Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«школа – интернат основного общего образования»
г. Тарко – Сале Пуровский район.
План-конспект урока химии
«Типы ионных реакции»
9 класс
Разработала: Гильметдинова Э.М.,
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории.
2019 г.
Тема урока: «Типы ионных реакций»
Тип урока – комбинированный.
Цель урока – ознакомление с типами ионных реакций, сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.
Задачи урока:
Обучающие:
сформировать представление о понятии ионные реакций, ион, растворы, электролиты и неэлектролиты;
познакомить с реакциями, идущими до конца: с выпадением осадка, с выделением газа, с образованием воды;
продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;
Развивающие:
развивать познавательную активность обучающихся к предмету;
продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;
развивать умения самостоятельно ставить цели урока, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
способствовать повышению информационной культуры.
Воспитательные:
• прививать интерес к предмету;
• прививать навыки самостоятельной работы;
• формировать навыки работы в группе;
• воспитывать толерантность и дисциплинированность.
Здоровьесберегающие:
• воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека;
• формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами.
Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.
ТСО: компьютер, проектор, экран.
Оборудование: учебник, периодическая система, штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).
План урока.
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Изучение нового материала с элементами проектной опытно-экспериментальной площадки.
Закрепление.
Рефлексия.
Домашнее задание, выставление оценок.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 3 человека в каждой.
2 Актуализация опорных знаний.
«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.)
На предыдущих уроках вы изучили теорию электролитической диссоциации. Повторим основные понятия этой темы.
Задание № 1. «Закончи предложение одним словом».
1. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
2. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
4. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).
6. Электролиты, в водных растворах которых в качестве катионов образуется только ионы водорода – (кислоты)
7. Электролиты, в водных растворах которых в качестве аниона образуется только гидроксид-ионы – (основания)
8.Электролиты, в водных растворах которых образуется катионы металла и анионы кислотного остатка – (соли).
Растворимые в воде кислоты, соли и основания, являющиеся электролитами – это сложные вещества. А в какие реакции могут они вступать? (Обмена и соединения). Рассмотрим сегодня реакции обмена. Поскольку растворы электролитов, особенно сильных, большей частью состоят из ионов, значит, реакции обмена происходят между какими частицами? (Ионами).
-Как вы думаете, какая тема урока будет?
Тема урока: «Типы ионных реакций»
Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают только в том случае, если в результате взаимодействия между ионами образуется малорастворимые, газообразные либо малодиссоциирующие вещества (вода или другие слабые электролиты).
-Поставьте (сформулируйте) цель урока
Каждой команде дается время – 1 минута.
/Путем опытно-экспериментального исследования изучить типы ионных реакций/
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЭТАПАМИ УРОКА (слайд 4)
Выполнение мини проекта: «Экспериментальным исследованием установить тип данной ионной реакции»
Защита мини проекта.
Взаимопроверка. Заполнение рабочих листов.
Значение полученных знаний в жизни.
3. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими реакциями.
Каждая группа согласно инструктивной карте проводит свое исследование, экспериментально изучает тип реакции, составляет химическую реакцию и готовит отчет по работе. Из группы первый учащийся записывает схему уравнения на доске, а второй расскажет, как проводили опыт, что получилось. Третий запишет уравнение реакции.
Каждой команде дается время – 5 минут.
Лабораторный опыт №1 “Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды”. Запись схемы уравнения, химической реакции определение реакции соединения. Защита мини проекта.
- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?
- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные? Какие образуются?
- Что же получается в данной реакции? Как изменится окраска индикатора.
- Определите, что получается в результате эксперимента? (ионная реакция с образованием воды).
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:
Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, серной кислоты H2SO4, фенолфталеина, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам.
ОТВЕТ: 1.Записать уравнение реакции в молекулярном виде
NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + H2O
2.Расставить коэффициенты
2NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + 2H2O
3.По таблице растворимости определить растворимость веществ
4. Составляем полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы)
2Na+ + 2ОН- + 2H+ +SO4 -2= 2Na + +SO42- + 2H2O
5. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части
6.Составить сокращенное ионное уравнение
2ОН- + 2H+=2H2O
Лабораторный опыт №2 - “Реакции, идущие с образованием осадка”. (Нерастворимых веществ.) - Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – растворимые или нет? Какие образуются? - Что же получается в данной реакции?
- Определите, что получается в результате эксперимента? (ионная реакция с образованием осадка).
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:
Оборудование и реактивы: растворы хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора хлорида бария ВаCl2 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл сульфата натрия Na2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (выпадение осадка)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам
ОТВЕТ: ВаCl2+Na2SO4= ВаSO4↓+ 2NaCl
Ва 2+ + 2Cl-+ 2Na + +SO42-= ВаSO4↓+ 2Na+ +2Cl-
Ва 2+ +SO42-= ВаSO4↓
- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?
Лабораторный опыт №3 “Реакции, идущие с образованием газа
Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?
- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – растворимые или нет?
- Какие вещества образуются в химической реакции?
- Что же происходит, какое вещество выделилось в виде газа в данной реакции?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:
Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, серной кислоты H2SO4, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам
ОТВЕТ: Na2CO3+ H2SO4= Na2SO4+ CO2+ H2O
2Na ++CO32-+ 2H ++ SO42-= 2Na ++SO42-+ CO2+ H2O
CO32-+ 2H = CO2+ H2O
4. Обобщение и систематизация изученного материала.
Задание 1:
Из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции с выпадением осадка (назвать их номера). (Приложение № 1)
(слайд 11)
Задание 2
Индивидуально по карточкам. «Угадай слово» (Приложение 2)
-Запишите в рабочий лист полученное ваше слово.
Каждый учащийся самостоятельно выполняет задание, а затем осуществляет самопроверку.
(слайд 13)
Задание 3, тестовая работа
1. Электролитом не является
1) гидроксид калия 3) азотная кислота
2) хлорид калия 4) сахароза
2. Сокращённое ионное уравнение H⁺ + OH⁻→H₂O соответствует реакции
1) KOH + H₂SO₄→
2) NH₄OH + H₂SO₄→
3) Fe(OH)₂ + H₂SO₄→
4) Ba(OH)₂ + H₂SO₄→
3. При добавлении раствора карбоната натрия к раствору хлороводородной кислоты
1) выпадает осадок
2) выделяется газ
3) выпадает осадок и выделяется газ
4) видимых изменений не происходит
4.Уравнением электролитической диссоциации является
1) CaCO₃ →CaO + CO₂
2) NH₄CI→ NH₃ + HCI
3) H₂SO₄→2H⁺ + SO₄²⁻
4) HCI + NaOH→NaCI + H₂O
5. Осадок не образуется при смешивании растворов
1) карбоната натрия и серной кислоты
2) сульфата натрия и нитрата бария
3) карбоната кальция и соляной кислоты
4) сульфита калия и хлорида бария
6.С образованием катионов металла и гидроксид-анионов диссоциирует
1) сахароза 3) гидроксид бария
2) оксид алюминия 4) нитрат алюминия
5. Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня изучали на уроке?
- Какие типы ионных реакций выделяют?
- Сегодня мы познакомились в результате опытно-экспериментального исследования типы ионных реакций (с выпадением осадка, выделением газа, образованием воды).
6. Домашнее задание: Составить мини - проект «Реакции в повседневной жизни»
Химия. 9 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. п. 7-9, упр. 2,3.
7. Рефлексия.
Учитель инициирует рефлексию (высказывания великих людей)
- мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил
- близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг
- состояние духа: каким было у меня сегодня настроение
– услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал
– бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие.
Учитель благодарит за урок.
Приложение.
Приложение № 1
Из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции ионного обмена (назвать их, определить номера).
1) CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 )
2) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl
3) Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3
4) BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4
5) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
6) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S
7) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
( с осадком – 2,3,4; с газом – 1,6; с водой – 5,7)
Приложение № 2 «Угадай слово»
Уравнения реакций | Типы ионных реакций | ||
Выделение газа | Выпадение осадка | Образование воды | |
Mg(ОН)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2О | Б | В | И |
Na2CO3+Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3 | Г | О | К |
CuO + 2HCl CuCl2+ H2O | А | Ж | Н |
2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl | И | Н | Т |
CuS + 2HCl CuCl2 + H2S | А | Т | Р |
CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 | Я | У | И |
Приложение № 3