Урок русского языка во 2 классе "Как отличить диалог от монолога?" УМК "Школа России"

Урок русского языка во 2 классе. УМК "Школа России". 3-ий урок в теме. На уроке дети познакомятся с этимологией слов "монолог" и "диалог", научатся составлять по рисункам диалог и монолог, узнают, что такое "реплика".

Содержимое разработки





План-конспект урока

Учитель: Рудых Елена Александровна

Место работы: МБОУ ООШ с.Березовка Петровского района Саратовской области

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: Как отличить диалог от монолога?

Номер урока в теме: 3 урок

Базовый учебник: Учебник «Русский язык» , 2 кл., авт. В.Н.Канакина, В.Г.Горецкий, М. Просвещение, 2020г., 143с.

Цель урока: формировать умения отличать диалогическую речь от монологической

Задачи урока: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомиться с этимологией слов диалог и монолог; ввести понятие «реплика», использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге, составлять по рисункам диалог и монолог; учить работать с рубрикой «Страничка для любознательных»; развивать навык смыслового и выразительного чтения; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Межпредметная связь: литературное чтение.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

  • развитие адекватной мотивации учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

2. Метапредметные:

регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам;

  • уметь работать в паре, в группе

познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Тип урока: Решение учебной задачи.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями для парной и групповой работы, лист самооценки.



Ход урока

I. Организационный момент

Дети записывают число, классная работа и отгадывают ребусы, формулируя тему урока.

и

II. Проверка домашнего задания.

Рассказывание детьми эпизодов из сказок («Теремок», «Колобок»), где герои разговаривают друг с другом. Оценка речи персонажей (вопрос-ответ)

III. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Зарядка для пальчиков:

Проговаривают слова и растирают пальцы на левой и правой руке попеременно.

Этот палец самый главный, самый толстый и большой (большой палец)

Этот палец для того, чтоб показывать его (указательный)

Этот палец самый длинный и стоит он в середине (средний)

Этот палец безымянный, он избалованный самый (безымянный)

А мизинец хоть и мал-очень ловок и удал (мизинец)

- Какую цель поставите перед собой при написании минутки чистописания?

(На доске запись.)

Волки рыщут, пищу ищут.

Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)

Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в пред­ложении.

Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ пиши с буквой У.)

Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.)

IV Самоопределение к деятельности

  • Сравните два вида речи.

Карточка 1. Детям даются карточки для работы (работа в группах)

  1. — Ты чего такой хмурый?

  • Кафтан прожег.

  • А велика ли дыра?

  • Один ворот остался.

  1. Я прожег кафтан так, что один ворот остался.

  • Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в пер­вом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)

V Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

  • Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно. Из какого языка пришло к нам слово «монолог»?

Монолог – это развернутое высказывание одного человека. В переводе с греческого моно – «один», логос – «речь».

Особенности монологической речи (монолога): человек говорит, его слушают, но не отвечают. Цель монолога – донести нужную информацию до слушателя, иногда монолог – это разговор с самим собой.

2.Карточка 2. Работа в группах.

Рис. 1. Ситуации, в которых может возникнуть монолог: урок, презентация, выступление, поздравление, речь диктора телевидения

3.Выступление ученика: Пример монолога: Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один.

Это монолог мальчика, который рассуждает сам с собой.

Все мы часто используем монолог при рассказе интересных историй или при составлении рассказа по картинкам на уроке русского языка.

В жизни мы чаще всего пользуемся диалогами, ведь общение между людьми подразумевает обмен информацией или мнениями о том или ином событии. Для диалога необходимо, чтобы собеседники владели информацией.

4.- Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно. Из какого языка пришло к нам слово «диалог» ?

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос – «беседа».

Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире

5. (Карточка 3.) Работа в парах. Чтение диалога.

6. Карточка 4. Работа в группах.

Назовите ситуации, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры (рис. 3).

7.-На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Чем отличается диалог от монолога)

VI. Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока.


8. Упр. 6 (с. 10-11).

  • Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок»

  • Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)

Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.) Кто отвечает? (Муха-горюха.)

(Работа в группах, чтение в парах.)

  • Кто догадался, для чего используется знак «—»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.)

Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетание ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.

В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.)

9. Упр. 7 (с. 11).

В начале урока мы пересказали эпизоды сказки. Это был диалог или монолог? (диалог, речь 2-х лиц)

10.Упр. 8 (с. 12).

  • Прочитайте отрывок из сказки. Это диалог или монолог?

  • К кому обращен монолог? (К птичке.)

  • Спишите первое предложение с проговариванием.

11.Словарная работа

  • Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)

  • Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук­ву О.)

  • Какое близкое по значению слово мы говорим при проща­нии? («До свидания».) Запишите это слово. Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)


VII. Закрепление изученного материала

Упр. 9 (с. 12).

— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж­нении.

Прочитайте текст.

VIII. Рефлексия

Упр. 10 (с. 13).

По какому рисунку можно составить монолог? По какому рисунку можно составить диалог?

Карточка 5. Возьмите лист самооценки и отметьте галочкой слова, соответствующие вашей работе на уроке.


IX. Подведение итогов урока

На какой главный вопрос вы отвечали сегодня на уроке? Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если гово­рят два или больше действующих лиц — это диалог. В письмен­ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 11 (с. 14).





Приложение:


Карточки с заданиями:


Карточка1.

1). — Ты чего такой хмурый?

  • Кафтан прожег.

  • А велика ли дыра?

  • Один ворот остался.

2). Я прожег кафтан так, что один ворот остался.







Карточка 2.

Назовите ситуации, в которых может возникнуть монолог!

Рис. 1.






Карточка 3.


Карточка 4.

Рис. 3. Назовите ситуации, в которых может возникнуть диалог !



Карточка 5.

Лист самооценки

На уроке я работал…

активно

пассивно

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен








Сохранить у себя:
Урок русского языка во 2 классе "Как отличить диалог от монолога?" УМК "Школа России"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки