Важнейшие классы неорганических соединений

Цели занятия

Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.

Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Форма занятия: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа.

Тип занятия – комбинированный

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация к занятию, видеоролики), доска.

Оборудование на столах обучающихся: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактические карточки с заданиями.

Девиз занятия: “Повторение – мать учения”.

Содержимое разработки

Обобщающее занятие по теме:

«Важнейшие классы

неорганических соединений»

Разработала преподаватель химии

ОБОУ СПО «Курский базовый медицинский колледж»

Алферова Екатерина Юрьевна

Цели занятия

Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.

Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Форма занятия: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа.

Тип занятия – комбинированный

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация к занятию, видеоролики), доска.

Оборудование на столах обучающихся: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактические карточки с заданиями.

Девиз занятия“Повторение – мать учения”.

Ход занятия

  1. Организационный момент (2 – 4 мин)

Учитель приветствует учащихся, создает рабочий настрой на урок.

Вступительное слово учителя о целях урока.

Итак, на предыдущих занятиях химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. Сегодня мы вспомним пройденный материал и обобщим его.

На доске записана тема (Слайд 1.): “Важнейшие классы неорганических соединений”.

На доске: эпиграф (Слайд 2.)

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе,
 
Чтоб оставить в жизни добрый след
 
И решить все трудные задачи”.

Учитель. (Слайд 3.)

Целью сегодняшнего занятия является повторение и обобщение знаний по теме “Важнейшие классы неорганических соединений” в занимательной форме.

У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Подпишите их, и в течение всего занятия вы будете выполнять задания, и отмечать результаты своей работы в этих оценочных листах. Если ответили правильно, ставите себе в оценочном листе “+”, если неправильно, то “-”.



II. Повторение и обобщение знаний. (20 – 35 мин)

Учитель. Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.

Загадки:

“Их получают путем горения 
Или сложных веществ разложения. 
В них два элемента, один – кислород. 
Я отнесу к ним и известь, и лед”. 
Какие это вещества?

(Ответ: Оксиды.)

“Они имеют кислый вкус. 
В них изменяет цвет лакмус. 
C фиолетового на красный”.

(Ответ: Кислоты.)

“В каких веществах у фенолфталеина 
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.

(Ответ: Щелочи.)

“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли 
Объединю их в класс...”.

(Ответ: Соли.) (Слайд 4.)


Учитель (Слайд 5.)

Сейчас обратите внимание на следующее задание в ваших оценочных листах.

Вам предлагается распределить предложенные вещества по классам неорганических веществ. Итак, пока вы самостоятельно выполните задание, я предлагаю кому-нибудь выполнить его у доски, а потом всем вмести проверить.

Задание. Выпишите вещества по классам неорганических соединений, назовите их:

Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2



1. Повторение оксидов.

Учитель. Сейчас я предлагаю Вам более подробно остановиться на каждом из основных классов неорганической химии.

Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?

Сценка “Кто я?”.

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. “Начало всех начал”, – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – “первичной материи”.

Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я?

(Ответ: Вода.) (Слайд 6.)

Учитель.  К какому классу веществ относится вода?

Какие вещества называются оксидами?

Ответы обучающихся. (Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород со степенью окисления – 2)

Самостоятельная работа “Крестики нолики”.

Учитель.  А сейчас я снова Вам предлагаю поработать самостоятельно в своих оценочных листах. Задание называется “Крестики нолики”. Ваша задача состоит в том, чтобы выбрать выигрышный путь. Путь будет считать выигрышным в том случае, если он будет состоять только из оксидов. (После завершения работы – устная проверка ответов). Слайд 7-10 можно проверить ответы.

Карточка № 1

HNO3

CO2

O2

SO2

CuO

NaOH

SO2

MgO

ZnSO4

Карточка № 2

KСlO3

NaOH

Cu(OH)2

ZnO

SO2

2O3

Na 2O

2SO4

CO2

Учитель. На какие группы делятся оксиды? (Оксиды металлов и оксиды неметаллов, основные, кислотные и амфотерные)

Предлагаю вспомнить физические и химические свойства оксидов, а также их способы получения (ответы двух обучающихся у доски)

2. Повторение оснований.

Учитель. (Слайд 11.)

А сейчас перейдем к следующему классу неорганических соединений.

Если в формуле заметишь – 
Впереди металл стоит 
И своей ОН-подвеской 
Как большим хвостом вертит, 
Ты не думая ответишь: 
“Знаю, это – гидроксид”. 
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.

Учитель. Какие вещества называются основаниями?

Ответы обучающихся. (Основания – сложные вещества, которые состоят из металла и гидроксогруппы)

Учитель. На какие группы делятся основания?

Ответы обучающихся. (Растворимые и нерастворимые) (Слайд 12.)

Самостоятельная работа.

Учитель.  А сейчас я снова Вам предлагаю поработать самостоятельно в своих оценочных листах.

Из предложенного списка веществ необходимо выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.

Итак, пока вы самостоятельно выполните задание, я предлагаю кому-нибудь выполнить его у доски, а потом всем вмести проверить. (Слайд 14)

Задание. Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания

NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.

KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.



Учитель.  А сейчас проведем небольшую Физминутку, на соответствие движения (игра).

Я буду называть вещества, а Вы выполнять соответствующее действие

(действия записаны на доске). Слайд 15.

Класс соединений

Действие

кислота

поднять правую руку

основание

поднять левую руку

кислотный оксид

встать

основный оксид

сидеть

соль

хлопок в ладоши

а) Гидроксид кальция, оксид азота (V), фосфорная кислота, нитрат магния, гидроксид меди (II), оксид натрия, серная кислота, хлорид серебра, оксид углерода (IV), хлорид натрия, гидроксид бария.

Учитель.  Прежде чем перейти к следующему классу необходимо вспомнить физические и химические свойства оснований, а также их способы получения (ответы двух обучающихся у доски).



3. Повторение свойств кислот и солей.

Учитель. Дайте определение кислотам. В зависимости от содержания кислорода как классифицируются кислоты? По силе и по основности как классифицируются кислоты? (Слайд 16)

Ответы обучающихся. (Кислота – сложное вещество, которое состоит из водорода и кислотного остатка), (Кислородсодержащие, бескислородные), (сильные и слабые), (одноосновные, двухосновные, трехосновные).

Учитель. Предлагаю вспомнить физические и химические свойства кислот, а также их способы получения (ответы двух обучающихся у доски).



Самостоятельная работа

Учитель.  А сейчас Вам снова предстоит поработать самостоятельно в своих оценочных листах. Но прежде, чем преступить к самостоятельной работе нам необходимо дать определение соли, а также вспомнить их классификацию, свойства и способы получения.

Ответы обучающихся. (Соль – сложное вещество, которое состоит из катиона металла и кислотного остатка), (средние, кислые, основные, двойные).

Задание: Установите соответствия: (сначала выполняют все на оценочных листах, затем один выходит и пишет ответ на доске)

 

Названия кислот

 

Названия солей

1

Соляная

А.

Сульфаты

2

Серная

Б.

Карбонаты

3

Угольная

В

Хлориды

4

Азотная

Г.

фосфаты

5

Фосфорная

Д.

Нитраты

Ответы: 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5Г.

Учитель: Вспомните, как ведут себя индикаторы в кислой, щелочной и нейтральной среде. Я предлагаю вам заполнить таблицу самостоятельно у себя в оценочном листе, а затем всем вмести проверь себя. (Слайд 19-20)

Индикатор

Цвет индикатора в среде

кислой

щелочной

нейтральной

Лакмус

Красный

Синий

Фиолетовый

Фенолфталеин

Бесцветный

Малиновый

Бесцветный

Метиловый оранжевый

Розовый

Желтый

Оранжевый



Учитель: А сейчас я буду зачитывать утверждения, а Вы должны сказать верно ли они или нет, ответы необходимо аргументировать.

  1. Основания состоят из 2 элементов. (нет)

  2. В состав кислоты обязательно входит атом водорода. (да)

  3. Гидроксогруппа входит в состав оснований. (да)

  4. Степень окисления кислорода в оксидах – минус 5. (нет)

  5. В состав кислоты обязательно входит металл. (нет)

  6. Щелочи – растворимые основания . (да)

  7. Оксиды – это сложные вещества. (да)

  8. Один из компонентов соли – металл. (да)

Подведение итогов.

Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.

И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест “Улыбка”. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.

Верхний ряд кружков соответствует ответу “а”, средний – “б”, нижний – “в”. Если ответы верные, то получается улыбка. (Приложение 1)

Тест “Улыбка”

Вариант 1.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4

2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Вариант 2.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.

2) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) красный; в) синий.

4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основания; б) кислоты; в) соли.

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе.

Заключение и критерии выставления итоговой оценки.

Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему?

Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?

(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)

1) Если все задания выполнены и большая часть оценок “5” – поставьте “5”;

2) если все задания выполнены, но преобладает оценка “4” – поставьте “4”;

3) если задания сделаны на оценку “3” или “4”, или есть прочерки – поставьте “3”;

4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.

Приложение 1

Оценочный лист студента(ки)







Литература

Габриелян О. С. Химия 11кл, М:Дрофа, 2008.

Габриелян О. С. Рунов Н. Н. Химический эксперимент в школе 11кл

Журин А. А. Химические уравнения задания для самостоятельной работы

Интернет ресурсы

http://www.hemi.nsu.ru

http://chemistry.ru

http://www.chem.km.ru/

Задание 1. Укажите Важнейшие классы

н еорганических соединений









Задание 2. Выпишите вещества по классам неорганических соединений

Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2

классы неорганических соединений









Задание 3 «Крестики нолики»

Выигрышный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.

Карточка № 1


HNO3

CO2

O2

SO2

CuO

NaOH

SO2

MgO

ZnSO4


Карточка № 2


KСlO3

NaOH

Cu(OH)2

ZnO

SO2

2O3

Na 2O

2SO4

CO2

Задание 4. Вставьте пропущенные слова

Если в формуле заметишь – 
Впереди металл стоит 
И своей ОН-подвеской 
Как большим хвостом вертит, 
Ты не думая ответишь: 
“Знаю, это – …………………”.  Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – ………………..

Задание 5. Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.

NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.

KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.

Щелочи:



Нерастворимые основания:



Задание 6. Установите соответствия:

 

Названия кислот

 

Названия солей

1

Соляная

А.

Сульфаты

2

Серная

Б.

Карбонаты

3

Угольная

В

Хлориды

4

Азотная

Г.

фосфаты

5

Фосфорная

Д.

Нитраты



Задание 7. Вспомните, как ведут себя индикаторы в кислой, щелочной и нейтральной среде.

Индикатор

Цвет индикатора в среде

кислой

щелочной

нейтральной

Лакмус

?

?

?

Фенолфталеин

?

?

?

Метиловый оранжевый

?

?

?





ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в».Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке



Вариант 1.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4

2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в».Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке

Вариант 2.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.

2) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) красный; в) синий.

4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основания; б) кислоты; в) соли.

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.



Сохранить у себя:
Важнейшие классы неорганических соединений

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки