Конспект внеклассного мероприятия по химии «Путешествие в страну
Неорганическая Химия»
Выполнила: учитель химии
МКОУ СОШ № 3 Г. Суровикино
Тупикова А.М.
Для 9-х классов
Задачи:
Обучающие: систематизировать знания по основным разделам курса «неорганическая химия» - о ПСХЭ Д.И. Менделеева, строении атома, химических свойствах основных классов неорганических соединений, типах химических реакций, условиях их протекания, составлении окислительно-восстановительных реакций.
Развивающие: совершенствовать умения сравнивать соединения различных классов неорганических соединений; наблюдать и формулировать выводы по проведенному эксперименту; анализировать химические объекты, классифицировать их, высказывать суждения об их свойствах; решать расчетные задачи разных типов.
Воспитательные: формирование представления о связи между составом вещества, его свойствами и применением, совершенствование знаний о многообразии веществ в природе, умений раскрывать генетические связи между веществами различных классов, показывать влияние химических веществ на окружающую среду, решать экологические проблемы, совершенствовать навыки по соблюдению правил техники безопасности.
Оборудование: карта-маршрут путешествия, карточки с заданиями, ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость солей, кислот, оснований», ромашки с лепестками, жетоны.
Конспект внеклассного мероприятия
Эпиграф на доске: «Единственный путь, ведущий
к знанию, - это деятельность»
I. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя: «Ребята, мы с вами изучили раздел «Неорганическая химия». Давайте вспомним основные моменты этого раздела, и отправимся в путешествие по острову с таким названием. Будьте внимательны, исход игры будет зависеть от знаний каждого из вас. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Вопросы есть? Все готовы? Тогда в путь!
II. Систематизация и обобщение знаний.
Чтобы попасть на остров надо преодолеть море Знаек, т.е. ответить на мои вопросы.
1. Кем и когда был открыт ПЗ? (Д.И. Менделеевым, в 1969г.)
2. Сколько химических элементов тогда было известно? (63)
3. Что означает порядковый номер химического элемента? (заряд ядра его атома)
4.Из каких частиц состоит атом химического элемента? (протон, нейтрон, электрон)
5. Чему равно число нейтронов в ядре атома? (N=Аr-Z)
6. Как определить число электронов в ядре? (равно порядковому номеру)
7. Какие электроны называют валентными? (электроны внешнего энергетического уровня)
8. Как изменяются свойства химических элементов в периоде?
9. Как изменяются свойства химических элементов в группе?
10. Что означает слово периодичность? (повторение одинаковых явлений)
11. Какой химический элемент был сначала открыт на Солнце, а потом на земле? (гелий)
12. Какие ядра нельзя брать в руки? (атомные)
13. Что можно зажечь холодной водой? (K и Pb)
14. Какой металл болеет «чумой»? (олово)
15. Без какого металла невозможна фотография? (серебро)
Молодцы, дружно справились с заданием. Приплываем к острову «Неорганическая химия» и высаживаемся на берег детективов. Кто не мечтал походить на замечательного сыщика Шерлока Холмса, сейчас можно проверить свои способности. Вот эту записку надо расшифровать угадав химический элемент и дав ему характеристику по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Содержание записки: «Трудно мне живется. Все гуляют, дышат воздухом, даже купаются в реке. А я вынужден все время лежать под слоем керосина, потому что на воздухе мои блестящие серебристые бока сразу покрываются тусклой белой пленкой, и постепенно я весь могу превратиться в рыхлый белый порошок. А в воде сразу начинается скандал: она шипит, выделяет какой-то бесцветный газ без запаха, меня подбрасывает, как на крыльях, я бегаю по поверхности воды, иногда даже охваченный пламенем. А если в воду после этого добавить фенолфталеин, он становиться малиновым (наверное, от стыда за такое негостеприимное поведение воды). Мои соседи по подгруппе похожи на меня, поэтому мы все имеем одно название, состоящее из двух слов. Я стою в самом начале периода, а за мной – химический элемент, который образует простое вещество, горящее ослепительным пламенем даже под водой. Раньше фотографы использовали процесс его горения, как вспышку. Если я прихожу в гости к моему другу хлору, то нас сразу отправляют на кухню, да ещё норовят бросить в суп, салат или гуляш. Люди считают, что после этого блюдо становиться вкуснее. Правда по одиночке они нас не только не едят, но и остерегаются. А почему?
Пока наш Шерлок Холмс работает над шифровкой, мы отдохнем на «Поляне формул». Вот несколько ромашек с этого поля, на каждом лепестке формула соединения, сорвав лепесток укажите класс соединения (простое вещество металл или неметалл; сложное – оксид, кислота или соль).
Выполняет весь класс (на каждом лепестке написаны следующие формулы: Р, Р2О5, Н3РО4, К3РО4, Ag3РО4, Са, СаО, Са(ОН)2, СаSO4, BaSO4. Пусть лепестки останутся у вас, они нам ещё пригодятся. Проверяем задание ученика у доски.
Приближаемся к бурной реке «Превращений», чтобы переправиться через неё надо составить из лепестков-формул мосты-превращения (иными словами генетические ряды) и написать уравнения соответствующих реакций, разобрав их с точки зрения ОВР (окислительно –восстановительных реакций) и ТЭД (теории электролитической диссоциации), указать тип химической реакции:
Р→Р2О5→Н3РО4→К3РО4→Ag3РО4
Са→СаО→Са(ОН)2→СаSO4→BaSO4
(Пока два ученика работают у доски, класс разгадывает загадки)
Загадки. Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести меня найдешь,
Теперь меня ты твердо назовешь (кальций)
Из меня состоит всё живое,
Графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и каждом из вас (углерод)
Я металл серебристый и мягкий,
И зовусь «самолётный металл».
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал (алюминий)
Я газ легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный,
Объединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду (водород)
Проверяем ребят у доски. Слушаем их комментарии.
Ребята, смотрите, впереди город, но странно он в каком-то дыму! (ученик рассказывает стихотворение)
Есть у нас большой завод
Он продукцию даёт,
А над ним труба дымит –
Небо синее коптит.
Жить под ней сплошная мука!
Но поможет нам наука.
Чтобы снять противогаз,
Обезвредить нужно газ!
Давайте поможем жителям «Неорганика». Для этого надо решить четыре задачи (вызываются желающие к доске).
Задача 1. Металлургический завод перерабатывает за год 96000т. металлической руды. Массовая доля серы в ней 0,2%. Сколько тонн серы будет участвовать в технологическом процессе ежемесячно?
Задача 2. Отходом металлургического комбината является сернистый газ – оксид серы (IV). Определите массу газа, образующегося ежемесячно из 16т серы.
Задача 3. Сколько тонн гидроксида натрия необходимо для нейтрализации выбросов 32т. сернистого ангидрида - оксида серы (IV)?
Задача 4. Для нейтрализации сернистого газа - оксида серы (IV) – используют 4%-ый раствор щелочи. Определите массу раствора, который можно приготовить из 40т. гидроксида натрия. Вычислите объём резервуара для хранения этого раствора, если плотность его 1250 кг/м3.
Загадки (для класса).
Был металл серебристо-белым
В соединении стал мелом (кальций)
Как вдохнешь зеленый газ
Так отравишься тот час (хлор)
Элемент – основа жизни,
Есть и в нашем организме (углерод)
Красит пламя в желтый цвет,
В воду кинь – его уж нет (натрий)
К восьмой группе отнесен,
В честь России назван он (рутений)
В конце периода стоит,
В нем вода и та горит (фтор)
«Камнем» прозван он людьми,
Но попробуй-ка возьми (литий)
Из него солдатик твой,
Но болеет он «чумой» (олово)
Он в теченье многих лет
Был причиной многих бед (золото)
Решили, молодцы! Всегда подавайте руку помощи оказавшимся в беде.
Смотрите, в городе есть музей, только странно он называется «Музей полуживых фигур». Заглянем?
Химия наука сложная,
С ней надо быть осторожнее!
И чтобы её познать,
Надо времени побольше
уделять на её изучение.
А то произойдет недоразумение!
Приглашаем Вас в «Музей полуживых фигур» (ребята в соответствующих костюмах изображают экспонаты музея), знакомьтесь:
Жертва взрыва.
Получал я водород
К нему прибавил кислород,
А они взорвались сразу,
И остался я без глаза
Жертва щелочи.
Вы не думайте друзья,
Что пришла так в школу я.
Злая щелочь платье съела,
Вот такое братцы дело.
Жертва кислоты.
Попробовать на вкус решил я кислоту.
Глядь языка уж нет во рту!
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту всё жжет.
Жертва любопытства.
Сунул палец я в пробирку,
Вместо пальца – просто дырка.
Все вместе. Чтоб жизнь свою не подвергать опасности,
Ты свято соблюдай все правила техники безопасности!
После минутки отдыха мы посетим гору «Экспериментальная». Надеюсь, себя никто не подвергнет опасности, дабы не пополнить экспонаты музея «Полуживых фигур».
Задание. (Выполняют вместе 2 ученика за одной партой, заносят результаты в выданный лист и сдают его на проверку учителю).
Даны три пронумерованные пробирки с хлоридом натрия, карбонатом натрия и сульфатом натрия. Определите, в какой пробирке, какое вещество. Результаты внесите в листок-тест.
III. Подведение итогов урока. Награждение свидетельствами «Знаток химии» трех степеней (I,II,III), по внесенному вкладу в урок.
В заключение урока учитель рассказывает о разделе «Органическая химия», с которым учащиеся начнут знакомство на следующем уроке.
Карта – маршрут путешествия