Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Ход урока.
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их взглядом. Спасибо. Садитесь.
«Цветные карточки».У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому, кто является хозяевами, вам предстоит догадаться.
- Ребята, посмотрите на экран. Слайд № 3
Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал платье, настроение, новое, ученик, модный, шарф, прилежный, кусок, котлеты шерстяной, из курицы.
Что перед вами? (Слова)
- А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)
- Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)
- А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)
- Составьте с этими словами предложения. (Ребята составляют предложения)
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)
- Ребята, что вы видите на экране? Слайд №
(Предложение)
- А что в нем не хватает? (Запятой и точки)
- Поставьте знаки препинания.
Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни.
(Казнить нельзя помиловать)
- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?
(Пунктуация)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 5.
- Да, верно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис и пунктуация». Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).
-Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.
Какова же цель урока? Повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.
-А если вы что-то забыли, каким источником информации вы будете пользоваться? Кто вам поможет? (Учебник, компьютер, учитель)
-Запишите в тетради число, тему урока. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
-Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Но прежде я предлагаю вам ответить на вопросы. Что вы знаете о хозяевах этих домов и их жильцах.
А) Экзамен. Учащиеся вытягивают билет с вопросом и отвечают.
Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)
Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Назовите виды словосочетаний? (Именное, глагольное, наречное).
Что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)
Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
Какие члены предложения называются однородными? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
Б) Игра «Да – нет» (поднимают сигнал) Если ошиблись, ответ комментируют.
Правда ли, что
1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос вопросительное? Да.
2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются, и между простыми предложениями в составе сложного (двоеточие?).Нет, запятая.
3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение?)Да.
4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью (обращение?)Да.
5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (сложное?)Нет, простое.
6. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? (определение?)
Нет, обстоятельство.
7. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения (распространённые?) Да.
8.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения (однородные?)Да.
9. Разговор двух и более лиц (монолог?) Нет, диалог.
10. Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (прямая?) Да.
Молодцы! Вы готовы идти в гости.
4. Обобщение и систематизация знаний.
-Отправимся сначала к словосочетанию. Ребята, посмотрите на слайд № и на карточки, которые лежат перед вами. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет).
Задание. Девочки выписывают словосочетания, а мальчики выписывают остальные слова, которые не относятся к словосочетаниям.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна. (Устные ответы, 2 чел. у доски разбирают словосочетания).
-Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к предложению.
Работаем в парах.
Игра-конструктор. Раздаточный материал с разным уровнем заданий.
Задание 1.
У каждой пары на парте лежат конверты.
-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.
- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.
Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания.
1 пара. Куда летят осенью перелётные птицы?
2 пара. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
3 пара. (усложнено)Наряды, берёзки, все, осинки, поменяли, клёны, свои, деревья.
Дайте предложению характеристику.
Физкультминутка
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вперёд, если же к другим разделам языка – влево.
Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.
Отправляемся на поиск предложений.
Каждая пара получает схему с пропущенным знаком препинания.
На стенах кабинета вы видите листы с предложениями. Найдите предложения, соответствующие вашей схеме, укажите, какой знак препинания отсутствует.
Книга – лучший товарищ.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!
Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.
А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
Подобрав нужную схему, нужно аргументировать свой выбор, расшифровав схему.
Работа в группе.
Выполняют в группе, передавая по кругу эстафету.
1. Выполните синтаксический разбор предложений.
Я отогнал собаку, а Толя отнес ежика подальше.
Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Выполните синтаксический разбор предложений.
В зимнее время птицы часто погибают от холода и голода.
Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________
-Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания.
Слайд
Составьте в группе текст-описание по картине.(Прочитать, соблюдая интонацию)
-Молодцы! Не подвели.Все секреты вы нашли.
-Ну, что , ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно тест. Время выполнения 4 мин.
Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.».
1. Укажите предложение с однородными членами:
А) Опадает листва на деревьях.
Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
Г) У дороги расстилается густая рожь.
2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
3.. Укажите сложное предложение.
А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.
В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим запирал каморку на ключ.
5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:
А) Учитель спросила: « Таня почему ты вчера не была в школе?»
Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
В) «Тащите воды попить, ребятки,»- попросил всадник.
Взаимопроверка по слайду.
Ключ написан на слайде №.
1.Б
2.В
3.А
4.В
5.А
Оценка: «5» - 5 правильных ответа. Слайд №.
«4»–4 правильных ответа
«3»– 3 правильных ответа
«2» - 2 правильных ответа.
-Взаимопроверка по эталону.
6. Этап рефлексии учебной деятельности.
-Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома.
-Запишите домашнее задание: Слайд №.
Домашнее задание (дифференцированное)
Упражнение 258 – на «3»
На «4» или «5» - упражнение + задание на выбор:
Составить кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация»
Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».
Составить сказку "В гостях у Синтаксиса и Пунктуации"
Итог урока. Рефлексия.
Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
«Плюс-минус-интересно». предлагается заполнить таблицу из трех граф. Поставьте себе оценку за урок.
«Цветные карточки».
Плюс | Минус | Интересно |
|
|
|
Оценка за урок:
-Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку. Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №
-Сегодня на уроке я научился…
-Ещё раз повторил…
-Больше всего мне понравилось...
-Труднее всего было...
-Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня. Слайд №.
Числовой диктант(РЕЗЕРВ)
Выполните арифметические действия. Ответ запишите цифрой.
К номеру склонения слова боль прибавьте количество звуков в слове ель. (3+3=6)
От полученной суммы отнимите количество однородных членов в предложении Прибежал на перрон, сел в отцепленный вагон. (6-2=4)
К полученной разнице прибавьте количество букв в фамилии автора сказки «Снежная королева». (4+8=12)
Умножьте полученное число на количество запятых в предложении В нераспространённом предложении нет определения, дополнения, обстоятельства. (12х2=24)
Полученное произведение разделите на количество букв в корне слова доплатить. (24:4=6)
Прибавьте к полученному результату количество букв в обращении в предложении Друзья, это не имеет никакого значения. (6+6=12)
Что такое синтаксис?
Что такое пунктуация?
Что такое словосочетание?
Назовите виды словосочетаний?
Что такое предложение?
Что такое грамматическая основа предложения?
Назовите второстепенные члены предложения.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна, любимое занятие.
Куда летят осенью перелётные птицы?
С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
наряды берёзки все осинки поменяли клёны свои деревья.
1. Выполните синтаксический разбор предложений.
Я отогнал собаку, а Толя отнес ежика подальше.
Схема: __________________________________________________________________________
Характеристика:__________________________________________________________
__________________________________________________________________________
1. Выполните синтаксический разбор предложений.
В зимнее время птицы часто погибают от холода и голода.
Схема: __________________________________________________________________________
Характеристика:_________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация».
1. Укажите предложение с однородными членами:
А) Опадает листва на деревьях.
Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
Г) У дороги расстилается густая рожь.
2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
3.. Укажите сложное предложение.
А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.
В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим запирал каморку на ключ.
5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:
А) Учитель спросила: « Таня почему ты вчера не была в школе?»
Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
В) «Тащите воды попить, ребятки,»- попросил всадник.