Формирование универсальных учебных действий
на уроках физики
Твердов Виталий Филиппович,
учитель физики, первая категория.
МБОУ Шаумяновская СОШ№10.
Содержание
1 Введение.
2 Формирование УУД.
2.1 Личностные действия.
2.2 Регулятивные действия.
2.3 Познавательные действия.
2.4 Коммуникативные действия.
3 Заключение.
4 Литература.
1. Введение.
Изменения, происходящие в жизни общества ХХI века потребовало нового подхода к системе школьного образования. Сегодняшнее молодое поколение резко отличается от поколения, когда создавалась ранее действующая система образования. Поэтому возникли проблемы в воспитании и образовании. Это связано с тем, что:
- современные дети мало читают классическую и художественную литературу, т.к. ее вытеснили телевидение, видео. В связи с этим возникли трудности на уроках, связанных с анализом текстов различных жанров, трудностью логического мышления;
-выросла информированность за счет интернета, СМИ, что оказывает влияние на формирование картины мира у ребенка, к сожалению не всегда положительное.
-беспокойство вызывает ориентация взрослых на умственное развитие ребенка в ущерб духовно- нравственному воспитанию, что приводит к потере интереса к учению;
- дети перестали общаться вне школы у кого-то в квартире, в силу закрытости общества, это затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;
-в школах снижается число одаренных детей , а растет число ребят не умеющих самостоятельно работать, детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
В связи с этим возникла необходимость нового подхода к воспитанию и образованию детей , что и было заложено в Государственных стандартах второго поколения.
В основу Стандарта положен системно- деятельностный подход, который предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД) как требование ФГОС
“Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность”. (А.Г. Асмолов).
В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
-обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от предметного содержания. Обобщая, можно сказать, что универсальные учебные действия - это инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего складывается умение учиться, то, благодаря чему ребенок становится субъектом учебной деятельности.Выделяют следующие группы УУД: регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные.
;
1 Личностные универсальные учебные действия.
Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.
Личностные УУД способствуют формированию:
- жизненного, личностного, профессионального самоопределения;
-отношения к школе, учению, к самому себе и окружающим;
-ответа на вопрос – какой смысл мне учиться?
-знание моральных норм;
-ориентироваться в социуме и межличностных взаимоотношениях.
При несформированности позиции обучающегося возможны заниженная самооценка или завышенная самооценка, которые приводят к низкой успеваемости, к трудностям в учебе.
Критериями оценки сформированности личностных УУД выступают:
-положительное отношение к школе;
-чувство необходимости учиться;
-социальная роль обучающегося;
-осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
-осознание необходимости самосовершенствования;
-способность адекватно оценить причины своего успеха или неуспеха;
-интерес к новому;
-быть полезным обществу;
-стремление к самоизменению;
-приобретению новых знаний и умений;
-ориентировка на моральную норму;
-уровень развития моральных суждений.
2. Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия - действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
При отсутствии сформированности регулятивных УУД:
-включаясь в работу, ученик быстро отвлекается;
-ставит перед собой только простейшии цели;
-не контролирует учебных действий, не замечает допущенных ошибок;
-не умеет и не пытается оценить свои действия ни самостоятельно, ни по просьбе учителя.
Критериями оценки сформированности регулятивных УУД можно назвать:
-четко выполняет требования познавательной задачи;
-встретив новую задачу, самостоятельно ставит цель и достигает ее;
-умеет планировать работу до начала ее (планирующий самоконтроль);
-самостоятельно обнаруживает ошибки и исправляет их;
3. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД.
1) Общеучебные УУД включают в себя:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения обучающимся ценностно-смыслового содержания текста; понимание и оценка языка СМИ;
-умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
- действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
2)Универсальные логические действия.
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
Совокупность логических действий представляет собой:
-сравнение конкретно-чувственных и иных данных, определения общих признаков и составление классификации;
- анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
- синтез - составление целого из частей;
- сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- установление аналогий.
Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа ребят над проектами, подготовка к выступлению на ежегодной конференции. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия.
коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В состав коммуникативных действий входят:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- разрешении конфликта - выявление проблемы и способов разрешения конфликта;
Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики, химии, биологии и технологии.
Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок-конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений). На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы.
Ежегодно по инициативе МО проводится научно – исследовательская конференция. Конференция, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебников и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО. Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовят презентации. Таким образом, формируется и ИКТ-компетентность обучающихся. Большую роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность учащихся. На данных занятиях дети более раскрепощены, более инициативны. Но это глобальное применение УУД, простенькие меры встречаются на каждом шагу!Из личного опыта привожу 2 таких маленьких примера:
1)Коммуникативные с оттенком личностных, иногда называемые рефлексией, с направлением на проверку усвоения материала-
а) Карта знаний- элемент самоконтроля ученика:
-форма
№ | Наименование темы | Отм о прохождении | Отм об усвоении |
|
|
|
|
- правила заполнения несложные, как и сама форма; после прохождения раздела предмета ученикам дается задание по составлению КЗ, при этом №- означает порядковый номер параграфа раздела, темой является название параграфа раздела, отметка о прохождении нужна для признания учеником факта прохождения данной темы, отметка об усвоении не требует пояснения;
- заполненная таблица дает возможность учителю иметь представление о самооценке ученика по данному разделу.
б) коллоквиум- формы его могут быть самые разные, мною применяется форма группового соревнования в знаниях, при которой ученики задают вопросы соперникам и получают на них ответы; обычно это по 10-12 вопросов, которые ученики выбирают из тех, что даются в конце каждого параграфа как закрепительные, поочередное задавание и ответы фиксируются в тетрадях знаками + или-; в конце взаимного опроса подводятся итоги, учитель является арбитром.
Понятно, что форм или способов, отвечающих критериям УУД, невероятно много, здесь полностью проявляются опыт, квалификация и фантазия учителя! При таком подходе творчество учеников заметно вырастает!
КАК СФОРМИРОВАТЬ УУД? ЧТО ДОЛЖЕН ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ?
УЧИТЕЛЬ:
-обращает внимание на развивающую ценность любого задания, вопроса;
-отмечает успехи, по сравнению с предыдущими результатами;
-показывает, для чего нужны знания, где они пригодятся в жизни;
- привлекает к открытию новых знаний;
- обучает работе в группах, прививая навыки конструктивного взаимодействия;
- уделяет внимание самопроверке и взаимоконтролю, объясняя критерии оценки;
- учит навыкам работы с книгой для пересказа, составления плана;
- обращает внимание на развитие памяти, логического мышления;
- находит способ увлечь знаниями;
-учит уметь планировать и прогнозировать свои действия;
- использует на уроках и внеурочное время проектные форм работы;
-поощряет за коллективные творческие дела, за их организацию;
-дает шанс исправить ошибки;
- учит планировать работу;
- учит искусству спора, отстаивать свое мнение, уважать мнение другого;
- учит распределять роли и обязанности в группе;
- вместе с учениками решает возникающие проблемы;
- дает выбирать самостоятельно задание из предложенных;
- учит планировать досуг
- на уроке использует возможности ИКТ.
ЗАДАЧИ, которые мы ставим перед обучающимися, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны им, т. е. должны быть для них значимы.
Заключение.
Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.
Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.
Структура современных уроков должна быть более разнообразной, что повышает интерес обучающихся к ним. Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.
Из всего сказанного можно сделать такой вывод:
-личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я» это позволяет обучающемуся выполнять разные социальные роли («гражданин», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «сосед», «пешеход» и т. д.)
-регулятивные УУД—отражают способность обучающегося строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты ( цель, мотив, прогноз, средство, контроль, оценка)
- познавательные УУД--- система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследование и совокупность операций по обработке, систематизация, обобщение и использование полученной информации.
-коммуникативные УУД--- умение слушать и понимать партнера, планировать и согласовывать планируемую работу, распределять роли, взаимно контролировать друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Литература.
1. Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008.
3. Бухольцев С.Н. Проектная деятельность на уроках. http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html
4. КопотеваГ.Л. Логинова И.М. Проектируем урок, формирующий УУД. изд.учитель 2015г.
5. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса индентичности и построению гражданского общества.
6. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.// вопросы психологии
7. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.
8. Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов:
Методические рекомендации авт. - сост Е.А.Антонова, И.И.Кацай- Челябинск МБОУ – ДПО УМЦ, 2012г.