«влияние занятий лыжным спортом на физическое развитие подростков».

В настоящее время выдвинута важная задача-разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка.

Содержимое разработки

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»



















«ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ».






















Педагог дополнительного образования

творческого объединения «Вираж» (лыжные гонки): Шмулян В.В.




г. Богородицк


В настоящее время выдвинута важная задача-разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка.

Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становиться действительным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшение их физического развития.

Эта тема является актуальной в данный момент. Дело в том, что, работая с подростками, нужно иметь подход к каждому, также требуется учитывать и индивидуальные особенности и способности. Те дети, которые занимаются лыжным спортом, естественно, отличаются своей физической подготовкой от тех, кто не занимается, поэтому в занятиях нужно учитывать нагрузку, даваемую детям.

Большие сложности возникают при спортивной работе с подростками. Дело в том, что период от 13 до 17 лет характеризуется бурным развитием физических способностей ребят и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта. В тоже время интенсивные нейро-эндокрийные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может, однако как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятиях на лыжах – на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках – успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества, смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.

 В физическом воспитании лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Лыжи доступны для детей с самого раннего возраста. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм детей. При передвижении по равнине и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища. Лыжный спорт благотворно воздействует на сердечно -сосудистую, дыхательную и нервную систему. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию школьников, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость.

 В процессе занятий и соревнований по лыжному спорту воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера.

 Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма детей и подростков, значительно повышая его сопротивляемость к различным заболеваниям.

  Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения. Выбор способа передвижения и применение его в конкретных условиях рельефа и трассы определяются тактической задачей. Для овладения техническим мастерством необходимо знание основ техники, овладение способами передвижения и умение применять их в соревнованиях.

 При одних и тех же условиях трения техника передвижения у лыжника изменяется в зависимости от его скорости. Естественно, что скорость увеличивается благодаря более сильным отталкиваниям лыжами и палками. Вариативность техники зависит и от телосложения спортсменов, их функциональных возможностей, связанных с телосложением, от подготовленности лыжников.




1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЫЖНОГО СПОРТА

    Двигательная деятельность, различная по структуре движений, деятельности и интенсивности, предъявляет к организму различные требования. В связи с этим состояние тренированности при занятиях различными видами спорта характеризуется различными физиологическими показателями.
    При спортивной деятельности выполняются динамическая работа и статические усилия. Динамическая работа характеризуется поочередным сокращением и расслаблением скелетных мышц, что обеспечивает перемещение тела или его отдельных частей в пространстве. Динамическая работа может быть циклической, при которой стереотипно повторяются одинаковые по структуре движения, и ациклической, где этой стереотипности нет. Если при динамической работе укорочение мышц сочетается со значительным их напряжением, то такую работу называют силовой.
    Динамическая циклическая работа может быть максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности. При статических усилиях скелетные мышцы не укорачиваются, а в них развивается и поддерживается напряжение. Никаких перемещений тела или его отдельных частей при этом не происходит.
    При гонках на лыжах преимущественно выполняется динамическая работа. Цикличность движений здесь выражена лишь при применении одного из способов передвижения. Смена их на протяжении дистанции и изменение структуры движений при подъемах на горы и спусках нарушают цикличность работы гонщика и тем самым усложняют ее.
    Работа лыжника на дистанции 5 и 10 км относится к работе большой интенсивности, на 15, З0 и 50 км – к умеренной. Однако в связи с тем, что скорость передвижения и мощность работы резко изменяются на протяжении дистанции, гонки на лыжах следует рассматривать как работу переменной интенсивности. Продолжительность работы гонщика требует высокого уровня развития общей выносливости. Способность же выполнять эту длительную работу с переменной, иногда очень высокой, интенсивностью обусловлена развитием скоростной выносливости.
    Гонщику необходимо также развить силу мышц и силовую выносливость, обеспечивающие эффективность многократных отталкиваний ногами и руками.
    Движения лыжника на дистанции весьма разнообразны и сложны по координации. Двигательные навыки, лежащие в основе спортивной техники лыжника, проявляются на дистанции в различных сочетаниях и в различной последовательности. Изменение рельефа местности требует быстрого переключения с одного способа передвижения на другой. Это осложняет работу гонщика, предъявляет большие требования к его центральной нервной системе и органам чувств.
    Двигательная деятельность в постоянно изменяющейся обстановке может быть обеспечена лишь при высоком уровне подвижности нервных процессов. Длительность же работы гонщика требует хорошей их уравновешенности.
    Движения гонщика на дистанции непрерывно корректируются центральной нервной системой на основе сигналов, поступающих от органов чувств. Чем точнее и своевременнее эти сигналы, тем движения более соответствуют требованиям обстановки. Информация об изменениях профиля дистанции, необходимая для правильной ориентировки на местности, для быстрой и точной оценки ситуации, создающейся в каждый отдельный момент работы, осуществляется органом зрения. Изменение амплитуды и мощности движений происходит в связи с импульсами от рецепторов мышц и сухожилий. Устойчивость гонщика при спусках с гор наряду с другими факторами зависит от функционального состояния вестибулярного аппарата.
    На протяжении дистанции значительная часть скелетных мышц гонщика производит интенсивную динамическую работу с ярко выраженным силовым компонентом. Другие мышцы, обеспечивая необходимое положение тела, находится в статическом напряжении.
    Необходимое условие при длительной работе – непрерывная доставка кислорода к мышцам. Состояние, при котором потребность кислорода при работе полностью удовлетворяется, называется устойчивым. Оно может возникать лишь при сравнительно небольшой потребности в кислороде, не превышающей 3-4 л в мин. Устойчивое состояние хотя и характерно для лыжника, но не может сохраняться на протяжении всей дистанции. Оно нарушается при подъемах в горы и при ускорениях, т. е. тогда, когда доставка кислорода отстает от возрастающей потребности. При этом в организме образуется кислородный долг и накапливаются недоокисленные продукты обмена веществ (молочная кислота и др.). Кислородный долг может частично ликвидироваться на равнинных участках дистанции, а у квалифицированных лыжников – и на спусках с гор. Однако, несмотря на возможность частичной ликвидации кислородного долга при работе, организм лыжника должен быть приспособлен к деятельности при недостатке кислорода.
    Кислородный запрос (суммарное потребление кислорода на протяжении всей дистанции) при беге на лыжах очень большой и на длинных дистанциях достигает многих сотен литров. Он больше кислородного запроса при других формах работы той же длительности и интенсивности. Это объясняется вовлечением в работу при беге на лыжах всех основных мышц тела.
    Кислородный запрос при беге на лыжах зависит от интенсивности работы, тренированности гонщика и метеорологических условий. При ухудшении скольжения скорость передвижения лыжника снижается, а потребление кислорода на каждый метр пути возрастает.
    Для обеспечения необходимой доставки кислорода к мышцам большую работу выполняют легкие и сердце гонщика. Например, легочная вентиляция при беге на лыжах в среднем равна 50-80 л в 1 мин., а при увеличении скорости достигает 100-120 л. Резко увеличивается и минутный объем крови, выбрасываемой сердцем. Повышение минутного объема обеспечивается увеличением количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении сердца, (систолический объем), и учащением сердцебиений. Увеличение систолического объема при работе гонщика способствует развитию сердечной мышцы (гипертрофия). Частота сердцебиений при беге на лыжах в среднем равна 160-170 ударам в мин. При подъемах в гору, ускорениях на дистанции и финишировании она может возрастать до 190-220 ударов в 1 мин.
    При работе лыжника на дистанции изменяется состав его крови. Изменения выражаются главным образом в понижении концентрации глюкозы (особенно резко у малотренированных и нерационально питающихся лыжников). При подъемах в горы и ускорениях, т. е. когда доставка кислорода к мышцам отстает от потребности в нем, в крови накапливается молочная кислота. Уменьшение содержания глюкозы в крови и накопление молочной кислоты уменьшает работоспособность лыжника.
    Расход энергии при работе гонщика очень большой – в среднем равен 15-20 ккал в 1 мин; суммарный расход энергии на различных дистанциях в среднем колеблется от 1000 до 4000 ккал. В связи с этим при беге на лыжах необходимо тщательно следить за режимом питания гонщиков. В их суточном рационе должно быть 600-700 г. углеводов, а за несколько дней до соревнований – до 800-900 г. На дистанциях 30 и 50 км целесообразно дополнительное питание в процессе гонок.



2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАГЕЛЬНИХ НАВЫКОВ

    Термином двигательный навык обозначают заученные движения, ставшие привычными в результате многократных повторений.
    В основе спортивной техники лежит умение применять двигательные навыки в точном соответствии с требованиями обстановки (ситуация, окружающая среда).
    Физиологической основой двигательных навыков являются сложные комплексы условных и безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы обеспечивают необходимое распределение мышечного тонуса, сохранение позы тела, регуляцию вегетативных функций. Условные рефлексы лежат в основе произвольных компонентов движения (например, умение уверенно скользить, правильно выполнить поворот и пр. приобретается в процессе обучения и имеет условно-рефлекторный механизм). Формирование и закрепление условных рефлексов происходит в процессе обучения по закономерностям высшей нервной деятельности. Большое значение имеет многократное повторение изучаемого движения. Сокращения и расслабления скелетных мышц при выполнении движения являются безусловными раздражителями, подкрепляющими возникающие в процессе обучения условно-рефлекторные связи между отдельными центрами различных отделов мозга. Длительные перерывы в тренировке ведут к угасанию (затормаживанию) этих временных связей, что отрицательно влияет на спортивную технику.
    Физиологическое значение постоянной спортивной тренировки обусловлено систематическим подкреплением условно-рефлекторных связей, лежащих в основе двигательных навыков. Эти связи весьма специфичны. Поэтому для совершенствования в технике избранного вида спорта необходимо заниматься именно этим видом.
    Эффективность обучения зависит от функционального состояния центральной нервной системы обучающегося. Уровень возбудимости мозга должен при этом быть оптимальным. На тренировочных занятиях это создается разминкой. Ею снижается возбудимость, если она чрезмерна, или повышается, если она недостаточна. Разминка не должна вызывать утомления, так как это усилит тормозные процессы в центральной нервной системе, что отрицательно повлияет на условно-рефлекторную деятельность. В связи с этим изучение новых форм движений нецелесообразно проводить в конце напряженных тренировочных занятий.
    В формировании и осуществлении двигательных навыков принимают участие все отделы мозга. Большую роль, при этом играет кора больших полушарий, между нервными клетками которой образуются условно-рефлекторные связи. Другие отделы центральной нервной системы (мозжечок, средний мозг и др.) участвуют в регуляции мышечного тонуса, в обеспечении позы тела, в соответствующей настройке вегетативных функций.
    При осуществлении двигательных навыков большое значение имеют центростремительные (афферентные) импульсы, поступающие в центральную нервную систему от различных органов чувств (глаз, ухо, вестибулярный аппарат, проприорецепторы мышц и др.). Эти импульсы обеспечивают необходимую информацию об изменениях, происходящих как в окружающей среде (изменение рельефа местности, действие положительных и отрицательных ускорений и др.), так и внутри самого организма (степень напряжения и расслабления мышц и др.). Благодаря этим импульсам возможны четкая ориентировка в пространстве и во времени, правильное восприятие положения тела, оценка усилий и т. д. Все это очень важно для двигательной деятельности.
    При многократном повторении изучаемого движения в центральной нервной системе обучающего формируется строго определенная система очагов возбуждения и торможения – динамический стереотип. Наличие динамического стереотипа в деятельности мозга облегчает, экономизирует выполнение движений. В работу при этом включаются строго определенные мышечные группы. Степень напряжения и расслабления их точно соответствует требованиям, возникающим в конкретной двигательной деятельности.
    Формирование двигательных навыков происходит не сразу. Чаще это относительно длительный процесс, который схематически можно разделить на три этапа (фазы).
    На первом этапе обучения разучиваемое движение выполняется еще не точно и неэкономично. В центральной нервной системе обучающегося преобладают процессы возбуждения. Они распространяются (иррадиируют) на многие центры двигательных зон (областей) мозга. Это сопровождается вовлечением в работу многих мышц, которые не должны участвовать в выполнении данного движения. Иррадиацией возбудительного процесса объясняется и излишнее напряжение (закрепощение) многих скелетных мышц, характерное для выполнения движений новичком (часто наблюдается на первом этапе обучения).
    На втором этапе формирования двигательного навыка возбудительные процессы концентрируются в строго определенных центрах. Другие участки мозга заторможены и иннервируемые ими мышцы не принимают активного участия в выполняемом движении. Это обеспечивает точность и экономичность двигательной деятельности. Однако условные рефлексы, лежащие в основе разучиваемого движения, на этом этапе обучения еще недостаточно закреплены. Поэтому при выполнении движений в новых, необычных условиях (например, на соревнованиях) техника их может резко нарушаться. Вновь возникают, казалось бы, уже преодоленные ошибки. Эти явления объясняются тем, что при двигательной деятельности в необычных условиях и при эмоциональном возбуждении в центральной нервной системе вновь усиливаются возбудительные процессы. Они распространяются на другие двигательные центры, что и ведет к излишнему напряжению мускулатуры и к вовлечению в работу тех мышц, которые не должны участвовать в этой двигательной деятельности.
    На третьем этапе обучения условно-рефлекторные связи, лежащие в основе двигательного навыка, уже достаточно закреплены. Поэтому движения в любых условиях выполняются точно и экономно. К этому времени в деятельности центральной нервной системы уже образовался достаточно закрепленный динамический стереотип.
    Многие звенья (компоненты) движений на этом этапе обучения осуществляются автоматизировано, т. е. не требуют особого внимания и часто не осознаются. При этом чем совершеннее двигательный навык, тем большее количество его компонентов может не осознаваться в момент выполнения. Автоматизировано могут выполняться многие из компонентов навыка. Однако целостная двигательная деятельность человека, состоящая из сложного комплекса, различных навыков, всегда осознается и не может быть целиком автоматизированной даже при самой высокой степени тренированности.
    Автоматизация отдельных компонентов двигательных навыков, наступающая в процессе обучения, очень благоприятна. Выполнение автоматизированных движений не требует больших затрат «нервного труда». Поэтому чем больше автоматизированы отдельные движения, тем экономнее целостная двигательная деятельность.
    Продолжительность этапов формирования двигательных навыков не всегда одинакова. Длительность обучения зависит от их сложности, возраста обучающихся, уровня их общей и специальной физической подготовленности, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.



3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсмена. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвоночника, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становиться более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

К 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-17 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.

Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающийся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивается только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков.

У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рот мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движения.

Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденного плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связанна скованность движения у детей и подростков. Только после 15 лет движения становятся более пластичными.

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего, развивается быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движения.

До 13-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 15-16-летних спортсменов. Точность движения в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста.

В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет.

Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движении, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдается, как правило, до 13-14летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнения, направленно-воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшать уже в юношеском возрасте.

Наибольший прирост наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила, с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12, а у мальчиков – с 13-14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигнет к 25-30 годам.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдается лимфоцитарный нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-18-летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функции половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков.

Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры надпочечника. Наблюдения показали, что после тренировок с силовыми нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечника.

Минутный объем дыхания (МОД) в 15-17летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом.

Величина максимальной легочной вентиляции  в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг. веса. Систематические занятия спортом способствуют росту максимальной легочной вентиляции  .

Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта.

С возрастом повышается устойчивость к недостаткам кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16-летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.

У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.

Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами ограничена.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь сердечно - сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК – с 1385 мл/мин у 98-летних, до 3150 мл/мин у 17-летних.

При анализе величин относительного МПК, у школьников и школьниц, наблюдается существенные различия. Снижение с возрастом МПК/кг у школьниц очевидно связано с увеличением жировой ткани, которая, как известно не является потребителем кислорода. Применение гидростатического взвешивания и последующие работы подтвердили, что процентное содержание жира в организме школьниц растет и к 16-17 годам достигает 28/29%, а у школьников наоборот, постепенно снижается.

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышается как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-60 мл.

В настоящее время у подростков наблюдается акселерация – сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессах, увеличение антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.

У подростков с низкими показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года. 

Лыжные гонки предъявляют высокое требование к выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовке лыжника. Для эффективного преодоления современной трассы лыжнику-гонщику требуется высокоразвитая спецификация силы мышц нижних и верхних конечностей. У лыжника-гонщика такими мышцами являются разгибатели бедра (четырехглавая мышца бедра), голени, разгибатели плеча (трехглавая мышца плеча) и мышцы туловища (широчайшие мышцы спины и большая круглая мышца).Абсолютные показатели и темпы роста специальной силы у 17-18-летних юношей, не занимающихся спортом, и у юных спортсменов существенно отличаются – у первых они ниже. Так, у не занимающихся спортом при одновременном отталкивании руками показатели силы ниже на 12,09 кг (29%), при попеременном отталкивании руками – на 14,43 кг (25%) и при отталкивании ногой – на 36,92 кг (20%). У спортсменов с 13-14 до 17-18 лет наблюдается резкий скачок, в развитии показатели мощности отталкивания. У лиц, не занимающихся спортом, в этот период темпы ее прироста не значительны. Становление отдельных физических качеств, а также параметров, характеризующих физическое развитие юных лыжниц 10-16 лет, происходит гетерохронно. Скачек увеличения силы мышц отмечается с 11-13 лет, ежегодный прирост достигает 49%. В последующем темпы роста силы снижаются. Наибольшие изменения скоростных и скоростно-силовых качеств отмечено в возрасте 11-14 лет. Показатели быстроты увеличиваются на 15%, а прыгучесть на 24%. С 14 до 16 лет данные показатели изменяются незначительно. С 10 до 16 лет длина тела юных лыжниц увеличивается на 28,1%, вес тела – на 30,1%, ЖЕЛ – на 47,6%, окружность груди – на 15,9%, выносливость – на 79,9%, мышечная сила – на 92,4%, быстрота – на 22,9%, скоростно-силовые качества – на 46,4%, гибкость – на 27,6%.


Таким образом,  для подростков доступны занятия большинством видов спорта. Учет положительных особенностей этого возраста при рациональной системе обучения, эффективном использовании новых средств тренировки позволяет в этом возрасте достигнуть весьма высоких спортивных результатов.

 Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

 Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.

 Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость.

 При занятии данным видом спорта испытывают нагрузку и развиваются группы мышц - ног, плечевого пояса, пресса и всего туловища в целом. Также ЦНС получает сигнал от глазных нервов, суставов, вестибулярного аппарата, координирует их групповую работу. При регулярных занятиях налаживается "совместная" фазовая работа дыхательной и мышечной систем, а легочная вентиляция и жизненная емкость легких заметно увеличиваются.

 При передвижении огромную нагрузку и укрепляющий эффект получает позвоночник. Лыжники практически не знают травм спины - растяжек, смещения межпозвоночных дисков, вывихов и прочих видов. А также они защищены от развития остеохондроза, и поэтому лыжный спорт является одним их лучших способов укрепления позвоночника и мышечного корсета.

 Ходьба на лыжах оказывает благотворное влияние на сердечнососудистую и кровеносную системы. Венозная кровь к сердцу поступает больше, следовательно, минутный объем его увеличен, и сердце работает в "экономном" режиме. Расход энергии также немалый: 500-900 ккал в час в зависимости от местности (рельефа), подготовленности организма, снежного покрова, погодных условий. Также подсчитано, что на дистанции 10 км лыжник совершает каждой ногой и рукой от 2 до 2,5 тысяч отталкиваний, что лишний раз доказывает важность занятий физической культурой и спортом, а в частности лыжной подготовкой в условиях современного недостатка физической активности и массовым развитием гиподинамии подростков.



Сохранить у себя:
«влияние занятий лыжным спортом на физическое развитие подростков».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки