МБОУ КР ОО «Кривчиковская СОШ»
Внеклассное мероприятие
в 3 классе
«Что в имени
тебе моём?»
провела
учитель начальных классов
Сыромятникова. Е. И.
Тема: «Что в имени тебе моём?»
Цель: расширить знания детей по истории имён.
Задачи:
продолжить изучать историю возникновения имён, их значение;
развивать навыки исследовательской работы,
развивать творческие способности детей,
продолжить знакомство с известными людьми искусства,
воспитывать любовь к своему имени и именам окружающих,
прививать интерес к чтению, любовь к сказкам,
возрождать традиции, духовные и культурные ценности.
Оборудование и наглядные материалы:
компьютер, медиапроектор;
выставка «Наши проекты»,
толковые словари,
выставки книг «По дорогам сказок», «Басни И. А. Крылова»;
выставка рисунков «В стране сказок»,
портрет И. А. Крылова, выставка репродукций картин к басням;
альбом «Знаменитые люди России»,
газета «Заря»,
портфолио детей,
проекты «Значение имени Светлана», «Тайна имени»;
Вид медиапродукта: наглядные презентации по теме.
Ход мероприятия.
- Начнём нашу встречу с загадки.
Что даётся человеку, а используется другими,
Но и самому хозяину это очень дорого? (имя)
- Имена – это привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.
Наше мероприятие называется «Что в имени тебе моём?».
Девиз, под которым проходит наше мероприятие, такой:
Тайна имени – тонкое дело.
Анализ её проведём мы умело.
Что-то полезное каждый найдёт.
Смысл имени не пропадёт.
- «Как корабль назовёшь, таким и будет плавание». Эта поговорка оказывает серьёзное влияние на характер и судьбу человека. Значение имени человека изучали астрологи и психологи. Они использовали для этого самые различные теории.
«Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах называется ономастика.
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, это его имя.
Будь оно простым набором звуков, родители вполне могли бы давать детям порядковые номера, а продюсеры не придумывали будущим звёздам яркие псевдонимы. В действительности звучание любого имени, как музыкальная мелодия, рождает у окружающих те или иные чувства, которые переносятся и на самого обладателя имени. Одни звучат напористо и твёрдо, другие – напряжённо, третьи – завораживают.
Каждое имя обладает своим персональным образом, сложившимся в ходе истории.
Недаром в королевских династиях разных времён одни и те же имена повторялись из поколения в поколение.
Изначально в качестве имён у наших далёких предков выступали «говорящие» словосочетания, несущие определённый смысл: «Быстрый олень», «Зоркий глаз». У каждого имени есть своё толкование.
- Вы тоже собирали материал об именах, работая с разными источниками информации. Узнали значение имени, его происхождение, энергетику и даже секреты общения. На уроке русского языка у нас уже была защита ваших проектов по теме.
(Учитель демонстрирует выставку «Наши проекты»)
- К этому мероприятию вы приготовили проекты- презентации. Давайте послушаем Валерию.
(С презентацией выступает Заворотная Валерия)
- Спасибо, Лера.
Цвет имени Валерия красный – цвет энергии, которая является источником жизненной силы. Люди с таким именем, энергичны, очень упрямы и сложны в общении.
- Если обратиться к толковому словарю Кузнецова, то в нём слово имя трактуется так: имя – это личное название человека.
Ведь неспроста на Руси у человека было 2 имени. Односложное –для всех, другое тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых людей. Часто имя было непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба) для ещё большей защиты от плохих людей. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда человек сам должен был добыть себе имя в бою, в состязании, труде или иных занятиях. По своему характеру и личным достоинствам он и получал своё настоящее имя.
- Давайте послушаем, что о тайне своего имени нам расскажет Саша.
(С презентацией выступает Исламова Александра)
- Саша, спасибо за выступление.
Александра – имя фиолетового цвета. Люди с этим именем обладают развитой интуицией, романтики по характеру, фантазёры, очень эмоциональны, вспыльчивы.
- «Имя личное название человека, даваемое при рождении» - из словаря С. И. Ожегова.
В справочнике А. Н. Петровского написано: «…Регистрация новорождённых детей производилась только церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал ни один ребёнок, даже если его родители были неверующими. Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви есть особые книги – месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагает на выбор несколько имён, которые значились в святцах на день рождения ребёнка. Этим обычно дело и кончалось… Во всяком случае, ребёнку можно было дать только такое имя, которое имелось в святцах. Никакого вольнодумства не допускалось…»
- А теперь о своём имени нам расскажет Светлана.
(Света выступает с сообщением о своём имени)
- Спасибо, Света, за выступление.
Светлана (светлая, чистая) – имя славянского происхождения от слова «светлая». Это женский вариант имени Светлан. Имя это удивительно тёплое и ласковое. Светлой мелодией звучит это имя. Цвет имени: голубой, зелёный, красный.
Камень-талисман: горный хрусталь.
Основные черты: лёгкая, активная, общительная, аккуратная. С детства отличается противоречивым характером. Ей важна духовная близость с родными людьми. Светлана может бескорыстно помочь людям, оставить в их душе свет, тепло и надежду.
- Родители вам дали прекрасные имена. Так и называть надо друг друга по имени, а не дразнить разными обидными кличками. Это унижает человеческое достоинство, оскорбляет его. Будьте воспитанными людьми, никогда не обижайте других и не разрешайте обзывать себя.
Мы поговорили о тайне ваших имён, узнали много интересного о происхождении, значении, энергетике имён. Вы анализировали, подходят ли вам ваши имена, есть ли в вас такие черты, если вам что-то не нравится в вашем характере, постарайтесь это исправить сейчас, пока вы ещё маленькие. Вы же знаете, что характер – это, в большей степени, привычки. Постарайтесь приобретать больше хороших привычек и всё у вас в жизни получится.
- Проведём музыкальную паузу и споём песню о сказочном герое, имя которого вам всем известно.
(Дети поют песенку Буратино)
- Давайте сегодня вспомним имена известных людей, которые прославили нашу Россию своим творчеством.
Поговорим об И. А. Крылове. А. С. Пушкин очень любил басни Крылова и называл его «истинно народным поэтом». На народные средства скульптор Пётр Карлович Клодт соорудил в Петербурге в Летнем саду памятник И. А. Крылову. Пьедестал памятника украшают животные из басен дедушки Крылова, так ласково его называют в народе.
- Светлана много читала о Крылове и приготовила о нём небольшое сообщение.
(сообщение о Крылове И. А.)
- 13. 02 – 245 лет со дня рождения этого великого баснописца, сборнику его басен -205 лет.
Посмотрите презентацию «И. А. Крылов»
(Идёт просмотр презентации)
- Мы оформили выставку, где представлены книги И. А. Крылова.
(Дети рассматривают книжную выставку)
- Девочки прочитают басни И. А. Крылова.
(Дети инсценируют басни)
- В феврале в Кромы прибывал актёрский поезд, отметив Год культуры в России, а также юбилейный День рождения И. А. Крылова. Перед зрителями выступали популярные актёры театра и кино в рамках реализации проекта «С любовью к Родине».
- Материалами, которые вы сегодня приготовили, мы продолжим оформлять наш альбом «Знаменитые люди России».
(Демонстрация альбома)
- Мы обязательно продолжим наше знакомство с известными людьми России, в том числе и спортсменами, которые представили нашу страну на Зимней олимпиаде в Сочи и завоевали медали.
- Сейчас вы ещё маленькие, но когда-нибудь, я надеюсь, и вы прославите чем-нибудь достойным наш край, старайтесь хорошо учиться, участвуйте в конкурсах, пополняйте свои портфолио - ваши папки достижений, куда вы собираете также и полученные вами грамоты.
(Учитель показывает портфолио детей)
- Вы же знаете ребят, которые защищают честь нашей школы, участвуя в различных соревнованиях, видели на стенде в коридоре, сколько грамот получили наши ученики, сколько о них статей вы читали в газете «Заря». Это гордость нашей школы. Вот и вы пополняйте их ряды.
- Подведём итог нашего мероприятия, посмотрим презентацию, затем проведём викторину. А помогут вам знание сказок и наша книжная выставка «Мои любимые сказки»
(Учитель демонстрирует презентацию «Что в имени тебе моём?». Дети выполняют задания викторины, отгадывают сказочных героев в загадках, по рисункам)
- Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы викторины, много читаете, провели большую работу по подготовке к мероприятию, поработали с различными источниками информации: с книгами, справочниками, энциклопедиями, Интернетом. Нашли интересные материалы. Большое всем спасибо за работу.
Цените свои имена! (Слайд)