Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы грамотеи"

мероприятие разработано на основе знаний, умений и навыков учащихся 4 класса по русскому языку. В игре представлениы различные конкурсы для 2 команд. Конкурсы очень интересны и полезны для учащихся.

Цели мероприятия:

  • расширять кругозор в области русского языка;
  • активизировать и обогащать словарный запас учащихся;
  • учить объяснять смысл фразеологических выражений;
  • совершенствовать знания по темам: «Словообразование», «Части речи»;
  • способствовать развитию внимания, мышления, памяти;
  • развивать чувства поддержки и взаимовыручки;
  • совершенствование умения осознанно применять изученные правила;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку

Содержимое разработки

Внеклассное мероприятие по русскому языку

"Мы - грамотеи"(4 класс)

Цели:

  • расширять кругозор в области русского языка;

  • активизировать и обогащать словарный запас учащихся;

  • учить объяснять смысл фразеологических выражений;

  • совершенствовать знания по темам: «Словообразование», «Части речи»;

  • способствовать развитию внимания, мышления, памяти;

  • развивать чувства поддержки и взаимовыручки;

  • совершенствование умения осознанно применять изученные правила;

  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку


УчительСегодня у нас необычное занятие – урок-конкурс, на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка.
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Поэт Вяземский сказал: 
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В.Шефнер.
 Итак, начинаем наш конкурс. В нем принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Грамотеи».

Разминка «Кто быстрее ответит».

- Чем кончается день и ночь? (ь).

-Чем кончается лето и начинается осень? (о).

- В каком слове 40 гласных? (Сорока).

- В каком слове 100 согласных (Стог, стон, стол).

- В каком глаголе нет слышится 100 раз? (Стонет).

- Какую ноту кладут в суп? (Соль).

- Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц).

1 конкурс «Азбуковедение»

Составить слова по алфавиту

Дорога, библиотека, аллея, коллектив, пассажир, хозяйство, автомобиль, комбайн, шоссе, самолёт, агроном, горизонт, календарь, берег, вокзал, инженер, директор, электричество, Россия.

2 конкурс « Ударь меня, если сможешь» (поставить ударение)

Включит, звонит, красивее, начал, понял, клала, начала, послала, убрала.

3 конкурс «Объяснялки»

Водить за нос – обманывать, обещая и не выполняя обещанного.

Ломать голову – усиленно думать над трудным вопросом.

Пустить петуха – устроить пожар.

Ждать у моря погоды – находиться в ожидании чего-нибудь неопределённого.

Взять на карандаш – взять что-нибудь на заметку.

Как корова языком слизала – что-нибудь быстро и бесследно исчезло.

4 конкурс «Ребусы».

- С помощью букв, чисел, рисунков в ребусах зашифровано слово, которое нужно узнать. (Дом, дочка, девяносто, домино, домик, Дмитрий).



5 конкурс «Фразеологический »

Добавить недостающее слово – название животного.

Здоров как…(бык)

Изворотлив как…(уж)

Нем как…(рыба)

Упрям как…(осел)

Хитер как…(лиса

Голоден как…(волк)

Труслив как…(заяц)

Колючий как…(еж)

Надут как…(индюк)

Болтлив как…(сорока)













6 конкурс «Словообразование»

Задание команде «Знайки»

1.Отгадайте зашифрованное слово:

Приставка этого слова находится в слове « занос»

Корень в слове – «морозец»

Суффикс в слове – «горка»

Окончание в слове – «листочки» (заморозки)

2.Подберите однокоренные слова к слову КОРМ


Задание команде «Грамотеи»

1.Отгадайте зашифрованное слово:

Приставка этого слова находится в слове «понёс»

Корень в слове – «слово»

Суффикс в слове – «курица»

Окончание в слове – «крапива» (пословица)

2.Подберите однокоренные слова к слову ЗВОН


7 конкурс «Падежи»

Задание команде «Знайки»

  1. Где падеж имени прилагательного указан неверно?

  1. с черными (тв.п.) перьями

  2. лесным (д. п.) обитателям

  3. из запасных (р.п.) выходов

  4. в дальние (р.п.) страны

  1. В какой группе имена существительные в именительном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания?

  1. апельсин, кресло

  2. одеяло, повар

  3. торт, глаз

  4. яблоко, рукав

  1. Укажите общий признак имён прилагательных в словосочетаниях.


Лебяжьим пухом, глубокими оврагами, с настоящей песней

  1. употреблены в форме единственного числа

  2. употреблены в форме мужского рода

  3. употреблены в форме дательного падежа

  4. употреблены в форме творительного падежа


4. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «и»

а) у бабушк.., в тайг…, на ромашк…

б) по ел…, без сорок…, на деревн…

в) в деревн…, к сирен…, для Кол…

г) по местност…, около тропк…, на скатерт…

Задание команде «Грамотеи»

1. Где падеж имени прилагательного указан неверно?

  1. в соседней (п.п.) деревне

  2. с охотничьим (тв. п.) псом

  3. на рыжем (тв.п.) боку

  4. у синей (р.п.) реки

  1. В какой группе имена существительные в именительном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания?

  1. врач, повар

  2. дупло, кресло

  3. торт, глаз

  4. яблоко, рукав

  1. Укажите общий признак имён прилагательных в словосочетаниях.


Горячему чаю, по сосновым шишкам, синей тучке

1)употреблены в форме единственного числа

  1. употреблены в форме мужского рода

  2. употреблены в форме дательного падежа

  3. употреблены в форме творительного падежа

4. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «е»

а) на перин…, на окраин…, из жалост…

б) на елк…, у ветк…, благодаря известност…

в) на ферм…, по яблон…, на грядк…

г)на топол…, о волк…, по окрестност…


8 конкурс «Наборщик»

Из букв слова ПРОСТОКВАША за 2 минуты составить слова.


9 конкурс капитанов.

Определить части речи в предложениях.

1. Через поле и лесок подаётся голосок.

2. Просится к нам в рот крошка-бутерброд.

3. Властно школьников звонок созывает на урок.


10 конкурс «Слово-змейка»


Необходимо написать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой второго слова и т. д. у чьей команды за 30 секунд окажется цепочка длиннее, тот и победил.

Первое для всех слово – САЛЮТ



Конкурс наш подошел к концу, но впереди у вас много открытий, увлекательных путешествий, интересных грамматических задач на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить родной язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку грамматику!


Награждение победителей.












ПРИЛОЖЕНИЕ


1 конкурс

1 конкурс

дорога

библиотека

аллея

коллектив

пассажир

хозяйство

автомобиль

комбайн

шоссе

самолёт

агроном

горизонт

календарь

берег

вокзал

инженер

директор

электричество

Россия



дорога

библиотека

аллея

коллектив

пассажир

хозяйство

автомобиль

комбайн

шоссе

самолёт

агроном

горизонт

календарь

берег

вокзал

инженер

директор

электричество

Россия




2 конкурс (расставить ударение)


Включит, звонит, красивее, начал, понял, клала, начала, послала, убрала.




2 конкурс (расставить ударение)


Включит, звонит, красивее, начал, понял, клала, начала, послала, убрала.





4 конкурс






5 конкурс – добавить слово

Голоден как…

Труслив как…

Колючий как…

Надут как…

Болтлив как…

Здоров как…


Изворотлив как…


Нем как…


Упрям как…


Хитер как…











6 конкурс

1.Отгадайте зашифрованное слово:

Приставка этого слова находится в слове « занос»

Корень в слове – «морозец»

Суффикс в слове – «горка»

Окончание в слове – «листочки» (___________________________)

2.Подберите однокоренные слова к слову КОРМ

___________________________________________________________



1.Отгадайте зашифрованное слово:

Приставка этого слова находится в слове «понёс»

Корень в слове – «слово»

Суффикс в слове – «курица»

Окончание в слове – «крапива» (_______________________________)

2.Подберите однокоренные слова к слову ЗВОН


























7 конкурс

Задание команде «Знайки»

1. Где падеж имени прилагательного указан неверно?

1) с черными (тв.п.) перьями

2) лесным (д. п.) обитателям

3) из запасных (р.п.) выходов

4) в дальние (р.п.) страны

2. В какой группе имена существительные в именительном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания?

1) апельсин, кресло

2) одеяло, повар

3) торт, глаз

4) яблоко, рукав


3. Укажите общий признак имён прилагательных в словосочетаниях.


Лебяжьим пухом, глубокими оврагами, с настоящей песней

1) употреблены в форме единственного числа

2) употреблены в форме мужского рода

3) употреблены в форме дательного падежа

4) употреблены в форме творительного падежа


4. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «и»

а) у бабушк.., в тайг…, на ромашк…

б) по ел…, без сорок…, на деревн…

в) в деревн…, к сирен…, для Кол…

г) по местност…, около тропк…, на скатерт…













7 конкурс

Задание команде «Грамотеи»

1. Где падеж имени прилагательного указан неверно?

1) на рыжем (тв.п.) боку

2) с охотничьим (тв. п.) псом

3) у синей (р.п.) реки

4) в соседней (п.п.) деревне

2. В какой группе имена существительные в именительном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания?

1) врач, повар

2) дупло, кресло

3) торт, глаз

4) яблоко, рукав

3. Укажите общий признак имён прилагательных в словосочетаниях.


Горячему чаю, по сосновым шишкам, синей тучке

1)употреблены в форме единственного числа

2) употреблены в форме мужского рода

3) употреблены в форме дательного падежа

4) употреблены в форме творительного падежа

4. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «е»

а) на перин…, на окраин…, из жалост…

б) на елк…, у ветк…, благодаря известност…

в) на ферм…, по яблон…, на грядк…

г)на топол…, о волк…, по окрестност…
















8 конкурс

ПРОСТОКВАША ПРОСТОКВАША

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9 конкурс

Определить части речи в предложениях.


  1. Через поле и лесок подаётся голосок.


  1. Просится к нам в рот крошка-бутерброд.



  1. Властно школьников звонок созывает на урок.






9 конкурс

Определить части речи в предложениях.


1. Через поле и лесок подаётся голосок.


2. Просится к нам в рот крошка-бутерброд.


3. Властно школьников звонок созывает на урок.







10 конкурс «Слово-змейка»


Необходимо написать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой второго слова и т. д. у чьей команды за 30 секунд окажется цепочка длиннее, тот и победил.

Первое для всех слово – САЛЮТ













10 конкурс «Слово-змейка»


Необходимо написать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой второго слова и т. д. у чьей команды за 30 секунд окажется цепочка длиннее, тот и победил.

Первое для всех слово – САЛЮТ





















дорога 9

библиотека 5

аллея 3

коллектив 12

пассажир 14

хозяйство 17

автомобиль 1

комбайн 13

шоссе 18

самолёт 16

агроном 2

горизонт 7

календарь 11

берег 4

вокзал 6

инженер 10

директор 8

электричество 19

Россия 15


Сохранить у себя:
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы грамотеи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки