Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

  1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
  2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

  1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

  2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

  3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
    Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.


Ход урока.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их взглядом. Спасибо. Садитесь.

«Цветные карточки».У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому, кто является хозяевами, вам предстоит догадаться.

- Ребята, посмотрите на экран. Слайд № 3

Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал платье, настроение, новое, ученик, модный, шарф, прилежный, кусок, котлеты шерстяной, из курицы.



Что перед вами? (Слова)

- А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)

- Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)

- А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)

- Составьте с этими словами предложения. (Ребята составляют предложения)

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)

- Ребята, что вы видите на экране? Слайд №

(Предложение)

- А что в нем не хватает? (Запятой и точки)

- Поставьте знаки препинания.

Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни.

(Казнить нельзя помиловать)

- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?

(Пунктуация)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 5.

- Да, верно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис и пунктуация». Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).

-Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют. 

Какова же цель урока? Повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.

-А если вы что-то забыли, каким источником информации вы будете пользоваться? Кто вам поможет? (Учебник, компьютер, учитель)

-Запишите в тетради число, тему урока. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

-Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Но прежде я предлагаю вам ответить на вопросы. Что вы знаете о хозяевах этих домов и их жильцах.

А) Экзамен. Учащиеся вытягивают билет с вопросом и отвечают.

  • Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)

  • Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)

  • Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

  • Назовите виды словосочетаний? (Именное, глагольное, наречное).

  • Что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

  • Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

  • Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

  • Какие члены предложения называются однородными? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

Б) Игра «Да – нет» (поднимают сигнал) Если ошиблись, ответ комментируют.

Правда ли, что

1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос вопросительное? Да.

2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются, и между простыми предложениями в составе сложного (двоеточие?).Нет, запятая.

3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение?)Да.

4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью (обращение?)Да.

5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (сложное?)Нет, простое.

6. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? (определение?)

Нет, обстоятельство.

7. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения (распространённые?) Да.

8.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения (однородные?)Да.

9. Разговор двух и более лиц (монолог?) Нет, диалог.

10. Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (прямая?) Да.

Молодцы! Вы готовы идти в гости.

4. Обобщение и систематизация знаний.

-Отправимся сначала к словосочетанию. Ребята, посмотрите на слайд №   и на карточки, которые лежат перед вами. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет). 

Задание. Девочки выписывают словосочетания, а мальчики выписывают остальные слова, которые не относятся к словосочетаниям.

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна. (Устные ответы, 2 чел. у доски разбирают словосочетания).

-Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к предложению.

Работаем в парах.
Игра-конструктор. Раздаточный материал с разным уровнем заданий.

Задание 1.

У каждой пары на парте лежат конверты.

-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.

- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.

Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания.

1  пара. Куда летят осенью перелётные птицы?

2  пара. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.

3 пара. (усложнено)Наряды, берёзки, все, осинки, поменяли, клёны, свои, деревья.

Дайте предложению характеристику.

Физкультминутка
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вперёд, если же к другим разделам языка – влево.

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.

Отправляемся на поиск предложений.
Каждая пара получает схему с пропущенным знаком препинания.
На стенах кабинета вы видите листы с предложениями. Найдите предложения, соответствующие вашей схеме, укажите, какой знак препинания отсутствует.

  1. Книга – лучший товарищ. 

  2. Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.

  3. Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!

  4. Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

  5. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.

  6. А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

Подобрав нужную схему, нужно аргументировать свой выбор, расшифровав схему.

Работа в группе.

Выполняют в группе, передавая по кругу эстафету.

1. Выполните синтаксический разбор предложений.

  1. Я отогнал собаку, а Толя отнес ежика подальше.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________







1. Выполните синтаксический разбор предложений.



  1. В зимнее время птицы часто погибают от холода и голода.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________



-Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания.

Слайд

  1. Составьте в группе текст-описание по картине.(Прочитать, соблюдая интонацию)


-Молодцы! Не подвели.Все секреты вы нашли.

-Ну, что , ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно тест. Время выполнения 4 мин.

Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.». 

1. Укажите предложение с однородными членами:

  • А) Опадает листва на деревьях.

  • Б) Лучи солнца греют лицо и руки.

  • Г) У дороги расстилается густая рожь.

2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

  • В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

3.. Укажите сложное предложение.

  • А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

  • Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.

  • В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.

  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.

  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:

  • А) Учитель спросила: « Таня почему ты вчера не была в школе?»

  • Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»

  • В) «Тащите воды попить, ребятки,»- попросил всадник.

Взаимопроверка по слайду.


Ключ написан на слайде №.

1.Б

2.В

3.А

4.В

5.А

Оценка: «5» - 5 правильных ответа. Слайд №.

«4»–4 правильных ответа

«3»– 3 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа.

-Взаимопроверка по эталону.

6. Этап рефлексии учебной деятельности.

-Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома.

-Запишите домашнее задание: Слайд №.


Домашнее задание (дифференцированное)

    1. Упражнение 258 – на «3»

    2. На «4» или «5» - упражнение + задание на выбор:

Составить кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация»

Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».

Составить сказку "В гостях у Синтаксиса и Пунктуации"

Итог урока. Рефлексия.

Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

«Плюс-минус-интересно». предлагается заполнить таблицу из трех граф. Поставьте себе оценку за урок.

«Цветные карточки».


Плюс

Минус

Интересно












Оценка за урок:

-Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку. Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №

-Сегодня на уроке я научился…

-Ещё раз повторил…

-Больше всего мне понравилось...

-Труднее всего было...

-Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня. Слайд №.



Числовой диктант(РЕЗЕРВ)

Выполните арифметические действия. Ответ запишите цифрой.

  1. К номеру склонения слова боль прибавьте количество звуков в слове ель. (3+3=6)

  2. От полученной суммы отнимите количество однородных членов в предложении Прибежал на перрон, сел в отцепленный вагон. (6-2=4)

  3. К полученной разнице прибавьте количество букв в фамилии автора сказки «Снежная королева». (4+8=12)

  4. Умножьте полученное число на количество запятых в предложении В нераспространённом предложении нет определения, дополнения, обстоятельства. (12х2=24)

  5. Полученное произведение разделите на количество букв в корне слова доплатить. (24:4=6)

  6. Прибавьте к полученному результату количество букв в обращении в предложении Друзья, это не имеет никакого значения. (6+6=12) 




Что такое синтаксис?


Что такое пунктуация?


Что такое словосочетание?


Назовите виды словосочетаний?


Что такое предложение?


Что такое грамматическая основа предложения?


Назовите второстепенные члены предложения. 


Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков,  выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.


Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков,  выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.


Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков,  выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.


Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков,  выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.


Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков,  выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.




Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков,  выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.


Куда летят осенью перелётные птицы?



С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.



наряды берёзки все осинки поменяли клёны свои деревья.





1. Выполните синтаксический разбор предложений.

Я отогнал собаку, а Толя отнес ежика подальше.

Схема: __________________________________________________________________________

Характеристика:__________________________________________________________

__________________________________________________________________________











1. Выполните синтаксический разбор предложений.



В зимнее время птицы часто погибают от холода и голода.

Схема: __________________________________________________________________________

Характеристика:_________________________________________________________

__________________________________________________________________________















Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация». 

1. Укажите предложение с однородными членами:

  • А) Опадает листва на деревьях.

  • Б) Лучи солнца греют лицо и руки.

  • Г) У дороги расстилается густая рожь.



2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

  • В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.



3.. Укажите сложное предложение.

  • А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

  • Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.

  • В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.



4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.

  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.

  • В) Герасим запирал каморку на ключ.



5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:

  • А) Учитель спросила: « Таня почему ты вчера не была в школе?»

  • Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»

  • В) «Тащите воды попить, ребятки,»- попросил всадник.


Сохранить у себя:
Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки