ТЕМА УРОКА: ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛИ УРОКА:1. Познавательные:
- - Объяснить лингвистическую сущность обособления.
- Объяснить правила постановки знаков препинания в
предложениях с обособленными определениями и приложениями.
2. Практические: - Научить видеть в предложении определения и приложения.
- Научить различать определения и приложения.
- Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.
3. Общепредметные:- Развивать логическое мышление в процессе изучения темы.
- Приучать концентрировать внимание и активизировать память при повторении ранее изученного материала
Словарный диктант На какое правило даны слова и словосочетания?
Незамеченный, не замеченный никем, никем не замечен, незваный, иллюстрированный, меченый, овощи не почищены, нечищеные, старательно чищенные, не вспаханная вовремя земля, развеянные семена, брошенные, шинкованная капуста, поля не убраны.
2. Тестовое задание:
Ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…
А) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным?
Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире?
В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного?
Г) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется?
Д) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению?
3. Синтаксический разбор предложения.
Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Они приносят большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денек радует нас веселой песенкой
Задание: Произвести синтаксический разбор 1 предложения.
Объяснение нового материала:
УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ:
1. Определение или приложение относится к ЛИЧНОМУ местоимению.
2. Определение или приложение стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
3. Определение имеет ДОБАВОЧНОЕ обстоятельственное ЗНАЧЕНИЕ.
4. Приложение стоит ПОСЛЕ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО и уточняет его.
5. Приложение с союзом КАК имеет ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧИНЫ; имеет при себе слова: ПО ИМЕНИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.д.
4.Укажите условия обособления приложений
1. Нас врачей поражает это поистине безграничное терпение.
2. Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.
3. Мелкий дождик предвестник осени капает из тучки.
4. Моему спутнику старому охотнику удалось найти тропинку.
5. Добряк он не мог никому отказать в просьбе.
1.Упражнение 308 1,3 предложения 2,7 предложения
2. Самостоятельная работа /по карточкам/
Задание: Расставьте знаки препинания в данных предложениях.
1.Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
2. Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя.
3. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.
4. Нас встретил молодой парень лет двадцати, высокий, красивый.
5. Море, освещенное лучами восходящего солнца, лежало неподвижно.
6. Веселый прохладой лугов освещенный, я красного солнышка жду.
7. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
8. Перед роялем сидела черномазенькая сестрица, Люба.
Домашнее задание: Упражнение 308
ВЫБЕРИТЕ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, КОТОРОЕ НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТРАЖАЕТ ВАШЕ СОСТОЯНИЕ В
КОНЦЕ УРОКА:
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Повторение – мать учения.
Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.
Если за день ничему не научился – зря прожил день.
МОЛОДЦЫ !