Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Птицы».
Цель:
1. Повысить заинтересованность учащихся в изучении биологических дисциплин.
2. Способствовать расширению кругозора учащихся о природе.
3.Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения и представления о необходимости охраны окружающей среды.
Задачи:
образовательная: формировать экологические знания;
воспитательная: воспитывать ответственное отношение школьников к окружающему миру, вызывать интерес к родному краю;
развивающая: развивать устную речь учеников, коммуникативные способности, умение работать в группах.
1.Разминка.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Вопросы для 1 команды.
1. Почему гусь выходит сухим из воды? ( Перья птиц смазаны жиром).
2. Как зерноядные птицы помогают себе в переваривании пищи? ( Глотают мелкие камешки).
3. Какая птица летает хвостом вперед? (Колибри).
4. Какая птица роет норы для гнезда? (Ласточка-береговушка).
5. Назовите две нелетающие птицы. (Пингвин, страус).
6. Какая птица спасла Рим от Галлов? (Гусь).
Вопросы для 2 команды.
1.Когда температура тела воробья выше зимой или летом? (одинаковая круглый год).
2. Какую птицу в нарде называют воровкой? (Сороку).
3. Какую птицу называют лучшим бегуном в мире? (Страус).
4. Какая птица самая маленькая в мире? ( Колибри).
5. Как называют ученого, изучающего птиц? ( Орнитолог).
6. У кого из литераторов птичья фамилия? ( Гоголь).
Птичьи рекорды.
1. Дятел может клевать 20 раз в секунду.
2. длина языка у дятла 10 см., он клейкий с острыми зазубринами на краях.
3.Орел может напасть, убить, и унести животное столь же большое как маленький олень.
4.Молодые малиновки едят 5 метров земляных червей каждый день.
5. Колибри пчелка птичка почти невесомая - всего 2г массой при «росте»7см, но пищи ей нужно в три раза больше массы ее тела, и очень много воды.
6. Стрижи самые быстрые птицы, их скорость достигает 170 км/ч. Они все делают в полете: питаются, ловя открытым ртом насекомых, пьют воду и купаются, касаясь водоема.
7. Стрижи очень заботливые родители, они приносят корм птенцам 35-40 раз в сутки в виде комка в котором до 1500 насекомых. За сутки птенцы съедают до 40000 насекомых.
8. Во время своего полета птица белоголовый орлан может перевернуться вверх ногами и лететь в таком виде некоторое время.
2. Узнавай-ка.
Каждый правильный ответ, оценивается 2 баллами.
3. Наблюдай-ка.
Издавна люди наблюдали за поведением птиц, и эти наблюдения связывали с природными явлениями. Какие вы знаете приметы, связанные с поведением птиц.
Команды по очереди называют приметы, каждая примета оценивается 2 баллами.
Это интересно.
1. Американские хищные жуланы не имеют острых когтей, поэтому они насаживают свою добычу на острый предмет. Чтобы привлечь самок самцы жуланы демонстрируют свою еду, наколотую на шип и украшенную ярким перышком.
2.Курам свойственно притворятся мертвыми для сохранения собственной жизни.
3.Единственной птицей, которая летает назад, является колибри.
3.Некоторые перелетные птицы северного полушария на зиму летят не на юг, а на север. Так, в Сибири и Гренландии обитает розовая чайка, которая при наступлении холодов отправляется на берег Северного Ледовитого океана, где остаются места, не покрытые льдом, это позволяет чайкам кормиться.
4. Основной питания вальдшнепов признаны дождевые черви. Чтобы их добыть птицы топчутся по земле, как бы имитируя сильный дождь. Этот маневр и привлекает червей наружу.
5. Иногда совы селят в своих гнездах… змей. Именно они конкурируют с совятами за принесенную пищу. В результате птенцы растут быстрее и лучше развиваются.
6. В древние времена для ловли рыбы жители Китая и Японии использовали специально обученных бакланов. На их шеи надевали специальные кольца, привязывали за веревку, и выпускали на охоту. Пойманную добычу птицы просто не могли проглотить и приносили ее человеку.
7. Жители африканских деревень приучают птиц – секретарей защищать свои поселения от змей и крыс.
8. Уникальную способность канареек чувствовать пары метана использовали шахтеры. Люди брали клетки с птицами с собой под землю. Когда пение птиц прекращалось, нужно было немедленно подниматься на поверхность.
4. Отгадай-ка.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
Загадки для 1 команды.
1. Без рук, без топоренка построена избенка. ( Гнездо).
2.Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей).
3. Когда плывет - прекрасен, когда шипит – опасен. (Гусь).
4. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни и полет вошли в стихотворения. (Жаворонок).
5. Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло. (Сова).
6. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тюкнет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля).
Загадки для 2 команды.
1.Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будет. (Петух).
2.Не дровосек не плотник, а первый в лесу работник. ( Дятел).
3. Птица сверху налетает, и цыплят внизу хватает. ( Ястреб).
4. Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал. Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь и был таков. ( Пеликан).
5. Что за весенняя черная птица, Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица, прямо за трактор чуть не садиться? ( Грач).
6. Скажи ты мне, какой чудак и днем и ночью носит фрак? ( Пингвин).
Страничка краеведа.
Жизнь большинства птиц нашего края связана с лесами, рощами, садами, кустарниками. С ранней весны до середины лета здесь слышен разноголосый хор сотен видов птиц.
Не все птицы живут у нас круглый год. Одни живут только летом, а на зиму улетают за тысячи километров в теплые края. Весной они безошибочно возвращаются в родные края, к своим гнездам. Есть и такие, которые прилетают к нам зимовать из тундры, лесотундры и северных лесов: чечетки, свиристели, снегири.
Весной первыми прилетают грачи, за ними жаворонки, дрозды, трясогузки, зяблики, чижи, коноплянки, ласточки. Есть птицы, которые возвращаются в наш край пешком. Это деркач, или коростель. Он очень быстро бегает и даже при преследовании не взлетает.
В лесах у нас водятся глухарь, тетерев, рябчик, лесной голубь, вальдшнеп. Повсюду распространены воробьи, ласточки, обыкновенные голуби, серые вороны, сороки.
На заросших камышом реках и прудах гнездятся дикие утки, на заболоченных места живет кулик, чибис, кряква обыкновенная.
К хищным птицам, обитающим в нашем крае, относятся ястреб-тетеревятник, пустельга обыкновенная, лунь, полевой чеглок, канюк, или сарыч обыкновенный, сова ушастая, козодой обыкновенный, сизоворонка.
5. Разгадай-ка.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
ОН, ЩЕЛКАЯ, РОКОЧЕТ,
СВИСТИТ,ЖУРЧИТ, СТРЕКОЧЕТ,
КАК ЛИВЕНЬ, ОН КЛОКОЧЕТ,
ЗВЕНИТ, КАК КОЛОКОЛЬЧИК.
ТО НА КОЛЕНЕ ПЯТОМ
ВНЕЗАПНО ДАСТ РАСКАТОМ,
А ТО ВЫВОДИТ ТРЕЛИ
ЗАТЕЙЛИВЕЙ СВИРЕЛИ
Я ЛЯГУШЕК ПОЕДАЮ
И НА ЗИМУ УЛЕТАЮ,
ГНЕЗДА Я НА КРЫШЕ ВЬЮ,
НА ОДГОЙ НОГЕ СТОЮ.
____________________________________
У ЭТОЙ ХВОСТ – КОСИЦА,
У ТОЙ – КАК ВЕЕРОК.
ДВЕ ПТИЦЫ, ДВЕ СЕСТРИЦЫ:
КОСАТКА, ВОРОНОК
ОДНА ИЗ НИХ – СЕЛЬЧАНКА,
ДРУГАЯ – ГОРОЖАНКА.
____________________________________
ВСПУГНИ ЕЕ ХОТЯ НЕМНОЖКО –
«ФИТИУ» В «МЯУ» ОБЕРНЕТСЯ,
ЗА ЧТО ОНА «ЛЕСНОЮ КОШКОЙ»
НАРОДОМ ИССТАРИ ЗОВЕТСЯ.
____________________________________
НОЧЬ СТОИТ. ПОВСЮДЫ ТИШЬ
НА ДОБЫЧУ ВЫШЛА МЫШЬ
НО НЕ ВЕДАЕТ ОНА,
ЧТО ЗА НЕЙ СЛЕДИТ …
____________________________________
Я СЕБЕ ГНЕЗДА НЕ ВЬЮ,
И ПТЕНЦОВ Я НЕ ЛЮБЛЮ.
Я ЖИВУ ВСЕГДА ОДНА
И СЧИТАЮ ВАМ ГОДА.