Москвитина Н.Ф.
учитель музыки
МБОУ «Нижнеторейская СОШ»
Конспект внеклассного мероприятия по музыке
«Россия – родина моя!»
Пояснительная записка.
Сценарий воспитательного внеклассного мероприятия по теме: «Россия – Родина моя» составлен на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. В связи с этим актуальными в современном образовании становятся мероприятия, направленные на формирование личностных качеств учеников, где особое место занимают воспитательные мероприятия: литературные гостиные и игры, конкурсы чтецов, презентаций, объединенные общей темой. Воспитательный характер мероприятия усиливается тем, что оно направлено на формирование такого важного человеческого качества, как патриотизм. Воспитание патриотизма, чувства любви к своей стране, к малой Родине становится особенно актуальным в наши дни.
Класс 4 | 4. |
Цель занятия | Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, способности видеть и понимать красоту родного края, бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
|
Задачи занятия
| Задачи, направленные на достижение личностных результатов: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями. формировать у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: формировать интерес к культуре, религии, традициям, языкам народов России и мира. формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; формировать готовности слушать собеседника и вести диалог; |
Предполагаемый результат | сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины. |
Форма проведения занятия | Групповая, индивидуальная. фронтальная Музыкально - литературная гостиная |
Методы воспитания | Убеждение (беседа, рассказ), поощрение, обсуждение, коммуникативный; |
Оборудование (средства воспитания) | мультимедийный проектор, компьютер, презентация,
|
оформление | Выставка рисунков о Родине, фотовыставка «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь». Карта России. Музыкальное оформление: Звук №1.Гимн РФ. Звук №2. Наглядное оформление: Презентация «Россия – Родина моя», автор Москвитина Н.Ф, учитель музыки Декорации, реквизит, атрибуты: 1.Хлеб, соль, рушник. 2. Пазлы «Символы России» (Флаг, березы, герб) 3. Русский, бурятский народный костюм. Дидактический, раздаточный материал: .Карточки 1. красивая сильная бедная 2.любимая зелёная маленькая 3.огромная богатая некрасивая
|
Место проведения | Актовый зал школы |
участники | Учащиеся 3 класса,7 класса, родители обучающихся, педагогический коллектив |
Ход мероприятия
Звучит музыка о Родине. Дети входят в зал, рассаживаются по местам.
Транслируется видео «Моя Россия»
Голос за кадром. (под звон колоколов)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей!
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Родная земля для меня всех дороже –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
Звучит Гимн РФ
ВЫХОДЯТ ВЕДУЩИЕ в национальных костюмах С ХЛЕБОМ И СОЛЬЮ.
Вед. 1
Здравствуйте, гости дорогие!
Вед. 2
Гости званные, гости желанные!
Рады видеть вас на нашем празднике
Вед. 1
Хлеб в России пекли с куполами,
чтобы хватало, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
крошку бросить считали за грех.
Вед. 2
Наш хлеб и соль – это русский обычай,
из далекой пришел старины.
Угощение гостям, радость встречи
Словно символ людской доброты.
Хлеб на рушнике ставят на красивый стол.
Учитель
Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас праздник – очень важный для нас.
1.Ребус.
- Ребята, разгадав ребус, вы узнаете, чему посвящён наш праздник.
Р 1 А (слайд )
Дети: Родина
Учитель: - А как вы понимаете слово «Родина»?
(Это дом, родители, близкие и родные люди, друзья)
Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
РОДИТЬ – произвести на свет потомство.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
УЧИТЕЛЬ _Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети (хором). Все мы – россияне.
Родина наша велика. Россия занимает первое место в мире по территории. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день. У нас говорят : «Спокойной ночи!», а в это время во Владивостоке дети собираются в школу. В один и тот же день ребята на юге загорают, а на севере ходят в шубах.
Горы, реки, долины, леса, степи, города и деревни – всё это наша Родина. И где бы ты ни родился, в каком далёком уголке ни живёшь, вся наша страна принадлежит тебе, и ты имеешь право с гордостью сказать: «Это моя Родина!»
Песня о Родине.
2.Задание для детей. Работа в группах
Учитель: - Какие слова вы выберете, чтобы описать свою Родину? Какая она?
(Класс разделён на 3 группы.) На столах у каждой группы карточки:
красивая сильная бедная
любимая зелёная маленькая
огромная богатая некрасивая
(Дети работают по группам и выбирают карточки для описания своего края)
Учитель: - Почему вы называете свою Родину:
- Красивой? (Ответы детей)
- Любимой? (Ответы детей)
- Зелёной? (Ответы детей)
- Огромной? (Ответы детей)
- Сильной? (Ответы детей)
- Богатой? (Ответы детей)
- Какие карточки у вас остались?
- Почему вы их не выбрали?
Песня «У моей России длинные косички»
3.Викторина «Впереди планеты всей» (каждая группа отвечает на 3 вопроса)
1.Столица нашей Родины.
2. Какой российский город занимает первое место в мире по количеству мостов?
( Санкт-Петербург )
3.Столица нашей республики.
4. Кто совершил первый в мире космический полёт? (Юрий Гагарин)
5 В каком российском озере самая чистая и прозрачная в мире вода? (Байкал)
6. Какая крепость нашей страны самая крупная в мире? (Московский Кремль)
7. Как называется одна из самых высоких статуй в мире, которая находится в Волгограде? ( Родина-мать)
8.Какое чудо-дерево России единственное в мире имеет белую кору? (Берёза)
9.Какие два моря России противоположны по положению, по названию, по температуре воды? (Белое и Чёрное)
4.Из глубины веков
Русские люди всегда горячо любили свою Родину. С честью защищали её от врагов. Ласково называли «Россия-матушка». Так не называют ни одну страну в мире. Из глубины веков дошли до нас созданные русским народом пословицы и поговорки, где выражается любовь и преданность родной земле.
Дети называют пословицы о Родине.
Родина – мать, умей … (за неё постоять).
Родина краше солнца, … (дороже золота).
Жить – Родине … (служить).
Человек без Родины, что … (соловей без песни).
Родимая сторона – мать, … (чужая мачеха).
Для Родины своей ни сил, … (ни жизни не жалей). Нет земли краше, чем Родина наша!
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Одна у человека мать – одна и Родина!
• Жить – Родине служить!
• Родина - мать, умей за нее постоять.
• Береги землю родимую, как мать любимую.
• Родная земля и в горсти мила.
• Человек без Родины, что земля без семени.
5.Загадки о реалиях русской жизни.
Деревянный домик, ставенки на нём,
Русская деревня за его окном. (Изба)
У Печкина прапрадед был,
Он почту в старину возил.
По тракту он в повозке мчался.
Каким он словом назывался? (Ямщик)
Назови боярский дом:
Там наличники резные,
Есть и башенки на нём
И крылечки расписные. (Терем)
Зимой, когда по снегу
Не катится телега,
В них лошадь запрягали.
Как их называли? (Сани)
Чугунок он обнимает
И из печки вынимает.
А потом он встанет в строй
По соседству с кочергой. (Ухват)
Из овчины шубу сшили
И довольны очень были,
Ведь морозов не боится,
Тот, кто в шубу облачится. (Тулуп)
Колыбель в избе висит,
В ней младенец крепко спит. (Люлька)
В каждом городе большом
Средь церквей его найдём.
Как зовётся главный храм
Предстоит ответить Вам. (Собор)
Такой пирог раз в год пекут
И в церковь к батюшке несут.
Он станет после освященья
Для православных угощеньем. (Кулич)
Он звучит торжественно.
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны. (Гимн)
6.Игра «Отгадайте слова, в которых раскинулась Российская Федерация»
1. – РФ - (музыкальный инструмент) арфа
2. - - РФ (горючее полезное ископаемое) торф
3. - - РФ - (место постройки кораблей) верфь
4. - - РФ - (вид водного спорта) серфинг
5. – РФ- - Р – Ф - - (правила написания слов) орфография
6.-р-ф- - р(человек составляющий новые ароматы) парфюмер
7.Репродукции картин Глазунова.
Учитель. Многие поэты, писатели, художники посвящали своё творчество Родине.
Один из таких художников – наш современник Илья Сергеевич Глазунов. Он создал цикл крупномасштабных полотен под названием «Вечная Русь». Эти картины тесно связаны с историей России, с её героическим прошлым. Они помогают нам лучше понять наш народ, нашу Родину. Вот некоторые из этих картин.
- Внуки Гостомысла – Рюрик, Трувор и Синеус.
- Князь Олег с князем Игорем.
- Князь Игорь.
- Дмитрий Донской.
- Канун
- Проводы войск
- Слава предкам
Глядя на эти картины, мы начинаем глубже понимать наш народ, нашу прекрасную Родину.
(Дети смотрят слайды с репродукциями картин Глазунова)
7.Игра «Верю – не верю»
Верите ли вы, что:
1. В России одновременно бывает яркий день и тёмная ночь. (Да)
2.На Руси не было специальных обозначений для цифр, пользовались буквами с титлом. (Да)
3.Клинопись – это летопись старинного русского города Клина. (Нет)
4.Пётр Первый родился в Петербурге. (Нет)
5.Красная площадь – значит красивая. (Да)
6.Неурожайные на зерно годы в России называли голодными, даже если мяса и рыбы было много. (Да)
7.Третьяковская галерея названа в честь хоккеиста Третьяка. (Нет)
8 Саженями на Руси измеряли лошадь. (Нет)
9. Только у российского Деда Мороза есть внучка Снегурочка. (Да)
10. Змей Горыныч – это русский дракон. (Да)
8.Моя малая Родина.
Учитель . Родина – это не только наше государство, это дом и двор, где проходит ваше детство, это школа, в которую вы первый раз пришли с цветами, радостные и взволнованные. Малая Родина у каждого своя.
Что вы знаете о своей малой Родине?
Выступление о Нижнем Торее. Учащиеся 7 класса.
Слайд – самолёт над землёй.
Ученики: (читают стихотворение)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы …
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая.
Необъятная страна.
Учитель: - Вот в какой замечательной стране мы живём и радуемся всему, что нас окружает.
Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде раз.
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде два.
9.Символы России.
Детям раздаются пазлы. Собирают символы России: флаг, герб, березка
Учитель: - Страна – это не просто поля и леса, города и сёла, где живут люди. Это государство. А у каждого государства есть свои символы. Слово «символ» в переводе означает знак, сигнал, пароль.
- Ребята, а какие государственные символы вы знаете? (Ответы детей)
Ученик: У России величавой
На гербе орёл двуглавый. Слайд – герб.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Учитель: - Герб – это отличительный знак государства. Слово «герб» означает «наследство». В нём отражена история.
- Ребята, а где можно увидеть изображение герба?
(Ответы детей: на флагах, на паспорте гражданина России, на монетах, на печатях)
Учитель: - Назовите ещё символ нашего государства.
Дети: - Флаг.
Флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нём яркой красной полосой
Страна наша воспета.
Учитель: - Российский флаг – трёхцветный. А почему именно бело-сине-красный?
Дети: (по очереди выходят к доске и собирают из полосок флаг)
Внизу красная полоса. Это земля. Красный цвет обозначает огонь и отвагу.
Выше – голубая полоса – это мирное небо, верность, правда.
Верхняя полоса – белая – это символ чистоты совести, правды и мира.
Белый цвет – берёзка Слайд – флаг.
Синий – неба цвет
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Учитель: - Ребята, где можно увидеть Российский флаг?
Дети: (варианты ответов: над зданиями органов власти, на российских судах, самолётах, в воинских частях, а в праздничные дни – на жилых домах).
Учитель: - В дни всенародного траура флаг приспускается. Флаг – это национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением.
- Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню.
Как она называется?
Дети: Гимн.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
Гимн слушаем стоя и молча всегда.
Его нам включают в момент торжества!
Учитель: - Вспомните, ребята, с чего мы начали наш праздник?
Дети: - С гимна.
Учитель: - Правильно, с гимна, потому что у нас сегодня торжество, праздник, посвящённый нашей Родине – России.
Столица России.
Учитель: - Прочитайте, что зашифровано в этом ребусе.
Слайд – ребус.
Дети: - Москва.
(На слайде появляется слово - Москва).
Учитель: - Чем является Москва для нашей Родины?
Дети: - Столицей.
Учитель: - Ребята, наше государство живёт по закону, который называется – Конституция. В Конституции записаны все символы государства, о которых мы сегодня говорили – флаг, герб, гимн. В Конституции также записано, что столица государства тоже является символом. Москва – это ещё один символ России.
Дети: Ах, Москва, наша песня и слава,
Ты звездою взошла над рекой.
Никакая другая держава,
Не имеет столицы такой.
Учитель: - Кто в Москве не бывал – красоты не видал, - говорится в пословице. Что обозначает слово красота?
Дети: - Красивые места, достопримечательности.
Учитель: - Москва – один из самых красивейших городов в мире. Представьте, что ваш друг живёт в другой стране. Вы пригласили его к себе в гости. Что бы вам больше всего хотелось показать ему в Москве?
Дети: (варианты ответов: Красную площадь, Кремль, музеи, Храмы, памятники, парки, театры).
Символ России – берёза.
Учитель: С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растёт.
Дети: (рассказывают о берёзе – символе России).
Русская берёза … Стройный, белый стан, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные (маленькие) листочки … Она символ всего самого прекрасного.
Её высаживали рядом с домом по случаю рождения ребёнка, чтобы семья была хорошая и дружная, для защиты от молнии, для отпугивания злых сил.
В одеянии берёзы соединены два главных цвета русской природы: зелень лесов и лугов и белизна заснеженных полей.
Берёзку милую, родную издавна считают символом России. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.
На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей.
Белокорая берёза –
Символ Родины моей.
10.Задание детям.
Учитель: - Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать свою Родину?
(На партах разноцветные прямоугольники).
Дети: объясняют, какие цвета они выбрали и почему.
Учитель: - Ребята, вы назвали свою Родину любимой, сильной, богатой, зелёной, красивой. И мне очень хочется, чтобы вы стали украшением, гордостью своей Родины. А для этого надо очень сильно любить свою Родину, беречь её и приносить ей пользу.
Завешается мероприятие исполнением песни «Мальчишки»
Текст песни «Мы дети твои, Россия»
100%
Любуюсь тобой ярко залитый солнцем,
За гладью озер, золотые поля.
И в первых словах навсегда остается.
Земля, где я вырос Россия моя
И космоса даль и простор океана
Нас манит загадочной силой своей,
Но ждет нас Россия, любя и прощая
Как матери любят своих сыновей
Россия мы дети твои,
Россия нужны нам твои голоса
Россия мы дети твои
Россия нужны нам твои голоса
Пусть вьются знамена над миром
и с именем гордым твоим
Мы все твои дети Россия,
А значит мы победим!
Россия, мы дети твои,
Россия, нужны нам твои голоса
Россия, мы дети твои
Россия, нужны нам твои голоса
Пусть весны твои, будут пахнуть дождями
И смехом детей каждый день озарит
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И родины имя так гордо звучит
Россия, мы дети твои,
Россия, нужны нам твои голоса
Россия, мы дети твои
Россия, нужны нам твои голоса
Самоанализ внеклассного мероприятия «Россия – Родина моя»
Цель занятия
Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, способности видеть и понимать красоту родного края, бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
* развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
* формировать у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
* формировать интерес к культуре народов России.
* формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
* формировать готовности слушать собеседника и вести диалог
2. Для проведения мероприятия был подобран материал с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с целями воспитательной работы класса. Актуальность данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение истории своей Родины. В ходе мероприятия прослеживается межпредметная связь. В основу
построения мероприятия положен метод эмоционального погружения,
наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач
воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции
обучающихся.
3.На протяжении всего мероприятия использовался наглядный материал.ИКТ. Презентация, выставка рисунков, фотовыставка. Музыкальное оформление.
4. В ходе мероприятия осуществлялась межпредметная связь и связей между учебной и воспитательной работой. Межпредметная связь: история, литература (чтение стихотворений, знание пословиц о Родине), изобразительное искусство (творчество И.Глазунова), русский язык (подбор однокоренных слов к слову РОД ).
5. Учащиеся с большим интересом готовились к проведению данного мероприятия. Разучивали песни, стихотворения, танцы. Оформляли актовый зал, выставку рисунков. Это все способствовало развитию коллективизма, чувства взаимопомощи, товарищества. Само мероприятие способствовало развитию нравственных и эстетических качеств личности. Каждый ребенок постарался показать свои знания, умения, талант. Совершенствовало трудовые навыки детей.
6.В мероприятии приняли участие 4 класса. Учащиеся 3 класса выступили с песней «Росиночка Россия», учащийся 7 класса Бобылев Андрей рассказал о истории малой Родины, селе в котором мы живем. И в заключении мероприятия вместе с ребятами исполнил песню «Мальчишки». Так же присутствовали педагоги нашей школы. Общее количество участников – 42 человека.
7. Данное мероприятие вызвало большой интерес у учащихся. Было предложено провести его для ребят из других классов. В ходе мероприятия дети были активны, дисциплинированы, заинтересованы.
8. На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута, все что было намечено – выполнено.
9. Данное мероприятие способствует ли повышению качества знаний учащихся, коррегирует их деятельность, способствует формированию положительных качеств личности таких как патриотизм, способствует развитию уважения к истории своей страны, развитию гордости за свою малую Родину..
10. Считаю, что таких мероприятий должно проводиться больше, используя разные формы проведения. При проведении рефлексии мероприятия - Упражнение «Закончи предложение» многие из ребят решили рассказать своим друзьям о мероприятии, им захотелось узнать некоторые факторы из истории малой Родины.