Урок – размышление по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю» Тема: Что это за мир такой?

Урок внеклассного чтения по рассказу В Распутина "" В ту же землю(предполагается, что текст прочитан детьми самосстоятельно). Урок рассчитан на 2 часа. Используемая педагогическая технология : тхнология проблемного обучения.

Содержимое разработки

Учитель русского языка и литературы

Семенова Т.В., ГБОУ школа №169

Урок – размышление

по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю»

Тема: Что это за мир такой?

Цели:

Образовательная: углубление и расширение знаний обучающихся о творчестве В.Г. Распутина и его творческой манере;

готовить к экзаменационному сочинению через отбор материала по основным  проблемам рассказа, классифицировать материал по данным проблемам;

Развивающая: развитие умения анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, сравнивать, высказывать свою точку зрения;

Воспитательная: воспитание сочувствия к людям бесправным, униженным, раздавленным беззаконием,чувства справедливости, милосердия, отзывчивости.

Планируемые результаты:

Личностные:

-вызвать интерес к творчеству писателя

-пробудить сострадание к героине рассказа

-заставить задуматься над нравственными проблемами, поднимаемыми писателем

Метапредметные:

-формировать умение понимать проблему

-подбирать аргументы

-использовать различные источники информации

Предметные:

-развивать умение выявлять авторскую позицию

-понимать и формулировать художественную идею произведения

-совершенствовать навыки анализы художественного произведения, умения читать «между строк»

Используемая педагогическая технология: технология проблемного обучения

Тип урока: внеклассное чтение (текст читается детьми самостоятельно)

Целевая аудитория: обучающиеся 9-11 классов

Примечание: урок рассчитан на 2 часа

Господи, что это за мир такой,

если решил он обойтись без добрых людей,

если все, что рождает и питает добро,

пошло на свалку?!

Проблемный вопрос: Какие нравственные проблемы поставлены в рассказе В.Г.Распутина « В ту же землю...?

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

II. Рассказ обучающегося о писателе В.Г.Распутине (Подготовленное индивидуальное задание, слайды 1-13)

III. Какие проблемы волнуют писателя Распутина? (Слайд 14-15)

  • проблема современной деревни и города;

  • проблема «отцов» и «детей»;

  • прошлого и настоящего;

  • проблема власти и обреченности человека при этой власти (социальная);

  • проблема воспитания подрастающего поколения

- Какая, на ваш взгляд, из этих проблем центральная? (Проблема власти, потому что все остальные проблемы порождены ею, связаны с нею, они ее следствие. Обратите внимание, как личностно звучит эта проблема в устах героини рассказа (эпиграф к уроку). (Слайд 15)

- Из чьей души рвется этот вопрос? (Пашута)

IV. Рассказы обучающихся о главной героине Пашуте (подготовленные сообщения с опорой на текст ) (Слайд 16-19 )Что мы узнаем из произведения о нелегкой судьбе Пашуты? ( Всю жизнь проработала на стройке; не имея своих детей, растила приемную дочь, дважды была замужем, но семейного счастья не испытала. Она – одна из многих, кто, прожив жизнь, ничего не нажил, ничего не отложил на « черный день». Но несмотря ни на что, она сохранила добрую душу и гордый характер: не бросила же мать в деревне, не осталась равнодушной к судьбе внучки.).Так почему же решила нарушить общепринятые обряды человека? Почему ее мать должна уйти в мир иной не так, как все? (1 Это вина Пашуты. Гордость не позволила ей идти с протянутой рукой к людям. 2 У матери не было городской прописки, у дочери – денег купить ей прописку, заплатить за справку о смерти, за место на кладбище и похороны.)Ей не на что похоронить мать: в этом истинный трагизм положения.

К кому она обращается за помощью? (к Стасу Николаевичу, единственно близкому человеку, с которым вместе возводили гидроэлектростанцию в этом городе.)

Фрагмент их разговора, касающийся отношения Пашуты к власти. Прокомментируйте этот эпизод. Почему Пашута не хочет идти к ним ? ( Пашута не хочет идти к ним, ведь это им нужны миллионы, рабская душа человеческая. Это они все разрушили, чтобы человек думал только о животной жизни, они опустошили русские деревни. « Господи, как хорошо не видеть того, что делается на этой земле,- восклицает героиня во время отчаяния. )

Какие еще страницы рассказа повествуют о нынешней власти (период перестройки), об отношении ее к людям? ( Эпизод из последней части рассказа, когда Пашута приходит на могилу матери и видит рядом с ней еще два холмика).Откуда они?

Стае Николаевич рассказал о судьбе Сереги. Это его одна могила. Он и сам заказал себя похоронить там же.

Почему? Стас изменил самому себе? Что заставило его принять такое страшное решение? ( Гибель друга, предательство властей по отношению к нему. Разуверился он в людях, не нужны ему теперь их обычаи и традиции, земля уплывает из-под ног, мир рушится на глазах. К чему теперь прежние законы? )

Трудно сознавать, что теперь правят « подлость, бесстыдство, каинство». Человек честный, гордый, благородный не нужен обществу. Против этого нет оружия. Вот и восклицает Пашута: « Господи, что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку?..»- «А я не хочу так жить, не умею. У меня ноги больные – на колени падать. А спина не гнется»

Танька. Туго пришлось бы Пашуте, если бы не внучка Танька, которая и составляет сейчас смысл всей Пашутиной жизни. ( Индивидуальное задание . Внешнего описания как такового нет. Танька чем-то напоминает Пашуту в молодости, и «сердцевинка» в ней еще живет. Образ 15-летней девочки помогает многое понять в рассказе. Некоторые события даются глазами Таньки. Она воспринимает все искренне, не умеет скрывать, как взрослые, своих чувств. Это к Таньке бежит бабушка с двумя комочками мороженого. Именно внучка делает жизнь Пашуты осмысленной. И хотя не ласковая, а несколько грубоватая она женщина, все-таки и ей хочется иногда передать внучке все то, что осталось от тепла и ласки в застывшем сердце. И Танька не остается в долгу: прильнет она к бабушке и выговорится, и пожалеет, так чтр « окатит волна сладкой боли, перехватившей горло, Пашуту, и, быть может, в этот момент женщина впервые поймет: не зря жила, не зря страдала». Образ девочки дан светлыми, чистыми, добрыми красками. Он дает веру в то, что жизнь должна продолжаться и устраивать ее взрослые должны во имя друзей.)

V. Образ города (Слайд 20)

Город, в котором живут люди, приобрел славу экологически неблагонадежного. Здесь работали самые крупные в мире алюминиевый завод и лесокомплекс, что варил целлюлозу, « от фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали щели и все равно заходились в удушливом кашле». Через 20 лет он превратился из « города будущего» в « удушливую газовую камеру» замедленного действия.

VI. Образ деревни. « Самая большая беда России…разорение деревни. И деревня мстит городу за это». (Слайд 21)

С болью в сердце описывает Распутин разорение российских деревень на примере одной маленькой деревеньки, расположившейся под ленским берегом. Противопоставление города и деревни налицо. Мать Пашуты- человек деревенский: постоянно думала о деревне, « деревней она только и дышала». И не только потому, что всю жизнь там прожила, а был у этой жизни какой-то определенный порядок. Все друг друга знали, было, с кем перемолвиться, к кому за помощью обратиться. Не случайно Пашута, размышляя о похоронах, в глубине души восклицает: «…как просто было бы сейчас в деревне!» И действительно, просто и мудро заведено было все в деревенском « миру», по-доброму, по-человечьи.Вырвавшись из деревни, человек понастроил городов. Но жизнь его не стала лучше. Одиноко в городе и Пашуте, и ее матери. « Завезла ее в такое чудесное место, что никто ее тут не знал. Она и на улицу почти не выходила». Да, некому и обмыть покойницу, некому и поплакать о ней. Хотела ли Аксинья Егоровна, чтобы так проводили ее в последний путь? )

VII. Подготовка к экзаменационному сочинению. Проблемы, поднятые в рассказе, тесно связаны друг с другом, но тем не менее, чтобы раскрыть одну из них в сочинении, нужно четко знать, на каком литературном материале это делать, какие эпизоды, описания использовать.

Перед вами комплекты экзаменационных сочинений прошлого года. Просмотрите и назовите те, при написании которых вы будете использовать материалы урока. Например:

« Образ города в одном из произведений русской литературы 20 века». « Нравственная проблематика современной прозы» « Особенности проблематики одного из произведений В. Распутина.» «Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л. Н. Толстой. ( По одному из произведений русской литературы.)

VIII. Вывод. « В ту же землю...» называется рассказ Один из персонажей, стоя у свежего холмика могилы Аксиньи Егоровны говорит: « А что.. .хоронят же при дорогах шоферов, когда погибают. Какая разница - где?! В ту же землю...» Да, законы природы предопределили человеку жить и умирать и уходить в землю. Только рассказ-то Распутина о другом: нам, людям, прежде чем успокоиться и с миром уйти в землю, нужно сначала устроить по законам добра и справедливости жизнь на этой земле.

Подведем итог: рассказ

взволновал (чем?),

заинтересовал (чем?),

поразил (чем?),

научил (чему?) и

заставил задуматься (о чем?).

Домашнее задание : написать вступление и заключение к темам ( см. выше ) - на выбор.




Используемая литература

1. Распутин В.Г. В ту же землю., Роман-газета 21 век., №1, М., 1999

2.Журнал «Литература в школе»

3. Ресурсы Интернета . Сайт «Инфоурок»

Сохранить у себя:
Урок – размышление по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю» Тема: Что это за мир такой?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки