Урок русского языка в 8классе
Тема: Безличные предложения.
Цели:
Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений.
Научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.
Задачи
Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
Закреплять умение составлять лингвистический рассказ по схеме.
Развивать память, речь, образное мышление учащихся.
Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.
Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в Безличном предложении», карточки-примеры, контрольные карточки.
ХОД УРОКА.
1. Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, подпишите число.
2. Синтаксическая дуэль: Продолжите мою мысль
Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи?, это…(сказуемое)
В предложении «В классе тихо», слово «тихо» …(сказуемое)
Для пословиц и поговорок типичны … предложения. (обобщенно-личные)
Подлежащее можно легко восстановить в … предложениях. (Определенно-личные)
В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму …(3-го лица мн.ч., или прош.вр. мн.ч.)
Подведем итог: кто «выжил», «ранен», «убит». А теперь, внимание, сегодня за урок вы сможете получить только положительные оценки, для того чтобы мне легче было вас оценить, у себя на полях будете ставить плюсы, когда я скажу. За первое задание плюсы получают …..
3. Укажите односоставные предложения: (на доске)
а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.
б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)
в) Искрится и переливается снег в лунном свете.
г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом)
- Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)
Объяснить название
Форма сказуемого
Употребление в речи
Пример
За рассказ плюсы получают…
4. Тема урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с односоставными безличными предложениями. Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.
- О чём говорит нам название «безличное» предложение? (нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие – «без лица», действие происходит само по себе).
- Найдите в составе сложного предложения односоставное предложение (предложения написаны на доске)
1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
- Состояние чего рисует это предложение? (природы)
2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.
- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)
5. Работа с раздаточным материалом (с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении»).
- Перед вами предложения. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах. Чем выражено сказуемое в безличном предложении
Безличный глагол ( с –ся и без –ся)
1.Думается в основном о конце света.
Личный глагол в безличном значении.
2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.
Инфинитив
3. Идти дальше некуда.
Слово категории состояния на -о
4. На душе было легко и радостно.
Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом
5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.
Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.
6. Нет сна, есть видимость его.
Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.
7. В номере было накурено.
За активную работу плюсы…
- Какое предложение звучит красивее: Наступает вечер или Вечереет?
- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи? (выразительность; лаконичная форма обозначения состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)
6. ИГРА «ДА – НЕТ» (физкультминутка)
- Я вам задаю вопрос, а вы если «ДА» - встаете, если «НЕТ» - сидите.
Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)
Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)
Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
7. Работа в парах.
Докажите, что пред вами текст.
Найти в тексте безличные предложения, сколько их? Чем выражено сказуемое?
Сделать вывод о функции безличного предложения в художественной речи. (субъективное восприятие действительности, описать состояние души)
- Работаете ровно столько, сколько звучит мелодия.
К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкновенно ясно. Темнеет. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.
И. Бунин. «Антоновские яблоки»
(К ночи становится очень холодно и росисто. – инфинитив и слово категории состояния; Темнеет. – безличный глагол; Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. – безличный глагол. Вывод: )
Плюсы могут себе поставить…
8. Контрольные раздаточные карточки.
- Выпишите безличные предложения. Объяснить орфографию в пропусках.
Двусоставное предложение 3, 6,8.
Определённо–личное предложение 1, 2, 5.
Безличное предложение 4, 7, 9.
1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)
2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)
3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)
4) От её голоса п…веяло теплотой. (Теплота повеяла от ее голоса)
5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось. (В ту ночь никто не спал)
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9) В воздухе пахнет сосновой см…лой. (Сильно пахнет сосновая смола)
Плюсы могут себе поставить…
9. Творческое задание.
- Ну, а сейчас я попрошу вас придумать по 2 – 3 безличных предложения на тему «Осенний день», а «Осенняя песня» П.И.Чайковского, я думаю, вам поможет.
(спросить 2 – 3 человек прочитать свои работы)
Плюсы могут себе поставить…
ВЫВОД: Сегодня мы закончили знакомство с глагольными односоставными предложениями, итак давайте еще раз назовем их: (ответы учащихся). Скажите, кто сколько плюсов сегодня получил? 4 – 5 плюсов – «5», 3 плюса – «4». Запишите домашнее задание: §21 упр. 135. Всем спасибо за урок!
4