского народа

Вечные, особые черты.

Не берут их годы и невзгоды,

Ни капризы, ветреные моды –

От души они, от доброты.

Мальчик.

- Гость, войди!

Традиций не нарушим,

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье,

Хлебосольство и открытый дом.


Ведущий:

-Сегодня у нас в гостях… А впрочем, отгадайте загадку:

- Наша толстая Федора наедается не скоро,

А зато когда сыта – от Федоры теплота.

Дети (хором). - Печка! 3 СЛ.


-Русскую печь всегда уважали,
Родной матерью называли.
Печь в избе – хозяйка главная!
Теплая, чистая, славная.



Уж ее и белили, и мыли,
В ней хлеб пекли,
Щи да кашу варили.

- Рады видеть вас у печки,

Без нее и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней, как весной!



- В доме каждому нужна 4СЛ.

Печки добрая спина!

С русской печкой нам не грустно,

А тепло всегда и вкусно!


-Даже мылись в печи,
Чтобы хворь-болезнь излечить.
На печи спали,
Стариков согревали.
Если гость промок, устал,
Тоже на печь попадал.

Ведущий:

- Чтобы выразить хозяйское радушие и щедрость, говорили так:

«Все, что есть в печи, - все на стол мечи! »

Дети исполняют песню «К нам гости пришли».

Текст песни: 5СЛ.


К нам гости пришли, 
Дорогие пришли.
 
Мы не зря кисель варили,
 
Пироги пекли. (2 раза)
 

А сейчас втроём
 
Мы для вас споем.
 
Вы хлопайте в ладоши,
 
Мы плясать пойдем.
 

Ты топни ногой,
 
Да притопни другой.
 
Я волчком крутиться стану,
 
А ты так постой.
 

Наш второй класс
 
Дружбой славится.
 
Приходите, гости, чаще,
 
Если нравится!





Ведущий:

- По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощают

хлебом-солью.

А главный хлеб на Руси – каравай. 6СЛ.


-Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие!  (Угощаю хлебом с солью).





- Ребята, как вы думаете, из чего на Руси каравайщицы пекли каравай?

-Это вы узнаете, разгадав загадки.

- Я положила то, что в воде родится, а воды боится. (Соль.)

- Не солено, не варено, а едят. (Молоко.)

- В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)

- Бел, как снег, а в чести у всех. (Сахар.)

- А что я не назвала? (Муку.)


Ведущий: 

-Видел кто-нибудь настоящую печку? 7сл.

-Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме.

-Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя.

- Про неё в народе говорили: 

 «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».


Емеля:

-Как появилась печь?

Об этом расскажут ребята. 8СЛ.

Ученик: - Очаг - был для первобытного человека первой печью. Именно вокруг очага люди стали устраивать крышу, возводить стены, а потом и двери – словом строить дом. А когда в доме появилась первая утварь, очаг перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с оконцами и дверцей.

Так получилась печь.

Ученик: - Первые печи сооружали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни трубы, дым шел прямо внутрь дома. Лишь, к началу нашей эры появились печи с дымовыми трубами. 9СЛ.





Ведущий: - Но не каждый человек мог сложить русскую печь, поскольку она не так проста, как кажется на первый взгляд. У каждого печника были свои секреты и передавались они из поколения в поколение.


Ученик: 10СЛ.

-«Мой прадедушка был печником». Он выкладывал русские печи. Много было секретов, как печь добрую сложить. Часто начинали работу на новолуние. Опытные люди говорили, что в этом случае печь будет долго удерживать тепло во всех своих частях. Новую печь первый раз топили в присутствии мастера житной соломой, вложив в нее несколько прутиков освященной вербы. Очаг оживал и обретал душу.



Со всех окрестных деревень шли к печнику люди. Ремесло это ценилось. Печника не знали где посадить, как угостить, к нему ходили на поклон люди за полтора десятка верст.

Ведущий: - Русская печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. 11СЛ.

Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачи для малых детушек.

- Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом, будь то щи, похлебка, солянка или каша.

- А какие вкусные получались пироги да блины!

Песня «Блины» 12СЛ.


Ведущий: - Всё о русской печке знают наши бабушки!

(В горницу входит старушка Егоровна, в руках корзина с вязаньем.)

-- Здравствуй, Егоровна!

Егоровна: - Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Посуда должна иметь большую боковую поверхность, потому что посуда в русской печи нагревается больше с боков. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать ухватом.

Ведущий:

- Егоровна, что интересного припасла для нас?


Егоровна:

- Я зимою в горнице посиживаю у печки,

А весною на завалинке сижу,


На народ всегда гляжу,

Все запоминаю,

В корзинку собираю.

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

- Я буду читать вам слова из словарика, составленного нами, а вы – объяснять их значение.

Достает из корзинки карточки, на которых записаны слова: ухват, чугун, горшок, кочерга, заслонка, печурка, труба, поддувало.

(Дети отвечают)


Ухват -длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны. 13СЛ.




Кочерга - Железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.


Заслонка - Приспособление, закрывающее топку печи. 14СЛ.


Отверстие, пропускающее воздух к месту горения.

Поддувало `


Печурка - Углубление в наружной стене печи, куда кладут разные вещи для просушки. 15СЛ.


Горшок - Округлый сосуд из обожженной глины для приготовления пищи, хранения жидких и сыпучих продуктов.  16СЛ.


Чугунок - Горшок, сосуд из металла. 17СЛ.

Егоровна:

- Ай да молодцы! Ребята!

-Есть много поверий и примет о русской печке.



1.-Считалось, если на отстроенной в первые дни натопленной печи полежит собака, или погреется захожий человек, то до конца службы печка будет служить исправно.

 -Ребята, а кто из вас знает, как появилось высказывание “танцевать от печки”?

2. – Считалось, что танцами у огня забавлялись не только люди, но и обитатели небес. Люди верили, что на ней танцуют Святые Василий и Меланья и старались не спать на печи в новогоднюю ночь.

-А вы, какие приметы знаете? (дети)





УЧ. 3. - Бабушка всегда зажигала огонь с молитвой, чтобы не прогневать пламя. Если огонь разгорался плохо, это означало, что домовой за что-то рассердился на хозяев. По цвету и поведению печного огня, бабушка определяла погоду и разные события: красное пламя и дым столбом- предсказывали морозную погоду, а дрова, которые дымили долго не разгораясь, и дым – предвещали оттепель и снег.

 УЧ . 4.- Если в печи сбегало молоко, то это место посыпали солью, чтобы у коровы не потрескалось вымя.

- Искра, выскочившая из печи, или уголек, который упал на пол, означали, что гости уже около порога.


Ведущий: - А теперь присядь Егоровна, послушай ребят.


Голос домового   из-за   печки (ворчливо).

-Сама-то печка доб­рая, всем найдет кусок пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами все съесть, мне ничего не оставить.



Василиса.- Кто это из-за печки разговаривает?

Голос.- Это я, запечный житель.

Василиса. - Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

Голос.- Зовут меня — известно как. Зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Василиса. - Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Гово­рят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это, а?

Голос (обиженно). - Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу!

Василиса.- Обижаться не надо. Мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Правда, ребята? Тогда давайте дружно позовём его все вместе:

- Домовой, Домовой, 18 СЛ.

Приходи к нам домой!

Повторяем все дружно!

Домовой, Домовой,

Приходи к нам домой!

Появляется Домовой. 

Домовой: (неуверенно) --Здра-сте, это вы меня звали?


Василиса. - Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Наверное, каждый из нас впервые в жизни видит настоящего живого Домового. Проходи, Домовой, са­дись к печке — здесь тебе будет уютнее.

Домовой. - Спасибо. Добрая ты, видать, хозяюшка. А как тебя зовут?

Василиса. - Я — Василиса Премудрая, героиня многих русских народных сказок.

Я — премудрая девица,

На все руки мастерица,

Все я знаю!

Там и тут — Василисою зовут.

Много ль знаете вы, дети?

На загадки мне ответьте:

Кто из вас их отгадает,

Как и я — премудрым станет. (загадывает загадки)

1. Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. - Что это такое?

2. Новая посудина, а вся в дырках. (Корзина.)  19СЛ.

3. Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг.)

4. Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет, ни заря пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

Домовой. - И, правда  - Премудрая. И меня в гости при­гласила, и всех ребят научила, как это сделать. И сама какая красавица. (Торжественно.) Василиса Премудрая — ты хо­зяюшка чудная!

Василиса. - Спасибо, спасибо. Да ты, видать, стихи пи­сать умеешь?

Домовой. - Да, умею.

Василиса .- Вот будет славно, если ты нам прочитаешь твои стихи.

Домовой. - Ну, так и быть — слушайте.

Дед хозяйственный такой —

Старый добрый Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,                 

Рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады — Охраняю от беды.


Домовой.- Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть Домовой. Я за печкой ухаживаю, сковород­ки серебрю, да ночью, когда все спят, сладкие сны навеваю.



Василиса. - А я слышала, что Домовые проказники..! Ос­тавит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется — все съедено.



Говорят — Домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят — Домовой утащил. Прав­да это?

Домовой. - Да не проказники мы, а помощники! По­ищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет — вспомнит, что сам ее, когда разозлился, вчера вечером в угол бросил. Вот и запомнит — у каждой вещи в доме свое место должно быть. Чтобы ничего не терять и наутро головы не ломать. А насчет того, что мы лакомки, это правда — любим за хозяевами сковородки подчищать. Только от этого нас оту­чить легко — надо изредка оставлять нам возле печки блю­дечко с водой и крупой. Поест Домовой, что ему оставили, тогда и хозяйкина еда целее будет.

Василиса. - Зато, говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.

Домовой.- Это верно. Что посуда, что веники, что ска­терти всякие — никто лучше нас в этом не разбирается.

Ведущий:- Домовой, а как ты думаешь: хорошо ли зна­ют домашнее хозяйство наши  ребята?

Домовой. - А вот мы сейчас это проверим.

Дети читают стихи.

- Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень. 



- У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

- Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.

-Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

- Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

Василиса - Молод­цы, ребята, хорошо знаете домашнее хозяйство, не хуже До­мового. Правда, Домовой?

Домовой. - Что, правда, то, правда. Молодцы! Но похва­лите и меня!

Василиса. - И тебя похвалим — уж больно твои загадки всем понравились, правда, ребята? И веселые они, и смеш­ные, и умные были.



Голос кота из-за печки (обиженно и растянуто) .- Бы-ы-ли, бы-ли, а про меня-то забыли.

Василиса (удивленно). - Кто это опять к нам в гости пришел? Домовой, может быть, ты знаешь?

Домовой. - Конечно, знаю, это мой ближайший сосед. Он тоже печку любит, спать на печке — его самое любимое занятие. Про него даже поговорка есть. Почему он гладок — поел и набок.

Ведущий. - Я думаю, ребята уже догадались, о ком идет речь. Это самое популярное домашнее животное. Любит теп­ло, молочко. А когда в доме печку ставят, для него специаль­ный уголок в печке выкладывают.

Называется он «печур­ка». А живет в этой печурке кто? Выходит  кот Мурлыка.

Кот. - Кто, кто - кот Мурлыка. Слышу, больно разговор у вас приятный идет — о печке, о тепле, о домашнем уюте. А кто больше нас, котов, любит тепло да ласку. Погладили котика — он замур­лыкал, дали ему молочка — снова песенку запел. Но, как говорится, для доброго обеда нужна и добрая беседа.

Василиса. - Кот Мурлыка, расскажи сказку.

Кот (ворчливо) - Вот еще. Приходил дед Овес, он и сказ­ки унес.

Домовой. - Правда, Кот, расскажи.

Кот. - Вот вам сказка про гуся — вот она и вся.

Василиса.- Наверное, он тоже хочет, чтобы мы вместе с ребятами его попросили?

Кот. - Не надо меня просить. Я сам знаю, когда мне сказки сказывать.

В речке щука да елец, вот и сказочке конец.


Василиса. - Какой же конец, когда в твоей сказке еще и начала не было.



Кот. - Начало? Пожалуйста. Жил был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочала, начинай сказку с начала.

Домовой - Ой, кот, как ты всех нас запутал. Я уж и не пойму — где в твоих присказках начало, где ко­нец. Расскажи-ка сказку настоящую, смешную да длинную.







Кот. - Ладно уж, так и быть — усаживайтесь поудобнее да слушайте. Я расскажу вам старинную сказку про то, как жад­ный помещик работницу нанимал.

Кот Мурлыка ложится на лавку.

(инсценировка сказки)

Кот:- Вот как-то раз пришла к ПОМЕЩИКУ наниматься на работу девушка. Поклонилась она ему в пояс  и спрашивает:

Д.: - Скажи, батюшка, не нужна ль тебе работница?

П: - Нужна, нужна. Правда, работы у меня мало будет. Все только будешь спать и отдыхать.

Кот: - Спрашивает девушка.

Д: - Спать да отдыхать?  А я слы­шала, что прежнюю работницу ты так замучил, что она от тебя сбежала.

П: - Да мало ли что люди болтают. Говорю — работы  мало, стало быть, так оно и есть.


Д: - Ну, а сколь мало – расскажи!

Кот: - И стал помещик рассказывать.

П: -Ну,  вот слушай. Утром встанешь, как подобает по све­ту. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на луг вы­пустишь, в хлеву приберешь — и спи-отдыхай! Завтрак-утренник состряпаешь, самовар согреешь, семью мою завтраком накормишь — и спи-отдыхай! Потом с утра в поле работаешь, в огороде пополешь, коли зима — за дровами и а сеном съездишь — спи и отдыхай! Обед сваришь, пирогов напечешь, мы все обедать сядем, а ты — спи-отдыхай! После обеда посуду вымоешь, избу приберешь — и спи-отдыхай.

Коли время летнее, так в лес по ягоды и по грибы сходишь, а коли по делам надо будет в город сбегать — сбегаешь, тут близко, и восьми километров не будет, а потом — спи-отды­хай!

Из городу прибежишь, самовар поставишь, мы чай ся­дем пить, а ты — спи-отдыхай! Вечером коров встретишь, подоишь, корму им дашь — и спи-отдыхай! Ужин сваришь, мы его съедим, а ты — спи-отдыхай! Воды принесешь, дров к завтраку наколешь — и спи-отдыхай! Мы спать ляжем. А ты, весь день проспишь-проотдыхаешь, ночью-то поработаешь — попрядешь, поткешь, поешь — и спи-отдыхай! Ну, под утро белье постираешь, какое порвалось — зашьешь — и спи-от­дыхай! Да ведь работать ты будешь не даром. Я тебе деньги большие платить стану. Каждый год — по рублю. Сама поду­май: сто годов — сто рублёв!

-Богатейкой станешь!

Кот: Вот и сказочки – конец, а кто слушал – молодец!





 Ведущий: - Ой, какой жадный помещик! Как вы думаете, ребята, удалось ему нанять работницу? Конечно, нет, видно, девушка от него тут же сбежала. Он хотел, чтобы бедная девушка день и ночь задаром на него спину гнула.

Василиса. - Хорошую сказку рассказал нам кот Мурлы­ка, спасибо! (гладит)

Кот. - Я доволен, доволен! МУР, МУР! (Мурлычет.)

-Кот Мурлыка — толстый, ладный,

Щедрый и совсем не жадный.

Мышку вам могу словить,

Молочком всех угостить.

Я люблю в окно смотреть,

Около печи сидеть.

Позовете — кис-кис-кис,

Сказку расскажу «на бис».

Василиса.

-Сказки – байки слушали?

Вот теперь бы в самый раз

Нам, друзья, пуститься в пляс!


Частушки о русской печке.


1. Эх, топни нога,

Топни, правенькая

Я пойду плясать,

Хоть и маленькая!


2. Истоплю я жарко печь,

Испеку блиночков,

На вечёрку позову

Милого дружочка.


3.Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю-

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.


4. До чего ж я хороша,

До чего ж пригожа,

Ведь фигурою своей

Я на печь похожа.

5. Мне не надо винегрет,

Не хочу я лечо,

Мне подайте на обед

Щи из русской печи!


6 Лежит Прошка на печи

Колупает кирпичи,

Ты вставай-ка, Прошка,

попляши немножко.


7. Печки нашей краше нету,

печка жарит и дымит.

С печкой лучше всех на свете,

каждый русский говорит.



8. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась ,

Надо пляской помогать!








Ведущий:

- Во многих русских сказках, былинах, баснях упоминается печка. Ребята вспомните эти произведения и назовите их. МУЛЬТИКИ.

(отрывки из русских сказок, дети называют их)

Егоровна:

- Ай да молодцы! А без чего, ребятушки, не обходится ни один праздник на Руси?

Дети (хором) - Без русского хоровода. (Хоровод с шалями. )

Ведущий. - А сколько пословиц и поговорок про печку? 20СЛ.

(Дети говорят по очереди пословицы и поговорки)

1 На печи не храбрись, а в поле не трусь.

2 Пеки, пока печь горяча.

3 Хлебом не корми, только с печи не гони.

4 На печи заседать – хлеба не видать.




Домовой: - Как быстро время возле печки пролетело.

Потому что беседа приятная и компания хорошая!


Ведущий:


Из далёкой старины все эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь и рассмотришь,

То поймёшь, для чего они нужны,

Чем полезны и важны, человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

А теперь они в музее, чтобы мы на них смотрели

И гордились стариной, так как я и мы с тобой.

- Нам кажется, что возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта – мы встретимся еще не раз.


- Всем спасибо за вниманье,

За игру, за звонкий смех.

- Говорим мы: «До свидания! 21сл.

Снова в гости ждем вас всех! ».





СПАСОБО!


19


Сохранить у себя:
Внеклассное занятие "Русская печка. Добро и тепло"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки