ГОсударственное автономное профессиональное образовательное учреждение новосибирской области
«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»
Методическая разработка
Тема: «Живи и помни»
(викторина, посвящённая 85-летию В.Распутина)
НОВОСИБИРСК – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2. | ВВЕДЕНИЕ | 4 |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 5 |
4. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 9 |
5. | СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 10 |
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе образования, когда дефицит духовной культуры даёт о себе знать, возникает необходимость расширения гуманитарных знаний, направленных на воспитание гуманной личности. Ещё Сократ и Платон отмечали, что в обстановке хорошо поставленного учебного процесса дети не только получают знания, но и воспитываются нравственно.
Нравственное воспитание – это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
В.А.Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
15-го марта 2022 г. исполняется 85 лет со дня рождения В. Распутина. Валентин Распутин – наш современник, и отношение к нему сегодня определяется в зависимости от того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя. Но, наверное, даже самый активный антагонист Распутина не может не признать колоссальной силы его таланта, его способности воплотить всю глубину собственного видения и понимания общей нашей жизни в слове. У каждого, кто прочитает хоть одну повесть или один рассказ этого писателя, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не остаётся сомнений в благотворности распутинских произведений, потому-то вновь и вновь он будет возвращаться к его героям, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями.
Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе сознания народа. Наверно, это правильно – нельзя в малом времени современности разглядеть истину. Но в 1996 году общественное читательское жюри Международной литературной премии «Москва-Пенне» называет В. Распутина абсолютным лауреатом. А в мае 2000 года ему присуждается единственная частная премия в России – премия Солженицына: «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал». Точнее о распутинской прозе, наверное, трудно сказать. Именно целомудренная душа писателя притягивает нас к его произведениям. Не случайно поэтому и обращение к его произведениям в образовательных учреждениях.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проведения литературных викторин заключается в том, что данная форма способствует расширению и обогащению приобретенного учебного опыта учащихся, развитию их познавательного интереса, достижению личностных результатов развития и обучения.
Цель викторины:
Формирование интереса обучающихся к литературе, расширение и углубление знаний по произведениям В. Распутина и изучению его творчества;
Задачи:
1. Определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
2. Способствовать формированию навыков творческого чтения;
3 Проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине.
Учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал с заданием викторины; компьютер (ноутбук) с программой Word и EXEL для составления рейтинга участников викторины и оформления наградных документов.
Викторина состоит из вопросов разных уровней сложности, а также разных типов заданий.
Целевая аудитория: обучающиеся 1 и 2 курсов колледжа.
Дата: 23.03.2022г.
Место: кабинет «Русский язык и литература»
Результат: После проверки работ проводится сообщение о результатах на стендах колледжа на сайте колледжа, оглашение имен победителей и награждение проходит в торжественной обстановке.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задания.
Укажите, в каком автобиографическом произведении В.Распутин рассказал о своем детстве?
А. Рассказ «Уроки французского»
Б. Рассказ «Я пришел спросить у Лешки…»
В. Рассказ «Рудольфио»
2. Назовите первую солидную публикацию писателя?
А. Повесть «Прощание с Матёрой»
Б. Рассказ «Уроки французского»
В. Рассказ «Я забыл спросить у Лешки…»
3. Назовите за какие повести Валентин Распутин был удостоен Государственной премией СССР______________________________
4. Укажите, изданию какой патриотической газеты В.Распутин содействовал в Иркутске?
А. «Литературный Иркутск»
Б. «Литературный патриот»
В. «Патриот Иркутска»
5. Укажите какое звание было присвоено Валентину Распутину в 1986 году?
А. Герой Социалистического труда
Б. Почетный гражданин Иркутска
В. Член Союза писателей СССР
6. Напишите кем работала главная героиня повести «Деньги для Марии»?___________________________________________________
7. Укажите, где жила старая мать из повести «Последний срок»?
А. В райцентре с дочерью Варварой
Б. В деревне с младшим сыном Михаилом
В. В своем доме одна
8. Укажите кто из детей так и не приехал проститься с матерью в повести «Последний срок»?
А. Дочь Татьяна
Б. Сын Илья
В. Дочь Варвара
9. Соотнесите название произведения и название игры, в которую играл главный герой с мальчишками.
А. «Чика» 1. «Уроки французского»
Б. «Пристенок» 2. «Живи и помни»
В. «Чижик» 3.«Последний срок»
10. Напишите в какое время суток произошел пожар в повести «Пожар»?_____________________________________________
11. Укажите до выигрыша какой суммы играл мальчик из рассказа «Уроки французского»?
А. 1 рубль
Б. 50 копеек
В. 1 рубль 30 копеек
12. Напишите каким образом бригада пожогщиков из Матеры избавилась от «царского лиственя»: символического дерева острова Матеры?________________________________________________
13. Укажите сколько взрослых детей было у старухи из повести «Последний срок»?
А.Пятеро
Б.Трое
В.Семеро
14. Напишите что было в посылке, которую прислала мальчику Лидия Михайловна из рассказа «Уроки французского»?______________________________________________
15. Укажите какое основное занятие было у жителей поселка из повести «Пожар»?
А. Хлебопашество
Б. Заготовка ягод, грибов
В. Заготовка леса
16. Напишите что попросила приготовить старуха Анна из повести «Последний срок», когда пришла в себя?__________________________________________________________
17. Напишите какую табличку прибила городская комиссия на Петрухину избу в повести «Прощание с Матерой»?_____________________________________________________
18. Укажите в каком классе учился главный герой «Уроки французского»?
А. В пятом классе
Б. В третьем классе
В. В шестом классе
19. Укажите какой суммы денежных средств не хватило во время ревизии в повести «Деньги для Марии»?
А. 580 рублей
Б. 1200 рублей
В. 1000 рублей
20. Напишите для чего старуха Дарья выбелила, выскоблила свою избу перед поджогом в повести «Прощание с Матерой»?______________________________________________________
21. Напишите кого искала Мирониха, подруга старухи Анны из повести «Последний срок»?__________________________________________________________
22. Укажите как звали мужа сельской продавщицы Марии из повести «Деньги для Марии»?
А. Кузьма
Б. Иван
В. Михаил
23. Напишите как называлась игра, в которую играл мальчик со своей учительницей из рассказа «Уроки французского»?__________________________________________________
24.Укажите какие постройки горели в повести «Пожар»?
А. Дома жителей
Б. Продовольственные и промышленные склады
В. Лес
25. Напишите почему деревня Матера подлежала уничтожению?___________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повести, рассказы, очерки, статьи В. Распутина пользуются неослабевающим интересом.
В. Распутин – признанный Мастер отечественной литературы. Его произведения проникнуты искренней, глубокой любовью к людям, к родной земле, её истории и традициям. Книги В. Распутина, ставшие классикой, отражают жизненную, гражданскую позицию прозаика. В центре внимания писателя всегда были актуальные проблемы современности: нравственные, философские, экологические. Величественная природа, тайга, река Ангара оживают на страницах книг прозаика. Произведения В. Распутина посвящены жизни сибирской деревни, тем изменениям, которые происходят в ней с военной поры. Главные герои писателя – сибиряки.
Валентин Распутин с философской и психологической глубиной раскрывает духовный облик человека, живущего в деревне. Писатель сумел воплотить в биографии простого человека судьбу страны и дух времени. В. Распутин психологически глубоко раскрывает характеры самых разных людей, показывает как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения. Прозаик в своих произведениях исследует вечные вопросы добра и зла, жестокости и милосердия, скупости и щедрости, подлости и честности, материального и духовного. В. Распутин ставит героев своих книг в такие жизненные ситуации, где наиболее чётко проявляются моральные качества человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бондаренко В.Г. Бесконечность распутинского мифа // Русский Дом. — 2007. — № 3. — С. 44-45.
2. Бражников И.Л. Живые и мертвые. Эсхатологические мотивы и мифопоэтика повести В. Распутина "Прощание с Матерой" // Преподаватель XXI век. – М., 2009. – № 4, ч. 2. – С. 317-322.
3. Королева С.Ю. Образ праведника в «деревенской прозе» В. Распутина (к вопросу о художественном воплощении народной религиозности) [Электронный ресурс] // Вестн. Пермского ун-та. Рос. и зарубежная филология. – 2009. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/a
4. Курбатов В.Я. Долги наши : Валентин Распутин: чтение сквозь годы / В.Я. Курбатов. – Иркутск : издатель Сапронов, 2007. – 293 с.
5. Урманов А.В. Художественное своеобразие повести В. Распутина «Прощание с Матерой» / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. – М., 1986. – 25 с.