Подготовила : Магомедгаджиева А .М.
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
Ход праздника
1 ведущий: Угадайте, о каком веществе идёт речь. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (Воды.)
2 ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
1 чтец:
Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота –
Незаменимая наша вода.
2 чтец:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И, кажется сказкою это
А, в сущности, только вода
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода.
Высокие гребни вздымая
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля.
Но время придет – все растает,
И будет простая вода.
А. А. Фет.
ведущий: Интересные факты о воде:
Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
В озерах сосредоточено более 26 тысяч км3 пресных вод.
Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны!
ведущий проводит викторину «Реки, озёра, моря и океаны»:
Сколько на нашей планете океанов? (4)
Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан, Северный Ледовитый океан.)
Почему все океаны объединяют в Мировой океан? (Нет четких границ.)
Как называются части океана, которые вдаются в сушу? (Моря.)
Из чего образуются ледники? (Из снега.)
Как называются плавающие глыбы льда? (Айсберги.)
Подземные воды выходящие на поверхность образуют ... (источник, родник).
Как называется множество живых, блуждающих существ в толще воды? (Планктон.)
Как называются постройки, созданные маленькими морскими животными, коралловыми полипами? (Коралловые рифы.)
Какие приспособления имеют животные для плавания? (Ласты, плавники, перепонки.)
Чем питаются гиганты моря – киты? (Планктоном.)
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд.)
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки.)
Чем знаменито озеро Байкал?
Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения.)
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека.)
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища.)
Какая рыба крякает? (Морской карась.)
Какой злак растет под слоем воды? (Рис.)
Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк.)
У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки.)
Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука.)
Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года.)
Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча.)
Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз.)
Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру.)
Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза.)
Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)
Ведущие: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Попробуйте отгадать наши загадки.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней.)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан … (Снег.)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд.)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки.)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река.)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны.)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад.)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море.)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк.)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса.)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь.)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь.)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа.)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото.)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой … (тучи)
Что в руках не удержать? (Воду.)
3 ведущий: Люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше, чем суши. Было бы справедливым называть нашу планету – планета Вода! А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана.
4 ведущий: Мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам её нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Для чего ещё кроме питья нужна вода человеку? Где человек использует воду? (Ответы детей.)
1 ведущий: «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами ... Ты самое большое богатство на свете», – писал о воде Антуан де Сент Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.
- А как можно экономить воду? (Вызываются две команды по 5 человек из параллельных классов, и они вносят свои предложения по экономии воды дома и в школе.)
3 чтец:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
2 ведущий: Я приглашаю на сцену самых маленьких участников нашего праздника – первоклассников. Они выполнят очень важное задание.
(На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой – из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток – на «грязный» фон.)
Посмотрите все сюда:
Это чистая вода.
Так прозрачна – все видать!
Разных рыб – не сосчитать!
Ну а это что такое?
Грязно-серое, рябое…
Пятна масла, всякий хлам…
Вот, что скажем, братцы, вам …
3 ведущий: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам. (На сцену приглашаются команды 2-4 классов по 4-5 человек. Они оформляют свои обращения в виде листовок.)
5 чтец:
Давайте мы будем природу беречь
Для очень приятных у озера встреч,
Для встреч на поляне, купаний в реке,
Для отдыха дома, а не вдалеке.
Чтоб было природу кому охранять,
Нам нужно все четко и верно понять-
Природы король человек и венец,
Но все ж без нее человеку – конец!
1 чтец:
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан! В
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!