Влияние занятий по лепке на развитие учащихся начальных классов

В данной статье рассматривается лепка как один из видов работы на уроке технологии по развитию детского творчества в начальной школе. Указаны различные виды пластического материала, используемого на уроках. Раскрываются преимущества занятий по солёному тесту на уроках технологии, а также способы развития творчества младших школьников.

Содержимое разработки

Чернова Галина Дмитриевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г.Чебоксары
e-mail: chernova-galina3@yandex.ru


Chernova Galina Dmitrievna
e-mail: chernova-galina3@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕПКЕ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

INFLUENCE OF MODELING ON THE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Аннотация: в данной статье рассматривается лепка как один из видов работы на уроке технологии по развитию детского творчества в начальной школе. Указаны различные виды пластического материала, используемого на уроках. Раскрываются преимущества занятий по солёному тесту на уроках технологии, а также способы развития творчества младших школьников.

Ключевые слова: творчество, лепка, преимущества, способности, развитие, солёное тесто.

Annotation: this article discusses modeling as one of the types of work in the classroom technology for the development of children's creativity in primary school. Different types of plastic material and their properties are presented. Describe in more detail the advantages of playing at the salty dough with technology in the classroom, and the methods of development of creativity of younger school students.

Keywords: creativity, molding, advantages, abilities, development, salt dough.



Во все времена большую ценность имеют изделия, сделанные своими руками. Такие подарки и сувениры всегда оставляют память о себе и греют душу. Учащиеся начальной школы с удовольствием знакомятся со многими видами искусства. Ребенок открывает для себя волшебную силу творчества и учится выражать его через рисование, лепку, музицирование. Таким образом он раскрывает свои способности, узнаёт свой собственный потенциал.

Все виды творческой деятельности развивают у учащихся умственную активность, воображение, логическое мышление, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ развития личности ребёнка. А на занятиях по лепке особенно активно происходит развитие этих способностей. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, определять форму и объем предмета со всех его сторон. А также учит сопоставлять размеры предмета: его длину и ширину, что в рисунке можно осуществить лишь зрительным путём. Занятие лепкой способствует развитию осязания обеих рук. Стараясь повторить форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее...[4, 163].

Большинство детей приходят в школу с затруднениями мелкой моторики рук, что ведёт к следующему ряду проблем: неправильное написания букв, потеря рабочей строки, быстрое появление усталости кистей рук ребенка, а также многих других. Все вышеперечисленные факторы только затрудняют активное усвоение детьми школьной программы. Чтобы избежать этого, педагоги должны вводить дополнительные занятия, главной целью которых будет подготовка детских ручек к активному письму.

В первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мышцы рук, идёт интенсивное развитие речи, внимания, памяти и мышления, что ведёт к активному развитию левого полушария. Для устранения появившегося дисбаланса полушарий головного мозга, нужно развивать обе руки учащегося. Справиться с этим помогут занятия по лепке.

На таких занятиях ребёнок видит, чувствует, трогает, а также может изменить продукт своей деятельности. Лепка – это процесс создания изображения из мягкого пластического материала (пластилина, глины, теста).

Занятия по лепке оказывают всестороннее влияние на комплексное развитие личности ребенка. Они помогают правильному формированию восприятия формы, размера, веса, фактуры, материала, а также развивают наблюдательность, правильное эстетическое отношение к предметам и явлениям, расширяют кругозор, тренируют детское воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук, улучшает совместную работу обеих рук и др.

Различают несколько видов пластичных материалов:

  1. Пластилин – материал для лепки, который изготовлен из протертой в порошок глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих затвердеванию.

  2. Глина – это мелкозернистая осадочная горная порода, порошкообразная в сухом состоянии и пластичная при увлажнении.

  3. Пластилин – глина, или паста для моделирования – материал, похожий на настоящую глину, но не требующий обжига, так как высыхает на воздухе. Он такой же пластичный и податливый.

  4. Масса для лепки – мягкая, лёгкая, бархатистая, приятная на ощупь. Высыхает на воздухе за 6-8 часов.

  5. Солёное тесто – смесь муки, соли и воды, иногда для укрепления добавляют клей ПВА. Оно мягче пластилина, поэтому оно как нельзя лучше подходит для занятий в начальной школе.

Поскольку существует множество разновидностей пластичных материалов, есть широкие возможности развития воображения и художественного вкуса у детей. При помощи них на уроках технологии в начальной школе с этой задачей отлично справляется такой материал, как солёное тесто.

Соленое тесто – самый удобный материал для работы: лёгкий, мягкий, податливый детским ручкам, приятный на ощупь, абсолютно экологически чистый материал. Тесто хорошо храниться в холодильнике, поэтому его можно сделать заранее. Для того, чтобы изделия были цветными в тесто, при замешивании, добавляют краски, но допустимо и его раскрашивание уже на высохшем продукте. Работа с солёным тестом имеет те же приемы, что и работа с пластилином. Но, в отличие от изделий из пластилина, для скрепления деталей из теста между собой нужно провести по ним кисточкой, смоченной в воде и на некоторое время прижать их друг к другу. Изделие из солёного теста высыхает на воздухе и становится достаточно прочным. При правильном хранении и уходе такие поделки могут храниться несколько лет.

Преимущества работы с солёным тестом на уроках технологии :

  1. Быстрое приготовление рабочего материала.

  2. Все ингредиенты легкодоступны и не требуют больших финансовых затрат.

  3. Тесто легко отмывается и не оставляет жирных, масляных пятен.

  4. При использовании пищевых красителей – безопасен в употреблении в пищу.

  5. Не трескается, не ломается и не крошится.

  6. Достаточно быстро высыхает на воздухе.

  7. Готовое изделие может храниться годами.

Занятия по солёному тесту комплексно воздействует на развитие ребёнка и имеет большое количество положительных качеств:

  • помогает правильному восприятию формы, размера, веса, фактуры, материала;

  • развивает наблюдательность, правильное эстетическое отношение к предметам и явлениям, расширяет кругозор, тренирует детское воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

  • улучшает совместную работу обеих рук;

  • развивает умение правильной постановки задач и планирование своей работы;

  • способствует развитию творческих способностей ребенка;

  • усиливает работу мышц рук.

В том, что этот материал, является самым подходящим для работы на уроках технологии в 1-4 классах, мы убедилась на практике.

Проводимые уроки технологии в 4 Г классе МБОУ «СОШ №37» города Чебоксары показали положительное влияние лепки из солёного теста на личность ребёнка. Рассмотрим один из таких уроков.

Тема урока: «Игрушка на ёлку». Перед уроком детям была рассказана история возникновения этой техники работы, были рассмотрены изделия, слепленные из солёного теста в разные временные эпохи. Далее обязательно были оглашены правила работы, а также техника безопасности. Учащимся класса предоставлялось уже готовое тесто (как цветное: зелёный, красный, жёлтый, синий, так и белое, неокрашенное), из которого и создавались новогодние украшения на ёлку.

Вместе с детьми мы разобрали, как можно сделать «Игрушку-снеговика» на ёлку, проговорили все этапы работы и ошибки, которые можно совершить, а далее работали их фантазия и воображение. Все учащиеся класса были вовлечены в процесс, каждому ребёнку давалась возможность сделать, слепить свою «индивидуальную» ёлочную игрушку, какой не было бы ни у кого. Дети за один урок технологии успели сделать по несколько ёлочных игрушек. Творчеству детей здесь не было предела. Все изделия мы высушили на подоконнике в классе, после чего сделали выставку лучших работ. Учащиеся были очень удивлены, увидев в понедельник уже готовые, высушенные фигурки, которые можно забрать домой. В ходе рефлексии урока все дети оставили только положительные отзывы. После яркого знакомства детей с технологией работы из солёного теста, занятия такого вида крепко вошли в уроки технологии в этом классе.



На занятиях лепки из солёного теста следует создать доверительную атмосферу, ребёнок должен чувствовать независимость в выборе. Взрослый здесь занимает позицию помощника, подсказчика, а не диктатора. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность.

Лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Занятия по лепке оказывают всестороннее влияние на комплексное развитие личности ребенка. Одним из лучших материалов для работы по лепке на уроках технологии является солёное тесто, так как оно имеет большое количество положительных качеств в работе с детьми. Мы увидели положительное влияние «творческих» уроков на всестороннее развитие личности учащегося, а современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Поэтому занятия с солёным тестом на уроках технологии в начальной школе имеют место быть.



Литература:

  1. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из соленого теста. – Москва : –Оникс, 2009. — 14с.

  2. Винс О. А., Черникова М. Н. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 619-622

  3. Расщупкина С. Ю. Лепка из пластилина. – Москва, 2010. – 219 с.

  4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – Москва : Педагогика, 1990. – 288 с.

  5. Хапанова И. Н. Солёное тесто. – Москва: АСТ-Пресс, 2007. – 101 с.

Сохранить у себя:
Влияние занятий по лепке на развитие учащихся начальных классов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки