Технологическая карта учебного занятия ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
группа | дата |
Тема занятия: Угольная кислота и ее соли.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: урок
Цели:
А) образовательная: сформировать представления учащихся об угольной кислоте и её солях, о специфических свойствах этих соединений
Б) развивающая: продолжить изучение химии.
В) воспитательная: воспитывать экологическую ответственность.
Демонстрация презентации: «»
Ход занятия
Организационный момент (запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места. Создание проблемных ситуаций) 2 мин
Проверка отсутствующих по рапорту дежурного
Проверка готовности аудитории к уроку
Проверка знаний обучающихся (8 мин)
1.«– Угарный газ! – вскричал Холмс.
– Подождите немного. Сейчас он уйдет.
Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посередине... В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли...» (А.Конан-Дойл. «Случай с переводчиком»).
Назовите формулу вещества.
(СО.)
2. «Вы слышали об эффекте “собачьей пещеры” в Италии? Там есть такая пещера-яма.
Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
– Почему?
– Из вулканической трещины выделяется газ...»
О каком газе говорится и на каком свойстве основан этот эффект?
(Углекислый газ тяжелее воздуха, остается внизу.
Человеческая голова выше этой зоны. Собачья – нет.
И углекислый газ не поддерживает дыхание.)
3. Почему в испеченном хлебе видны «дырки»?
(Под влиянием дрожжей сахар превращается
в спирт и углекислый газ с выделением энергии:
C6H12O6 2C2H5OH + 2CO2
.
Углекислый газ заставляет тесто в духовке подниматься,
и в испеченном хлебе видны «дырки» из-за выделения углекислого газа.)
4. Задача: Сколько килограммов углекислого газа должно выделиться при обжиге 500 кг известняка, содержащего 92% карбоната кальция? (202,4 кг.
Подведение итогов проверки (3 мин.)
Сообщение темы занятия, постановка его цели и задачи урока (2 мин)
научиться составлять уравнения электролитической диссоциации электролитов;
продолжить изучение темы: «Электролитическая диссоциация»; способствовать правильному обращению с электролитами
Изложение нового материала, применяемая методика (18 мин)
Угольная кислота. (метод: объяснение)
Карбонаты и гидрокарбонаты. (метод: беседа)
Записи в тетради:
Кто открыл угольную кислоту?
Первое крупное открытие, упомянутое в этом исследовании, берет свое начало в химической революции, открытии сложной природы угольной кислоты Антуаном Лораном Лавуазье и поиске химически компенсирующих процессов, которые гарантировали бы стабильность состава атмосферы.
1. Угольная кислота – самая распространённая на земле, так как образуется в результате взаимодействия CO2 с водой (H2O занимает ¾ поверхности Земли, CO2 – обязательный компонент атмосферы).
2. Угольная кислота существует только в растворе. Её можно получить растворением оксида углерода (IV) в воде:
СО2 (г) + Н2О (ж) ↔ Н2СО3 (ж) + Q
Эта реакция обратимая.
Угольная кислота – как слабый электролит, разлагается на СО2 и Н2О и в ионных уравнениях её записывают как СО2 и Н2О.
Она незначительно диссоциирует на ионы:
I. H2CO3↔H+ + HCO-3
II. HCO-3↔H+ + CO22- (практически не идёт)
3. Угольная кислота – кислородсодержащая, двухосновная.
Образует два типа солей: карбонаты т гидрокарбонаты.
Соли, содержащие карбонат ион Соли, содержащие, гидрокарбонат ион
Na2CO3, Ca(HCO3)2 NaHCO3, Ca(HCO3)2
Федоровский в поэме «О минералах» писал:
«По формуле как ни смотри
они не отличаются никак,
Всё те же кальций це о три
Как мрамор, мел и известняк».
Образование гидрокарбоната при пропускании углекислого газа через раствор карбоната
Ученик: присутствие углекислого газа доказывают помутнением известковой воды; если углекислый газ пропускать через известковую воду (гидроксид кальция), образуется осадок белого цвета карбонат кальция:
Ca(OH)2 +CO2 →CaCO3 +H2O
Учитель: при дальнейшем пропускании углекислого газа через раствор происходит исчезновение помутнения известковой воды:
СaCO3 +CO2 +H2O → Ca(HCO3)
Ca(HCO3)2→ СaCO3 +CO2 +H2O
Закрепление изученного материала, применяемая методика (10 мин)
Фронтальный опрос с места по вопросам:
Запишите диссоциацию следующих веществ: Cи(NO3)2 К2SO4 Al(NO3)3 CaCl2 Li2SO4 KNO3 NaNO3
Подумайте, что может произойти от действия кислотных дождей, которые попадут в водоёмы с водными обитателями(моллюсками)?
Что произойдёт, если на зубную пасту прилить раствор уксусной кислоты?
Как приготовить не дрожжевое тесто, не используя дрожжи?
Составьте рецепт приготовления лимонада.
Какую реакцию среды будет иметь газированная минеральная вода?
В романе Г. Хаггарда «Жемчужина Нила» Клеопатра» читаем: «…она (Клеопатра) вынула из уха одну из трёх огромных жемчужин и опустила жемчужину…? Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется. Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли». (уксус)
В чём растворила жемчужину Клеопатра? (уксус)
Почему растворилась жемчужина?
Состав жемчуга – СаСО3 , уксуса – СН3СООН
СаСО3 +2 СН3СООН → (СН3СОО)2Са + СО2 + Н2О
Из перечня веществ составьте цепочку превращений веществ и напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить её:
углекислый газ, гидрокарбонат кальция, карбонат кальция.
Задание: составьте химические формулы соответствующих карбонатов и запишите их в таблицу.
Учащиеся заполняют таблицу и по окончании урока сдают учителю и получают оценку.
Химическая формула | Химическое название | Техническое название, (горная порода) | Применение |
Карбонат натрия | Сода, кальцинированная сода | Используется в производстве стекла, мыла, бумаги, в быту как моющее средство | |
Кристаллогидрат (десятиводный) | Кристаллическая сода | Используется в производстве стекла, мыла, бумаги, в быту как моющее средство | |
Гидрокарбонат натрия | Питьевая сода | Используется для производства искусственных минеральных вод, в кондитерском деле и в хлебопечении, в медицине, как моющее средство | |
Карбонат калия | Поташ | Используется в виде минерального удобрения, в производстве мыла. Тугоплавкого стекла | |
Карбонат кальция | Мел, известняк, мрамор а также (жемчуг, ракушечник)Из карбоната кальция состоит скорлупа яиц) | Используется в строительном деле |
Подведение итогов проведенного урока (2 мин)
Вывод: угольная кислота является слабой, что подтверждает розовая окраска лакмуса, а не красная, как в растворах сильных кислот.
Вывод: соли угольной кислоты, карбонаты и гидрокарбонаты обладают щелочной реакцией среды, и могут быть использованы для нейтрализации кислотной среды (синяя окраска лакмуса).
8. Д/з: 1) с. 110-114, подг. к пр.р. с.115.