«Великая Отечественная Война» «Маленьким героям большой войны»

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Содержимое разработки

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 56.



Сценарий классного часа по теме

«Великая Отечественная Война»

«Маленьким героям большой войны»

Разработал классный час:

учитель начальных классов

Чебыкина Анастасия Юрьевна

2016г.

Пояснительная записка

к методической разработке классного часа,

«Маленьким героям большой войны»посвященного 71 Победы в Великой Отечественной войне.

Приближается 71- й год Победы в Великой Отечественной войне, и, вглядываясь в нынешнее поколение детей, мы замечаем, что нить связывающая их с поколением ветеранов становится все тоньше. Меньше внимания к ветеранам, меньше интереса со стороны детей. За последнее время в российском  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость. Это, в первую очередь, обуславливается разницей в возрасте, жизненном опыте, мировоззрении. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно - мотивационный, когнитивно - интеллектуальный, эмоционально - чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

Основная цель занятия заключается в формировании у школьников чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.


Таким образом, были сформулированы следующие задачи:

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего края, показать какой вклад внесли члены семьи в деле разгрома врага, массовый боевой и трудовой героизм прадедов, их готовность к любому труду на пользу Родины;

- воспитывать у младших школьников чувства любви к Родине, гордость за свою страну, уважительного отношения к людям старшего поколения;

Для реализации вышеперечисленных цели и задач, заранее:

-  была сформулирована оригинальная  тема классного часа,

- для большего воздействия на эмоционально-чувственную сторону учащихся была составлена презентация (со звуковым эмоциональным сопровождением),

- заранее разобраны и распределены строки стихотворений  (приложение).

 

 Форма проведения: классный час с элементами музыкально-литературной композиции.


Возрастная группа: обучающиеся 3-4 классов;

 

Оборудование, необходимое для проведения подобного урока:

- мультимедийный проектор,

- экран, ноутбук,


Приложение: презентацияPowerPoint c музыкальным сопровождением.

Предварительная подготовительная работа:
1. Провести коллективное чтение рассказов, книг, посвященных Великой Отечественной войне;
2. Продумать вопросы и оформление праздника;
3. Подготовить выступления учащихся ;
4. Организовать выставку книг и детских рисунков, сделать книгу -памяти дети войны.


Ожидаемый результат: мероприятие должно вызвать у учащихся чувство восхищения и гордости за героизм, проявленный детьми фронта и тыла.

Предполагается, что в ходе такого классного часа, учащиеся более эмоционально станут относиться к ситуации, сложившейся в нашем обществе вокруг поколения ветеранов, станут относиться к ним внимательнее, уважительнее и бережнее. По итогам такого урока, хорошим результатом станет обсуждение вместе с  учащимися о возможной помощи ветеранам ВОВ, участие в их жизни, знаках внимания с последующей реализацией.


 Методическая разработка реализовывается в ходе классного часа, ориентирована на учащихся общеобразовательной школы: 3- 4 классов, рассчитана на 45 мин (1 урок).

























Сценарий классного часа по теме

«Великая Отечественная Война»

«Маленьким героям большой войны»

Учитель:   Все дальше уходят в глубь истории события минувшей войны. Почти 71 год отделяют нас от того времени, когда отгремели последние залпы войны. Но чем более отдаляемся от тех времен, тем явственнее и величественнее встает перед всем миром бессмертный подвиг, который совершил наш народ в период Великой Отечественной Войны.

...Летней ночью, на рассвете, 
Гитлер дал войскам приказ 
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,— 
Это значит — против нас.

(Юрий Левитан- заявление Советского Союза).

На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Началась Великая Отечественная война, война советского народа с фашистскими окупантами, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В тот же день к Германии присоединились Италия и Румыния, 23 июня – Словакия, 27 июня – Венгрия.

Учитель:  Многим не довелось увидеть мирного неба. Они отдали свои жизни за наше счастье. Бывая на Памятнике погибшим воинам, мы читаем их имена на обелисках. Мы помним и свято чтим имена тех, кто отдал жизнь за свободу Родины.

Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей. Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Недетская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по серым листам похоронок. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.

Ведущий 1. Рубцова Алена.

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Песня «А, закаты алые, алые»

Твардовский сказал: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

Гостева Анна:

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной

(Звучит аудиозапись «Священная война» Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова.)
эта песня звучала каждый день по радио, она поддерживала боевой дух солдат.

Фото(1) женщина провожает сына на фронт .

1фото

Учитель обращается к детям с вопросом: «Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?».

Ответ: Старики, дети, женщины. Да, правильно!


Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

- А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.

Учитель показывает фотографии детей военных лет.На (2) фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

3фото

2фото

На (3) фотографии мальчик стоит на табуретке.














Рассказ о мальчике.

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

4) Посмотрите на фотографию (4) (мальчик на танке). Сейчас девочки прочитают вам рассказ про мальчика, который помог взрослым во время боя на улицах города.

4фото



Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, 
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,— 
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: — 
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду 
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота 
Заходим в тыл, и полный газ даём. 
И эту пушку, заодно с расчётом, 
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
трудный бой. И руку, как товарищу, пожал- 
Был
Всё нынче, как спросонку, 
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.

5) Ребята, посмотрите на фотографию (5).

- Что здесь изображено? Как вы думаете?

У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.

- А кто такие партизаны?

Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.

Песня «Землянка»

5фото

Учитель задает детям вопрос: Ребята о чем говорят эти фотографии?(ответы детей).

Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.

Война затронула каждую семью, каждого человека. Вместе с взрослыми сражались и дети. Многие из них были пионерами. А вы знаете, кто такие пионеры?  (Лучшие ученики, активно принимающие участие в разных делах, помогающие взрослым). Только представьте, им было немного больше лет, чем вам. Но они шли работать на заводы, вступали в партизанские отряды. Они забросили детские игры и забавы. Война – вот, что получили ребята вместо счастливого детства.

2 ученик:

Свои откроем имена и даты –

Но сердце будет бережно хранить –

Тот взгляд мальчишки –

Юного солдата –

Он все отдал, чтобы могли мы жить.

Четверым ребятам-пионерам было присвоено самое высокое звание Героя Советского Союза. Запомните их имена - Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик. 

(Вместе:)

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым.





Рассказ ученика о подвиге Лёни Голикова.

Леонид Александрович Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области. Когда началась война, Лёне было 14 лет.
13 августа 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг.
За совершенный подвиг Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда». Получить их он, к сожалению, не успел. Его убили противники нашей родины. По смертно было присвоено ему звание Герой Советского Союза.

Учитель: ребята, представляете, насколько нужно быть храбрым, чтобы совершить такой подвиг. А как вы думаете, почему он совершил этот подвиг? (Любил Родину, хотел победить).




Рассказ ученика о подвиг Зины Портновой.

Зина Портнова родилась 20 февраля 1926 года в Ленинграде в семье рабочего. Окончила 7 классов. Зине было 15 лет, когда в наши семья пришло горе Великая Отечественная Война.
Зина Портнова ходила в разведку, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но бежать ей не удалось. Её мучили, пытали на допросах, но Зина страдала и молчала.13 января 1944 года ее расстреляли в тюрьме. 1 июля 1958 года Зине Портновой посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Учитель: ребята, как вы думаете, почему Зина ничего не рассказала фашистам, хоть они её и мучили? (Они были врагами, не хотела предавать друзей).




Рассказ ученика о подвиг Марата Казея.

Казей Марат Иванович родился 10 октября 1929 году.Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны, тогда ему было 11 лет. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Однажды он добыл ценные карты гитлеровского командования. Не было случая, чтобы он не выполнил задание.В 1944 году при выполнении очередного задания Марат был обнаружен фашистами, и его окружили. Юный патриот отстреливался до последнего патрона, и, не желая сдаваться в плен, подорвал гранатой себя и окружавших его врагов.
Чтение стихотворения учеником
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.
В. Алексеев.

Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено 8 мая 1965 года. В г. Минске отважному парню был установлен обелиск, запечатлевший последние мгновения до его подвига. В его честь также было названы много улиц на территории всего бывшего СССР, особенно на его родине в Белоруссии. Школьников советских времен воспитывали в духе патриотизма и в пионерском лагере деревни Горваль Речицкого района Белорусской ССР. Лагерь так и назывался - «Марат Казей».
Учитель: ребята, как вы думаете, почему отважный Марат подорвал себя гранатой? (Не хотел сдаваться в плен, хотел убить врагов).

Рассказ ученика о подвиге Вали Котик.

Когда немцы оккупировали Шепетовский район, Вале Котику было всего 11 лет.  Валентин, сразу же принял участие в сборе боеприпасов и оружия, которые затем отправлялись на фронт. Вместе с друзьями Валя собирал оружие, брошенное на месте боестолкновений, которое переправлялось к партизанам в возах с сеном. Также юный герой самостоятельно изготавливал и расклеивал по городу карикатуры на фашистов.
Юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля фашистов, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве вражеских поездов. В 1943 году, будучи на посту, Валя заметил приближение фашистов. Он убил шестнадцатого февраля 1944 г.(было ему 14 лет)из пистолета фашистского офицера и поднял тревогу, чтобы партизаны успели приготовиться к бою. Проявленные героизм, мужество и неоднократно совершенные подвиги, пионер Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина, а также медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 г, Валентину Александровичу Котику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В честь такой памяти, наши ученики сделали книгу:« О Маленьких героях большой войны», которая несёт и пронесёт сквозьгода, вечную память.

Учитель: ребята, подумайте, этим детям было чуть больше лет, чем вам. Они не побоялись врага, они были готовы отдать жизнь за Родину, за Победу. Каждый человек внёс свой вклад в Победу. Все преследовали одну цель – победить любой ценой.

Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.

- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.

Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

Письмо мальчика на фронт

«Doрoгoй папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил фашистов, чтo есть мочи и поcкoрeeвозвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю тeбe. Я горжусь, что ты — солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя.«Твой сын Женя»

Даже есть стихи К. Симонова «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». На эти стихи написана известная песня.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Музыкальное сопровождение: Стас Михайлов «Жди»

Отрывок из кинофильма: Жди меня(1944г.).

Учитель: я предлагаю вам на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать? Какие чувства у вас вызывают их подвиги? Украсьте своё письмо небольшим рисунком  для пионеров-героев. Помните, они сражались за вас, они боролись за мир, за счастливое и спокойное детство.
(Во время работы звучат аудиозаписи «Мы за ценой не постоим!» «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, «В землянке» слова  Суркова  В., музыка Листова К.)

1 ученик:

Возможно память –

Чистая страница

В ней – эхо прожитых, тревожных лет…

История – она не повторится.

Но нас зовет вдали манящий свет…..песня в исполнении 3 «Б» Кино идёт….


Фрагмент из фильма о войне (В бой идут одни старики)

Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу.

Лопатина Олеся

Отрывок С.Михалков.

«Быль для детей»

Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке, 
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски 
Под Москвой и под Орлом. 
Как, на запад наступая, 
Бились красные бойцы-
Наша армия родная
Наши братья и отцы…

Люди празднуют Победу! 
Весть летит во все концы: 
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы
Здравствуй, воин-победитель, 
Мой товарищ, друг и брат, 
Мой защитник, мой спаситель — 
Красной Армии солдат!



И в заключение ребята прочтут стихотворение М. Пляцковского

Музыка Марш «Праздник Победы»

Майский день сорок пятого

Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
Майский день сорок пятого года,
Тот, который Победу принёс.

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков живых.

Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!

Ученик: Рубцова Алёна

Давно закончилась война,

Давно с войны пришли солдаты,

И на груди их ордена

Горят как памятные даты

Вам всем кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений –

Принес победную весну –

Поклон и память поколений.


Ученик: Гостева Анна

Всем, кто пал в боях, дедам – прадедам

Память вечная, незабвенная.

Ну, а тем, кто вернулся домой живым –

Низкий Вам поклон, слава вечная!


Минута молчания.

(Ученики кланяются и поют отрывок из песни «День Победы»)


День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты.обгорелые в пыли

Этот день мы приближали, как могли,

Этот День Победы порохом пропах,

Этот праздник, с сединою на висках,

Эта радость, со слезами на глазах.

День Победы, День Победы,

День Победы.


Подведем итоги о страшном, о войне!

Учитель: Дома из прочитанных книг, вы много интересного и нового узнали. Проверим ваши знания, разделимся на команды и проведём викторину.

Викторина: «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной Войны».


1. Почему нужно защищать Родину?

2. Что такое «Родина»? Отечество?

3. Когда началась Великая Отечественная война?

4. Кто был инициатором начала войны?

5. Существовал ли договор о ненападении между Германией и Советским Союзом?

6. Как называлась операция (план) вторжения Германии в СССР?

7. Какие вы знаете города-герои?

8. Как вы думаете, почему наша страна добилась победы?

9. Продолжите пословицу:

Родина-мать – надо её …(защищать).
Один в поле … (не воин).
За край родной иди бесстрашно …(в бой).
Человек без Родины как …(соловей без песни).
Когда народ един – он …(непобедим).

10. Какие вы знаете военные операции, проведенные в ходе Великой Отечественной войны?

11. Какая битва стала переломной в ходе Великой Отечественной войны?

12. Из каких произведений эти известные выражения?

13. Какие вы знаете песни о Великой Отечественной войне?

14. Назовите детей -Героев Советского Союза!

15. Кто были эти дети?

16. Какое самое высокое звание, было присвоено ребятам-пионерам?

17. Какие вы знаете награды Великой Отечественной войны?

Кроссворд.

  1. Название города-крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни войны.

  2. Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.

  3. Военная машина с башней и пушкой.

  4. Столица СССР.

  5. Государство, напавшее на СССР 22 июня 1941 года.

  6. Военный, охраняющий границу государства.

Сохранить у себя:
«Великая Отечественная Война» «Маленьким героям большой войны»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки