Внеклассное мероприятие для начальной школы "Птицы наши друзья"

Внеклассное мероприятие для начальной школы "Птицы наши друзья". Проводится после экскурсии в лес. Расширяет кругозор детей.Прививает интерес и заботу о пицах

Содержимое разработки



Внеклассное мероприятие в начальной школе


«Птицы – наши друзья»

Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей№36»

Баранова Татьяна Николаевна

Цель: развивать кругозор учащихся, воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним.

Задачи:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию и учебную литературу.

Коммуникативные: учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться, учиться выражать свои мысли.

Регулятивные: учиться высказывать свою версию, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Оборудование:
• рисунки птиц;
• книги о птицах;
• иллюстрации птиц;
• плакат с надписью "Птицы - наши друзья";

• кормушки для птиц;

• разноцветные фишки для распределения ролей в мероприятии по количеству человек (6 красных, 6 жёлтых, 3 синих, остальные зелёного цвета)

Предварительная работа: экскурсия в городской парк, знакомство с жизнью птиц, чтение художественных произведений, разучивание стихов, пословиц и поговорок о птицах, народных примет о птицах, разгадывание загадок, изготовление поделок, сувениров, участие в выставках декоративно-прикладного творчества, инсценировка басен о птицах.

Ход мероприятия:

Ведущий (учитель):

- Здравствуйте, ребята! Как известно, 2017 год объявлен в России Годом экологии.

Слово ЭКОЛОГИЯ происходит от двух греческих слов «ойкос» – дом и «логос» – учение. Экология - наука о месте обитания, об окружающей среде.

Мы уже проводили с вами мероприятия по темам: «Красная книга» и «Правила поведения в природе», где рассказывали об экологических проблемах нашей Саратовской области и об охраняемых растениях и животных.

- Сегодня мы с вами поиграем и поговорим о наших друзьях. А узнать, кто это, вам поможет загадка:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла:
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).


Верно. Наше мероприятие сегодня посвящено птицам.

- Птицы - дети воздуха.
- Птицы могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
- Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
- Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись.

- Всего на земном шаре насчитывается около 8600 видов пернатых.

Про птиц мы с вами читали много разных произведений, учили стихи. А сегодня вас ждут интересные и увлекательные конкурсы по теме: «Птицы», а потом мы с вами повесим кормушки для птиц в нашем школьном дворе.


Для нашего мероприятия нам нужно разделиться на 2 команды по 6 человек: «Снегири» и «Синицы» и выбирать жюри – 3 человек. Остальные ученики – это будут зрители.

Когда вы со звонком входили в наш класс, то на входе вам предлагалось выбрать разноцветную фишку. Итак, встаньте те ребята, кто выбрал красную фишку. Поздравляю вас, вы команда «Снегири». Теперь поднимитесь те, у кого жёлтая фишка. Вы команда «Синицы».

У нашего почтенного жюри – в руках синяя фишка. А те ребята, у кого зелёная фишка, будут нашими болельщиками, нашей поддержкой и опорой. Итак, все готовы. Мы начинаем нашу игру.

Визитная карточка


Ведущий (учитель): Для начала предлагаю участникам представить свои команды. Название команды, девиз и рассказать, что вы знаете об этих птицах.


2. Разминка в вопросах


1 команда:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

2. Какая птица выше всех летает? (Орёл)

3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)


2 команда:

1. Какая птица в мире самая большая? (Страус)

2. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова)

3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)


  1. Конкурс «Вопросы по книгам»


Ведущий: На следующее задание легко ответит тот, кто внимательно читает книги.


1 команда:

1. В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли – стерхи? (В России).

2. Каким образом пеликаны-матери выкармливают своих птенцов? (Отрыгивают из зоба размягченную рыбу).

3. Как чомга спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка).

2 команда:

1. Сколько яиц откладывают стерхи? (2)

2. Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, вытянув шею и поджав 1 ногу).

3. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)


Ведущий: А сейчас, пока жюри оценивает два конкурса, вопросы для зрителей:


  1. На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят).

  2. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г.Х. Андерсен)

  3. Какие еще сказки Андерсена вы помните, в заголовках которых есть название птиц? («Соловей», «Дикие лебеди»)



  1. Конкурс рисунков


Сейчас капитанам команд предстоит выбрать карточку с названием одной из книг, а затем к этой книге командам нужно будет нарисовать обложку.


  1. А. Поповкина «Чёрные лебеди» (Вариант рисунка: солнце, вода, и два чёрных лебедя).

  2. В. Флинт «Где живёт белый журавль» (Вариант рисунка: взрослый журавль и птенец.)


Пока команды рисуют, вопросы зрителям:


  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

  3. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

  4. Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)

  5. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жучков и личинок)

  6. Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

  7. Как гуси защищают своих птенцов от непогоды? (Прячут под крыло).


Жюри подводит итоги конкурса рисунков и промежуточные итоги игры.


  1. Конкурс «Пословицы о птицах»


Вспомните пословицы, где есть птицы:

1 карточка: ВОРОБЕЙ, КУЛИК.

2 карточка: ГУСЬ, СИНИЦА.


За каждую пословицу – 1 балл.


(Например, «Слово не воробей – вылетит, - не поймаешь»

«Всяк кулик свое болото хвалит».

«Гусь свинье не товарищ»

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе»).


  1. Конкурс капитанов


Отгадайте загадки.


Капитану 1 команды:

  1. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач).

  2. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)

  3. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова).


Капитану 2 команды:

  1. Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли).


  1. Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает,

В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей).


  1. Каждый год я к вам лечу – зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь).


7. Конкурс народных примет о птицах

А сейчас надо будет назвать каждой команде по очереди приметы, касающиеся зимующих птиц.

  • Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, — быть вьюге.

  • Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат си­ницы, - жди мороза.

  • Если ворон на нижних ветвях деревьев - значит, скоро под­нимется ветер.

  • Воробьи дружно расчирикались — будет оттепель.

  • Мелкие птички собираются в кучу - к дождю.

  • Сова кричит - на холод.

  • Ворона кричит зимой - к метели.

  • Ворона под крыло клюв прячет - к холоду.

  • Птицы садятся на верхушки деревьев – перед теплом.

  • Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороза.

  1. Конкурс «Сказочный»

Ведущий: Все мы – и взрослые, и дети любим сказки. Вот сейчас мы и проверим, как команды знают сказки.

Каждой команде предлагается посмотреть на рисунок, вспомнить название сказки и автора.


1 команда:

- ГАЛЧОНОК (Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот»)

- ПОПУГАЙ (Г. Остер «Зарядка для хвоста»)

- ПЕТУШОК (А. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)


2 команда:

- СОВА (А. Милн «Вини-Пух и все-все-все»)

- ЛАСТОЧКА (Г. Андерсен «Дюймовочка»)

- ВОРОБЕЙ (К. Чуковский «Тараканище»)


Жюри оценивает конкурс.


8. Проверка домашнего задания

Инсценировка басен И. Крылова: «Ворона и лисица», «Чиж и голубь»


9. Итог игры.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам угадать пословицу, которая вскоре появится на доске. Сейчас вы видите только одно открытое слово: «ПТИЦУ…»

Кто продолжит эту пословицу, получит в награду книгу «Птицы».

(«ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЁТЕ, А ЧЕЛОВЕКА – В РАБОТЕ»)


Да, сегодня мы много узнали о наших пернатых друзьях. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных, – это воздушное пространство. Но мы должны обязательно помнить о важных правилах. Послушайте!


Подготовленные 2 ученика читают стихотворения.

1. Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощею буря злится.
Храните дерево от топора -
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома. (Автор: К. Кулиев)

2. Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (Автор: А. Яшин)

А теперь давайте вспомним птиц нашей Саратовской области, о которых мы ещё сегодня не упоминали во время игры. (Зяблик, лазоревка, кедровка, пустельга, вертишейка, трясогузка, кряква, мухоловка, дубонос, дрозд, свиристель, овсянка, просянка, поползень, глухарь, клёст и др.)


Жюри объявляет итоги. КВН завершается. Награждение участников игры грамотами и памятными призами.


Рефлексия.


Продолжите фразы:

Мне сегодня особенно понравилось…

Мне было интересно узнать …

Я понял(а) …

Мне не понравилось…


А сейчас мы с вами пойдём на школьный двор и повесим для наших друзей – птиц кормушки.


Список использованных источников:


• Бейко В.Ф., Березина М.Ф. Большая энциклопедия животного мира.

• Загадки о птицах: https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/

http://www.metod-kopilka.ru/kvn_quot_ptichi_razgovoryquot-35441.htm

• Иваницкий В.В. Я познаю мир Птицы. – М. Астрель,2000 г.

• Варно Ж. Моя первая энциклопедия Животные. – М. “Омега,2008 г.


Фотографии, сделанные после мероприятия.


Сохранить у себя:
Внеклассное мероприятие для начальной школы "Птицы наши друзья"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки