ГОсударственное автономное профессиональное образовательное учреждение новосибирской области
«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»
| УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР _________ С.В. Крашенинников «___» ________________ 20__ г. |
Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по проведению
открытого мероприятия
«День числа Пи»
интеллектуально – познавательная викторина
для учебной дисциплины: ОУД.04 «Математика»
для профессии: 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Рассмотрено на заседании ПЦК «Математических, гуманитарных, естественно-научных и социально- экономических дисциплин авто- транспортного направления» Протокол №____ от «____» ____________2021 г. Председатель ПЦК _____________________ И.В. Тетерева
|
|
НОВОСИБИРСК – 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2. | ВВЕДЕНИЕ | 5 |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 7 |
4. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 14 |
5. | СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 15 |
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по проведению открытого мероприятия по математике «День числа Пи» интеллектуально – познавательная викторина проводится 14 марта среди обучающихся автотранспортного направления ГАПОУ НСО «НКА и ДХ», для студентов 1 курса и 2 курса профессии 23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Одним из эффективных путей воспитания у подростков интереса к дисциплине «Математика», является организация их игровой деятельности. Одним из древних средств воспитания и обучения является игра.
Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Причём в этом процессе предполагается опосредованное воздействие на обучаемого, когда знания и умения прививаются нетрадиционными способами.
Интеллектуально-познавательные викторина заключают в себе потрясающий потенциал для раскрытия творческих способностей, развития нестандартного типа созидательного мышления, расширения сферы знаний обучающихся, укрепления межпредметных связей.
Психологи отмечают чрезвычайную потребность обучающихся в игре. Интеллектуальные игры способствуют решению проблемы расширения и углубления знаний обучающихся, повышают престиж образования и интеллектуальной деятельности, содержательного досуга.
Несмотря на то, что с возрастом игра утрачивает свои позиции, но и в подростковом возрасте, она может сохранить свое влияние как средство стимулирования интереса к обучению.
Тема мероприятия является актуальной, значимой и интересной для обучающихся, которые выбрали для себя специальности, связанные с автомобильным сервисом.
Разработана преподавателями: Степановой Е.А
Юркиной Т.А.
Цель: Познакомить учащихся с историей числа «Пи», расширить кругозор путем популяризации знаний о применении и роли в жизни этого числа.
Задачи:
Учебная:
- Обучение выявлять из математической теории практические выводы: находить и решать задачи технического содержания.
Развивающие:
- Развитие навыков самостоятельного принятия решения, самостоятельной работы с учебной и научной литературой.;
- способствование развитию креативных способностей обучающихся и профессионально-значимых личностных качеств.
Воспитательные:
- воспитание чувства профессиональной гордости и коллективизма;
- побуждение обучающихся к достижению успехов.
Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Введение
Главная идея этого мероприятия - привлечь внимание обучающихся не только к интересной информации, но и показать значимость информатики в будущей профессиональной деятельности, тем самым повысить мотивацию к его изучению.
Викторина построена на коммуникативном взаимодействии между участниками, несет в себе элемент соперничества, способствует развитию аналитических способностей игроков.
1. Тема интеллектуально – познавательной викторины «День числа Пи».
2. Форма организации: викторина
3. Методы проведения мероприятия: словесные, наглядные, практические.
4. Место проведения: кабинет № 35
5. Время проведения: с 14 по 18 марта 2022 г
6. Участники: 17, 27, 29 группы
7.Оборудование: презентация, ПК, проектор, карточки с заданиями, оценочные карты для жюри.
8. Межпредметные связи: Математика, физика, экономика, информатика.
9.Тематическая структура:
В викторине участвуют 3 команды количестве игроков (10 человек) в команде, оставшиеся учащиеся могут помочь своей команде, заработав дополнительные баллы при выполнении своего задания. Так же выбирается жюри из оставшихся учащихся.
Цель написания методической разработки: повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, а также способствование роста компетентности будущего специалиста, конкурентоспособного в сложных рыночных условиях.
Путь к овладению той или иной профессией происходит через развитие у обучающихся интереса к учебным предметам. Интерес к математике обусловливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины. Предполагается, что данная методическая разработка будет использоваться при работе с обучающимися с 1 по 2 курс, для которых изучение математики никак не связано с дальнейшими жизненными планами.
В ходе работы у обучающегося развивается мыслительная (анализ собранного материала из различных источников), информационная (сбор информации), коммуникативная (общение со специалистами на практике) компетентность. Группе, участвующей в мероприятии объявляется тема мероприятия, выдаётся задание: сформировать 3 команды, придумать название, девиз, представление участников. Для проведения мероприятия необходимо подготовить кабинет. Мебель расставляется таким образом, чтобы освободить место для выступления команд, выделяются места для команд-участников, присутствующих.
В современных условиях основной целью профессионального образования становится подготовка специалистов нового поколения с повышенным уровнем квалификации и компетенции.
При разработке викторины использовались основные принципы педагогических игровых методик. Конкурсы соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к интеллектуально - познавательной викторине.
1. Основная часть
1.2. Содержание и ход мероприятия
Преподаватель: Добрый день ребята и уважаемые гости!
Сегодня наше мероприятие мы посвящаем числу Пи.
Куда бы мы ни обратили свой взор, мы видим проворное и трудолюбивое число π: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине. Среди бесконечного разнообразия чисел число π (Пи) пользуется особой славой. Каждый школьник знает, что число Пи получается делением длины окружности на ее диаметр. При этом размер окружности не важен. Большая или маленькая, отношение длины к диаметру одно и то же и равно примерно 3,14. Используется оно, например, для вычисления длины окружности и площади круга.
Специалисты считают, что история Пи началась еще в древнем Вавилоне. Более того, именно число Пи стало причиной краха Вавилонской башни. Якобы вавилонские маги пользовались этим числом при постройке башни, однако вавилоняне пользовались лишь первой цифрой числа - то есть тройкой. И именно из-за этого они так и не смогли построить вавилонскую башню.
Первым ввел обозначение отношения длины окружности к диаметру современным символом π английский математик Уильям Джонсон в 1706г. В качестве символа он взял первую букву греческого слова «периферия», что в переводе означает «окружность». Число Пи в переводе с греческого означает "окружность и периметр". Но общеупотребительным оно стало после опубликования работ Леонарда Эйлера, введенным символом в 1736 году.
Архимед, первым предложил математический способ вычисления Пи. Для этого он вписывал в окружность и описывал около неё правильные многоугольники. Вывел для Пи приближенное значение π≈22/7, указал границы числа 3,1408
С помощью метода Архимеда другие математики получили лучшие приближения.
1) Андриан Антонис - 6 точных десятичных знаков (в XVI в.);
2) Цзу Чун-чжи (Китай) - 7 десятичных знаков (V в.н.э.);
3) Франсуа Виет - 9 десятичных знаков;
4) Андриан ван Ромен - 15 десятичных знаков (1593г.);
5) аль-Каши - 17 знаков после запятой (XV в.)
6) Лудольф ван Келён - 20 десятичных знаков;
7) Лудольф ван Цейлену - 32 десятичных знаков (1596г.). В его честь число Пи было названо современниками "Лудольфово число".
8) Авраам Шарп - 72 десятичных знаков
9) З. Дазе - 200 десятичных знаков (1844г.)
10) Т. Клаузен - 248 десятичных знаков (1847г.)
11) Рихтер - 330 знаков, З. Дазе - 440 знаков и У.Шенкс - 513 знаков (1853г.)
Для очень точных вычислений какой-нибудь орбиты спутника желательно иметь этих знаков побольше, а то можно и на Луну не попасть. Также для строительства плотин и гигантских мостов тоже нужна точность.
Это число имеет собственную научную ценность. В процессе вычислений этих знаков было открыто множество разных научных методов и наук.
В десятичной части числа π нет повторений, а число знаков после запятой у него – бесконечно. На сегодняшний день проверено, что в 500 млрд. знаков числа π повторений действительно нет.
14 марта в мире отмечается один из самых необычных праздников – «День числа Пи». Считается, что праздник придумал в 1987 году физик из Сан-Франциско Ларри Шоу, обративший внимание на то, что 14 марта ровно в 01:59 дата и 01:59 время совпадают с первыми разрядами числа π = 3,14159. Как и всякое иррациональное число, π представляется бесконечной непериодической десятичной дробью: π = 3,141592653589793238462643...
В этот день любители математики: пекут ПИрог с изображением греческой буквы; решают различные головоломки и задачи; водят хороводы вокруг предметов, связанных с числом Пи. Главная церемония проходит в музее. Кульминация приходится на 1 час 59 минут 26 секунд после полудня. В центре зала размещают латунную тарелку, на которой выгравировано число π с первыми 100 знаками после запятой
Вторым днем числа π считается 22 июля, которое записывается июля 22/7, а значение такой дроби 22/7 является известным приближённым значением π.
В мире есть памятник числу π (металлическая скульптура) на ступенях перед зданием Музея искусств в Сиэтле.
Знаменательно, что праздник числа Пи совпадает с днем рождения одного из наиболее выдающихся физиков современности - Альберта Эйнштейна.
Интересные, смешные и удивительные факты о числе Пи:
• В Индиане в соответствии с законом число π равно 4, а не 3, 1415…
• Существуют и Пи-клубы, члены которого, являясь фанатами загадочного математического феномена, собирают все новые сведения о числе Пи и пытаются разгадать его тайну.
• В 1998 году режиссером Дарреном Арновски был снят психологический триллер, который так и назывался – «Pi». В фильме рассказывается про талантливого математика, который пытался найти и расшифровать универсальный цифровой код, согласно которому изменяются все биржевые сводки.
ВЫВОД:
В настоящее время с числом π связано труднообозримое множество формул, математических и физических фактов. Их количество продолжает стремительно расти. Всё это говорит о возрастающем интересе к важнейшей математической константе, изучение которой насчитывает уже более двадцати двух веков. Число Пи можно вычислять бесконечно, и у него бесконечно много знаков. В настоящее время значение числа Пи известно с точностью до 500 миллиардов знаков.
ВИКТОРИНА
Вопросы викторины соответствуют единой тематике: окружность, круг, их элементы; циркуль; число ПИ.
ВОПРОСЫ
1.Когда отмечают международный день числа «пи»?
2.Кто из великих ученых родился в этот день?
Ответ: Альберт Эйнштейн
3.От какого греческого слова происходит обозначение числа «пи» буквой π ?
Ответ: периферия,периметр.
4.Кто первым обнаружил и описал число пи?
Ответ: Архимед в 3 веке до нашей эры
5.Какие границы для числа пи определил Архимед? Запишите его знаменитое неравенство.
Ответ: 3 .
6.В какой стране установлен металлический памятник числу «пи» ?
Ответ: в США - в Сиэтле
7.Запишите первые 11 знаков числа пи после запятой
Ответ: 3,14159265358 (если меньше 0,5 балла)
8.Какие сооружения древности связаны с числом пи?
Ответ: многие: Вавилонская башня, дворец царя Соломона, Египетские пирамиды
9.С какого года отмечается праздник числа пи?
Ответ: с 1987
10.Является число «пи» конечным или бесконечным, натуральным, целым,рациональным или иррациональным? Дайте полный ответ.
Ответ: «пи»- бесконечная непериодическая дробь, т.е. иррациональное число.
11.Какую величину в математике обозначают буквой «пи»?
Ответ: отношение длины окружности к ее диаметру.
12.Запишите формулы длины окружности, площади круга и объема шара.
Ответ: C окружности =2πR, S круга = πR 2 , V шара πR 3 .
13.Они – родные брат и сестра. Они всегда вместе: рисовали её – возникал он, вырезали его – ножницы обозначали её. О чем идет речь?
Ответ: Окружность и круг.
14. Повсюду нас окружают модели кругов и окружностей. А в каком из этих предметов можно найти и то, и другое?
Ответ: Кувшин.
15. Есть такая математическая шутка: «Коза, привязанная к колышку, лучше восьмиклассника знает, что такое…
Ответ: Радиус.
16. В переводе с греческого название этого отрезка - «спица колеса». Что это?
Ответ: Радиус.
17. Что вычисляется по этой формуле S=πR2
Ответ: Площадь круга.
18. Что вычисляется по этой формуле С=2πR
Ответ: Длина окружности.
19.Согласно преданию, один римский солдат, разыскивая добычу, вбежал в комнату этого ученого в момент, когда он чертил фигуры на песке, покрывавшем пол. «Не тронь моих кругов!» — закричал математик и тут же упал, пронзенный мечом. Кто это был?
Ответ: Архимед
20. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет, он обнаружен во Франции. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была она совершенна. О чем идет речь?
Ответ: Циркуль.
21. Во всём мире цирковые арены имеют одинаковую величину. Каким бы маленьким ни был передвижной цирк, арена в нём всегда той же величины, что и в самом большом цирке столицы. Длина окружности цирковой арены чуть больше 40 м. А каков её диаметр?
Ответ: 13м.
22. Как давно символ π (Пи) используется в математических формулах?
Ответ: 250-300
23. Почему число придумали обозначать буквой π, вместо того, чтобы записывать его цифрами?
Ответ: Число иррациональное.
24. Кто из великих математиков родился в День числа Пи?
Ответ: Альберт Эйнштейн
25. В каком городе установлен памятник числу пи?
Ответ: Сиэ́тл.
26. В русском языке есть ряд устойчивых словосочетаний со словом «круглый». Круглыми бывают и дурак, и дата, и сирота, и год. А кто не бывает круглым?
Овет: Хорошист
27. Какую фигуру имеют запрещенные дорожные знаки?
Ответ: Круг
28. В синем море буква О
Не дает упасть на дно
Ответ: Спасательный круг
Ведущий 1
-Уважаемые судьи, подведите итог соревнования и объявите победителя.
Ведущий 2
-Большое спасибо за честную игру. Огромная благодарность судьям – за справедливую и беспристрастную оценку.
Викторина закончена.
Заключение
При разработке и проведении данного внеклассного мероприятия использовались межпредметные связи, теоретические знания и практическая деятельность студентов. Собственная деятельность преподавателя, ведущих и работа студентов сконструирована таким образом, что она стала предельно продуктивна и способствовала максимальному развитию мышления обучающихся и их профессиональных компетенций.
В ходе мероприятия обучающиеся принимали решения коллективно; управляли эмоциональным напряжением; проявляли творческую активность; усваивали теоретический материал и терминологию специальных предметов, переносили свои математические знания в профессию.
Внеклассное мероприятие «День числа Пи», является одним из «инструментов» развития практического мышления обучающихся, способностей анализировать, ставить и решать профессиональные задачи, необходимые при подготовке специалистов нового поколения с повышенным уровнем квалификации и компетенции.
Методическая разработка адресована преподавателям математики, а также будут представлять интерес для мастеров производственного обучения СПО.
Список литературы и Интернет - ресурсы
Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Наука, 2010, - 95-97с.
Гиннес. Мировые рекорды. 2009. Пер. с англ. В.Воропаева, М. Фадеевой. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009. – 287 с.
Пономарёв Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 2009. – 57 с.
Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении», М: Просвещение, 1992г.
Копилка классного руководителя.- Брянск, 2014г.
Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера производственного обучения.-М.Академия, 2008г.
unpo21.edusite.rup20aa1.html
festival.1september.ruВнекласснаяработа?=167