Внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"

Дети в игровой форме раширяют свои знания о птицах.

Содержимое разработки

МБОУ «Кривчиковская СОШ»





Внеклассное мероприятие

для начальных классов

ко Дню птиц


«Пернатые

друзья»







подготовила и провела:

учитель начальных классов

Сыромятникова Е. И.




с. Кривчиково

Тема: «Пернатые друзья»


Цель: расширить знания детей о птицах.



Задачи:

знакомство с разнообразием птиц, с традициями русского народа;

развитие познавательной активности, творческих способностей детей;

развитие коммуникативных умений через работу в группах,

экологическое образование обучающихся.



Оборудование:

компьютер, медиапроектор;

запись голосов птиц, песни «У дороги чибис»;

выставки книг, рисунков, проектов по теме;

маски для сценок,

карточки с заданиями для игры,

обрядовое печенье – кулики.



Вид медиапродукта:

презентации «День птиц», «Птичьи портреты».



Последействие:

оформление собранных материалов в проект «Пернатые друзья».


Сценка

(исполняют дети в масках)

Дятел: Здравствуй, Зяблик старый!

Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой!

Дятел: А ты как узнал, что я молодой?

Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый?

Дятел: По носу! Нос-то у тебя голубой, а у молодых зябликов –коричневый.


- Догадались, ребята, о ком мы сегодня будем говорить?

- Да, наше внеклассное мероприятие посвящено птицам. Оно называется «Пернатые друзья».

- Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по 100 км – так спешат домой. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях - отдыхают!

Кто прочитает стих о прилёте птиц весной?

(Дети читают стихи)



- Давайте, ребята, сядем поудобнее, закроем глаза и представим себе весенний лес. Послушаем голоса птиц.

(Звучит запись голосов птиц. Релаксация)

- Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы радуются первому теплу, солнышку.


- Давайте прочитаем стихи о птицах?

(Дети рассказывают стихи)


- Посмотрите презентацию « День птиц».

(Идёт просмотр презентации: небольшие сообщения о птицах)


- Вы много читали о птицах и тоже приготовили сообщения о них.

(Выступление детей. Показ слайдов: фото птиц)


- Отгадайте название птицы. Я буду медленно читать стих, а вы называйте только первую букву каждой строки, а Лера будет записывать за вами буквы. Узнаем, о какой птице идёт речь.


Чубчик тонкий вздёрнут вверх драчливо,

И, кружась над нашей головой,

Беспокойно и нетерпеливо

Испокон веков кричит он «чьи вы?»,

Словно сторож жизни луговой.


- Как называется эта птица? (чибис)

(Показ слайда: фото чибиса)


- Проведём музыкальную паузу и споём песню о чибисе.

(Дети исполняют песню «У дороги чибис»)


- А теперь поиграем. Распределитесь на 2 группы.

(Дети разбиваются на группы)


Выполним задания:


  1. Отгадай птицу.

(Дети по очереди в группах задают друг другу загадки и смотрят презентацию «Птичьи портреты – отгадки-изображения птиц; отгадывают птиц по фото)


  1. Сценки про птиц.

  2. «Поменяй букву»

  3. «Шифровка»

  4. Кроссворд «Птицы»



- А сейчас поиграем в игру «Птицы». Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, хлопайте. Будьте внимательны!


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (дети хлопают)


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (дети хлопают)


Прилетели птицы:

Голуби. Синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки… (дети хлопают)

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!


  1. «Пословицы»

  2. «Подберите рифму»

  3. «Угадай-ка»

  4. «Задача на смекалку»

  5. «Узнай птицу» (по признаку)


- Вы молодцы! Хорошо знаете птиц.

Какую нам пользу приносят птицы?

(Дети рассказывают о пользе птиц)

- Птицы приносят нам большую пользу. Они радуют нас своим прекрасным пением, своим разнообразным оперением. Трудно даже представить себе, какое количество вредных насекомых и грызунов уничтожают за год все птицы, обитающие в нашей стране. Вот почему, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства. Мы с вами тоже должны беречь птиц.

- Какие правила поведения в природе по отношению к птицам вы знаете?

(Дети называют правила друзей природы)


- Ребята нам прочитают стихи о бережном отношении к птицам.


(Дети читают стихи)


- Пусть мир становится добрей

И лучше год от году.

Возьмёмся за руки, друзья,

И защитим природу!


Я надеюсь, что вы будете беречь нашу родную природу, в том числе и птиц.

(Показ слайда «Берегите птиц!»)



- В конце нашего познавательного мероприятия я ещё раз хочу напомнить вам о традиционных русских праздниках, посвящённых нашим пернатым друзьям. 17 марта мы провели классный час на тему «Герасим-грачевик, или Праздник грачиной каши».

(Демонстрация слайдов о празднике)


- В конце марта, 22 го числа, отмечается на Руси праздник второй встречи весны. В этот день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день сорок пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонков, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну.

Чаще всего это обрядовое печенье называли жаворонками, а также куликами, иногда «чувильками! (от подражания птичьему напеву – «чувиль-виль-виль).

В Орловской губернии таких птичек называли «ластовки» (ласточки) или снегирьки. Кликание весны также называли: «птичек кликать», «чурюкать», «чувикать». Ватаги ребятишек бегали по деревне, высоко подняв ржаных жаворонков. Они рассаживали птичек на сугробах, на пригорках, на деревьях, на стогах сена и пели песенки-заклички. В этот день можно услышать настоящего жаворонка. Говорили: жаворонок прилетел – вешним теплом потянуло.

(Показ слайдов о празднике)


- Кто знает песенки-веснянки?(дети поют заклички)


- А сейчас мы тоже возьмём своих жаворонков, пойдём с ними на улицу и тоже будем закликать весну-красну.

(Дети с жаворонками закликают на улице весну, поют веснянки)

Приложение


Ласточки

Из Африки весною ласточки летят,

Под крышами из глины гнёзда мастерят.

Летят как самолётики, изящны и легки.

Раздвоенные хвостики, собой невелики.

Треугольным клювом хватают на лету

Мошек и комариков домой к себе несут.

Похожие на ноты, сидят на проводах

И весело щебечут о солнце и дождях









Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнёзд!»

Мы и не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.






Иволга

Прилетает иволга в рощи позже всех,

И гнездится иволга в рощах выше всех.

С ветром повстречается: «Как бы не унёс!»

На гнезде качается в зелени берёз…

«Иволга, иволга, песней нас встречай,

Иволга, иволга, флейтой отвечай!»

Ярким оперением украшая лес,

Переливным пением, оглашая лес,

Иволга торопится вывести птенцов

И на юг воротится раньше всех певцов…

«Иволга, иволга, песней нас встречай,

Золотая иволга, флейтой отвечай!»




Не пугайте резвых птичек!

Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг порхают,

Крылья их на ярком свете, словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни, что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают нам леса, сады и поле.

И в работе очень важной нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях червяков и вредных мошек.

И сады, и нивы наши нам они оберегают.

Не пугайте ж резвых птичек! Пусть они нам помогают!








У каждой птицы музыка своя,

Свой голос и свои для пенья сроки…

И не мешает пенью соловья

Смешное бормотание сороки.

У этой птицы мал для пенья срок,

Зато вот эта может петь часами,

И потому, как будто туесок,

Лес доверху наполнен голосами.

В прекрасном мире веток и теней

Всё то, что живо музыкою дышит…

Здесь всё поёт,

Здесь даже муравей ползёт, поёт

И сам себя не слышит.




Птичьи песни

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей, не трогай птичьих гнёзд.

Ты в наши гнёзда не смотри, не становись на пни,

Яичек наших не бери – зачем тебе они?

Через неделю или две зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат»

Чтоб накормить своих птенцов, набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят – они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад, на яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет.

Их пеночка и реполов поймают на обед.




Наши гости

Мы вставали ночью даже, из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же наши гости прилетят?

Ну когда же звонкой стаей защебечут у окна?

Может быть они не знают, что вернулась к нам весна?!

Что скворечник ждёт их новый, что проснулись луг и сад…

Всех гостей встречать готовы. Что же гости не летят?

А сегодня поглядели – на ольхе сидит скворец.

Прилетели… Прилетели! Прилетели наконец!
























Веснянки

Кулик-малик, жаворонок сел на донок,

А со донку у воду,

Отморозил бороду.


Кулики, кулики куликали

Весну красную закликали:

Весна-красна! На чём пришла?

- На сохе, бороне, на кривой кочерге,

На жёрдочке, на бороздочке,

На ржаном колосочку,

На пшеничном пирожочку.


Грачи, кулички, прилетите,

Весну-красну принесите.

Нам зима-то надоела,

Весь хлеб поела!


Жавороночек на проталинке,

На завалинке зиму провожает, весну встречает.


- Весна-красна, на чём пришла?

- На кнутику, на хомутику,

На сохе, бороне,

На крутой горе.


Кулик-малик, жаворонок

Сел на дорожку, отморозил себе ножку.


Сел кулик на грядку,

Отморозил себе пятку.



«Поменяй букву»

Шляпка-

Палка-

Корона-

Капля

Врач-




Задача на смекалку:

На берегу сидели две вороны и смотрели: одна – на юг, другая – на север.

- У тебя, говорит одна, - лапки в грязи.

- А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.

Как же так: смотрят в разные стороны света, а друг друга видят?



«Угадай-ка»

Зябко в лесу. Словно щёки ребят,

Яркие гроздья рябины горят.

Бодрая птаха, готовясь в полёт,

Лето с собою в дорогу зовёт.

И улетает в осеннюю синь

Краткая звонкая песня: «Пинь-пинь!»



Изящная корзиночка-гамак

Вплелась в прозрачный летний березняк.

Оттуда флейты нежной переливы

Летят в румяный день: «Фиу-ти-лиу».

Горит пичуга краской золотой,

А лес до края солнцем налитой!

«Подберите рифму»


Кораблик-

Макушка-

Париж-

Птица-

Гол-







«Узнай птицу»


Птица-рыболов соловей

Птица-плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица-строитель баклан

Птица-акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова












Пословицы

Птице – крылья –



человеку – разум.



Всяк кулик



своё болото хвалит.



Слово не воробей,



вылетит – не поймаешь.







Кроссворд «Птицы»



  1. Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (цапля)



  1. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)



  1. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)



  1. На шесте - дворец

Во дворце – певец. (скворец)



  1. Всю ночь летает, мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло. (сова)

Правила поведения в природе



  1. Прислушивайтесь к голосам птиц и умейте их различать.



  1. Рассматривайте птиц в небе и вы увидите, как красивы птицы в полёте.





  1. Если хотите услышать пение птиц, не шумите.



  1. Если увидите птицу на дереве, не прогоняйте её.





  1. Никогда не трогайте птичьи гнёзда.



  1. Если в походе увидите лежащего на земле птенца, не трогайте его.





  1. Не берите птенцов домой, вы не сможете их выкормить.



  1. Не берите в лес собаку, она может найти гнездо и съесть птенцов.





  1. Не стреляйте в птиц из рогаток.



  1. Берегите птиц зимой, подкармливайте их.





  1. Делайте для птиц скворечники, синичники, кормушки.

Сохранить у себя:
Внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки