Внеклассное мероприятие по математике "Звездный час"

Математические задания, включенные в методическую разработку, являются не только средством закрепления теоретических знаний, но и действенным фактором развития интеллекта старшеклассника. Подбору задач предшествовал этап включения заданий нестандартного содержания в урок и внеурочную деятельность по предмету, цель которого заключалась в том, чтобы максимально развивать у обучающихся гибкость ума, последовательность, аргументированность. Кроме того, форма проведения данного мероприятия позволяет показать, что математика не «сухая» дисциплина, что математика может быть интересной, занимательной, имеет широкий диапазон применения.

Содержимое разработки

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике

«Звёздный час»

Автор: Савельева Нина Александровна, учитель математики и информатики МОБУ «Свирицкая СОШ» Волховский район Ленинградская область

Цель мероприятия: развитие устойчивого познавательного интереса обучающихся к математике

Задачи:

Обучающие:

  • Способствовать расширению кругозора обучающихся.

  • Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, памяти и внимания.

  • Формирование потребности в приобретении знаний.

Воспитательные

  • Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения.

  • Воспитание ответственности, умение принимать самостоятельные решения.

  • Формирование коммуникативных качеств, умения слушать и работать в группе.

Математические задания, включенные в методическую разработку, являются не только средством закрепления теоретических знаний, но и действенным фактором развития интеллекта старшеклассника. Подбору задач предшествовал этап включения заданий нестандартного содержания в урок и внеурочную деятельность по предмету, цель которого заключалась в том, чтобы максимально развивать у обучающихся гибкость ума, последовательность, аргументированность. Кроме того, форма проведения данного мероприятия позволяет показать, что математика не «сухая» дисциплина, что математика может быть интересной, занимательной, имеет широкий диапазон применения.

Ход мероприятия:

Ведущий: Уважаемые зрители, «болельщики», преподаватели, участники встречи! Мы рады приветствовать вас на большой математической игре «Звёздный час». Девиз нашей встречи «Математика без границ».

Сегодня с нами те,

Кто хочет учиться с увлечением,

Все, кто любит тайны, загадки, приключения,

Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив!

Разрешите представить вам участников игры – это представители … (перечисляет их)

Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость, говорят, города берет, и тогда победа всегда будет за вами. Успехов вам! Начинаем игру.

Звучит гонг.

Ведущий: Первый тур называется «Математика в лицах». Перед вами шесть портретов великих математиков (Архимед, Гаусс, Лобачевский, Евклид, Виет, Эратосфен). Каждый портрет имеет свой номер, который участники игры будут показывать.

Вопрос 1

Многие знаменитые математики мира на протяжении двадцати веков старались решить величайшую проблему: «Сколько прямых, параллельных данной можно провести через заданную точку?» кто разрешил эту проблему?

Ответ: Лобачевский, русский математик, ректор Казанского университета, создатель неевклидовой геометрии, в 1826 году.

Вопрос 2

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен,

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошли столетий вереница,

Научный подвиг не забыт

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»?

Ответ: Греческий ученый, математик Архимед, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны: спираль Архимеда, закон Архимеда, аксиома Архимеда и т.д., это он определил приближенное значение числа π. Осталось имя Архимеда и в физике – закон Архимеда, винт Архимеда. А кто не помнит его знаменитое восклицание: «Эврика!»?

Вопрос 3

У этого крупнейшего математика XIX века рано появились математические дарования. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. В семь лет пошел в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель предложил сложить им все числа от1 до 100 включительно. Не успев отойти от них, он увидел, как маленький мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5050 и никаких вычислений. С сожалением учитель посмотрел на ученика: было ясно, что за такой срок он не смог бы сделать 99 сложений. Остальные учен6ики терпеливо складывали числа, сбиваясь, стирали написанное и снова складывали. Назовите имя будущего великого математика.

Ответ: немецкий математик XIX века Карл Гаусс – «король» математики.

Вопрос 4

Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своем городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Он мог несколько ночей не спать, решая очередную математическую задачу.

Кто из математиков был на волоске от пламени на костре?

Ответ: XVI век, французский математик Франсуа Виет. Основоположник буквенной символики. Его называли «отцом буквенной современной алгебры»

Ведущий: Итак, ответившие на четыре вопроса переходят во второй тур.

(Ведущий задает еще несколько вопросов, чтобы во второй тур перешли четыре человека.)

Вопрос 5

Кто впервые систематизировал геометрические сведения?

Ответ: III век до н.э., Евклид – древнегреческий геометр. Он в своих тринадцати книгах под названием «Начала» систематиз0ировал основные в то время геометрические знания. Некоторые из них используются и сейчас.

Вопрос 6

Кто придумал метод, с помощью которого можно находить простые числа в их естественном порядке?

Ответ: III век до н.э., Эратосфен из Кирены, великий древнегреческий математик. «Решето Эратосфена» - так называется метод отбора простых чисел.

Вопрос 7

Кто открыл формулу Герона для вычисления площади треугольника?

Ответ: Архимед

Вопрос 8

Кому принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»?

Ответ: Гаусс

Вопрос 9

Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю»?

Ответ: Архимед

Ведущий: (Подводит итоги и вручает «звезды» победителям первого тура и фото и подарки выбывшим в этом туре участникам). Итак, соревнование становится все больше интересным! Ура! Мы преодолели первый барьер и подошли ко второму туру.

Звучит гонг.

Второй тур называется «Математический ералаш». Дается минута, за которую надо составить как можно больше математических терминов, слов, связанных с математикой, в единственном числе и в именительном падеже, т.е. нарицательных существительных на заданную букву. Буквы могут повторяться.

Итак, буква «П», время пошло! Ручки заскрипели!

Зрители участвуют в мини-конкурсе на разгадывание математических ребусов

…………………………………………………………………………………..

Время истекло.

Ведущий:

    1. Считаем слова у наших участников.

  1. Выбывает участник, у которого меньшее количество слов и «звезд».

Ведущий заканчивает этот тур: вручает фото на память, подарки.

Звучит гонг

Ведущий: Мы начинаем третий тур и он называется «В лабиринтах мысли»

Тропинка к истине сложна,

И потому в мышленье чистом

Отвага дерзкая нужна

Не менее, чем альпинистам!

Ведущий: Из этого тура победителями выйдут только двое участников.

Задание 1

Обычно ученики смотрят, например, чертежи с вертикальными углами и говорят, что они равны и т.д. Зачем тут рассуждения или доказательство теоремы? Но это далеко не так. Перед вами чертеж с пятью фигурами. Я полагаю, что на чертеже нет «лишней фигуры». Так ли это?



1 2 3 4 5

Ответ: лишняя фигура № 4

Задание 2

Мне кажется, что все приведенные выражения имеют смысл. Как вы думаете, права ли я?

  1. - √5 ∙ 20

  2. 10

8 ∙ 0,5 – 4

  1. (-2) ∙ (-1) ∙ 0 ∙ 1 ∙ … ∙ 7 ∙ 8

  2. √-5 ∙ 20

Ответ: не имеют смысла № 2 и № 4

Задание 3

Одно из записанных далее уравнений имеют один корень. Укажите его номер.

  1. х + 4 = х – 5

  2. √х = 4

  3. х2 = 4

  4. х2 = - 4

Ответ: один корень имеет уравнение № 2 (карточка № 2)

Задание 4

Перед вами портреты четырех математиков мира. Всех их объединяет очень раннее проявление математических способностей.

XIX век, Блез Паскаль настолько рано стал интересоваться математикой, что отец запретил ему ею заниматься. Паскаль самостоятельно нашел доказательство первых теорем Евклида, в 15 лет написал прославивший его трактат о конических сечениях, в 16 лет доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях, как теорема Паскаля, он сконструировал первую вычислительную машину.

XVIII век, Алексис Клеро, написал свою первую научную работу на тринадцатом году жизни, а в 18 лет уже был утвержден научным сотрудником Парижской Академии наук.

XIX век, необыкновенное дарование проявил в детстве один из виднейших математиков Гамильтон. В 10-летнем возрасте он изучил геометрию, прочтя математическое издание очень трудной книги Евклида «Начала». Когда в его родной город приехал изумительный счетчик Кельбурн и выступил на эстраде, то юный математик вступил с ним в соревнование и не в чем ему не уступил. А в 13 лет Гамильтон поступил в университет. В 22 года назначен был профессором этого же университета. К 12 годам он также изучил 12 языков, хорошо знал географию.

Эварист Галуа, прожил всего 21 год и погиб на дуэли. Математик, революционер. В ночь перед дуэлью он н6апеисал о своих идеях. Долг7ое время ученые не принимали их: настолько Галуа опередил время. Но когда разобрались в его неопубликованных работах, то имя Галуа стало одним из почитаемых в математике. И до сих пор в науке говорят о «полях Галуа», «группах Галуа». Это основоположник новой ветви алгебры – теории групп.

Я полагаю, что этих ученых объединяет еще и то, что они математики Франции. Так ли это?

Ответ: Гамильтон – английский математик.

Ведущий:

Подводим промежуточный итог. Считаем звезды у наших участников. В финальный тур проходят двое с наибольшим количеством звезд.

Ведущий заканчивает этот тур, как и предыдущие: вручает фото на память, подарки.

Звучит гонг

Ведущий: Финальный тур называется «Математические обгонялки».

Представляет участников финальной «схватки» и задает им первый вопрос:

  • назовите имя женщины-математика, которую звали «красавицей-философом»

Ответ: Гипатия Александрийская

Ведущий: Еще одно задание финалистам:

  • перед вами слово «арифметика». Составьте из него как можно больше слов за 1 минуту. Время!

Ведущий: Пока финалисты пишут слова, отметим, каковы успехи каждого, сколько «звезд» у каждого.

Итоги игры «Звездный час». Награждается вице-победитель. Победитель «Звездного часа» получает приз и «звездную минуту» на выступление.









Сохранить у себя:
Внеклассное мероприятие по математике "Звездный час"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки