Урок: Русский язык и литература 7 Я2 Раздел 4: Здоровый образ жизни: спорт и еда Тема: Спорт для любителей и профессионалов | Школа-гимназия №7 имени С.Сейфуллина | |
Дата:____________ | ФИО учителя: Сарсембаева Лазат Тлеубаевна | |
Класс: 7 | Количество присутствующих:15 | Количество отсутствующих: |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | (7С 7) понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий; (7.Ч4) Использовать виды чтения, включая поисковое; (7.Г4) Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений. | |
Цели урока: | - понимают сообщение продолжительностью 3-5 минут извлекая необходимую информацию и /или определяя последовательность событий; - используют виды чтения, включая поисковое; -создают аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений; | |
Критерии успеха | Все учащиеся смогут: -понять содержание текста - извлечь необходимую информацию из текста -определить последовательность событий Большинство учащихся смогут: -сформулировать вопросы и ответить на них, употребляя ключевые слова и словосочетания; - определять принадлежность текста к типу рассуждение на основе характерных признаков; Некоторые учащиеся смогут: - построить аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений. | |
Языковые цели | Учащиеся развивают навыки говорения и чтения. Ключевые слова и фразы: спорт, спортсмен, незаурядная сила, прославился, известный, акын, музыкант. | |
Привитие ценностей
| Воспитание любви к спорту, уважение к людям спорта. Формирование навыков чтения, говорения, понимания изучаемого текста; умение эффективно работать как индивидуально, так и в команде. | |
Межпредметные связи
| Предлагаемый для изучения материал взаимосвязан с предметами: география, самопознание, казахская литература, музыка. | |
Навыки использования ИКТ | Презентация | |
Активные методы обучения | «Чтение с остановками», «Ромашка Блума», «Формула ПОПС» | |
Предварительные знания | прогнозировать содержание по заголовку или началу текста (7. С5); создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений (7. Г4). |
Этапы урока
| Запланированная деятельность | Ресурсы | |||||||||||||||
Вызов 2 мин
| І. Организационный момент.
Психологический настрой -Здравствуйте, ребята! Послушайте внимательно! Начинаем мы урок С утренней зарядки! Каждый должен быть здоров, Должен быть в порядке! Стать спортсменом не легко. Но с любовью к спорту относится большинство. Ведь недаром говорится, Что дело мастера боится. У: Как вы думаете, ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? ( Предполагаемые ответы учащихся: о спорте, о спортсменах, о любителях спорта и т.д. ) У: Правильно, ребята, мы будем говорить о спорте и спортсменах. |
| |||||||||||||||
Осмысление 30 мин 2 мин
13 мин
10 мин
5 мин
| 2. Мозговая атака У: Ребята, ответьте мне на такие вопросы: - Какие виды спорта нравятся вам? - Каких известных чемпионов вы знаете ? - Каких чемпионов можете перечислить известных в истории Казахстанского спорта? ( Предполагаемые ответы учащихся: футбол, хоккей, теннис, волейбол, баскетбол и т.д.; Головкин, Сапиев, Тен, Алтынбекова, Ильин, М.Манеза и т.д.; Кажымукан Мунайтпасов, Балуан Шолак )
ФО по приёму «Обратная связь учителя» (Учащиеся формативно оценивают друг друга)
Деление на группы У: Ребята, у меня в мешке лежат теннисные мячики на которых написаны цифры 1,2,3. По очередно вытаскиваем из мешка мячик и определяем свою группу. (Учащиеся определяют свою группу).
3. (Г. И) Стратегия «Чтение с остановками» Реализует цель: Развитие навыков осмысленного чтения, прогнозирования, создания аргументированного высказывания, активизировать лексику по теме урока. (7.С7) Цель: научить учащихся построчному чтению текста, самостоятельному формулированию вопроса и быстрого поиска ответа, определения поставленной автором проблемы.
4. (К)(П) Работа с текстом Каждой группе раздаются фрагменты текста. Учитель вслух читает текст, дети внимательно слушают. У: Послушайте текст рассказа «Балуан Шолак». 1-остановка. У: Кем прославился Нурмаганбет? (Примерный ответ: Он был прославлен балуаном, не было борца который его мог бы сбить с ног.) 2-остановка. У: Какой случай произошёл с Нурмаганбетом? (Примерный ответ: Отец отправил сына на ярмарку сына вместо себя. Нурмаганбет проиграл в соревновании по борьбе огромному борцу. На следующий день Шолак возвращается домой с победой.) У: Давайте узнаем, что произошло дальше. 3-остановка. У: Как потратил деньги Балуан Шолак? (Примерный ответ: Юный победитель купил родственникам подарки, остальные деньги раздал бедным.)
ФО по дескрипторам по приему «Дерево успеха» У: Ребята, оцените свою работу по уровням: 1/красный лепесток означает: я выполнил всё самостоятельно. 2/жёлтый лепесток означает: я хорошо освоил , но есть над чем поработать. 3/ зелёный лепесток означает: я ничего не понял. У: Назовите ключевые слова и выражения текста. Физминутка
5. (Г) Стратегия «Ромашка Блума» Реализуются цели: создание аргументированного высказывания на основе личных впечатлений и наблюдений.(7.Г4) Цель: научить учащихся не только отвечать на вопросы, но самому грамотно задавать их. У:1-группа простой и творческий вопрос(по I части) по стратегии Ромашка Блума. 2- группа готовит уточняющий и объясняющий вопрос.(по II части) 3-группа готовит оценочный и практический вопрос. (по III части) Каждый ученик предлагает свой вопрос группе. После обсуждения выбираются 2 вопроса, на которые предлагается ответить другой группе. Предполагаемые вопросы: 1.В каком году родился Нурмаганбет? (Примерный ответ учащихся: Нурмаганбет родился в 1864 году в семье Баймырзы.) 2.Что было бы, если Нурмаганбет проиграл в соревновании во второй раз? (Примерный ответ учащихся:Отец наказал бы его.) 3. Правда ли, что соперник Шолака был настоящим гигантом? (Примерный ответ учащихся:Да. Противник Нурмаганбета был настоящим гигантом.) 4.Почему Нурмаганбет вступил состязание с победившим его борцом во второй раз? (Примерный ответ учащихся: Он не знал, как рассказать отцу о случившемся. Самолюбие толкнуло его к повторному бою. На следующий день он победил противника.) 5.Как вы относитесь к тому, что юный победитель купил подарки родственникам, а остальные раздал бедным? (Примерный ответ учащихся:Я считаю, что он настоящий мужчина, щедрый человек.) 6.Как бы вы поступили на месте героя? (Примерный ответ учащихся:я поступил бы также, как и главный герой
ФО: по приёму «Две звезды и одно пожелание» 6. (И) Стратегия «Формула ПОПС» Реализует цель: Создание аргументированного высказывания (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений.(7.Ч4) Цель: позволит учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. У: Составьте своё высказывание в виде текста рассуждения, отвечая на вопрос: Правильно ли поступил Балуан Шолак, раздав деньги бедным? П озиция- Я считаю, что… О боснование - Потому что… П ример- Я могу это доказать на примере… С уждение- Исходя из этого я могу сделать вывод о том, что…
(Примерный ответ учащихся: П: Я считаю, что Балуан Шолак правильно поступил раздав деньги бедным. О: Потому что семья его жила в достатке. П:Многие люди живущие в достатке раздают малоимущим деньги, сладости, одежду и т.д. Это их делает выше в сознании народа. Народ любит своих героев за то, что они щедрые, справедливые, связывают себя со страной. С: Исходя из этого я могу сделать вывод о том, что Балуан Шолак является образцом для всех настоящих жигитов казахского народа. ФО: Взаимооценка учащихся |
| |||||||||||||||
Рефлексия 8 мин 5 мин 2 мин | IV. Рефлексия по стратегии «Синквейн»
У: Итак, наш урок приблизился к завершению. Для полного завершения мы с вами проведем Синквейн. Алгоритм: 1. Существительное 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Предложение 5. Синоним Каждый из вас напишет в тетрадях синквейн на тему «Балуан Шолак». (Учащиеся составляют синквейн и читают свою работу) (Примерные ответы учащихся: 1.Балуан Шолак 2.Сильный, честолюбивый 3.Борется, побеждает, решает 4.Честолюбивый Балуан Шолак побеждает гиганта. 5.борец) Домашнее дифференцированное задание: Уровень А: сделать альбом «Чемпионы олимпиад из Казахстана» Уровень В: Подготовить письменно Вопросы для любимого спортсмена Уровень С: написать эссе на тему «Мой кумир в спорте». У: Ребята, мы с вами говорили о спортменах из истории, дома постарайтесь выбрать спортсмена современности.
Завершается урок. Поработали на славу Вместе мы узнали правду Об истории борца, музыканта и певца. Балуан Шолак был честен, Смел, талантлив и известен. И борец был не по зубам Всем тем, кто считал себя палуан. А также был акыном он, И песнь любимой сочинял, Той, что в сердце у него была Звалась она красавица Галия. |
|
Дифференциация. Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете перед более способными учащимися? | Оценивание. Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности.
|
Использование стратегии «Чтение с остановками, «Ромашка Блума» при изучении текста. Для учащихся с высоким уровнем мотивации: умение соотносить информацию с общеизвестными, повседневными знаниями.Домашнее задание будет дифференцированное. | ФО по дескрипторам Взаимооценка, «Дерево успеха», Обратная связь учителя, рефлексия «Синквейн».
| Кабинет организован для групповой работы, соблюдение правил групповой работы, умение эффективно работать как в команде так и индивидуально, физминутка для здоровья. |
Рефлексия | Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки. | |
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?
|
| |
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)? Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
|
Приложение №1
Текст
Балуан Шолак
Прошло полтора века с момента рождения известного Балуана Шолака, имя которого превратилось в легенду и известно каждому. Не было равных, кто мог бы сразиться с ним, никому не удавалось сбить его с ног по борьбе в тяжёлом весе.
В 1864 году в семье Баймырзы из рода Самбет родился сын. Малыша назвали Нурмаганбетом. Так случилось, что в детстве ребёнок повредил руку. С тех пор и называли его Шолаком. Детство и юность Шолака прошли в Кокшетау. Отец его работал не покладая рук, и семья ни в чём не нуждалась.
Юный Шолак уже тогда отличался дерзким характером, ни в чём не уступал старшим мальчишкам, самозабвенно дрался и боролся, был заводилой во всём. Обладая незаурядной силой и ловкостью, он не имел себе равных в любых соревнованиях. Уже в молодые годы Шолак прославился как непобедимый и удостоился почётного звания Балуана. Он легко удерживал на плечах бревно с двадцатью джигитами, в 35 лет на ярмарках поднимал тяжести весом в 51 пуд ( 816 кг). Никому не уступал Балуан Шолак и в джигитовке, показывал настоящие цирковые трюки: на всём скаку стоял на лошади, кружился в седле, мог на ходу без поводьев опуститься на брюхо коню…Также Балуан Шолак был прославленным акыном, певцом, композитором. Его песенное искусство очень высоко ценили. Он всегда и среди всех выделялся своими талантами.
Однажды Баймырза неожиданно захворал. И пришлось послать в город юного Нурмаганбета. Отец дал ему рубль, чтобы Нурмаганбет купил продукты. Невысокого и коренастого пятнадцатилетнего парнишку, который носил отцовский тулуп, отправили под присмотром родственника Мукуша.
Шумный базар жил своей интересной жизнью. Везде кипела торговля, разносился гул голосов торговцев. Внимание Нурмаганбета привлекла большая толпа. Любопытный мальчишка решил подойти поближе. Здесь предлагали прохожим побороться с «гигантскими борцами». Победитель получал рубль. Такое зрелище не могло оставить дерзкого Нурмаганбета равнодушным. Он кинулся в бой. Но на беду запутался в подоле отцовского тулупа и упал прямо перед богатырём. Расстроенный Мукаш отдал рубль и отругал юношу.
Ночью Нурмаганбету не спалось. Он не знал, как рассказать отцу о случившемся. Наутро парнишка снова помчался на площадь и направился прямо к борцу. Борец предложил неугомонному подростку борьбу не на рубль, а на восемь. Такое богатство позволяло приобрести в те времена восемь овец. Он решительно подбежал к гиганту, схватил его за бедро и перевернул, да так, что земля затряслась вокруг. Зрители стали бросать монеты на шапан. Юный победитель купил родственникам подарки, остальные деньги раздал бедным.
Увлечением джигита было пение, игра на домбре. Он пел песни Биржана и Акана сери. Пел так, что об этом рассказывали по всей степи.
Широкая душа и нетерпимость к несправедливости сделали Балуана Шолака любимцем земляков. Его имя и заслуги остались навсегда в истории казахского народа.
«Слава о Балуане Шолаке распространилась далеко за пределы Кокшетау. Где бы он не появлялся, народ встречал его торжественно, с почётом и уважением. Народ его очень любил. Легендарный борец и акын Балуан Шолак стал легендой ещё при жизни»,- писал известный казахстанский историк и писатель Бейбут Койшибаев.
Приложение №2
Физминутка
Спорт ребятам очень нужен,
Мы со спортом очень дружим!
Спорт- здоровье, спорт-игра!
Скажем мы, физкульт-ура!
Раз поднялись, потянулись.
Два-согнулись, разогнулись.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять- руками помохать.
Ну, а шесть- потанцевать.
Критерии и дескрипторы к стратегии «Чтение с остановками»
Критерии | Дескрипторы |
Понимают общее содержание текста. Делает предположение по названию | -понимает содержание текста -прогнозирует содержание по заголовку |
-делит текст на смысловые части -определяет последовательность событий
|
Критерии и дескрипторы к стратегии « Ромашка Блума»
Критерии оценивания | Дескрипторы |
Связывают основное содержание текста с жизнью и правильно составляют вопросы. | - понимают содержание текста; - правильно формулируют вопросы; - отвечают на вопросы, придерживаясь речевых норм; - приводит примеры из жизни и связывают информацию с повседневными знаниями; - аргументируют свою точку зрения; |
Критерии и дескрипторы к стратегии «Формула ПОПС»
Критерии | Дескрипторы |
Создаёт аргументированное высказывание /рассуждение с элементами повествования/. | - Понимает содержание текста; - Создаёт текст рассуждение; - использует 1-2 аргумента; -выдвигает собственную позицию. |