Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
образовательная: знакомство с правилом правописания НЕ с наречиями на – о и – е, формирование умения выбирать правильное написание наречия, повторение правописания НЕ с именем прилагательным
развивающая: развитие у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы
воспитательная: воспитание духа сотрудничества, взаимопомощи
Методические приемы: проблемная ситуация, метод передачи информации с помощью практической деятельности.
Оборудование: учебники, презентация, раздаточный материал.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
Дидактические задачи | Содержание учебной ситуации | Формы учебной работы |
Мобилизующий этап урока | ||
Подготовка учащихся к работе на занятии | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. –Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! - Дети, вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Хотите учиться? - Значит, можно всем садиться! - Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть этот урок принесёт вам новые знания и радость общения друг с другом. |
Открыть тетрадь и записать число. |
Целеполагание | ||
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Сегодня урок-открытие. Обратимся к строчкам Р. Рождественского: (На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з): 2слайд Все начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви! Все начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка- Все начинается с любви- С любви! Я это точно знаю. Р. Рождественский. -Ребята, о чём этот прекрасный текст? -А что начинается с любви? -Какой частью речи являются выделенные слова? | Беседа |
Повторение пройденного Сегодня мы продолжим расширять свои знания об этой части речи, но "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос на проверку домашнего задания, повторим то, что уже известно. (За работу на каждом этапе вы будете ставить себе определённое количество баллов) По цепочке ребята вытягивают 1. вопросы о наречии. Ответ каждого должен начинаться с фразы: «Я знаю, что…» - Что такое наречие? - На какие вопросы отвечает наречие? - Какова синтаксическая роль наречия? - Имеет ли наречие окончания? Почему? - На какие разряды делятся наречия? - Что известно о степенях сравнения наречий? - Все ли наречия имеют степени сравнения?
2.- Подберите к фразеологизмам синонимы. Встать ни свет ни заря, жить душа в душу, рукой подать, хоть пруд пруди, мчаться во весь дух, работать засучив рукава, у черта на куличках, на весь золота. Оцените свою работу (оценки выставляются на полях в тетради): 5 – ответил верно, 4 – чуть-чуть ошибся, 3 – необходимо повторить. | ||
4. Актуализация опорных знаний | ||
Систематизация знания учащихся, полученных на прошлых уроках. | Задание: даны словосочетания, разделите их на группы и запишите: - Сколько групп получилось? По какому признаку разделили словосочетания? Оцените свою работу (оценки выставляются на полях в тетради): «5» - всё верно; «4» - допущена 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «-» - 3 и более ошибки. - Озвучьте правило правописания НЕ с прилагательным. | Самостоятельная работа
Самопроверка: (образец выполнения на экране) ученик комментирует написание слов.
|
| 5.Объяснение нового материала Постановка учебной цели. - На доске записаны слова. Можем ли мы написать их правильно, не зная правила? Нелепо, несложно, негромко, неискренне; не высоко, а низко; вовсе не интересно. -Попробуйте сформулировать тему, цель нашего урока. |
Постановка проблемы |
| ||
| Сегодня мы эту тему исследуем. У кого какие предположения? Какую закономерность увидели? (НЕ с наречием подчиняется тому же правилу, что и НЕ с прилагательными). Опираясь на свои знания о слитном и раздельном написании Не с прилагательными и материал учебника, Нарисуйте схему правописания НЕ с наречиями Выведение правила. | Работа в группах
|
Рефлексия | ||
Формирование на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. | Проверка: 1, 2 группы представляют схемы и рассказывают правило. Остальные вносят дополнения. Обратили ли вы внимание, каких наречий касается данное правило? (наречий, оканчивающихся на –е – и – о -. |
|
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение возможности их коррекции. | Задание: замените в данных выше словосочетаниях прилагательные наречиями, существительные глаголами, запишите получившиеся словосочетания по схеме: гл.+ наречие. Объясните написание Не Оцените свою работу: «5» - поняли тему и можете рассказать; «4» - поняли тему, но есть вопрос; «3» - поняли часть материала; «-» - ничего не поняли. | У доски по цепочке |
Физкультминутка | ||
Обеспечение комфорта школьникам |
|
|
Закрепление нового материала | ||
Активное использование полученной информации в конкретных заданиях. | Отработка навыка
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово: а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко) б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко) в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)
Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно) б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо) в) смелость, парта, ульи, потолок (мало)
-Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания. -Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы? -Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним:
Ответ. Близко – недалеко – далеко Низко – невысоко – высоко Тихо – негромко – громко Плохо – нехорошо – хорошо Медленно – небыстро – быстро Мало – немного – много
“Слитно или раздельно” (устное задание с использованием сигнальных карточек, + слитно, - раздельно) Жили небогато, решил неверно, далеко не вежливо, вовсе не весело, выполнить небрежно, поступил нелепо, очень неприятно, не видно поезда, читал не громко, а тихо, ничуть не интересно. Оцените свою работу: «5» - всё верно «4» - допущена 1 ошибка «3» - 2 ошибки «-» - 3 и более ошибки. Упр. 242 (если останется время) |
Задание 2 варианта на пару (один из пары идёт к доске, другой его проверяет, отвечающий у доски формулирует правило)
Устная фронтальная работа с использованием сигнальных карточек. |
Обобщение | ||
Формирование целостного представления об изучаемой теме.
| Игра «Верно и неверно». В тетради указываем «+» при ответе «верно», «-» при ответе «неверно». .., что не с наречием всегда пишется слитно; .., что наречие недалеко пишется слитно; .., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не- ; .., что вовсе не серьёзно пишется раздельно; .., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а; .., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что неаккуратно пишется слитно. Оцените свою работу: «5» - всё верно «4» - допущена 1 ошибка «3» - 2-3 ошибки «-» - 4 и более ошибок.
| Самостоятельная работа.
Самопроверка.
|
Подведение итогов урока | ||
Анализ успешности достижения цели. | Сложите получившиеся баллы и оцените работу на уроке: «5» - 20 баллов; «4» - 16 – 19 балла; «3» - 11 – 15 баллов; «-» - 10 и меньше баллов. Домашнее задание – параграф «Идеальное» домашнее задание – упражнение по выбору учеников из данного параграфа Итог урока Карточка с заданием сегодня я узнал…
Если останется время. Выполнение творческого задания – продуктивный уровень Составить предложения о том, чего следует избегать при выполнении письменной работы, с использованием наречий небрежно, неаккуратно, невнимательно, совсем не сложно, не чисто, а грязно Чтение работ в парах (с соседом по парте), выступления желающих
|
Беседа |
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
- Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Какова синтаксическая роль наречия?
- Имеет ли наречие окончания? Почему?
- На какие разряды делятся наречия?
- Что известно о степенях сравнения наречий?
- Все ли наречия имеют степени сравнения?
- С какими частями речи согласуется наречие?
(Не) брежная работа, (не) торопливые движения, (не) веселая, а грустная песня, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый гость
(Не) брежная работа, (не) торопливые движения, (не) веселая, а грустная песня, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый г
(Не) брежная работа, (не) торопливые движения, (не) веселая, а грустная песня, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый гость
(Не) брежная работа, (не) торопливые движения, (не) веселая, а грустная песня, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый гость
(Не) брежная работа, (не) торопливые движения, (не) веселая, а грустная песня, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый гость
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:
а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров
в) танцы, игры, халат, орбита
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:
а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров
в) танцы, игры, халат, орбита
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:
а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров
в) танцы, игры, халат, орбита
Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок
б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль
в) смелость, парта, ульи, потолок
Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок
б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль
в) смелость, парта, ульи, потолок
Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок
б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль
в) смелость, парта, ульи, потолок