Обобщающее занятие по теме:
«Важнейшие классы
неорганических соединений»
Разработала преподаватель химии
ОБОУ СПО «Курский базовый медицинский колледж»
Алферова Екатерина Юрьевна
Цели занятия
Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.
Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Форма занятия: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа.
Тип занятия – комбинированный
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация к занятию, видеоролики), доска.
Оборудование на столах обучающихся: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактические карточки с заданиями.
Девиз занятия: “Повторение – мать учения”.
Ход занятия
Организационный момент (2 – 4 мин)
Учитель приветствует учащихся, создает рабочий настрой на урок.
Вступительное слово учителя о целях урока.
Итак, на предыдущих занятиях химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. Сегодня мы вспомним пройденный материал и обобщим его.
На доске записана тема (Слайд 1.): “Важнейшие классы неорганических соединений”.
На доске: эпиграф (Слайд 2.)
“Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи”.
Учитель. (Слайд 3.)
Целью сегодняшнего занятия является повторение и обобщение знаний по теме “Важнейшие классы неорганических соединений” в занимательной форме.
У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Подпишите их, и в течение всего занятия вы будете выполнять задания, и отмечать результаты своей работы в этих оценочных листах. Если ответили правильно, ставите себе в оценочном листе “+”, если неправильно, то “-”.
II. Повторение и обобщение знаний. (20 – 35 мин)
Учитель. Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.
Загадки:
“Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед”.
Какие это вещества?
(Ответ: Оксиды.)
“Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
C фиолетового на красный”.
(Ответ: Кислоты.)
“В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.
(Ответ: Щелочи.)
“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю их в класс...”.
(Ответ: Соли.) (Слайд 4.)
Учитель (Слайд 5.)
Сейчас обратите внимание на следующее задание в ваших оценочных листах.
Вам предлагается распределить предложенные вещества по классам неорганических веществ. Итак, пока вы самостоятельно выполните задание, я предлагаю кому-нибудь выполнить его у доски, а потом всем вмести проверить.
Задание. Выпишите вещества по классам неорганических соединений, назовите их:
Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2
1. Повторение оксидов.
Учитель. Сейчас я предлагаю Вам более подробно остановиться на каждом из основных классов неорганической химии.
Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?
Сценка “Кто я?”.
Я у древних химиков самым главным веществом считалась. “Начало всех начал”, – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – “первичной материи”.
Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.
Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.
Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я?
(Ответ: Вода.) (Слайд 6.)
Учитель. К какому классу веществ относится вода?
Какие вещества называются оксидами?
Ответы обучающихся. (Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород со степенью окисления – 2)
Самостоятельная работа “Крестики нолики”.
Учитель. А сейчас я снова Вам предлагаю поработать самостоятельно в своих оценочных листах. Задание называется “Крестики нолики”. Ваша задача состоит в том, чтобы выбрать выигрышный путь. Путь будет считать выигрышным в том случае, если он будет состоять только из оксидов. (После завершения работы – устная проверка ответов). Слайд 7-10 можно проверить ответы.
Карточка № 1
HNO3 | CO2 | O2 |
SO2 | CuO | NaOH |
SO2 | MgO | ZnSO4 |
Карточка № 2
KСlO3 | NaOH | Cu(OH)2 |
ZnO | SO2 | N 2O3 |
Na 2O | H 2SO4 | CO2 |
Учитель. На какие группы делятся оксиды? (Оксиды металлов и оксиды неметаллов, основные, кислотные и амфотерные)
Предлагаю вспомнить физические и химические свойства оксидов, а также их способы получения (ответы двух обучающихся у доски)
2. Повторение оснований.
Учитель. (Слайд 11.)
А сейчас перейдем к следующему классу неорганических соединений.
Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН-подвеской
Как большим хвостом вертит,
Ты не думая ответишь:
“Знаю, это – гидроксид”.
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.
Учитель. Какие вещества называются основаниями?
Ответы обучающихся. (Основания – сложные вещества, которые состоят из металла и гидроксогруппы)
Учитель. На какие группы делятся основания?
Ответы обучающихся. (Растворимые и нерастворимые) (Слайд 12.)
Самостоятельная работа.
Учитель. А сейчас я снова Вам предлагаю поработать самостоятельно в своих оценочных листах.
Из предложенного списка веществ необходимо выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.
Итак, пока вы самостоятельно выполните задание, я предлагаю кому-нибудь выполнить его у доски, а потом всем вмести проверить. (Слайд 14)
Задание. Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания
NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.
KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.
Учитель. А сейчас проведем небольшую Физминутку, на соответствие движения (игра).
Я буду называть вещества, а Вы выполнять соответствующее действие
(действия записаны на доске). Слайд 15.
Класс соединений | Действие |
кислота | поднять правую руку |
основание | поднять левую руку |
кислотный оксид | встать |
основный оксид | сидеть |
соль | хлопок в ладоши |
а) Гидроксид кальция, оксид азота (V), фосфорная кислота, нитрат магния, гидроксид меди (II), оксид натрия, серная кислота, хлорид серебра, оксид углерода (IV), хлорид натрия, гидроксид бария.
Учитель. Прежде чем перейти к следующему классу необходимо вспомнить физические и химические свойства оснований, а также их способы получения (ответы двух обучающихся у доски).
3. Повторение свойств кислот и солей.
Учитель. Дайте определение кислотам. В зависимости от содержания кислорода как классифицируются кислоты? По силе и по основности как классифицируются кислоты? (Слайд 16)
Ответы обучающихся. (Кислота – сложное вещество, которое состоит из водорода и кислотного остатка), (Кислородсодержащие, бескислородные), (сильные и слабые), (одноосновные, двухосновные, трехосновные).
Учитель. Предлагаю вспомнить физические и химические свойства кислот, а также их способы получения (ответы двух обучающихся у доски).
Самостоятельная работа
Учитель. А сейчас Вам снова предстоит поработать самостоятельно в своих оценочных листах. Но прежде, чем преступить к самостоятельной работе нам необходимо дать определение соли, а также вспомнить их классификацию, свойства и способы получения.
Ответы обучающихся. (Соль – сложное вещество, которое состоит из катиона металла и кислотного остатка), (средние, кислые, основные, двойные).
Задание: Установите соответствия: (сначала выполняют все на оценочных листах, затем один выходит и пишет ответ на доске)
| Названия кислот |
| Названия солей |
1 | Соляная | А. | Сульфаты |
2 | Серная | Б. | Карбонаты |
3 | Угольная | В | Хлориды |
4 | Азотная | Г. | фосфаты |
5 | Фосфорная | Д. | Нитраты |
Ответы: 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5Г.
Учитель: Вспомните, как ведут себя индикаторы в кислой, щелочной и нейтральной среде. Я предлагаю вам заполнить таблицу самостоятельно у себя в оценочном листе, а затем всем вмести проверь себя. (Слайд 19-20)
Индикатор | Цвет индикатора в среде | ||
кислой | щелочной | нейтральной | |
Лакмус | Красный | Синий | Фиолетовый |
Фенолфталеин | Бесцветный | Малиновый | Бесцветный |
Метиловый оранжевый | Розовый | Желтый | Оранжевый |
Учитель: А сейчас я буду зачитывать утверждения, а Вы должны сказать верно ли они или нет, ответы необходимо аргументировать.
Основания состоят из 2 элементов. (нет)
В состав кислоты обязательно входит атом водорода. (да)
Гидроксогруппа входит в состав оснований. (да)
Степень окисления кислорода в оксидах – минус 5. (нет)
В состав кислоты обязательно входит металл. (нет)
Щелочи – растворимые основания . (да)
Оксиды – это сложные вещества. (да)
Один из компонентов соли – металл. (да)
Подведение итогов.
Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.
И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест “Улыбка”. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.
Верхний ряд кружков соответствует ответу “а”, средний – “б”, нижний – “в”. Если ответы верные, то получается улыбка. (Приложение 1)
Тест “Улыбка”
Вариант 1.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4
2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.
4) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
Вариант 2.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.
2) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).
3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:
а) бесцветный; б) красный; в) синий.
4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:
а) основания; б) кислоты; в) соли.
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе.
Заключение и критерии выставления итоговой оценки.
Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему?
Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)
1) Если все задания выполнены и большая часть оценок “5” – поставьте “5”;
2) если все задания выполнены, но преобладает оценка “4” – поставьте “4”;
3) если задания сделаны на оценку “3” или “4”, или есть прочерки – поставьте “3”;
4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.
Приложение 1
Оценочный лист студента(ки)
Литература
Габриелян О. С. Химия 11кл, М:Дрофа, 2008.
Габриелян О. С. Рунов Н. Н. Химический эксперимент в школе 11кл
Журин А. А. Химические уравнения задания для самостоятельной работы
Интернет ресурсы
http://www.hemi.nsu.ru
http://chemistry.ru
http://www.chem.km.ru/
Задание 1. Укажите Важнейшие классы
н еорганических соединений
Задание 2. Выпишите вещества по классам неорганических соединений
Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2
классы неорганических соединений
Задание 3 «Крестики нолики»
Выигрышный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.
Карточка № 1
HNO3 | CO2 | O2 |
SO2 | CuO | NaOH |
SO2 | MgO | ZnSO4 |
Карточка № 2
KСlO3 | NaOH | Cu(OH)2 |
ZnO | SO2 | N 2O3 |
Na 2O | H 2SO4 | CO2 |
Задание 4. Вставьте пропущенные слова
Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН-подвеской
Как большим хвостом вертит,
Ты не думая ответишь:
“Знаю, это – …………………”. Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – ………………..
Задание 5. Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.
NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.
KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.
Щелочи:
Нерастворимые основания:
Задание 6. Установите соответствия:
| Названия кислот |
| Названия солей |
1 | Соляная | А. | Сульфаты |
2 | Серная | Б. | Карбонаты |
3 | Угольная | В | Хлориды |
4 | Азотная | Г. | фосфаты |
5 | Фосфорная | Д. | Нитраты |
Задание 7. Вспомните, как ведут себя индикаторы в кислой, щелочной и нейтральной среде.
Индикатор | Цвет индикатора в среде | ||
кислой | щелочной | нейтральной | |
Лакмус | ? | ? | ? |
Фенолфталеин | ? | ? | ? |
Метиловый оранжевый | ? | ? | ? |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в».Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке
Вариант 1.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4
2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.
4) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в».Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке
Вариант 2.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.
2) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).
3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:
а) бесцветный; б) красный; в) синий.
4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:
а) основания; б) кислоты; в) соли.
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.