Внеклассное мероприятие "Великие люди России"

В ходе цикла мероприятий "Великие люди России", исследуя жизнь и творчество П. И. Чайковского, И. И. Шишкина и П. П. Бажова, дети создадут проект "Газета "Культура"

Содержимое разработки

МБОУ КР ОО «Кривчиковская СОШ»







Цикл открытых

внеклассных мероприятий

для учащихся начальных классов



«Великие люди

России»



провела

учитель начальных классов

Сыромятникова Е. И.





с. Кривчиково

Тема: «Великие люди России»

Цель: расширить знания детей о выдающихся людях нашей страны.

Задачи:

познакомить детей с жизнью и творчеством П. И. Чайковского,

И. И. Шишкина, П. П. Бажова;

развивать познавательный интерес, исследовательские и творческие способности учащихся;

воспитывать у детей чувство любви к Родине, к родной природе, культуре своей страны через произведения музыки, живописи, литературы;

прививать эстетический вкус, любовь к чтению.

Оборудование:

компьютер, мультимедиапроектор, экран,

презентации по теме, выставка книг,

аудиозаписи произведений П. И. Чайковского, запись мультфильма

материалы для оформления газеты «Культура»,

карточки с заданиями для проведения викторин, игр



Предварительная подготовка: коллективная исследовательская работа (поиск в разных источниках и отбор информации о Чайковском П. И., Шишкине И. И., Бажове П. П.; знакомство с их произведениями).

Последействие: использование подобранных к мероприятию материалов для оформления проекта «Великие люди России».





Ход мероприятия

- Я приветствую всех собравшихся на нашем мероприятии, посвящённом известным людям России. Сегодня мы больше узнаем о композиторе, художнике и писателе. (Портреты этих людей на доске закрыты). Из собранных материалов оформим на доске газету «Культура».

- Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.

Сухомлинский сказал: «Музыка открывает людям глаза на красоту»

- Послушаем музыку, написанную великим композитором.

(Дети слушают «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского

- Кто узнал прослушанное произведение?

- Кто написал музыку к этому балету?

(Учитель открывает портрет П. И. Чайковского в газете)

- Кто изображён на портрете?

- Сегодня мы поговорим о П. И. Чайковском.

- Чайковский говорил, что восторг от созерцания природы выше, чем от искусства. Он очень любил родную природу и посвятил ей много произведений.

- Итак, мы говорим сегодня о Чайковском. Страничка нашей газеты посвящена ему и называется «П. И. Чайковский – композитор всех времён и народов»

(Учитель вывешивает на доску название мероприятия)

- Эпиграфом сегодня будут слова тоже великого русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом её бессмертие»

(Учитель помещает эпиграф в газету)

- Вы провели большую исследовательскую работу: читали об этом композиторе, слушали его произведения, готовили сообщение о жизни и творчестве Чайковского. Кто нам расскажет о Чайковском?

(Сообщение детей о П. И. Чайковском)

- Мы продолжаем оформлять газету.

(Учитель вывешивает на доску приготовленные материалы о Чайковском: сообщение, список написанных им произведений)

- Я хочу вас познакомить с детским сборником Чайковского. Это цикл фортепианных пьес «Времена года». Он написан Чайковским за один год, является любимым произведением музыкантов и слушателей всего мира. Пьесы близки и дороги нам, потому что мы в них ощущаем горячую любовь композитора к родной земле, родной природе, к людям.

«Времена года» - это своеобразный музыкальны дневник Чайковского, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как вспоминал его брат Модест Ильич Чайковский: «Пётр Ильич, как редко кто, любил жизнь… Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовь к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни 19 века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

12 пьес Чайковского – 12 картинок из русской жизни получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов.

- Мы послушаем из сборника «Времена года» пьесу «Апрель. Подснежник»

-Эпиграфом к этой пьесе является отрывок из стихотворения Майкова А. Н.

«Голубенький чистый подснежник цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние слёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином…»

(Звучит запись пьесы)

- Подснежник – так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мёртвой безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся в начале весны. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлётом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубине души, чувство надежды на будущее и затаённого ожидания. В пьесе 3 раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.

- Сборник «Времена года» состоит из 12 пьес, связанных с месяцами года». В них Чайковский даёт характерные образы на каждый месяц, например: март – «Песня жаворонка», август – «Жатва», ноябрь – «На тройке» и др.

- Вы рисовали ваши оклики на услышанные пьесы. Продолжаем оформлять газету.

(Учитель помещает в газету список пьес сборника «Времена года», детские рисунки)

- Посмотрим презентацию «П. И. Чайковский»

(Идёт показ презентации: портрет, биография, творчество композитора)

- Из презентации вы ещё больше узнали о жизни и творчестве композитора.

- Мне хотелось бы вас познакомить с ещё одним сборником Чайковского для детей «Детским альбомом». Музыкальные пьесы доступны по объёму и по содержанию для восприятия даже маленьких детей.

«Сборник лёгких пьес для детей» является особым наследием Чайковского. «Детский альбом» очень популярное сочинение в детской русской фортепианной литературе.

П. И. Чайковский задумал писать сборник миниатюрных пьес для детей ещё за границей в феврале. А в мае этого же 1878 года «Детский альбом» был написан. Свой цикл композитор посвятил племяннику Володе (сыну своей сестры Александры Ильиничны), которому было тогда 6,5 лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражён детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Пётр Ильич любил детей, часами был готов с ними возиться, наслаждаясь их болтовнёй, и испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребёнку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались и Петру Ильичу, видя в нём нежного и заботливого друга.

- Давайте послушаем одну из фортепианных пьес «Новая кукла» (Девочке подарили новую куклу. Она начинает кружиться в быстром танце с новой подружкой).

(Звучит запись пьесы)

- «Детский альбом» - ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Петра Ильича почти все русские композиторы – авторы детских пьес. Например: Гречанинов, Кабалевский.

- В сборнике «Детский альбом» 24 пьесы, связанные единой тематикой.В нём представлен пёстрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Часть из пьес - танцевального характера (вальс, полька, мазурка, камаринская), часть – изобразительного характера, связанных с природой (Жаворонок), или детскими играми «Болезнь куклы», «Игра в лошадки»). Есть в альбоме и сказочные образы («Нянина сказка», «Баба-яга»)

- Вы рисовали свои впечатления на прослушанные вами пьесы из «Детского альбома».

(Учитель помещает в газету список пьес из «Детского альбома», детские рисунки)

- Подведём итог нашей работы о жизни и творчестве Чайковского. Посмотрим результаты исследовательской работы.

(Дети по схеме «Изучаем творчество известных людей» подводят итог своих исследований)

- Молодцы! Провели большую работу: сами познакомились с творчеством Чайковского и поделились своими знаниями с ребятами, оформили страничку газеты «Культура». Все эти материалы пойдут в наш коллективный проект.



(Учитель демонстрирует портрет)

- Кто наш следующий таинственный гость?

(Учитель открывает портрет И. И. Шишкина)

- Да, это И. Иванович Шишкин. Кто он такой? (художник)

(слайд)

- Правильно, Шишкин художник-пейзажист.

- К. Паустовский писал: «Живопись важна тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картины мы тоже начинаем видеть и удивляться, что не замечали этого раньше».

- Сегодня мы поговорим о замечательном художнике и будем оформлять страничку газеты «Культура», которая называется «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин»

(Учитель оформляет газету на доске: название газеты, название странички)

- Готовясь к мероприятию, вы провели поисковую работу, находили в разных источниках информацию о Шишкине. Некоторые книги есть на нашей выставке. Что же вы узнали о Шишкине?

(Сообщение детей о жизни и творчестве И. И. Шишкина. Учитель оформляет газету)

- А теперь посмотрим презентацию «Певец русского леса-Шишкин»

(Показ презентации: на слайдах портрет, биография, галерея и описание картин)

- Эпиграфом к презентации я взяла слова из письма Крамского Васильеву Ф. «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да таких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой, …то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он всё знает…»

(Учитель оформляет газету: эпиграф)

- Певец русского леса И. И. Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 года работы его друга художника Крамского.

- А теперь познакомимся с некоторыми картинами Шишкина.

(Демонстрация слайдов «Галерея художника»)

1. «Сосновый бор»

- На картине «Сосновый бор» яркий образ могучего соснового леса выражен в глубоко продуманной и чётко построенной композиции. Подробная детализация не нарушает цельности изображения, и освещение выглядит естественным и натуральным: пространство кажется наполненным солнечным светом и воздухом. 70-80-е годы – время наивысшей творческой активности Шишкина. Одна за другой создаются его лучшие работы. С ними приходит к художнику слава и всеобщее признание.

2. «Рожь»

- Будто солнцу улыбаясь, на соломке молодой,

Дремлет, медленно качаясь, ржи колосик золотой.

Классическим произведением русского искусства стала картина «Рожь»

Кажется, не окинуть взглядом огромного поля, в котором и дорога теряется, словно заблудившись в его бесконечности, и едва заметны из высокой ржи крестьяне. Не постичь высоты голубого неба, которого не могут достать вершины богатырских сосен… Есть в этих образах нечто о народной сказки, извечных представлений о красоте родной земли. «Рожь» работа опытного и умелого мастера. Композиция поражает цельностью и ясностью построения. Низкая линия горизонта позволяет ощутить высоту неба. Двойной изгиб дороги и ритмическое расположение, словно шагающих, по полю сосен уводят глаз в бесконечные дали.

Изображение едва заметных из-за высокой ржи крестьян, идущих по дороге, служит дополнительной пространственной вехой, одновременно внося в картину оживление.

Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.

Лето пёстрое рассыпалось по поля, по лесам…

Солнце чертит в небе полосы, птицы песни завели…

Созревай же колос к колосу, сладкий хлеб моей земли.

3. «На севере диком»

- Шишкин обращался к народным песням, к классической русской поэзии. Например, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сосна» породило картину «На севере диком» (1891 г.)

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она.

4. «Лесные дали» (1884 г.)

- Понятие «шишкинский пейзаж» давно уже стало нарицательным – это, прежде всего пейзаж лесной или непременно включающий в себя мотив леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина богато и разнообразно: от небольших этюдных набросков или зарисовок, каких-то незначительных на первый взгляд частностей… до серьёзных композиций, содержащих в себе большие идеи и глубокие образы.

Дремлет лес: ни звука,-

Лист не шелестит… (И. Суриков)

Второй составной частью понятия «шишкинский пейзаж» является присутствие примет природы, могучей и сильной.

Творческий метод Шишкина основан на пристальном изучении природы во всех её деталях и частностях. Художник тщательно прослеживает объёмы ствола и ветвей, фиксируя все изгибы и изъяны, которые оставили на старом стволе время и непогода. Рука художника тверда, штрих и линия безупречно лепят форму с точностью и лёгкостью, доступной только очень большому мастеру.

5. «Бурелом» (1888 г.)

Что, дремучий лес, призадумался,

Грустью тёмною затуманился. (А. Кольцов)

Темы гибели, увядания были абсолютно чужды творческому мироощущению художника. Лесная глушь поражала его не страхом тления, а силой жизни природы: мощностью стволов, пышностью мохового ковра.

6. «Дождь в дубовом лесу» (1891 г.)

- Очень редко на картинах художника встречаются изображения людей. В своих работах он общается с природой. В этой картине образ по-шишкински могучей дубовой рощи обогащён настроением лирической задумчивости, недосказанности: серая пелена дождя смягчает краски, а фигурки идущих куда-то по лесу людей придают изображению большую лиричность.

7. «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г.)

Много работая на натуре и непосредственно сталкиваясь с проблемой взаимодействия света, цвета и воздуха (пленэр), Шишкин создал лучшие пленэровские этюды, например эту картину. Лесная опушка кажется действительно наполненной светом и воздухом, напоенной сухим запахом хвои. Словно воочию ощущаешь летнее тепло и свежесть ещё не опалённого зноем леса.

8. «Зима» (1890 г.)

- Идёт волшебница зима…

Пришла. Рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов… (А. Пушкин)

У Шишкина редко встречаются зимние пейзажи, лучший из них «Зима» очень точно передающий впечатление «звенящего» морозного воздуха, иллюзию свежевыпавшего снега.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна. (С. Есенин)

9. «Утро в сосновом лесу»

- «Шишкинский пейзаж» - это, прежде всего пейзаж лесной или непременно включающий в себя мотив леса. Эту картину Шишкину помог написать его друг, художник К. А. Савицкий. Он изобразил медведей. Полотну Шишкина было посвящено специальное стихотворение, которое так и называлось «Утро в лесу». Написал его И. И. Пузанов, профессор Одесского университета.

Лес точно проснулся утром рано…

Ещё лежит в низинах сизый пар,

Но солнце встало: утренний пожар

Заполыхал в вершинах рдяно.

Студёный воздух тих и дышит пряно

Смолой, грибами. Бор дремучий стар:

Завален буреломом ветхий яр,

Зарос малинником откос поляны.

Какая тишь! Лишь робкий дятла стук

В ветвях сосны высокой медвежонка

Насторожиться заставляет вдруг.

Но зря он слух свой напрягает тонкий,

Встав на дыбы, его спокойна мать;

И братьям любо на стволе играть.

- Вы под впечатлением от картин Шишкина тоже рисовали лес в разные времена года.

(Учитель оформляет газету: репродукции картин Шишкина, детские рисунки)

- Подведём итог знаниям о Шишкине. Познакомимся с результатами исследовательской работы.

(Дети работают по схеме «Изучаем творчество известных людей». Учитель помещает схему в газету)

- А теперь выполним задания на слайдах.

(Дети отвечают на вопросы викторины, разгадывают кроссворд «Картины Шишкина», выполняют заданияе«Соотнесите картины и их названия»,составляют «Синквейн» по картине «Рожь»)

- Молодцы! Хорошо знаете творчество художника.

Творчество И. И. Шишкина является значительным наследием русской культуры. В каждой его работе прослеживается масштаб личности и таланта могучего художника. Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность. Не случайно современники называют И. И. Шишкина – «лесной богатырь – художник» .

- Сегодня мы вспомним известного литератора, которому в этом году было 135 лет со дня рождения.

- Посмотрите кукольную сценку.

(Показ сценки: Данила-мастер из сказа Бажова Каменный цветок)

-Кто узнал этого сказочного героя?

- Из какого он сказа?

Кто написал это произведение?

(Учитель показывает портрет Бажова в газете)

- Кто изображён на портрете? (П. П. Бажов)

- Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода – так выглядит старый мудрый сказочник Павел Петрович Бажов. Он и был сказочником, только герои его сказок жили в горных шахтах, среди заводского шума, в камнерезных мастерских.

- Страничка газеты «Культура», посвящённая годовщине писателя, называется «Уральских сказов мастер», эпиграфом будет цитата Бажова П. П. : «Сказы не зря придуманы. Иные в укор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди…»

- Кто нам расскажет об этом писателе?

(Сообщение детей о Бажове. Учитель оформляет газету.)

- Посмотрим презентацию «Уральский волшебник»

(Учитель демонстрирует слайды о жизни и творчестве Бажова)

- Главная тема сказов Бажова – это радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в своей жизни. Счастье для героев Бажова не в богатстве (хотя добрых и трудолюбивых ждёт награда по заслугам), а в творчестве, труде, познании природы, в простых житейских радостях.

- Вы читали сказы Бажова и выполняли к ним иллюстрации.

(Учитель вывешивает на доску список сказов, детские рисунки)

- Подведём итоги коллективной исследовательской работы о жизни и творчестве П. П. Бажова.

(Дети работают по схеме поисковой работы. Учитель помещает заполненную схему в газету)

- А теперь выполним несколько заданий, которые мы подготовили вместе. Я посмотрю, как вы внимательно читали сказы Бажова.

(Дети выполняют задания: викторина, кроссворд, игры. Учитель помещает материалы в газету)

- Молодцы, хорошо знаете произведения П. П. Бажова.

Бажов – один из самых интересных и своеобразных писателей нашей страны, автор знаменитых уральских сказов, прославляющих умелый труд, смекалку, любовь к родной земле, наполненных истинной поэзией, глубоким уважением к коренному уральскому характеру.

Детство писателя прошло на старинных уральских заводах, где всю жизнь трудились его и прадеды – медеплавильщики, доменщики, люди «огненного труда». Здесь, в горнозаводской рабочей среде, черпал Бажов «своеглазное» знание быта, нравов и обычаев уральских умельцев. Здесь впервые услышал он горняцкие легенды о тайных сокровищах, скрытых в недрах гор, рабочие предания о даровитых уральских мастерах.

Сказы Бажова светлы, радостны, жизнеутверждающи. Героям сказов присуща не только любовь к труду, но и крылатая творческая выдумка, и «весёлая живинка в деле», что «впереди мастера бежит и человека за собой тянет».

- Нашу встречу, посвящённую П. П. Бажову, я хочу закончить стихотворением.

Огнём загорались цветные каменья,

И сказы рождались нам в поученье.

Он трогает словом и сердце и разум.

Спасибо Бажову за чудные сказы!



- Сегодня мы пополнили свои знания о великих людях России, которые прославили нашу страну на весь мир.

Материалами, собранными нами к этому мероприятию, которыми мы сегодня оформили газету «Культура», продолжим оформление нашего проекта «Великие люди России».

- А сейчас посмотрим мультфильм «Горный мастер»

(Показ мультфильма)

- Давайте посмотрим ознакомительную презентацию «Урал – сокровищница Сибири».

- Послушаете сначала стих-е Об Урале, которое написал Радкевич В

и называется оно «Земля Бажова»

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна земля Бажова,

Трудовая Урал-земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

(Просмотр слайдов о малахите, изделиях из него)

- Для эстетически развитого и нравственно-воспитанного человека важно не только уметь видеть, чувствовать красоту, но и оберегать её.

Подлинная культура - она хранится в душе, становится духовной ценностью человеческой. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце – это высшее проявление культуры человека.

Я надеюсь, что наше мероприятие помогло вам стать более образованными и культурными людьми.

Всем большое спасибо за работу.

























Приложение

Пётр Ильич Чайковский

П. И. Чайковский родился 7 мая 1840 г в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия – в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода.



П. И. Чайковский великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством.

Чайковский оставил нам обширное наследие: 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса.



Умер 6 ноября 1893 года от холеры в Санкт-Петегбурге.

Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.



Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве.



В Москве каждые 4 года проводится Международный музыкальный конкурс имени Чайковского.



Памятник П. И. Чайковскому установлен перед Московской Государственной Консерваторией.

Произведения

П. И. Чайковского



Оперы: «Черевички», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Ундина», «Чародейка», «Мазепа»…

Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Поэма: «Фатум»

Увертюры: «Гроза», «1812 год»

Симфонии (6)

Кантаты (4)

Сюиты (4)

Концерты для фортепиано с оркестром (3)

Увертюры-фантазии: «Буря»…

Произведения для фортепиано (более 100)

Романсы (104)

Музыка к спектаклям: «Снегурочка», «Гамлет».

Обработка народных песен





П. П. Бажов

Павел Петрович Бажов родился 29 января 1879 года в семье Петра Бажова, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились мальчику люди, легенды, сказки и песни родного Урала, края удивительной красоты. Огромная горная страна раскинулась от берегов студёного Карского моря, до сухих казахских степей.

Павел Бажов был прилежным учеником и от своего учителя словесности перенял любовь к русской литературе, а когда выучился, тоже стал учителем русского языка, преподавал сначала в Екатеринбурге, потом в Камышлове. Свободное время проводил на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков и записывал стариков в толстую тетрадь всё, что они рассказывали: были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция. Мирное течение жизни было нарушено, вскоре началась Гражданская война. И тогда Павел Бажов оставил учительство, спрятал свои тетради и добровольно пошёл в Красную армию. Когда закончилась война, Бажов занялся журналистикой, стал работать в газете и снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. П. П. Бажову приходилось часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. Он не терял ни одной возможности, чтобы записывать всё, что его так привлекало, а потом и сам пробовал писать истории о родном Урале. Свои произведения он назвал сказами, и хотя Павел Бажов увлекался литературой с детства, писателем он стал в зрелом возрасте, когда за плечами уже была долгая жизнь, богатая событиями. Первый сказ «Дорогое имечко» он написал в 57 лет.

Перед Великой Отечественной войной, в 1939 году, вышла книга сказов. Она стала очень популярной. Даже в суровые годы войны, когда было не до книг, люди зачитывались уральскими сказками: всё в них было настоящее: и люди, и природа, и россыпи уральских самоцветов.

Бажов рассказывал своим читателям о том, что не понаслышке было знакомо ему с детства: о нелёгком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе.

Павел Петрович Бажов написал такие сказы:

«Малахитовая шкатулка», «Две ящерки»,

«Медной горы Хозяйка», «Васина гора»,

«Каменный цветок», «Горный мастер»,

«Серебряное копытце», «Синюшкин колодец»,

«Алмазная спичка», «Огневушка - Поскакушка»,

«Голубая змейка», «Хрупкая веточка»,

«Веселухин рожок», «Иванко - Крылатко» и др.





Схема исследовательской работы

«Изучаем творчество известных людей»

Фамилия ___________________________________________

Имя________________________________________________

Отчество____________________________________________

Дата рождения ______________________________________

Дата смерти ________________________________________

Место, в котором родился _____________________________

Страна, в которой жил ________________________________

Есть ли этому человеку памятники:

Город ______________________________________________

Скульптор __________________________________________

Какие произведения этого автора вы знаете? ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каких известных героев из произведений автора вы можете назвать? ____________________________________________

____________________________________________________-

Есть ли памятники героям этого автора? _________________

________________________________________________________________________________________________________

Знаете ли вы музыкальные произведения, созданные по мотивам произведений этого автора? ___________________



Есть ли вы фильмы, снятые по мотивам произведений этого автора? ________________________________________

Знаете ли вы картины, написанные к произведениям этого автора? _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор исследовательской работы - _____________________
Какими источниками информации пользовались?













Название пьес из цикла

«Времена года»



  1. «У камелька». Январь

  2. «Масленица». Февраль

  3. «Песня жаворонка». Март

  4. «Подснежник». Апрель

  5. «Белые ночи». Май

  6. «Баркарола». Июнь

  7. «Песня косаря». Июль

  8. «Жатва». Август

  9. «Охота». Сентябрь

  10. «Осенняя песнь». Октябрь

  11. «На тройке». Ноябрь

  12. «Святки». Декабрь





«Детский альбом»

(состав пьес для фортепиано)

  1. «Утренняя молитва»

  2. «Зимнее утро»

  3. «Мама»

  4. «Игра в лошадки»

  5. «Марш деревянных солдатиков»

  6. «Болезнь куклы»

  7. «Похороны куклы»

  8. «Новая кукла»

  9. «Вальс»

  10. «Полька»

  11. «мазурка»

  12. «Русская песня»

  13. «Мужик на гармонике играет»

  14. «Камаринская»

  15. «Итальянская песенка»

  16. «Старая французская песенка»

  17. «Немецкая песенка»

  18. «Неаполитанская песенка»

  19. Нянина сказка»

  20. «Баба–Яга»

  21. «Сладкая грёза»

  22. «Песня жаворонка»

  23. «Шарманщик поёт»

  24. «В церкви»

Сохранить у себя:
Внеклассное мероприятие "Великие люди России"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки