Тема урока: «Великое русское слово» (7 класс)
Цель: воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Задачи:
1. Воспитательные
- воспитание любви к родному слову, русскому языку как символу государства;
- воспитание чувства гордости за силу, красоту русского слова как выразителя менталитета русской нации;
- воспитание бережного отношения к слову.
2. Образовательные
- совершенствование навыка разноаспектного анализа текста;
- создание собственного художественного текста как эмоционального отклика на поднятую тему.
3. Развивающие
- развитие критического мышления учащихся при работе с текстом;
- развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к богатству и красоте русского слова;
- развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока
Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
1.Слово учителя:
Шедевры создаются по-разному: художник творит красками, композитор оперирует звуками, единственным средством поэта является СЛОВО в сочетании с талантом. Поэтому тема нашего урока звучит так: «Великое русское слово». А подсказала мне её поэтесса, с творчеством которой вы знакомы. В качестве эпиграфа я взяла строки из её стихотворения.
-Кто автор этих строк? Как вы их понимаете?
(Это Анна Андреевна Ахматова. Стихотворение называется «Мужество», оно написано 1942 г. в г. Ташкенте, куда была эвакуирована поэтесса. Самый тяжёлый период войны. Решается судьба Родины, русского народа, русской нации, русского языка. Слова автора звучат как клятва отстоять Родину, защитить народ, сохранить великое русское слово.)
Истинный поэт всегда пророк. Слова Ахматовой оказались пророческими. Великое русское слово и поныне звучит на планете Земля, не только не потеряв, но и преумножив своё величие.
Прочитайте ещё одно высказывание о русском языке К.Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык!».
I. Синтаксическая «пятиминутка»
Запишите слова А.Ахматовой в форме прямой речи, чтобы слова автора стояли до прямой речи, составьте схему полученного предложения (1 в).
Запишите слова К. Паустовского в форме прямой речи, чтобы слова автора стояли после прямой речи, составьте схему полученного предложения (2 в).
(Проверка)
– Послушайте ещё одно высказывание – стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева.
(Читает наизусть подготовленный ученик: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»)
– Для того, чтобы русский язык оставался могучим и великим, чтобы он сохранил свою волшебную силу, его необходимо беречь. Как вы понимаете выражение «беречь язык»?
– Да, беречь язык – значит правильно произносить слова, умело пользоваться богатейшими языковыми средствами, выбирая именно те, которые уместны в определённой ситуации.
И сегодня мы не только поговорим о богатстве, красоте русского языка, но и будем учиться бережному отношению к нашему родному языку.
II. Языковая разминка
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь (слайд )
-А о каких законах русского языка говорит Н.В. Гоголь?
-Давайте погрузимся сегодня в эти законы и перелистаем журнал, который так и называется «Великое русское слово»
Страница первая «Речь правильная и хорошая»(слайд)
Писатель А.Н. Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»
-Что значит правильная речь?
Учитель: Современный русский язык существует в нескольких формах, среди которых ведущую роль играет литературный язык. Мы всегда должны пользоваться только литературным языком. А что такое литературный язык?
(- Литературный язык – основа русского национального языка.
- Литературный язык – язык книг, газет, театров, государственных учреждений.
- Русский литературный язык – язык нормированный. Нормы языка – это общие правила произношения, употребления, правописания слов.)
Для того чтобы овладеть литературным языком в совершенстве, мы должны постоянно обращаться к произведениям великих писателей, что мы и сделаем чуть позже. А пока – языковая разминка.
1.Произнесите слова в соответствии с нормами устой литературной речи:
вы правы, аргумент, выборы, выборов, понял, жалюзи, километр, досуг, случай, процент, квартал, документ ,щавель, каталог, звонит, торты.
(вы прАвы, аргумЕнт, вЫборы, вЫборов, пОнял, жалюзИ, киломЕтр, досУг, слУчай, процЕнт, квартАл, докумЕнт, щавЕль, каталОг, звонИт, тОрты).
2. Выберите нужную форму употребления слова..
Я(кладу, ложу) книгу на место.
Сегодня же (поезжай, ехай) к бабушке.
Они (хочут, хотят) ехать в город.
(Ихняя, их) машина сломалась.
3. Исправьте ошибки в предложениях в соответствии с нормами литературного языка.
1) Спортсмены нашей школы одержали первенство в соревнованиях по волейболу (одержали победу или завоевали первенство). 2) Чтение играет большое значение в жизни человека (имеет значение). 3) Он предпринял усилия, чтобы успешно закончить учебный год (прилагал усилия).
Страница вторая «Богатство русского языка»( слайд)
Учитель: Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством используемых слов, но и тем, что в нём много синонимов, антонимов, различных средств выразительности. Также наш язык богат пословицами, поговорками, фразеологизмами.
Какие средства выразительности вам знакомы?
Д/з. Прочитайте пословицы и поговорки о языке, которые вы выписали дома, дайте им толкование.
От доброго слова язык не усохнет
Каков разум, таковы и речи
Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Живое слово дороже мёртвой буквы
Собери “рассыпавшуюся” пословицу (слайд):
1.Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”
2.Не, рубить, чай, дрова, пить
“Чай пить – не дрова рубить”
3.Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
“За чужим погонишься, своё потеряешь.”
4.День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
-Ну что ж, и с этим заданием справились хорошо, перевернём ещё одну страницу нашего журнала
Страница третья «Эта простая сложная орфография»( слайд)
-Мы сегодня с вами не просто перелистываем журнал, а ещё и поработаем в нём.
Сейчас мы будем анализировать текст из рассказа талантливого русского писателя
К.Г. Паустовского. Он много писал о природе Средней полосы России.
III. Дискуссия, коллективно-творческая работа.
Деформированный текст на слайде
К. Паустовский
Одно из неизвес(т)ных но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревен(ь)чатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связа(н,нн)о ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми а просто выражает сущность русской природы.
Это место по своей прел…сти и сиянию простых полевых цветов вызывает в душ… состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы цикорий, кашка, (не)забудки и таволга приветливо улыбаются вам людям покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пч…лы.
Как будто какой (то) чудодей собрав здесь красоты Средней России развернул вширь п…нораму, зыбкую от нагретого воздуха.
На первом плане ярко зеленея и безудержу пестрея цветами виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.
На втором плане, за рекой, стояли издавна в…ковые ивы и ракиты. Листья мирно висели пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.
-Ребята, прочитайте этот текст самостоятельно, про себя.
-Кто желает прочитать вслух?
-Скажите: это текст или отдельные предложения? Докажите.
- Найдите ключевые слова, в которых выражена основная мысль или по-другому – позиция автора.
-Исходя из позиции автора, озаглавьте текст.
-Определите стиль речи и докажите.
-Каков тип речи? Докажите.
- С помощью чего автор передаёт красоту родной природы?
(изобразительно – выразительные средства языка)
- Какие изобразительно – выразительные средства языка вы знаете?
(эпитет, метафора, олицетворение..)
- Найдите в тексте эпитеты.
IV. Поисково-исследовательская работа по группам.
Делимся на группы и получаем поисковый лист с заданием.
(Слайд) 1-я группа: “Грамотеи” - выписать слова с орфографическими пробелами и объяснить их правописание по плану:
-часть речи
-морфема
-правило
(Слайд - правильный вариант)
(Слайд) 2-я группа: “Глаз - Алмаз”- расставить пропущенные знаки препинания. (Слайд - правильный вариант)
(Слайд) 3-я группа: «Лингвист» - выписать из текста непонятные по значению слова, узнать их значения из толкового словаря и рассказать ребятам.
4-я группа: “Эрудит”- выписать из текста деепричастия.
(Представитель команды выходит к доске и представляет проект. Учитель дает оценку выполненной работе.)
(Правильный текст)
К. Паустовский
Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревенчатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связано ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми, а просто выражает сущность русской природы.
Это место по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы: цикорий, кашка, незабудки и таволга – приветливо улыбаются вам, людям, покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пчелы.
Как будто какой-то чудодей, собрав здесь красоты Средней России, развернул вширь панораму, зыбкую от нагретого воздуха.
На первом плане, ярко зеленея и безудержу пестрея цветами, виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки, вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.
На втором плане, за рекой, стояли издавна вековые ивы и ракиты. Листья мирно висели, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.
Ответы:
1 группа – «Грамотеи»
1. неизвестных- прилаг., вест, непроизн. согл. пров.слово – весточка
2.бревенчатого – прилаг., сочетание нч – без –ь
3.не связано - кратк.прич, суф н. в кратк.прич.- одно н
4.прелести – сущ, корень прелест – безуд. гл, пров. удар.- прелестный
5.в душе – сущ.,I скл, ед.ч., Пр.п- поэтому е
6.незабудки – сущ, не - прист. без не употребл.
7.пчелы- сущ, в корне после шипящ. слышим О, пишем Е
8.какой-то – мест, суф.то – через дефис
9.панораму – сущ. непровер.гласн А
10.вековые – прил,пров.гласн. в корне – век
2 группа – «Глаз - алмаз» (пунктуация)
1.зап. перед против союзом но соединяющим однородные члены
2. зап.перед против союзом а, соединяющим однородные члены
3.двоеточие и тире при однород. членах в середине предл.
4.люди- обращение в середине предложения. запятые с обеих сторон.
5. собрав красоты Средней России – зап. С 2-х сторон дееприч. Оборот
6. ярко зеленея и безудержу пестрея - зап. С 2-х сторон дееприч. Оборот
7.после слова реки – зап. причаст.оборот после определяемого слова
8. после слова висели – зап.сложное предложение.
3 группа – «Лингвист»
(Лексическое значение слова) – должен быть толковый словарь (2-3 шт.), для себя –выписать значения и знать.
Омут –
Цикорий –
Кашка –
Таволга –
Незабудка –
Чудодей –
Панорама –
Зыбкую –
Суходол –
Пойма –
Выбери 5 новых для тебя слов, которые встретились в текстах о писателе. Заполни словарную карту на странице писателя (см. таблица "Словарная карта").
Словарная карта
Новое слово |
|
|
Контекст |
|
|
|
|
|
Антоним |
|
|
Синоним |
|
|
Однокоренное слово |
|
|
Мое предложение |
|
|
4 группа – «Эрудит»
(Покачиваясь, собрав, зеленея, пестрея.)
ФИЗМИНУТКА
Прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка.
V. Развитие творческих способностей критического мышления.
Продолжая тему осени, обратимся к стихотворению Б .Пастернака (текст должен быть размножен или выведен на экран).
Золотая осень.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля,
Словно в золочёных рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
ЧЕРТОГ - (высок., устар.). Пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
ВЕНЕЦ - 1.Венок (устар.). 2. Драгоценный головной убор, корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания.
ПОГРЕБЁННАЯ - ПОГРЕБАТЬ - (книжн.). Хоронить.
А сейчас примените свои знания при анализе данного поэтического текста.
- Какую картину удалось нарисовать поэту?
- Какие языковые средства, средства образной выразительности помогают нам эту картину увидеть?
- Какова особенность употребления слов: чертог, венец, погребённая?
А сейчас я предлагаю вам создать свой текст на тему «Осень»
Творческая работа
- Ребята, к сожалению, все хорошее, когда-нибудь заканчивается, и наш урок тоже.
ИТОГ
Учитель: Русский язык необычайно богат и красив. Мы с вами могли это сегодня увидеть на примере текстов мастеров слова и на примере тех текстов, которые создали сами. Для выражения различных мыслей и чувств в нашем родном языке есть огромное количество слов. Мы убедились сегодня, как важно и интересно быть внимательными к слову, что нужно постоянно стремиться к приобретению новых знаний о возможностях русского языка, развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать “волшебство” знакомых слов, услышать известные нам давно слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения.
“В умелых руках язык способен творить чудеса”. Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку.
5. Рефлексия (заполнение листка учащегося).
Учитель: организует самооценку учебной деятельности
Учащиеся: отвечают на вопросы учителя, дают самооценку.
1)Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
2)Какая тема урока?
3)Что нового вы узнали?
4)Какие затруднения испытали?
5)Расскажите по схеме:
Я знаю, запомнил, смог.
6)Чему научились на уроке?
IX. Подведение итогов
1) Прошу вас продолжить предложение:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
2) Ребята, вернемся к эпиграфу.(слайд)Как он соотносится с нашим уроком?
3) Объявление оценок.
X. Домашнее задание: 1) упражнение № 83