Технологическая карта
Урока русского языка по теме: «Буква З-С на конце приставок».
№ | Этапы урока | Приемы и методы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД
|
1. | Организационный момент Мотивация учебной деятельности | Эмоциональная рефлексия
Мимическая гимнастика
Артикуляционная гимнастика | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее настроение?
- Продемонстрируйте свое настроение с помощью мимики, жестов. Спасибо. Я вижу у вас хорошее настроение.
- Хором продекламируем установку на урок.
- Молодцы! |
Поднимают руки, улыбаются.
- Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться | Р -Умение учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план К -Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса Л -Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебную деятельность, создание ситуации успеха. Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2. | Актуализация опорных знаний. |
«Толстые и тонкие вопросы»
Проверка домашнего задания по шаблону. | - Открыли тетради , записали число.
- Что мы узнали на прошлом занятии узнаем из ваших вопросов и ответов. (Слайд1)
- Проверим домашнее задание. - Что произошло при подборе однокоренных слов с гласными в приставках. Оцените соседа. (критерии указаны) (Слайд2)
| Одни задают вопросы, другие отвечают. Какую тему мы проходили? Какие группы приставок бывают? И.т.д.
- Появились беглые гласные.
В «листы достижения» ставят оценки. | П -Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Р -Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения К -Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю |
3 | Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи. Целеполагание. |
Беседа.
Работа с карточками №1
«Незаконченное предложение»
«Фишбоун» | - Ребята, сегодня у нас урок «Открытия новых знаний». Какой план дальнейшей работы предлагаете вы? - Для того чтобы определиться с темой урока нам нужно составить ключевое слово, используя указанные морфемы. (Слайд 3)
- Сейчас орфографическая минутка. Пишем буквы З, С заглавные.
Какие вопросы вы можете задать друг другу?
- Молодцы! - Что вы еще можете сказать? (слайд 4)
Ребята, сформулируйте тему урока.
-- Запишите тему урока «Буква з-с на конце приставок». - Тему урока мы назвали, а дальше по плану у нас что? Дл этого нам придется поработать по карточкам. В данных словах в приставки нужно вставить гласные или согласные буквы. (слайд 5) - Проверяем. Какие приставки встретились? - Легко ли было определить написание гласных и согласных в приставках?
- Какие трудности вы испытали?
- Некоторым ребятам было трудно определить написание букв З-С в приставках, почему?
- Но чтоб разрешить эту проблему исходя из наших трудностей мы должны озвучить цели урока.
- А задача наша состоит в том, что бы… Молодцы.
- И все то что мы сказали изобразим графически. (слайд 6) (голова – когда пишем букву? верхние косточки - З С) | 1. Определим тему урока. 2. Поставим цели урока. 3.Узнаем что-то новое (Правило). 4. Выполним задания (потренируемся) 5. Проверим себя. 6. Подведем итоги. - Получилось слово ПРИСТАВКА.
Записывают в тетради.
- Какие это буквы? –Согласные, парные, твердые, заглавные.
- Буква з-с в приставках.
- Буква з-с в приставках.
Записывают тему.
- Поставить цели урока.
- Неизменяемые.
-Легко. Трудно. - При написании неизменяем ых приставок было легко. - При написании букв З-С в приставках было трудно.
- Мы не знаем когда и почему, в каких случаях писать эти буквы.
- Научиться правильно выбирать и писать буквы З-С на конце приставок.
- Узнать когда нужно писать буквы З-С на конце приставок.
- Мы знаем. Это «рыбий скелет». | П - Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование Р - Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Л - Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
| |||||
| |||||
4 | Открытие новых знаний. | Беседа.
Зрительная гимнастика.
Работа с карточкой №2
Логическое рассуждение.
Прием «Познай-ка» | - Мы должны узнать что-то новое. Но вот представьте: прозвенел звонок, звук у него какой? - А когда вы выйдете на перемену, какое поведение будет у вас, что будете делать? - Подберите такие слова с приставками на З-С. - А что же случится со мной?
- А сейчас мы с вами понаблюдаем за поведением приставок, но сначала снимем напряжение.
- Посмотрите и подумайте , что можно сделать с данными словами? - Проверим, оценим. (слайд 7)
- Хорошо, а как бы вы будь на моем месте, объяснили это деление: в одной группе- слова с буквой З, а в другой – С. Постройте свой ответ в форме рассуждения.
- Какие глухие знаем ? Звонкие?
- Молодцы! Мы смогли с вами сформулировать правило. А что же говорят ученые, посмотрим в учебнике правило. (слайд 8) - И мы с вами можем заполнить наш скелет. (Нижние косточки – перед звонким, перед глухими,) - А какой вывод мы можем записать (хвост - знать правило) (слайд6) |
-Звонкий, громкий. - Бегать , играть.
- Расшумимся, раскричимся, разбегаемся. - Оглохнете, оглушитесь.
Закрывают глаза, открывают, вращение зрачками, вверх- вниз, вправо –влево, закрыть глаза, открыть.
- Переписать, вставить буквы, разделить на 2 группы, с приставкой З и С (выполняют работу).
- За буквой З идут все звонкие, значит пишем букву З на конце приставки. А за буквой С – все глухие, значит пишем букву С. Читают.Записывают.
- С т п к х ч ш щ ц ф. В л с ж л д б р г н м - Знать правило, тогда будем писать правильно. | Р - Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона П - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; Л- доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение проблемных ситуации, выявление, идентификация проблемы, поиск и принятие решения, его реализация. |
| |||||
5 | Физминутка. |
| - Ребята, догадайтесь почему именно эти слова я выбрала для зарядки? (слайд 9) | - Слова с приставками, мы про приставки проходим. |
|
6 | Первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму |
Работа с карточкой№3 | - Взгляните на картины. Из какого произведения репродукции? Что вы видите? Опишите. (слайд 10) - Молодцы! Пришло время проверить себя. Ваша задача : найти и выписать слова с буквами на З-С в конце приставки. Проверяем, оцениваем. (слайд 11) | - «Снежная королева» Г.Х.Андерсена. Описывают. Работают. | Л - Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) Р - Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера К - Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
7 | Закрепление и повторение изученного, включение нового знания в систему знаний и повторение | Устная работа | Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . 1. Ребенок без забот 2. Небо без звезд 3. Жидкость без цвета 4. Дорога без конца 5. Плач без звука 6. Движение без шума 7. Шоколад без вкуса 8. Вход без платы
- Закончите мое предложение: буква З пишется на конце приставки… буква С пишется на конце приставки… |
(беззаботный) (беззвездное) (бесцветная) (бесконечная) (беззвучный) (бесшумное) (безвкусный) (бесплатный)
- Если следует за ней звонкий согласный.
- Если следует за ней глухой согласный. | Л - Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Р - Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения П - Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Л - Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
8 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Рефлексия. | Узнали что-то новое? Было ли трудно? Довольны ли вы тем как прошел урок? Кто доволен своей работой? Достигли ли мы своих целей? Оцените себя поставьте итоговую оценку - Запишите домашнее задание. Р.т. упр.105, на выбор на «5» упр. 441, на «4» упр. 443, на «3» упр. 442. Выставляю за урок оценки.
. | -Да… -Нет… - Довольны…
- Достигли… Полные ответы учащихся. | Л - Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Р - Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика П - Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |