Преподаватель Обоянская Т.Н.ОБПОУ «КМТ» филиал Льгов Группа 13 ОУП.05 История Дата 03.11.21 Время 13:10-14:30
| ||||||
Nп/п | Время | Предмет | Группа/ специальность
| Тема | Задание
| Теоретический и учебно-методический материал по теме. |
4. | 13:10-14:30 | История | 13 32.02.06 Финансы. | Великие географические открытия. Образование колониальных империй. | Уважаемые студенты группы 13 специальности 38.02.06Финансы. Приветствую Вас! Сегодня Вам необходимо изучить лекционный материал и письменно выполнить задание. Желаю удачи! С уважением преподаватель истории Обоянская Татьяна Николаевна. Выполните задания: 1. В чем состояли причины Великих географических открытий? 2. Как была открыта Америка? Какие последствия это событие имело для Европы и Америки? 3. Как был открыт морской путь в Индию? 4. В чем состояло значение осуществление экспедиции Магеллана? 5. Что такое колонии? Как осуществлялась эксплуатация населения колоний?
| Источники: 1. Электронный учебник - Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020. §34 www.gumer.info (Библиотека Гумер). 2.https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия) 3.www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Истфак МГУ) 4.Приложение Лекционный материал.
|
Приложение.
ЛЕКЦИЯ
§ 34. Великие географические открытия.
Образование колониальных империй.
Начало географических исследований. Первые Великие географические открытия совершили мореплаватели Португалии и Испании. Долгая борьба с мусульманами сделала народы этих стран вольнолюбивыми и воинственными. Когда Реконкиста подошла к концу, энергия многих небогатых, но честолюбивых дворян и простолюдинов требовала иного выхода. Испания и Португалия в экономическом отношении были слабо развитыми странами, но за морем лежали Африка и Индия, богатства, которых давно манили европейцев. Особенно влекли европейцев золото и пряности (перец, корица и т.д.), которые часто стоили дороже драгоценных металлов, поскольку широко использовались для сохранения продуктов. В дальние путешествия людей влекли и любопытство, и жажда открытий, и стремление познать неведомое. Действовал также религиозный фактор — жители Пиренейского полуострова, с молоком матери впитывавшие суровую атмосферу противостояния иноверцам, считали, что они призваны нести свет христианства, просветить «дикие народы», обратить их в истинную веру.
Первыми на поиски заморского золота устремились португальцы. На каравеллах они уходили все дальше на юг вдоль западного побережья Африки. Обнаружилось, что берега Гвинейского залива богаты золотом и слоновой костью. В 1471 г. мореходы достигли экватора. В 1488 г. экспедиция Бартоломеу Диаша дошла до мыса Доброй Надежды — южной оконечности Африки.
Открытие Америки. Португальцы стремились найти морской путь в Индию. Однако оказалось, что вдоль берегов Африки добраться до Индии совсем не просто. Многие считали, что доплыть до Индии гораздо проще, если обогнуть земной шар. Одним из таких людей был генуэзец Христофор Колумб.
После многих неудач ему удалось уговорить правителей Испании — короля Фердинанда и королеву Изабеллу — снарядить экспедицию в Индию по необычному маршруту. 3 августа 1492 г. на трех испанских кораблях Колумб взял курс на запад. Более месяца суда плыли по Атлантическому океану. 12 октября, когда уже исчезала последняя надежда, на западе показалась земля. Это был остров Сан-Сальвадор в Карибском море. Вскоре Колумб убедился, что открыл целый архипелаг. Через некоторое время моряки увидели большой и богатый остров, который местные жители называли Гаити, а Колумб назвал Эспаньола (Маленькая Испания). На последнем из оставшихся у него кораблей Колумб вернулся в Испанию 15 марта 1493 г. Он был уверен, что достиг восточных берегов Индии. От этой ошибки произошло европейское название жителей открытых Колумбом земель — индейцы.
Колумб совершил еще три плавания в Карибское море (1493 —1496, 1498 —1500, 1502 —1504). Он открыл ряд островов, включая Кубу, высаживался также на Американском материке, но считал, что перед ним очередной остров. Только путешествие итальянского мореплавателя Америго Веспуччи, совершившего экспедицию в эти места в 1499 —1504 гг., доказало, что Колумб открыл новый континент. От имени Америго Веспуччи континент получил название Америка.
Путь в Индию. После плаваний Колумба усилились противоречия между Испанией и Португалией. Чтобы предотвратить столкновения, оба государства после переговоров при посредничестве папы римского заключили в 1494 г. в городе Тордесильяс соглашение. По Атлантическому океану от северного до южного полюса Земли провели условную границу и установили, что все вновь открытые нехристианские земли к западу от нее должны принадлежать испанцам, а к востоку — португальцам.
Португальцы продолжали поиск пути в Индию. Четыре небольших корабля под командованием Васко да Гамы вышли из Лиссабона 8 июля 1497 г. Через пять месяцев они обогнули Африку и 1 марта 1498 г. добрались до Мозамбика. Там находились арабские поселения. Здесь да Гама привлек к сотрудничеству опытного арабского моряка Ахмеда ибн-Маджида. Через полтора месяца ибн-Маджид привел корабли к городу Каликут на западе Индии. Васко да Гаме удалось заключить соглашение с местным правителем. В июле 1499 г. эскадра, нагруженная пряностями, вернулась в Лиссабон.
С тех пор португальцы каждый год снаряжали большие эскадры для плавания в Индию. Благодаря превосходству вооружения они вытеснили из Индийского океана арабских купцов и взяли в свои руки морскую торговлю.
Вскоре португальцы столкнулись с турками-османами. Кровавое противоборство между ними длилось много десятилетий.
В Индии португальцы, овладев рядом опорных пунктов на побережье, жестоко эксплуатировали местное население. Укрепившись на полуострове, они достигли Индонезии, Китая, Японии.
Во время второго плавания португальцев в Индию в 1500 г. (экспедиция Педру Кабрала) они открыли побережье, за которым вскоре закрепилось название Бразилия.
Плавание Магеллана. Даже после плаваний Колумба идея о шарообразности Земли оставалась все еще не подтвержденной. Тем не менее, возникло предположение, что, обогнув Америку с юга, можно доплыть до Индии. Эту мысль упорно вынашивал португалец, перешедший на службу к испанскому королю, Фернан Магеллан.
20 сентября 1519 г. его флотилия отошла от берегов Испании. Переплыв Атлантику, Магеллан направился на юг вдоль берегов Америки в поисках прохода в «Южное море». В 1520 г. корабли дошли до узкого извилистого пролива с множеством островов и больше месяца блуждали между ними. Переход через само «Южное море» на запад длился почти четыре месяца. Удивительно спокойная погода во время этого плавания привела к рождению топонима Тихий океан.
6 марта 1521 г. корабли Магеллана достигли населенных туземцами Марианских островов. Вскоре эскадра подошла к группе других крупных островов, которые позже назвали Филиппинскими. Здесь, вмешавшись в межплеменную войну, Магеллан погиб. Лишь один из пяти кораблей, отправившихся в экспедицию, под командой капитана баска X. С. Элькано, 6 сентября 1522 г. возвратился в Испанию. На этом корабле привезли столько пряностей, что их стоимость покрыла все расходы на организацию плавания и даже дала прибыль.
Испанские завоевания в Америке. В 1519 г. испанский губернатор острова Кубы послал экспедицию из 600 человек во главе с Эрнаном Кортесом в только что открытую Мексику. После высадки Кортес сжег все свои корабли, чтобы нельзя было вернуться назад, и двинулся в глубь страны. Испанцы узнали, что в центре Мексики располагается индейское государство ацтеков. Ацтеки приняли белокожих пришельцев за богов и впустили их в свою столицу Теночтитлан. Но мирные отношения быстро закончились. Испанцы учинили страшный погром, началась ожесточенная война. Активную помощь завоевателям оказывали индейские племена, страдавшие от власти ацтеков. Мексика и вся Центральная Америка стали владением Испании.
В 1532 г. испанский конкистадор Франсиско Писарро вторгся в государство инков в Южной Америке. К 1536 г. держава инков была уничтожена. На территории современной Венесуэлы были найдены большие месторождения золота. Именно тогда возникла легенда о богатой золотом стране Эльдорадо в глубинах Южной Америки. Однако поиски этой сказочной страны оказались безрезультатными.
В начале XVI в. португальцы начали захват Бразилии.
Испанские и португальские колонии. Земли в Америке осваивали переселенцы из европейских стран, поэтому по традиции, идущей со времен Древней Греции, такие земли стали называть колонии. Но слово «колония» в Новое время приобрело несколько иное значение. Теперь так называли любые подчиненные территории, вне зависимости от количества людей, прибывших туда из метрополии.
Смысл обладания колониями заключался в обогащении стран-метрополий (т. е. стран, владеющих колониями).
Достигалось это разными путями. Первоначально завоеватели попросту грабили местное население. Затем жителей колоний стали облагать различными податями и заставляли работать на метрополию.
В первые годы пребывания испанцев на Эспаньоле индейцев обращали в рабство на месте или на кораблях вывозили в Европу. Однако скоро рабство запретили, и индейцев объявили «свободными». В этом была заинтересована католическая церковь, которая рассчитывала усилить свое влияние в колониях. Короли Испании и Португалии видели в туземцах своих новых подданных. Однако колонисты продолжали обращать часть туземцев в рабство под предлогом, что это людоеды.
Основная масса «свободных» индейцев должна была отбывать трудовую повинность на рудниках или земельных наделах поселенцев из Испании. Такая же форма эксплуатации была распространена в Мексике и Перу. На островах Карибского моря местное население вскоре было практически уничтожено. Для пополнения недостатка в рабочей силе на острова стали ввозить рабов из Африки.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состояли причины Великих географических открытий? 2. Как была открыта Америка? Какие последствия это событие имело для Европы и Америки? 3. Как был открыт морской путь в Индию? 4. В чем состояло значение осуществление экспедиции Магеллана? 5. Что такое колонии? Как осуществлялась эксплуатация населения колоний?
Срок выполнения задания: до следующего занятия по учебному расписанию Форма представления отчета: Выполните задания в рабочей тетради и отправьте работу на данный сайт.