Внеклассное мероприятие по химии

показательные опыты по химии. Используется на внеклассных занятиях, кружках.

Содержимое разработки

Государственное Бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

«Кулебакский метталлургический колледж»

Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ

на комиссии математических Зам. директора по УР

и естественнонаучных _________ О.А.Маскаева

дисциплин и дисциплин

общеобразовательной подготовки

специалистов среднего звена

Протокол №__ от__________

Председатель цикловой

Комиссии____________







Конспект Внеклассного мероприятия

По химии

по теме

« Химия – наука чудес!»





















Кулебаки

2017г.

Внеклассное мероприятие по теме « Химия – наука чудес!»

Цель мероприятия: пробудить у обучающихся познавательный интерес к химии, развить творческие способности учащихся, стимулировать самостоятельное изучение нового предмета.

Оборудование и реактивы: в описании опытов даны необходимые реактивы и оборудование.

План мероприятия:

1.Вступительное слово учителя.

2.Занимательные опыты «Чудеса своими руками».

3.Заключение.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Внеклассное мероприятие пройдет в виде мастер -класса

Уважаемые студенты!  Сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашего колледжа. Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука химия  - вот истинная волшебница! Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.


Ребята! Посмотрите на периодическую систему  химических элементов Д.И.Менделеева. Что изображено на ней? Правильно, знаки химических элементов.

Периодическую систему можно представить в виде большого дома, в котором «дружно живут» абсолютно все химические элементы, известные человеку
Предлагаю вашему вниманию мастер -класс, который я для вас приготовила.

Занимательные опыты «мастер- класс».

        Химию называют наукой чудес. Чудесные превращения предлагаю вам посмотреть ребята, которые уже изучает предмет «Химия». При желании и вы, также, сможете проводить такие интересные и занимательные опыты.

"Ныряющее" яйцо.

У французев есть поговорка «Нельзя приготовить яичницу не разбив яйца», химику остается только пожать плечами.Сейчас я вам продемонстрирую опыт где и разбивать то будет нечего.

В высокий химический стакан или широкий цилиндр наливают 5%-ный раствор соляной кислоты.

Нужно приготовить 1 л 5%-ного раствора соляной кислоты, пользуясь раствором ее с плотностью 1,19 г/см3. По справочнику узнаем, что 5%,-ный раствор нмеет плотность 1,024 г/см3; следовательно, 1 л ее будет весить 1,024*1000 = 1024 г. В этом количестве должно содержаться чистого хлористого водорода:

Кислота с плотностью 1,19 г/см3 содержит 37,23% HCl (находим также по справочнику). Чтобы узнать, сколько следует взять этой кислоты, составляют пропорцию:

или 137,5/1,19 = 115,5 кислоты с плотностью 1,19 г/см3, Отмерив 116 мл раствора кислоты, доводят объем его до 1 л.

Так же разбавляют серную кислоту. При разбавлении ее следует помнить, что нужно приливать кислоту к воде, а не наоборот. При разбавлении происходит сильное разогревание, и если приливать воду к кислоте, то возможно разбрызгивание ее, что опасно, так как серная кислота вызывает тяжелые ожоги. Если кислота попала на одежду или обувь, следует быстро обмыть облитое место большим количеством воды, а затем нейтрализовать кислоту углекислым натрием или раствором аммиака. При попадании на кожу рук или лица нужно сразу же обмыть это место большим количеством воды.

Затем в раствор опускают неочищенное куриное яйцо, которое вначале опускается на дно сосуда. Однако через некоторое время на поверхности скорлупы появляются пузырьки углекислого газа (вследствие реакции карбоната кальция скорлупы с соляной кислотой) и увлекают яйцо вверх. На поверхности пузырьки газа лопаются и яйцо вновь "ныряет на дно". Процесс протекает до тех пор, пока не растворится скорлупа.

Примечание. Если яйцо окажется слишком тяжелым, то для увеличения плотности раствора в него следует добавить немного поваренной соли.





«Реакция на крахмал»


           К разбавленному раствору крахмала добавляем немного раствора йода. Появляется синее окрашивание. Нагреваем синий раствор. Окраска постепенно исчезает, так как образующееся соединение неустойчиво. При охлаждении раствора окраска вновь появляется. Данная реакция иллюстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры.


«Взрывные шарики»


Мы взяли кусок полистирольного пенопласта и вводили в него растворитель на основе ацетона. При этом было слышно шипение. В местах контакта ацетон "разъедает" пенопласт на глубину в несколько сантиметров, при этом можно заметить выделение газа.

Суть опыта очень проста: органическая жидкость растворяет полистирол, а содержащийся в пенопласте газ высвобождается наружу.

Можно также опускать небольшие кусочки пенопласта в стаканчик с ацетоном. Пенопласт будет быстро растворяться, а жидкость густеть. При этом активно выделяется газ, который был заключен в пенопласте.

Таким способом можно изготавливать самодельный клей, который подходит для склеивания резиновых поверхностей. Например, подошву ботинок подклеить (в отсутствие суперклея). 

Химическая реакция:

C8H8 + 2 C3H6O = O2 + 2 C7H10

стирол + ацетон = кислород + 5-метилциклогексадиен-1,3


«Таинственная надпись»



сухое молоко — 1 ч.л.

воду — 50 г

листочек бумаги

кисточку

утюг (или свечку, или настольную лампу)

1.Растворяем сухое молоко в воде путем тщательного размешивания.


2. Обмакиваем кисточку в полученный раствор и пишем секретное послание.

3. Ждем, пока невидимые чернила высохнут. Для пущей секретности пишем обманный текст обычной ручкой и отправляем письмо.

4. Чтобы прочесть письмо нужно подержать бумагу над светильником или прогладить утюгом.



«Лавовая лампа»


Чистая пластиковая бутылка или красивая банка (0,5-1 л) Воронка для жидкости Растительное масло Пищевой краситель (можно использовать зеленку) Шипучая таблетка (например Аспирин Упса) Вода Фонарик

Наполните бутылку или банку водой на ½. Интересно использовать не только прозрачные баночки, бутылочки, а воспользоваться, например, бутылочкой из цветного пластика. В нашем случае — это зеленая бутылка. Не берите слишком большие емкости. Красивее получается в узких бутылочках. Если же нет подходящих баночек, можно сделать в бокале. Добавьте краситель. В качестве красителя можно использовать зеленку. Цвет получается нежно голубой, который хорошо контрастирует с желтым цветом масла. Особо креативные экспериментаторы вместо воды могут использовать сок! Наполните банку до краев, долив растительное масло. Можно поэкспериментировать с объемом масла: в одну бутылочку налить больше, в другую меньше. Разломите шипучую таблетку на 4 части. Опустите один кусочек таблетки в воду и наблюдайте за результатом. Для усиления эффекта выключите свет, подсветите бутылку фонариком. Интересно получается, если под бутылочку положить телефон с включенным фонариком. Возобновить работу лампы можно, бросив в воду еще один кусочек шипучей таблетки. Экспериментируйте с разными цветами красителя, формами банок и бутылок. Можно добавить в баночку блестки или пайетки. У нас были выросшие шарики гидрогеля, которые забавно кувыркались в самодельной лавовой лампе.

Объяснение опыта:


Вода и масло – это жидкости с разной плотностью. Вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости. Когда ты бросил шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз. И так далее. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы


«Зубная паста для слона»


Пластиковый поднос. Коробка или противень. Будет служить для удобства и для того, чтоб емкость не «убежала». Дрожжи. Жидкое мыло, гель для душа или средство для мытья посуды. 6 или 8% раствор перекиси водорода (не нужно брать растворы меньшей концентрации, иначе эксперимент может не состояться) Пищевой краситель яркого цвета (синий, красный, оранжевый) Бутылка из под газированной воды, большая колба или другая емкость с довольно узким горлышком


Бутылку нужно поставить на поднос. В отдельной посуде, для этого подойдет маленькая мисочка, кружка или стакан нужно смешать две столовые ложки теплой воды и одну столовую ложку дрожжей, тщательно перемешать. В бутылке смешать полстакана перекиси водорода, немного жидкого мыла и несколько капель пищевого красителя (для красоты). Затем дать команду приготовиться и по команде в бутылку вылить смесь дрожжей.

Происходит реакция распада, выделяется вода и кислород, дорожи выступают в роли катализатора, то есть ускоряют процесс реакции, мыло увеличивает количество пузырей и пены, а краситель окрашивает их в разные цвета.


«Светофор»


РЕАКЦИЯ СО СМЕНОЙ ЦВЕТА




Всегда интересно наблюдать за чудом, особенно если это чудо имеет научное объяснение


Компоненты и последовательность действий:

  • Раствор №1: 75 мл воды, 2 мг гидроксида натрия, 2 гр порошка глюкозы.

  • Раствор №2: Голубой раствор метиленового синего (метиленового голубого). Концентрацию можно подобрать на глаз разбавляя темно-синий раствор до достижения прозрачности и светло-голубого цвета.

  • Раствор №2 смешиваем с раствором №1. Наблюдаем эффект. Раствор меняет цвет с голубого на бесцветный, однако, при взбалтывании колбы вновь становится голубым. Изменение цвета можно наблюдать десятки раз


Описание опыта:


В щелочной среде метиленовая синька окисляет (путем дегидрирования) гидратную форму моносахарида до монокарбоновой кислоты. При этом метиленовая синька (синего цвета I) восстанавливается до лейкометиленовой сини (бесцветное соединение II). Гидратная форма сахаров обычно образуется в водной среде при наличии альдегидной формы сахара. При этом альдегидная форма сахара присоединяет к себе молекулу воды.

«Имитация глубокого пореза»


Для опыта приготовьте три раствора:

1) хлорида железа (III) FеСl3 (10 г соли в 90 мл воды)
2) тиоцианата (роданида) аммония NH4CNS (5 г соли в 95 мл воды) или такое же количество тиоцианата калия
3) фторида натрия NaF (тоже 4 г соли в 100 мл воды). Можно использовать фториды лития LiF или аммония NH4F (фториды ядовиты!).

Если есть возможность, опыт проводят на добровольце. Конечно, экспериментатор может показать опыт и на себе, но это требует сноровки. Лучше всего для нашего эксперимента подойдет кисть руки.

Скажите аудитории, что вы смачиваете ватку "спиртом" и смажете ним место будущего пореза. Разумеется, вместо спирта вы возьмете раствор роданида аммония. Теперь берем коричневое стекло, края которого заранее смочены раствором хлорида железа (III) FeCl3. Коричневое стекло нужно для того, чтобы замаскировать цвет FeCl3. В противном случае зрители заметят, что стекло чем-то смазано.

Попросите добровольца повернуть место будущего пореза к зрителям, и медленно проведите по нему стеклом. На глазах у всех в месте "пореза" выступит темно-красная "кровь". После этого смажьте рану раствором фторида. "Кровь" сразу же исчезнет, а "рана" моментально заживет. Объясните зрителям, что это была "живая" вода.

Имейте в виду, что фториды ядовиты, особенно они вредны для зубов. Поэтому руки после опыта следует тщательно вымыть. Используемое в опыте стекло должно иметь устрашающий вид, но не быть острым. Иначе существует риск порезаться по-настоящему. Образование в опыте "крови" объясняется тем, что роданиды (тиоцианаты) CNS- образуют с ионами трехвалентного железа Fe3+ комплексные соединения, которые окрашены в интенсивно-красный цвет. Самым известным среди этих соединений является Fe(CNS)3. Реакция его образования имеет вид:

FeCl3 + 3NH4CNS = Fe(CNS)3 + 3NH4Cl


При добавлении фторида роданидные комплексы железа (III) разрушаются с образованием бесцветного иона [FeF6]3-:


[Fe(CNS)3] + 6NaF = Na3[FeF6] + 3NaCNS.



«Несгораемая купюра»


— очень простой и эффектный химический опыт. Для проведения эксперимента нам понадобится:


соль,

водно-спиртовой раствор (не менее 50%),

щипчики.


Добавляем немного соли с водно-спиртовой раствор и окуните туда купюру, так чтобы она полностью пропиталась. Сначала лучше тренироваться на купюрах небольшого достоинства ;). Вытаскиваем пинцетом купюру из раствора и немного ждем пока с неё стекут излишки жидкости. Собираемся с духом и поджигаем! Дайте огню прогореть пока он не погаснет и продемонстрируйте изумлённой публике несгораемую купюру. Она даже по краям ни капельки не обуглилась!


Суть химического опыта «Несгораемая купюра» состоит в следующем. Когда вы поджигаете купюру, начинает гореть спирт. Горит он быстро, вода же, которая присутствует в волшебном растворе, не успевает испариться. Поэтому сама влажная купюра и не загорается.


«Фараонова змея»


Для этого потребуется 2-3 таблетки лекарственного препарата и кубик сухого горючего. Под воздействием пламени начинается реакция, и из таблетки выползает серая "змея". Такие опыты с глюконатом кальция вполне безопасны, но все же стоит соблюдать осторожность при их проведении. Формула химической реакции следующая: 5 человек, с которыми нельзя общаться Как лебедь отблагодарил человека за спасение? Что произойдет, если делать "планку" каждый день?

C12H22CaO14+O2 = 10C+2CO2↑+CaO+11H2O

Как видим, происходит реакция с выделением воды, углекислого газа, углерода и оксида кальция. Именно выделение газа и обуславливает рост. "Фараоновы змеи" получаются в длину до 15 сантиметров, но они недолговечны. При попытке взять их в руки они распадаются.


или


просеянный песок;

95% спирт;

сахарную пудру;

пищевую соду.


Из песка насыпаем небольшую горку, пропитанную спиртом, на вершине этой горки делаем небольшое углубление. Затем смешиваем чайную ложку сахарной пудры и четверть ложки соды. Полученную смесь засыпаем в «кратер».

Поджигаем спирт (это может занять некоторое время). Постепенно смесь начнет превращаться в черные шарики, а после того как весь спирт прогорит, смесь резко почернеет и из неё начнет выползать фараонова змея!



«Вода - молоко»


В пробирку наливаем 2 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.
Добавляем несколько капель раствора хлорида кальция CaCl2.
Наблюдаемые явления: выпадает белый осадок.
Уравнение реакции:

Это реакция обмена.

Вывод: выпадение осадка - это признак химической реакции.



«Химический вулкан»


В фарфоровой ступке тщательно растирают 50 г оранжево-красных кристаллов бихромата аммония. Порошок (NH4)2Cr2O7 высыпают на большую металлическую пластинку или лист асбестового картона, придавая ему форму горки. На вершине "вулкана" гвоздем или палочкой делают лунку и вливают в нее 1-2 мл этилового спирта. Спирт поджигают спичкой, и свет в комнате гасят.


От тепла горения спирта начинает бурно разлагаться бихромат аммония. При этом из "кратера" выбрасывается сноп ярких искр и "вулканический пепел" - грязно-зеленый оксид хрома (III), объем которого во много раз превышает объем взятого бихромата аммония.


(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O


Экзотермическая реакция разложения бихромата аммония очень напоминает извержение настоящего вулкана.



«Самовозгорание бумаги»

то нам понадобится для опыта:


обычная аптечная марганцовка, как здесь

обычный аптечный глицерин, как здесь

пипетка

кафельная плитка или любая другая термостойкая подставка

бумага

Насыпаем на термостойкую подставку немного марганцовки в бумагу.


Кончиком ложки делаем небольшое углубление в горке марганцовки.


Пипеткой аккуратно капаем в нее 2-3 капли глицерина.




Взаимодействие сопровождается выделением большого количества теплоты и газов (углекислый газ СО2 и пары воды Н2О), которые увлекают за собой горячие твердые частицы диоксида марганца МnО2 и карбоната калия К2CO3.



Данная реакция получила название «вулкан Шееле».



Чем дальше эксперимент от науки, тем он ближе к нобелевской премии, ребята любите химию!

Заключение.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.

Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете, 
Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать, 
Надо химию понять.

Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес».

Литература:

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.

Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.

Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.

Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.

«Я иду на урок химии». Книга для учителя. – М.: ИД «Первое сентября», 1999.



Сохранить у себя:
Внеклассное мероприятие по химии

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки