Внеклассная работа "Блокада Ленинграда"

Внеклассное мероприятие для 1 класса, рассказывающее о трудной судьбе грода Ленинграда и его жителях в годы Великой Отечественной войны.

Содержимое разработки

Мероприятие, посвященное блокадному Ленинграду.

Крумм В.П.: Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины жители блокадного Ленинграда.

Цыганкова М.В.:

Тебе, Великий город!

Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

 Чтец :   Страна росла, трудилась неустанно,

                 Сил набиралась мирная страна.

                 И вдруг... тревожный голос Левитана...

                   Внимание, товарищи! Война!

Звучит песня Александрова «Вставай, страна огромная!».

Крумм В.П.: 22 июня 1945 года Германия начала войну против Советского Союза. Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении границы.

Цыганкова М.В.:Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений. 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 день.

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.

СТИХИ ДЕТЕЙ.

1.

Давайте вспомним о Блокаде.

О ней никак нельзя забыть.

Тревожные те дни и ночи

Что людям довелось прожить.

2.

Охваченный войною блокадный Ленинград-

На улицах трамваи замёрзшие стоят,

Разрушенные зданья и надпись на стене-

«Опасно при обстреле на этой стороне!»

3.

В городе- воздушная тревога

Вой сирены слышится опять

Люди побежали по дорогам

Прятаться, детей своих спасать.


Песня «В далеком тревожном военном году»…


Крумм В.П.: Город был изолирован от большой земли. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. С ноября 1941 года рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а дети, иждевенцы и служащие – по 125 граммов. Другой еды практически не было.

СТИХИ ДЕТЕЙ.

О, мы познали в декабре-

Не зря «Священным даром» назван

Обычный хлеб и тяжкий грех-

Хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящен,

Наш хлеб насущный, ленинградский.


Цыганкова М.В.: город регулярно обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (запись воздушной сирены). А после отбоя воздушной сирены люди слушали звук метронома (звук метронома). Он напоминал людям звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.


ЗВУЧИТ МЕТРОНОМ

Стучит метроном, как сердца ленинградцев,

Всех тех, кто в блокадном аду выживал.

Бороться, дышать и врагу не сдаваться-

Час испытаний суровый настал.

Крумм В.П :Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная «Дорогой жизни». Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога, «дорога жизни».

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к руке материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Цыганкова М.В.: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

СЦЕНКА
Сценку показывают мальчик и девочка. 
Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.
 
Сестра: 
Как холодно! И мама не идет. 
Быть может, хлебушка она нам принесет? 
Ну хоть бы крошечку где отыскать, 
Голодной страшно мне идти в кровать. 
Брат ремонтирует табуретку. 
Брат: 
А разве я есть не хочу? 
Хочу! 
Но все равно молчу. 
Ведь там, где папа наш сейчас, 
Потяжелее, чем у нас. 
Не разрываются снаряды здесь, 
И дом у нас с тобою есть. 
А главное – фашисты далеко. 
Да и кому в стране легко. 
Сестра: 
А помнишь блинчики с вареньем, 
Чай с маминым печеньем, 
Которое по праздникам пекла она. 
Сейчас я съела б все одна! 
Брат: 
Опять ты о еде заговорила, 
Уж лучше б душу не травила! 
Чем чаще вспоминаешь ты о ней, 
Тем голод чувствуешь сильней. 
И мне воспоминанья эти не нужны. 
Сестра:

А вот и мамины шаги слышны. 
Брат: 
Не вздумай хныкать перед ней. 
Дай отдохнуть сначала ей. 


Крумм В.П :Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили. В них, где карандашом, где бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях.

Цыганкова М.В.: Но самое тяжелое повествование содержит всего лишь семь строк. Это дневник двенадцатилетней жительницы Ленинграда - Тани Савичевой. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом.

На сцену выходят дети, которые держат в руках «страницы» из дневника Тани Савичевой – жительницы блокадного Ленинграда. Дети зачитывают и демонстрируют записи девочки.

Ученик 1. "28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года"

Ученик 2. "Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.".

Ученик 3. "Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.".

Ученик 4. "Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год".

Ученик 5. "Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год".

Ученик 6. "Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942"

Ученик 7. "Умерли все". "Осталась одна Таня"


Грустная печальная музыка.

Крумм В.П : Но город не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. В таких ужасных условиях не было места ничему прекрасному, но  жители города не просто выживали, они жили полноценной человеческой жизнью». Писатели и поэты создавали патриотические произведения.

Цыганкова М.В.: В осажденном городе выдающийся композитор Д.Д.Шостакович написал свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию, исполненную гнева и мужества, полную веры в победу.

Симфония Шостаковича

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,

Всем и для всех –

Не по ранжиру.

Осилим… Выстоим… Спасем…

Ах, не до жиру – быть бы живу…

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд

Одной – единой страсти ради

На полустанке – инвалид

И Шостакович – в Ленинграде.

Крумм В.П :12 января 1943 года войска перешли в наступление, 67-я армия громила врага. Кольцо блокады было прорвано.
А 14 января1944 года блокада была полностью снята. 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют.

Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют,
Из боевых прославленных орудий,
 Смеялись, пели, обнимались люди.

И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
Да, это полной грудью дышит
 Освобожденный Ленинград!

Цыганкова М.В.: Всё дальше в прошлое уходят события тех героических и горьких дней, и наш долг перед павшими – помнить о них.

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений.

Крумм В.П : Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек.

Помните!

Через века, через года-

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда.

Помните!

Цыганкова М.В.: Прошло 75 лет. Выросло не одно поколение. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах. Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен!

Крумм В.П : 9 мая 1945 г. – День Великой Победы. Но мы всегда будем помнить тех, кто погиб за то, чтобы мы с вами жили. Они живы, пока мы о них помним.

Пусть летят столетья,

Пусть летят года-

Город наш великий,

Будет жить всегда.

Дорогие ребята, на этом наше мероприятие, посвященное блокадному Ленинграду, закончилось. Сейчас классные руководители подойдут и получат блокадный хлеб, который в классе раздадут вам.







































































































































































































Сохранить у себя:
Внеклассная работа "Блокада Ленинграда"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки