Урок "Типы ионных реакций" 9 класс

Тема урока: «Типы ионных реакций»

Тип урока – комбинированный.

Цель урока – ознакомление с типами ионных реакций, сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о понятии ионные реакций, ион, растворы, электролиты и неэлектролиты;
  • познакомить с реакциями, идущими до конца: с выпадением осадка, с выделением газа, с образованием воды;
  • продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность обучающихся к предмету;
  • продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;
  • развивать умения самостоятельно ставить цели урока, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
  • способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные:

• прививать интерес к предмету;

• прививать навыки самостоятельной работы;

• формировать навыки работы в группе;

• воспитывать толерантность и дисциплинированность.

Здоровьесберегающие:

• воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека;

• формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами.

Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: учебник, периодическая система, штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Изучение нового материала с элементами проектной опытно-экспериментальной площадки.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание, выставление оценок.

Содержимое разработки




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«школа – интернат основного общего образования»

г. Тарко – Сале Пуровский район.










План-конспект урока химии


«Типы ионных реакции»

9 класс













Разработала: Гильметдинова Э.М.,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории.













2019 г.



Тема урока: «Типы ионных реакций»

Тип урока – комбинированный.

Цель урока – ознакомление с типами ионных реакций, сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.


Задачи урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о понятии ионные реакций, ион, растворы, электролиты и неэлектролиты;

  • познакомить с реакциями, идущими до конца: с выпадением осадка, с выделением газа, с образованием воды;

  • продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность обучающихся к предмету;

  • продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;

  • развивать умения самостоятельно ставить цели урока, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;

  • способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные:

• прививать интерес к предмету;

• прививать навыки самостоятельной работы;

• формировать навыки работы в группе;

• воспитывать толерантность и дисциплинированность.

Здоровьесберегающие:

• воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека;

• формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами.


Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: учебник, периодическая система, штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной  кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Изучение нового материала с элементами проектной опытно-экспериментальной площадки.

  4. Закрепление.

  5. Рефлексия.

  6. Домашнее задание, выставление оценок.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 3 человека в каждой.


2 Актуализация опорных знаний.

«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.)

На предыдущих уроках вы изучили теорию электролитической диссоциации. Повторим основные понятия этой темы.

Задание № 1. «Закончи предложение одним словом».

1. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
2. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
4. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

6. Электролиты, в водных растворах которых в качестве катионов образуется только ионы водорода – (кислоты)

7. Электролиты, в водных растворах которых в качестве аниона образуется только гидроксид-ионы – (основания)

8.Электролиты, в водных растворах которых образуется катионы металла и анионы кислотного остатка – (соли).

Растворимые в воде кислоты, соли и основания, являющиеся электролитами – это сложные вещества. А в какие реакции могут они вступать? (Обмена и соединения). Рассмотрим сегодня реакции обмена. Поскольку растворы электролитов, особенно сильных, большей частью состоят из ионов, значит, реакции обмена происходят между какими частицами? (Ионами).

-Как вы думаете, какая тема урока будет?


Тема урока: «Типы ионных реакций»

Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают только в том случае, если в результате взаимодействия между ионами образуется малорастворимые, газообразные либо малодиссоциирующие вещества (вода или другие слабые электролиты).

-Поставьте (сформулируйте) цель урока

Каждой команде дается время – 1 минута.

/Путем опытно-экспериментального исследования изучить типы ионных реакций/


ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЭТАПАМИ УРОКА (слайд 4)

  1. Выполнение мини проекта: «Экспериментальным исследованием установить тип данной ионной реакции»

  2. Защита мини проекта.

  3. Взаимопроверка. Заполнение рабочих листов.

  4. Значение полученных знаний в жизни.


3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими реакциями.

Каждая группа согласно инструктивной карте проводит свое исследование, экспериментально изучает тип реакции, составляет химическую реакцию и готовит отчет по работе. Из группы первый учащийся записывает схему уравнения на доске, а второй расскажет, как проводили опыт, что получилось. Третий запишет уравнение реакции.

Каждой команде дается время – 5 минут.


Лабораторный опыт №1 “Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды”. Запись схемы уравнения, химической реакции определение реакции соединения. Защита мини проекта.

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?

- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные? Какие образуются?

- Что же получается в данной реакции? Как изменится окраска индикатора.

- Определите, что получается в результате эксперимента? (ионная реакция с образованием воды).


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:

Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, серной кислоты H2SO4, фенолфталеина, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам.

ОТВЕТ: 1.Записать уравнение реакции в молекулярном виде

NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + H2O

2.Расставить коэффициенты

2NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + 2H2O

3.По таблице растворимости определить растворимость веществ

4. Составляем полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы)

2Na+ + 2ОН- + 2H+ +SO4 -2= 2Na + +SO42- + 2H2O

5. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части

6.Составить сокращенное ионное уравнение

2ОН- + 2H+=2H2O


Лабораторный опыт №2 - “Реакции, идущие с образованием осадка”. (Нерастворимых веществ.) - Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – растворимые или нет? Какие образуются? - Что же получается в данной реакции?

- Определите, что получается в результате эксперимента? (ионная реакция с образованием осадка).

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:

Оборудование и реактивы: растворы хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора хлорида бария ВаCl2 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл сульфата натрия Na2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (выпадение осадка)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам 

ОТВЕТ: ВаCl2+Na2SO4= ВаSO4↓+ 2NaCl

Ва 2+ + 2Cl-+ 2Na + +SO42-= ВаSO4↓+ 2Na+ +2Cl-

Ва 2+ +SO42-= ВаSO4

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?


Лабораторный опыт №3 “Реакции, идущие с образованием газа

Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?

- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – растворимые или нет?

- Какие вещества образуются в химической реакции?

- Что же происходит, какое вещество выделилось в виде газа в данной реакции?



ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:

Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, серной кислоты H2SO4, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам 

ОТВЕТ: Na2CO3+ H2SO4= Na2SO4+ CO2+ H2O

2Na ++CO32-+ 2H ++ SO42-= 2Na ++SO42-+ CO2+ H2O

CO32-+ 2H = CO2+ H2O


4. Обобщение и систематизация изученного материала.

Задание 1:

Из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции с выпадением осадка (назвать их номера). (Приложение № 1)

(слайд 11)

Задание 2

Индивидуально по карточкам. «Угадай слово» (Приложение 2)

-Запишите в рабочий лист полученное ваше слово.

Каждый учащийся самостоятельно выполняет задание, а затем осуществляет самопроверку.

(слайд 13)

Задание 3, тестовая работа

1. Электролитом не является

1) гидроксид калия 3) азотная кислота

2) хлорид калия 4) сахароза

2. Сокращённое ионное уравнение H⁺ + OH⁻→H₂O соответствует реакции

1) KOH + H₂SO₄→

2) NH₄OH + H₂SO₄→

3) Fe(OH)₂ + H₂SO₄→

4) Ba(OH)₂ + H₂SO₄→

3. При добавлении раствора карбоната натрия к раствору хлороводородной кислоты

1) выпадает осадок

2) выделяется газ

3) выпадает осадок и выделяется газ

4) видимых изменений не происходит

4.Уравнением электролитической диссоциации является

1) CaCO₃ →CaO + CO₂

2) NH₄CI→ NH₃ + HCI

3) H₂SO₄→2H⁺ + SO₄²⁻

4) HCI + NaOH→NaCI + H₂O

5. Осадок не образуется при смешивании растворов

1) карбоната натрия и серной кислоты

2) сульфата натрия и нитрата бария

3) карбоната кальция и соляной кислоты

4) сульфита калия и хлорида бария

6.С образованием катионов металла и гидроксид-анионов диссоциирует

1) сахароза 3) гидроксид бария

2) оксид алюминия 4) нитрат алюминия


5. Подведение итогов урока.

- Что мы сегодня изучали на уроке?

- Какие типы ионных реакций выделяют?

- Сегодня мы познакомились в результате опытно-экспериментального исследования типы ионных реакций (с выпадением осадка, выделением газа, образованием воды).

6. Домашнее задание: Составить мини - проект «Реакции в повседневной жизни»

Химия. 9 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. п. 7-9, упр. 2,3.

7. Рефлексия.

Учитель инициирует рефлексию (высказывания великих людей)

- мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

- близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

- состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

– услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

– бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие.

Учитель благодарит за урок.



Приложение.

Приложение № 1

Из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции ионного обмена (назвать их, определить номера).

1) CaCO3 + 2HNO3   Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO)

2) 2AgNO3 + CaCl2   Ca(NO3)2 + 2AgCl

3) Na2CO3 + Ca(NO3)2   2NaNO3 + CaCO3

4) BaCl2 + K2SO  2KCl + BaSO4

5) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O

6) CuS + 2HCl   CuCl2 + H2

7) NaOH + HNO3   NaNO3 + H2O

( с осадком – 2,3,4; с газом – 1,6; с водой – 5,7)

Приложение № 2 «Угадай слово»

Уравнения реакций

Типы ионных реакций

Выделение газа

Выпадение осадка

Образование воды

Mg(ОН)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2О

Б

В

И

Na2CO3+Ca(NO3)2   2NaNO3 + CaCO3

Г

О

К

CuO + 2HCl   CuCl2+ H2O

А

Ж

Н

2AgNO3 + CaCl2   Ca(NO3)2 + 2AgCl

И

Н

Т

CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

А

Т

Р

CaCO3 + 2HNO3   Ca(NO3)2 + H2CO3 

Я

У

И



Приложение № 3





Сохранить у себя:
Урок "Типы ионных реакций" 9 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки