Цели урока:
Предметные:
¬ усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
¬ формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
¬ развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
¬ расширение творческой деятельности учащихся;
¬ формирование объективной самооценки.
Личностные:
¬ формирование личностных универсальных учебных действий;
¬ развитие внимания, мышления, интереса к языку.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: наглядно-индивидуальный, проблемного изложения, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический, частично-поисковый.
Оборудование: карточки со словарными словами, названия сказок, смайлики, компьютер, проектор, экран.
ИКТ: презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на уроке, и думаем, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбку подарим гостям.
К уроку готовы?
Тогда за работу.
Успехов желаю я вам.
II. Постановка проблемы урока.
-Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.
Давайте откроем свои тетради и запишем число, классная работа.
- А отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.
– А что такое КОРЕНЬ?
(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
– Как вы думаете, почему он самый главный?
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание. (слайд)
Дедушка Корень рассказал мне историю, она произошла с мальчиками – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось? Кто виноват?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (слайд)
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова;
- Упражняться в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
(слайд)
- Я вам предлагаю ответить на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
III. Повторение ранее изученного материала. (слайд)
- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.
- Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять?
- Посмотрите на доску:
_________- п . чник
_________- сл . вечко
________- д . лёкий
________- т . грёнок
________- пр . мая
- Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
- Какие буквы вы вставили? (е, я, о, и, а)
Вывод: Безударные гласные а, о, е, я, и в корне надо проверять.
Минутка чистописания
-Давайте пропишем буквы в тетрадь.
аа оо ии ее яя
- Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? В корне слова.
- Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.
- Ответим на четвёртый вопрос:
Чем надо проверять? Проверяем ударением.
IV. Работа над темой урока
1. - А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. (слайд)
- Итак, вот слово ЗИМА
- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
- Затем поставим ударение.
- Выделим корень
- Определим безударную гласную.
- Подбираем проверочное слово. (слайд)
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
2. Устный диктант с использованием веера.
-Приготовьте веера. Я читаю вам слова, а вы покажите, какая буква пишется в этом слове.
С…лить
Сн…говик
Зв…риный
Зв…зда
М…лчать
Хл…пушка
Б…гун
- Вывод.
3. Самостоятельна работа.
- Используя алгоритм, вставьте безударную гласную, запишите слова, выделите орфограмму.
I в.
II в.
Д…ска
Д…жди
М...ряки
Л...сток
Скр…пит
П...ля
Сл…нёнок
Сн…га
Гл…за
Тр…ва
Сп…шить
Цв…тник
М…рской
Выб...гать
К…рмушка
Л…сной
4. Самопроверка и вывод.
V. Словарная работа «Отгадал, запиши»
(слайд)
- Выполняем следующее задание дедушки Корня «Отгадал - запиши». Как вы думаете, что нам предстоить сделать?
-Правильно, отгадывать загадки. Я буду читать загадки, а вы отгадки запишите в тетрадь и определите орфограмму.
1.В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист
«Здорово, дрозд- приятель
И ставит подпись:… (дя́тел).
2.Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (соро́ка)
3. Маленький мальчишка
В сером пальтишке
По дворам шныряет
Крохи собирает. (воробе́й)
4.Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона
Это …..(воро́на).
-Как одним словом назвать слова?
- Какая орфограмма? (безударная гласная, непроверяемая ударением)
- Что нужно делать, если мы не можем проверить слово? (посмотреть в словарь и запомнить написание).
- Ребята, что можете рассказать об этих птицах?
- Как мы можем им помочь?
- Составьте предложение о птицах.
(один человек записывает предложение у доски и объясняет орфограммы).
VI. Физкультминутка. (Слайд)
VII. Выборочный диктант.
– Идём дальше. (Слайд )
Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.
-Какие ошибки вы здесь встретили?
-Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
-А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”.
Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
Самопроверка.
- Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?
– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?
VIII. Работа в парах.
1. Творческое задание. (Слайд)
- Дедушка Корень приготовил для вас следующее творческое задание.
В названиях сказок нужно найти безударную гласную, выписать на и подобрать проверочное слово.
Снегурочка.
Волк и семеро козлят.
Аленький цветочек.
Рукодельница и Ленивица.
Конёк – Горбунок.
2. Проверка.
IX. Итог урока. (Слайд)
– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота. Нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.
– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!
– Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе? (слайд)
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
X. Рефлексия.
-Я, думаю, что урок дедушки Корня вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались. (Слайд)
- Вам понравился урок?
- Какое задание больше всего понравилось?
-Получился ли урок, каким мы его задумали?
-Давайте поблагодарим Дедушку за те задания, которые он вам приготовил.
- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.
Домашнее задание.
Спасибо за урок!